Автор: Лобанова Ольга Павловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад№8" г. Сыктывкар
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: Программа
Тема: "Программа "Летней оздоровительной работы"
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие педагогов ДОУ при подготовке
мероприятий
Педагогическая технология - это
системная совокупность
и порядок функционирования всех личностных,
инструментальных и методологических средств,
используемых для достижения
педагогических целей
(М.В. Кларин).
Необходимость формирования команды может возникать в различных
ситуациях развития организации. Быстрые изменения, как в политике, так и в
образовании ставят ряд задач, связанных с командообразованием. Наиболее
часто возникает запрос на формирование оперативных команд для работы в
условиях ограниченного времени. Сплочение педагогов и специалистов ДОУ
с целью более результативного обмена информацией, усиления креативности
и объединения усилий для достижения целей учреждения в целом; сплочение
младшего педагогического персонала с целью ускорения прохождения
информации, улучшения психологического климата в коллективе.
Командная работа – это не просто эффективный способ взаимодействия
группы людей, объединенных общей целью и использующих одни средства
для её достижения. Команда – это еще и определенная форма рабочего
взаимодействия людей, для успешной деятельности которой необходимо
соблюдение ряда определенных принципов и правил.
Работа в команде является первоочередной в работе с детьми с ОВЗ,
только целенаправленный процесс всех специалистов и педагогов
учреждения даёт достижение полноценного результата.
Неспособность особого ребенка к проявлению собственной активности,
как субъекта взаимодействия, направленного на исследование
быстроменяющейся социальной среды, трудность вовлечения и поддержания
контакта с «новым» взрослым и детьми внутри нее, является одной из
основных проблем ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья, развития и
эмоциональными нарушениями при поступлении в детский сад.
Взаимодействие ребенка со всеми специалистами идет на протяжении
всего времени пребывания в ДОУ. Таким образом, ребенок учиться
находиться в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, учиться
взаимодействовать, вести диалог, играть, интересно и с пользой проводить
время счастливого детства.
Овладение таким ребенком средствами оптимизации собственной
активности, а также развитие компенсаторных механизмов «запускающих»
ориентировку на смысл ситуации взаимодействия со взрослым и
сверстниками является первостепенной задачей уже на ранних этапах
«подготовки» ребенка к включению в коллектив.
1
Речь идет о выстраивании стратегии индивидуальной психолого-
педагогической работы с особыми детьми всех специалистов в едином
коммуникативно-ориентированном алгоритме с использованием «средового»
подхода. Под средовым подходом понимается, создание цепочки
развивающих, коммуникативно-познавательных сред, способствующих
пробуждению собственной активности ребенка и расширению его социально-
адаптивных возможностей. Сама среда понимается как «система устойчивых
пространственно-временных эмоциональных и социальных отношений,
задаваемых людьми с целью развертывания того или иного смысла».
Так, индивидуальные занятия с логопедом, психологом, дефектологом,
а также занятия в мини-группах с несколькими специалистами и со всей
группой в кругу, так же как и другие виды организованной деятельности в
саду все это – может рассматриваться как «среда отношений» для решения
смысловых жизненных задач.
На современном этапе развития России происходят изменения в
образовательных процессах: содержание образования усложняется,
акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных
способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер;
на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и
воспитания, направленные на активизацию познавательного развития
ребенка. В этих изменяющихся условиях воспитателям и специалистам
необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных
подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,
применяются особые коррекционно - развивающие педагогические
технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и
воспитании
.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно - развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровье сберегающие технологии
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий
обеспечивает у обучающихся развитие познавательной активности,
творческих способностей, мотивации в воспитательном процессе.
Мы считаем, что одним из путей модернизации традиционных
технологий является введение в них элементов развивающего обучения и
интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения
и хочу остановиться на технологии умения работать в команде при
проектировании проектной деятельности, которые мы широко применяем в
своей работе.
2
Одним из таких проектов является наш большой проект МАДОУ
«Детский сад №8» - это фестиваль «Дни Радуги». Наш детский сад посещают
дети с ОВЗ и дети инвалиды, и поэтому наш фестиваль приурочен в первую
очередь к дню инвалида. Фестиваль продолжается в течение семи дней, точно
в соответствии с цветами радуги. В каждый цветовой день дети одевают
одежду определенного цвета, каждая группа имеет свои галстуки, различные
по цветовой гамме, соответственно цвету дня оформляются коридоры ДОУ.
Во-вторых, наш фестиваль является еще и профилактикой перегрузки детей,
ежедневно занятых на НОД (нетрадиционно организованная деятельность) и
реабилитацией здоровья, так как в дни фестиваля с детьми не проводятся ни
какие занятия. Эти дни, дни фестиваля, наша команда определяет, как неделю
каникул для дошкольников. Цель фестиваля зависит от годовой цели
учреждения, меняется каждый год.
Организаторами и реализаторами проекта являются наши педагоги,
точнее сказать команда педагогов, с взаимодополняющими умениями,
связанными единым замыслом, стремящихся к единой цели и разделяющих
ответственность за их достижения, где интересы каждого вторичны. Наша
команда находиться на стадии функционирования, где у каждого есть своя
роль. Команда открыто проявляет и разрешает конфликты.
Для того, чтобы уменьшить количество конфликтов команде необходимы
четкие правила и принципы работы. Причем эти правила и принципы
должны быть сформулированы и приняты самой командой изнутри.
Нарушения правил быть не должно, так как они созданы для того, чтобы их
выполнять.
Принципы работы нашей команды (принципы обсуждались на
педагогическом совете ДОУ и были приняты коллективом):
1.
Ответственность. Участие в командной работе и никто не должен
подвести другого. От каждого зависит качество и надежность
проведения мероприятия.
