Напоминание

"Растим детей в согласии с собой, обществом и временем"


Автор: Бюнгер Валентина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО "Молодёжный творческий Форум Китеж плюс"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Растим детей в согласии с собой, обществом и временем"
Раздел: начальное образование





Назад




Растим детей в гармонии с собой,

обществом и временем

Педагог дополнительного образования

Бюнгер Валентина Петровна

В связи с развитием в области техники и цифровых технологий общество претерпевает

духовный кризис: происходит переоценка традиционных духовных ценностей,

разрушение моральных устоев, утрата идеалов, процесс индивидуализации,

навязчивое распространение потребительской морали и западных ценностей.

Интенсивный темп жизни и занятость взрослых сократили до минимума свободное

время, которое по праву принадлежит детям для общения в кругу семьи, семейные

чтения книг заменены просмотром телепередач, а дворовые коллективные игры –

играми в телефонах и смартфонах.

На первый взгляд техника нам только в помощь: дети заняты просмотром

познавательных телепередач, осваивают новые способы решения задач или логические

ходы в развивающих играх смартфонов, а у родителей в это время есть возможность

заняться домашними делами или ответить по телефону на вопросы родственников и

друзей.

К сожалению, не всё так однозначно, как кажется. Вот что пишут американские

исследователи Дороти и Джером Сингер, которые десятилетиями изучали воздействие

телевидения на детей, и каждый раз, за редкими исключениями, были вынуждены

констатировать, что телевидение негативно сказывается на способности к игре, на

школьной успеваемости, чтении и развитии речи.

Они пишут: «Фактически наши исследования четко показали, что дети, часто

пользующиеся телевизором, подвержены серьезному риску остаться без глубоких

знаний о мире; они хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них

хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им

свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей

агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше

приспособлен к жизни».

Немецкий психиатр Манфред Шпитцер в своей книге «Антимозг: цифровые

технологии и мозг» предупреждает: для полноценного развития мозга детям

необходимы разнообразные внешние стимулы, для которых требуются обоняние,

тактильные ощущения. Но количество таких стимулов резко сократилось из-за

использования гаджетов. За последние 30 лет радиус пространства вокруг дома, в

котором дети свободно исследуют окружающий мир, уменьшился на 90%! Мир словно

сжался до экрана смартфона, и в нем ребенок недополучает необходимого опыта,

чтобы развить участки мозга, отвечающие за сопереживание, самоконтроль, принятие

решений. А что не работает –деградирует!

Вот ещё несколько примеров и фактов:

Оказывается, от гаджетов отказались их создатели!

В элитных школах Кремниевой долины запрещены смартфоны, ноутбуки и

планшеты.

Дети создателя Apple Стива Джобса никогда не пользовались айпадом.

Основатель компании по производству дронов Крис Андерсон строго ограничил

использование всех гаджетов в доме, ведь «в числе первых столкнулся с

опасностью технологий». Ни одному из его пятерых детей не позволено даже

входить в спальню с цифровыми устройствами.

Основатель Twitter Эван Уильямс запретил своим детям пользоваться

планшетом. Вместо него он покупает детям бумажные книги.

Джастин Розенштейн, который изобрел «лайк», сравнил соцсети с героином и

удалился из большинства из них, установив только лимиты на использование

сети Facebook. А лайки – свое же изобретение – он назвал «пустыми,

аддективными, но яркими вспышками псевдоудовольствия».

Исследования современных педагогов на тему «Дети и гаджеты», просто поражают

воображение. Как выяснили студенты Тульского педагогического университета, 78%

учащихся выпускных классов практически не выпускают смартфон из рук на

протяжении всего дня.

Принимавшие участие в этом опросе преподаватели признали, что увлечение

гаджетами негативно влияет на успехи в учебе.

У старшеклассников были отмечены:

дефицит слухового аспекта (проблемы с восприятием информации на слух);

дефицит концентрации и внимания;

снижение фантазии.

Казалось бы, человечество, приобретая технику, должно облегчить себе жизнь, а оно,

оказывается, помимо блага, несёт непоправимые потери: тормозит и блокирует

естественный процесс развития участков мозга, формирует агрессивность,

раздражительность, нетерпимость вместо доброжелательности, заботы о других,

сопереживания, и так необходимой всем детям силы воли.

