Автор: Мамеева Галина Петровна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: конспект коррекционно-развивающего занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Тема: "Поможем Айболиту"
Раздел: дошкольное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЯЗАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 120»
План-конспект фронтального
коррекционно-развивающего занятия по ФЭМП
с детьми подготовительной к школе группы
(6-7 лет) с нарушением зрения
Тема занятия: «Поможем Айболиту»
Учитель-дефектолог
Мамеева Г. П.
г. Рязань
2019 г.
Цель занятия:
Закрепление математических знаний и умений у детей с нарушением
зрения.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
продолжать
учить
составлять
простые
арифметические
задачи
и
записывать их решение с помощью цифр и математических знаков;
закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, решение, ответ;
упражнять в прямом и обратном счёте, умении решать примеры на
числовой оси;
закреплять знания о последовательности дней недели;
формировать умение анализировать сложную форму предмета, работая
по схеме.
Коррекционно-развивающие:
способствовать
развитию
зрительных
функций
(прослеживание,
фиксация взора, поисковая деятельность), пространственной ориентировки
детей;
способствовать развитию мыслительных процессов, мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать
желание
оказать
помощь,
узнавать
новое,
стремление
достигать положительного результата в своей деятельности.
Средства коррекции:
Демонстрационные:
фланелеграф с буквами;
изображение доктора Айболита;
конверт с письмом;
набор цифр от 1 до 10 и математических знаков;
д/и «Танграм» (корабль).
Индивидуальные:
математические наборы цифр и знаков;
фланелеграфы с деталями игры «Танграм»;
картинки для составления задач;
карты с числовой осью;
ручки шариковые;
наклонная
подставка,
подставка
для
книг
(в
зависимости
от
зрительного диагноза).
Предварительная работа:
Отгадывание
загадок,
решение
логических
задач,
решение
простых
арифметических задач, наблюдение за календарем.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-дефектолог предлагает встать в круг и поприветствовать друг
друга: повернуться направо и улыбнуться соседу, потом налево повернуться и
улыбнуться, затем повернуться к гостям и поздороваться. Педагог показывает
письмо,
которое
пришло
сегодня
утром.
А
чтобы
узнать
от
кого,
надо
отгадать загадку.
Лучший доктор для зверей
И любимец всех детей.
Лечит от всего-всего.
Не боится ничего.
Нет для доктора преград.
Всем помочь он только рад. (Айболит).
Педагог зачитывает письмо: «Дорогие дети подготовительной группы!
Я спешу на помощь к больным зверушкам в Африку, но забыл, где они живут.
Помогите мне вспомнить точный адрес. Я должен туда попасть до пятницы.
Вас ждут большие трудности, но я верю, что вы справитесь с ними. За каждое
правильно выполненное задание будет открываться одна буква на волшебном
фланелеграфе».
2. Дидактическое упражнение «Дни недели».
Педагог
уточняет,
когда
Айболит
должен
прибыть
в
Африку?
(До
пятницы). А сегодня какой день недели? Завтра какой будет? Послезавтра?
Вчера? Позавчера? Сколько всего дней недели? Давайте назовем по порядку.
Вывод: дети помогли Айболиту разобраться с днями недели и заработали
первую букву.
3. Дидактическая игра «Танграм».
Дети
по
увеличенной
схеме
собирают
корабль
(открывается
вторая
буква).
4. Дидактическое упражнение «Прямой и обратный счёт».
Для
того
чтобы
корабль
отправился
в
плавание,
надо
посчитать,
правильно назвать числа в прямом и обратном порядке (открывается третья
буква).
5. Физкультминутка.
Дети выполняют физкультминутку, стоя возле своих столов.
Путешествие.
До Африки нам, братцы,
- Указательным и средним пальцами одной руки
Так трудно добираться!
«пройтись» по ладони другой; поменять руки.
На машине мы поедем
- Имитировать управление рулем.
И на поезде помчимся,
- Двигать согнутыми в локтях руками.
В самолете полетим,
- Ходьба друг за другом, руки в стороны.
Сверху землю оглядим.
- Выполнить упр. «Бинокль».
На корабле по океану
- Сложить ладони «лодочкой», подняв большие
Плывем с отважным капитаном.
пальцы вверх; делать волнообразные движения
вправо – влево сложенными ладонями.
Вот впереди видна земля.
- Приставить ладонь «козырьком» ко лбу, глядя
вперед.
Приплыли в Африку, друзья!
- Хлопки в ладоши.
Н. Метельская
После выполнения физкультминутки открывается четвёртая буква.
6. «Составь и реши задачу».
Педагог
предлагает
по
картинке
составить
и
решить
задачи.
Дети
вспоминают,
из
каких
частей
состоит
задача
(условие,
вопрос,
решение,
ответ). Далее дети совместно с педагогом составляют и решают задачу на
арифметическое действие – сложение. Решение выкладывают из цифр и
знаков на столе (открывается пятая буква). Затем составляют и решают задачу
на арифметическое действие – вычитание (открывается шестая буква).
7. Зрительная гимнастика.
Дети выполняют гимнастику для глаз, сидя на своих местах и сняв очки.
1. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
2. «Далеко - близко». Смотреть за окно, затем на таблицу (6 раз).
3. «Зоопарк». Изображать сердитого волка, весёлую обезьянку (2 раза).
4. «День – ночь». По команде: «День» - открывать глаза, по команде:
«Ночь» - закрывать глаза.
5. «Погреем ладонями глаза». Потереть ладони друг о друга и приложить
к глазам (3-4 раза).
8. Дидактическое упражнение «Числовая цепочка».
По
заданию
учителя-дефектолога
дети
решают
примеры,
вписывая
нужные цифры в геометрические фигуры, из которых составлены их цепочки
чисел. После выполнения задания открывается седьмая буква.
9. Итог занятия.
Дети
читают
слово,
которое
получилось
из
букв
на
волшебном
фланелеграфе: ЛИМПОПО. Именно сюда должен приехать доктор Айболит
для
лечения
зверей.
Дети
вспоминают,
что
делали
на
занятии,
что
им
понравилось, а что было затруднительным. Педагог отмечает работу детей во
время занятия.