2.
Мотивационная готовность. Участие в мероприятиях дает
возможность составлять портфолио и аттестоваться на более высокую
категорию, соответственно получать более высокую заработную плату,
получение новых профессиональных знаний и навыков для молодых
специалистов.
3.
Автономия. Участие только привлеченных членов команды.
4.
Выполнение только своей функции. От этого зависит качество
работы. Член команды должен выполнять то, что он умеет.
5.
Добровольное участие. Заключается в том, что нет принуждения к
участию. Каждый член заинтересован.
Теперь, после многих мероприятий, отработанных нашей командой,
можно уже говорить об истинной команде, имеющей единые для всех членов
коллектива цели, совместную деятельность по достижению этих целей,
3
наличие хорошей и адекватной организационной структуры, хороший
психологический климат.
Каждый член команды имеет высокий профессиональный уровень, умеет
принимать решения и эффективно взаимодействовать с другими людьми,
конкретно с детьми, сотрудниками и родителями. Наша команда не
застывший коллектив люди могут приходить, уходить, а вновь пришедшие
это всегда новые ресурсы. Вливаются и молодые специалисты, создающие
конкуренцию стажистам, но с другой стороны при проведении мероприятий
идёт передача профессиональной деятельности одних другим.
Работа команды строилась таким образом, что каждый член команды
зависит от другого члена команды и выполняет правила, предусмотренные
при работе в команде.
Правила работы для нашей команды (командное решение)
1.
Решения принимаются только единогласно
2.
Равноправие между членами команды
3.
Положительное отношение между участниками команды,
настроенность команды только на получение высоко результата.
4.
Нет личных отношений. Принятие решений исходит не из личных
симпатий, от из правила «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ».
5.
Дисциплинарная ответственность
6.
Доброжелательность и доверие.
Постоянные сборы для обсуждения и составления плана мероприятий
фестиваля позволяют выработать положительное отношение к каждому
члену команды в атмосфере доброжелательности и доверия. Как итог -
грамотно составленный план, включающий содержательную базу каждого
дня можно проследить в ПРИЛОЖЕНИИ №3. Каждый член команды имеет
равные права при обсуждении мероприятия и внесении коррективов. Обсудив
план, и продумав каждый день пошагово,
педагоги и
специалисты, то есть
члены команды знают о заданиях друг друга и имеют представление о
талантах и способностях каждого (этого у нас не отнять).
Понимание полного взаимодействия между членами команды идет при
выступлении педагогов, как артистов на открытии фестиваля и большом Гала
концерте.
Каждый член команды зависит от другого, так, например, при проведении
подпроекта «Маме это интересно…» работа психолога и дефектолога
включала работу в паре при проведении консультации для родителей «Я и
мой ребенок» - подборка и обыгрывание игр с мамой. С их стороны, нужна
была договоренность, разделение обязанностей (подготовка презентации,
выступление, непосредственно проведение игр с родителями).
(
Приложение
№1)
Договоренность между членами команды нужна и остальным –
инструкторам по физической культуре и ЛФК при проведении консультации
«Моя спортивная мама» для родителей в рамках проекта «Маме это
4
интересно…»
(
Приложение №2)
;
логопеду, руководителю по
изобразительной деятельности, инструкторам по физической культуре, также
проводящим консультации «Игры по дороге домой», «Готовим краски дома»,
«Если в руки взяли мяч» в проекте «Маме это интересно…» (Приложение
№4, №5). Между всеми специалистами требуется особая договоренность, так
как надо не затянуть мероприятие, чтобы время каждого расписано было
поминутно, чтобы каждый мог бы прийти на помощь другому, вовремя
включить презентацию или музыкальное сопровождение, поддержать
коллегу, для этого и нужно знать таланты и способности каждого, кто
находится в зоне взаимодействия.
Но для того, чтобы осуществить эти мероприятия, нужны родители, и
тут вступают в действие воспитатели, которые при работе в команде играют
особенную и очень важную роль. Чтобы организовать посещение
консультаций воспитатели оповещают родителей о предстоящем событии
(дата, время, условия проведения). И оповещают таким образом, чтобы
родителям стало интересно, и они действительно бы захотели прийти на
мероприятия, стали участниками и почерпнули для себя много нового и
интересного. Таким образом, мы выходим на доверие всех членов команды и
получаем гарантию, что мероприятие будет проведено, а это будет гарантией
достижения нужного нам результата.
На протяжении фестиваля «Дни Радуги» постоянную работу в соответствии с
разработанным планом ведут воспитатели, допускается корректировка плана
в зависимости от возраста детей группы, но каждый день посвящен
определенной тематике, и тема дня не меняется, так как в этой теме работает
весь детский сад.
И если рассматривать работу в команде, то это не только постоянная
работа над проектом и мероприятиями, включенными в проект. Работа в
команде – это и люди, которым надо давать возможность побыть вместе,
поделиться насущными проблемами, обсудить фильмы, концерты, просто
вместе выпить чашку чая.
Правильное распределение функций, максимально эффективная работа
команды, собственное мнение каждого члена команды, высокий результат и
оценка со стороны окружающих, дает каждому члену команды поверить в
свои силы, открыть для себя что-то новое, и предполагает новые идеи и
новые проекты с супер мероприятиями для наших деток. Соблюдение
основных правил и принципов способствует максимально продуктивной
работе в команде, которая принесет отличные плоды совместной
деятельности.
Ну и так как мы истинные работники дошкольного образования,
предлагаем нашу модель работы команды в проектной деятельности
(смотреть ниже).
Ну и как отчет по работе в команде, предлагаем к просмотру презентацию
«Наша Радуга»
5
6