Гаджеты, смартфоны – удобные инструменты в познании мира и ими нужно уметь

пользоваться и взрослым, и детям, – говорит психолог Лысенко. Когда виртуальный

мир становится интереснее реального, начинаются проблемы: «если вы без конца

даете своему ребенку гаджет, чтобы только он был на виду и чем-то занят, постепенно

телефон заменит ему друзей и даже ваше присутствие. У ребенка сформируется

зависимость к неживому объекту, а навыки, которые малыш должен приобрести, бегая,

прыгая, общаясь со сверстниками, останутся в зачаточном состоянии».

Самое отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в том, что они не

способствуют их интеллектуальному развитию. Для полноценного развития детям

необходимы общение со сверстниками, старшими и младшими детьми, родителями,

дедушками и бабушками; развивающие подвижные, словесные, настольные игры,

исследование мира природы, поиск новых звуков, коллективные творческие работы.

Только благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления,

потому что каждое движение, каждое слово он пропускает через себя, обдумывает

каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

И самое главное – игры в гаджеты не в состоянии нарастить нравственный стержень и

создать моральную базу нашим детям – они всего лишь предлагают готовую картинку,

которая не требует умственного напряжения, а быстрой реакции для нажатия

определённых кнопок. Как следствие – ребёнок ничему не учится: ни высказывать

своё мнение, ни делиться переживаниями, или разделять чью-то боль, ни заботиться о

других. А эти качества истинно человеческие, и воспитываются они собственным

примером, беседами и чтением определённой художественной литературы, живым

общением, в процессе которого каждую реакцию ребёнка видит взрослый, который

уточняет и дополняет непонятное примерами из собственного опыта, приводит

подобные примеры, которые более доступны пониманию ребёнка.

Повторюсь: никакая техника не заменит ребёнку родительскую любовь и нежность,

поддержку и одобрение, внимание, заботу и сочувствие. Это невозможно проделать

технически лишь потому, что всё человеческое передаётся человеку из уст в уста, от

сердца к сердцу.

Надеюсь, что после ознакомления с данным материалом никто не будет запрещать

детям пользоваться смартфонами и телевизорами, а посмотрит на всё совершенно

другими глазами и выберет свой путь и свою тактику дозированного использования

технических достижений, включая пересмотр игр, в которые играют наши дети,

совместный просмотр телепередач, желательно с обсуждением, семейные беседы и

семейные чтения литературных произведений.

В приложении 1 несколько небольших литературных произведений Л. Н. Толстого; В.

Осеевой; Е. Пермяка; В. Сухомлинского о жизни детей и взрослых с примерными

вопросами на осмысление происходящего. В приложении 2 здоровье сберегающий

мастер класс на тему: полезные физкультминутки от кинезиологии.

Материал будет полезным для родителей, начинающих воспитателей, учителей

начальных классов, педагогов дополнительного образования, вожатых.

Растим детей в гармонии с собой, обществом и временем

Цель: формирование у детей осмысленного восприятия действительности посредством

знакомства с произведениями художественной литературы нравственной

направленности

Задачи:

образовательные:

углублять представление детей о семейных и общечеловеческих ценностях: доброте,

честности, заботе, взаимопомощи как о ценных, неотъемлемых качествах человека

развивающие:

совершенствовать коммуникативные навыки:

умение культурно общаться со сверстниками, следуя речевому этикету;

умение выслушать товарища, высказать свое мнение, делать выводы, проявлять

доброжелательность к суждениям других детей;

воспитательные:

воспитывать доброжелательность, сочувствие, сопереживание, уважение,

наблюдательность и внимание к людям, с которыми живут, общаются дети.

Все рассказы рекомендуется не читать, а рассказывать так, как будто вы слышали или

видели происходящее и рассказываете о нём.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Л.Н. Толстой ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и

спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился

мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

- Как называется рассказ?

- Что делали дети в лесу?

- Что произошло внезапно?

- Что сделал каждый из мальчиков?

- Почему один из мальчиков не смог убежать, а остался на дороге?

- Что придумал мальчик, который не успел убежать?

- Что сделал медведь?

- Почему медведь стал нюхать лицо мальчика?

- Что могло бы случится, если бы мальчик не притворился мёртвым?

- Чем закончилась встреча с медведем для товарищей?

- Что спросил мальчик, который слез с дерева, у своего товарища?

- Что ответил мальчик?

- Почему он так сказал?

- Как по-вашему, понял ли мальчик, который сидел на дереве, «о чём говорил медведь» его товарищу?

- Мог ли медведь на самом деле поделиться с мальчиком своим мнением о поступке товарища?

- Как вы считаете, кто из мальчиков был настоящим товарищем? Почему?

- О чём этот рассказ?

- Чему он нас учит?

- Какое название подошло бы этому рассказу?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Какой вывод сделал каждый из вас?

Л.Н. Толстой КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по

городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить?

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и

что это будет стоить восемь тысяч рублей; другой сказал, что под камень надо подвезти большой

каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей.

А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это сто рублей!»

У него спросили, как он это сделает. И он сказал: «Я выкопаю подле самого камня большую яму;

землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и разровняю землю».

Мужик так и сделал, и ему выдали сто рублей и еще сто рублей за умную выдумку.

- Что мешало людям на площади? Почему?

- Кого решили призвать на помощь?

- Кто такой инженер?

- Какие вопросы задали инженерам?

- Какой план придумал первый инженер? Какую цену он запросил?

- Почему не воспользовались его предложением, а пригласили ещё одного инженера?

- Что предложил второй инженер и сколько стоил его план?

- Кем был третий человек по профессии?

- Что предложил обыкновенный безграмотный человек?

- Почему был одобрен план простого крестьянина?

- Какое из трёх предложений было выгодным и почему?

- Всегда ли может человек без инженерного образования осуществить свой план? Почему?

- Был ли оплачен труд мужика так, как он просил?

- За что ему выдали дополнительные деньги?

- Назовите рассказы или сказки, в которых смекалка спасала людям жизнь.

- Было ли что-либо новым или необычным сегодня?

- Чему учит данный рассказ?

Л.Н. Толстой КОСТОЧКА

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел

слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Когда никого не было в горнице, он не удержался,

схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня

покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в

сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого

боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

- Кто купил сливы?

- Почему мать сразу не дала детям фрукты?

- Где лежали сливы?

- Что такое горница?

- Кому из детей очень понравились сливы? Почему?

- Что сделал Ваня?

- Кто и как узнал, что в тарелке недостаёт одной сливы?

- Зачем мать сосчитала сливы?

- Ругала ли детей мама?

- Зачем мать рассказала о случившимся отцу?

- Ругал ли отец своих сыновей?

- О чём отец спросил у детей за обедом?

- Что ответили дети?

- Что ответил Ваня?

- Почему Ваня покраснел?

- Что сказал отец по поводу «брать без разрешения» т.е. съесть втихомолку?

- Как именно отец сказал детям о том, чего он боится?

- Что случилось с Ваней после этих слов? Почему Ваня побледнел?

- Что Ваня рассказал отцу?

- Как вы думаете, почему все дети засмеялись?

- Почему Ваня заплакал?

- Понял ли Ваня, что обманывать нельзя?

- Как вы считаете, может ли человек, который проглотит косточку сливы, умереть через день?

- Чего на самом деле боялся отец?

- Как вы думаете, кто в этой семье занимался воспитанием детей? Почему вы так считаете?

- Как вы предполагаете, будут ли эти дети заботиться друг о друге и о своих родителях в будущем?

Почему вы так решили?

- Чему учили своих детей родители? (назвать не менее четырёх пунктов)

- Чем отличается воспитание детей в старину от воспитания в наше время?

- Чему учит этот рассказ?

Л.Н. Толстой ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.

Отец пришел и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

– Я.

Отец сказал:

– Спасибо, что правду сказал.

- Что делал мальчик?

- Что произошло потом? Кто мог это видеть?

- Кто первым обнаружил разбитую чашку?

- Что сказал отец?

- Что ответил сын отцу?

- Легко ли было мальчику произнести эти слова? Почему?

- Ругал ли отец сына за дорогую чашку, которую он разбил?

- Что сказал отец сыну?

- Почему отец вместо наказания поблагодарил сына?

- Правильно ли сделал отец?

- Что на ваш взгляд было главным для отца?

- Как называется рассказ?

- Какие выводы для себя вы сделали?

Л.Н. Толстой

НАГРАДА

Мужик нашел дорогой камень и понес его к царю. Пришел во дворец и стал спрашивать у царских

слуг: как бы царя увидать.

Один царский слуга спросил: зачем ему царя. Мужик рассказал. Слуга и говорит:

- Хорошо, я скажу царю, но только отдай мне половину того, что тебе даст царь. А если не обещаешь,

то не допущу тебя до царя.

Мужик обещал, слуга доложил царю. Царь взял камень и говорит:

- Какую тебе, мужик, награду дать?

Мужик говорит:

- Дай мне пятьдесят плетей, не хочу другой награды. Только у меня с твоим слугою уговор был,

чтобы пополам делить награду. Так мне двадцать пять и ему двадцать пять.

Царь посмеялся и прогнал слугу, а мужику дал тысячу рублей.

- Как называется рассказ?

- Кто такой мужик?

- Что он нашёл?

- Почему он решил отдать его царю?

- Откуда слуга узнал о дорогом камне?

- Какое условие нужно было выполнить мужику, чтобы попасть к царю?

- Справедливым ли было такое условие?

- Почему мужик пообещал его выполнить?

- Какую плату за дорогой камень попросил у царя мужик?

- Почему царь засмеялся?

- Почему царь дал мужику тысячу рублей, ведь он просил совсем другую награду?

- Какую награду царь выдал слуге?

- О чём рассказ?

- Чему учит этот рассказ?

- Какой пословицей можно завершить рассказ?

Л.Н. Толстой ЛГУН

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

– Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал мальчик и два, и три раза.

Однажды и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

– Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

- Что делал мальчик?

- Как вы думаете, зачем мальчик стал звать на помощь взрослых?

- Как реагировали взрослые?

- Сколько раз мальчик звал на помощь?

- Почему же взрослые не пришли на помощь, когда она по-настоящему понадобилась?

- Чем закончился рассказ?

- Почему автор дал такое название рассказу?

- Какой вывод можно сделать?

Л.Н. Толстой ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и

говорит:

– Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья по-одиночке.

Отец и говорит:

– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все

врозь – вас всякий легко погубит.

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

- Чему учил отец своих детей?

- Почему сыновья не слушались отца?

- Наказывал ли отец своих детей за непослушание? Почему?

- Легко ли детям не ссорится и не драться, если кто-то из них не прав?

- Что придумал отец?

- Правильно ли поступил отец, испортив веник?

- Как вы думаете, поняли ли дети, почему нужно жить в согласии?

- Как вы считаете, жить в согласии нужно только в семье?

- Чему учит рассказ?

Л.Н. Толстой КТО ПРАВ?

Один человек сказал, что он хочет так жить, чтобы враги боялись его.

А другой сказал, что лучше так жить, чтобы враги боялись, а друзья бы любили.

А третий сказал:

– Лучше так жить, чтобы не было врагов, а чтобы все были друзья.

-

А вы как думаете, кто из них прав?

В. Осеева ПРОСТО ТАК

Костя сделал скворечник и позвал Вову:

— Посмотри, какой птичий домик я сделал.

Вова присел на корточки.

— Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком!

— Знаешь, что, Костя, — робко сказал он, — сделай и мне такой! А я тебе за это планер сделаю.

— Ладно, — согласился Костя. — Только давай не за то и не за это, а просто так: ты мне сделаешь

планер, а я тебе скворечник.

В Осеева ТРИ ТОВАРИЩА

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и

протянул товарищу:

— Бери, ешь!

- Почему Витя стоял в сторонке в то время, когда все завтракали?

- Что сказали по этому поводу Витины товарищи?

- Кто из мальчиков поступил как настоящий товарищ? Почему?

- Был ли поступок Володи примером для других ребят?

- Как бы поступили вы?

- Как вы думаете, подружится ли Витя с Володей?

- Как вы считаете, будет ли Витя продолжать дружить с Мишей и Колей?

- Почему рассказ называется «Три товарища»?

- Сколько стало товарищей у Вити?

В Осеева ЖАДНАЯ МАТЬ

Когда мальчик был маленький, люди говорили:

— У этого ребёнка жадная мать: она никогда не даст ему даже конфетки, не разделив её пополам.

Когда мальчик вырос, люди говорили:

— У этого парня счастливая мать: он никогда не съест куска, не разделив его с ней пополам.

- Зачем мама мальчика делила все его угощения пополам?

- Что об этом думали люди?

- Как вы думаете, прекратила ли мама делить все угощения пополам после обвинений другими

людьми?

- Подтвердилось ли то, что говорили люди о матери мальчика?

- Как люди стали называть маму этого мальчика?

- Как вы думаете, почему так произошло?

В Осеева ЗЛАЯ МАТЬ И ДОБРАЯ ТЁТЯ

У Дашеньки были мама и тётя. Обе они любили свою девочку, но воспитывали её по-разному.

Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку

шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы…

А тётя ничего не заставляла делать, она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала

девочку в лес с подругами.

— У меня злая мать и добрая тетя! – говорила подругам Дашенька.

Но прошли годы, прошло с ними и детство. Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся

на неё люди — золотые руки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает…

— Кто же научил тебя так работать? – спросят, бывало, женщины.

Загрустит Дашенька, опустит голову.

— Учила меня моя мама, спасибо ей.

А о тёте Дашенька ничего не скажет…

- Как называется рассказ?

- Кого Дашенька больше любила? Почему вы так думаете?

- Зачем мама заставляла Дашу прибирать комнату, шить и вышивать, учить уроки?

- Понимала ли Даша, зачем ей трудиться, когда можно просто с утра до ночи веселиться?

- Когда Даша поняла, что руки её стали золотыми благодаря маме?

- Почему Дашенька ничего хорошего о тёте не могла сказать?

- Что бы вы посоветовали Дашиной тёте?

- Всегда ли вам нравится то, что просит выполнить мама?

- Зачем мамы учат своих детей трудиться?

Е. Пермяк ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК

Строгал Митя палочку. Строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

— Как же это так? — спрашивает Митю отец.

— Ножик плохой, — отвечает Митя, — косо строгает.

— Да нет, — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению

выучить.

— А как? — спрашивает Митя.

— А вот так, — сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку,

осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться, торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не

вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво, послушно.

Е. Пермяк ПЕРВАЯ РЫБКА

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему

всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и

всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да

навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного

ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его

маленькая рыбка.

Е. Пермяк КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала.

И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И

бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама

удивилась:

—Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и

отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. И не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих

крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

В.Сухомлинский ПОЧЕМУ ПЛАЧЕТ СИНИЧКА

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише

было десять лет, а Оле – девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь.

-Сделаем на тополе качели, — сказал Миша.

-Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.

Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться.

Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.

Миша говорит:

-Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле – гнездышко, а в гнездышке птички

маленькие.

-Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля.

-А почему же она плачет? – удивился Миша.

— Подумай, почему, — ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: «Почему же она плачет?»

В.Сухомлинский ПРО ТОРОПЛИВУЮ КУНИЦУ И ТЕРПЕЛИВУЮ СИНИЦУ

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Весь шелк искромсала —

изрезала в лоскутки. И не то что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет,

туда подвернет. Все она сообразила. Все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась.

Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.

Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:

— Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

— Бабушка меня шитью выучила.

— А как она учила тебя?

— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

— Каких?

— «Семь раз отмерь — один отрежь».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Мастер-класс для педагогов и родителей

«Физкультминутки от кинезиологии»

Цель мастер — класса:

Напомнить педагогам, а родителей познакомить с современной здоровьесберегающей технологией —

кинезиологией.

Ход мастер – класса

Согласитесь, что жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она

требует

не

шаблонных,

привычных

действий,

а

подвижности,

гибкости

мышления,

быстрой

ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых

проблем. Об этом мы сегодня и поговорим.

Один из методов решения подобных задач предоставляет нам наука кинезиология.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через

определенные

двигательные

упражнения.

И

именно

эти

упражнения

позволяют

создать

новые

нейронные

связи

и

улучшить

работу

головного

мозга,

отвечающего

за

развитие

психических

процессов и интеллекта.

Кинезиологические упражнения влияют на возбуждение определённой локации мозга, подключая

механизм, объединяющий мысль и движение. Их можно использовать в качестве физминуток или

настроя организма на умственную работу.

Кинезиологические упражнения помогают

Более быстрому усвоению знаний

Развитию психофизических функций

Улучшению координации движений

Укреплению нервной системы

Расширению границ возможностей мозга

Регулярность

выполнения

кинезиологических

упражнений

способствует

существенно

улучшить

детскую память, речевые способности, внимание, чтение и письмо, моторику, представления о

пространственно-временных

особенностях,

повышает

стрессоустойчивость

и

развивает

волевые

качества.

Дополнительно

улучшается

скорость

и

качество

взаимодействия

между

полушариями

мозга,

происходит

развитие

связей

между

полушариями

и

синхронизация

процессов,

совершенствование способностей, избавление от дислексии и дисграфии.

Можно определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы воспользуемся одной

из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

Разложите данные слова

(КАРАСЬ, БЕГАТЬ, ШЕРСТЬ, ОРЁЛ, ПЛАВАТЬ, ПЕРЬЯ, ОВЦА, ЛЕТАТЬ, ЧЕШУЯ)

по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили слова по 1 варианту, а именно:

1-я группа – «карась», «орел», «овца».

2-я группа – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа – «шерсть», «перья», «чешуя».

У вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили слова по 2 варианту, а именно:

1-я группа – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа– «орел», «летать», «перья».

3-я группа – «овца», «бегать», «шерсть».

В этом случае у Вас образное мышление, художественный тип и доминирует правое полушарие.

Если у Вас присутствует и 1 и 2 вариант – значит Вы счастливчик, у Вас смешанный тип.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба

полушария головного мозга стали равноценно развиты. Роль кинезиологии заключается в том, чтобы

синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Предлагаю Вашему вниманию несколько простых, но действенных упражнений, которые улучшают

мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память,

внимание, речь, мышление.

1 упражнение – «Лягушка»

Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения

рук.

2 упражнение – «Кулачок-Ребро-Ладошка» смена положения рук по команде.

3 упражнение – «Коза-вилка»

«Коза»: указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний и безымянный пальцы

прижаты большим пальцем к ладони.

«Вилка»: вытянуты вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставлены врозь. При

этом большой палец удерживает мизинец на ладони.

4 упражнение – «О*кей-хоккей»

«О*кей» – большой палец вверх, остальные четыре пальца сжаты в кулак и повёрнуты к груди;

«Хоккей» – изображаем шайбу: зажимаем в кулак большой палец, согнутые пальцы повёрнуты к

груди.

Смена положения рук.

5 упражнение – «Лезгинка»

Левую руку сложить в кулак, большой палец оставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе.

Пальцами правой руки с прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу

левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен

позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

6 упражнение – «Колечки»

Поочерёдно соединяем с большим пальцем остальные: от указательного до мизинчика и в обратном

направлении, делая колечки сначала правой рукой, затем одновременно правой и левой рукой.

7 упражнение – «Нос - Ухо - Хлопок»

Левая рука — касается кончика носа,

правая рука — достаёт противоположное левое ухо.

По команде «хлопок» быстро отпустить и ухо, и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук

«с точностью наоборот».

8 упражнение – «Ловкие пальчики»

Начинаем «фигурное катание»: большой палец левой руки соединяем с указательным пальце правой

руки, делая «крышу домика», при этом кулачки обеих рук находятся рядом. Круговым движением по

большому пальцу делаем так, чтобы вторая пара указательного и большого пальца соединились. Как

только это произошло – отпускаем первую парочку, снова делаем поворот, и снова встречаются

большой с указательным. Усложняем: большим пальцем правой руки поочерёдно шагаем по всем

пальчикам левой и возвращаемся обратно. Меняем «шагающий палец», т.е. большим пальцем левой

шагаем по всем пальцам правой.

9 упражнение – «Колено-локоть»

Упражнение выполняется стоя. Одновременно согнуть левую руку и поднять правую ногу, согнутую

в коленке для того, чтобы локтём коснуться колена, затем правым локтём коснуться левого колена.

Еще одной их форм кенизиологических упражнений является зеркальное рисование: рисование

двумя руками одновременно.

Положите перед собой лист бумаги, возьмите в обе руки по фломастеру, попробуйте нарисовать круг,

прямоугольник, треугольник, домик двумя руками одновременно.

Обратите внимание на ваши рисунки. Если одно из полушарий у вас доминирует, вам не удастся

добиться полной симметрии в рисунке.

Постоянные занятия симметричным рисованием помогут вам. Рисуйте обеими руками одновременно

симметричные зеркальные рисунки – и оба полушария будут работать гармонично!

Итак, запоминаем: прежде чем начать писать, читать, заниматься рисованием, лепкой, необходимо

сделать несколько упражнений для восстановления энергии и связей между полушариями, кстати,

упражнения нужны не только детям, но и нам, взрослым, так как наш мозг тоже требует тренировки.

Уважаемые коллеги, родители и педагоги, в завершение мастер класса разрешите пожелать Вам,

чтобы самым лучшим отдыхом для вас была любимая работа или любимое занятие;

одним из лучших дней был день – сегодняшний;

самым большим даром в Вашей жизни была — любовь,

а самым большим богатством – здоровье!



В раздел образования