Автор: Годына Мая Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 39 к.в."
Населённый пункт: г. Магнитогорск Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Творческий подход музыкального руководителя к непосредственно образовательной деятельности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Мая Геннадьевна Годына
музыкальный руководитель
МДОУ «Д/с № 39 к.в.»
г. Магнитогорска
Творческий подход музыкального руководителя к
непосредственно образовательной деятельности дошкольников
«Музыка – модель человеческих эмоций». В.В. Медушевский
Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов
обучения. Не только качественно научить чему – либо, но и развить потенциал
личности. Активность познавательной деятельности дошкольника развивается
и поддерживается системой мотивации. К используемым педагогом мотивам
относятся:
творческий характер познавательной деятельности;
состязательность, игровой характер проведения занятий;
непосредственность, самостоятельность взаимодействия дошкольника с
познавательной информацией, реализуя принципы педагогики сотрудничества;
эмоциональное воздействие.
Музыка
представляет
собой
искусство
выражения
чувств,
эмоций,
настроений,
мыслей
и
идей,
создает
основу
для
эмоционального
контакта
взрослых
и
детей.
Развивая
музыкальные
способности
дошкольника,
мы
развиваем его эмоциональную отзывчивость.
Чудесный
мир
природы,
игры,
музыки,
сказки
окружает
ребенка.
Неожиданные
ситуации,
сюрпризные
и
игровые
моменты
развивают
эмоциональное восприятие, побуждают к размышлению, вносят разнообразие,
являются стимулом для развития фантазии, воображения, вызывая у детей
желание действовать, включаться в творческий процесс.
Эмоциональная
отзывчивость
Звуковысотное
чувство
Тембровое чувство
Темпо – метроритмическое
чувство
Гармоническое (ладовое)
чувство
Динамическое чувство
Формообразующее
чувство
чувство
Например, детей в музыкальном зале встречает птичка на веточке с
осенними листочками; в ворохе бумаг теплый домик – там ждет ребят мышка; в
корзиночке
с
цветными
платочками
–
петушок,
который
в
конце
занятия
предлагает потанцевать с платочками и сыграть с ним в прятки. Создается
ощущение сказки. Для ребенка встреча со сказкой всегда радостная встреча,
всегда
праздник.
Сказка
проникает
во
все
виды
деятельности
ребенка
–
дошкольника:
изобразительная деятельность (исследования Т.С. Комаровой, Н.М.
Сокольниковой и другие);
музыкальная деятельность (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П.
Радынова и др.);
игровая (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие);
театрализованной (М.И.Родина, А.И. Буренина).
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания
других
людей.
Он
начинает
различать
эмоциональные
состояния
по
их
внешнему
проявлению,
через
мимику
и
пантомимику.
Ребенок
может
сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в
сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка является
театрализованная
деятельность, которая
насыщена
самыми
разнообразными
эмоциями:
удивлением,
волнением,
радостью,
восторгом
и
т.д.
И
это
дает
возможность использовать игровую деятельность не только для развития и
воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.
Являясь
важным
видом
детского
творчества,
музыкально-театральная
деятельность связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Театральная
деятельность
развивает
эмоциональную
сферу
дошкольников,
помогает
развитию
коммуникативных
способностей,
усвоению
новых
требований и правил, коррекции личностных черт детей. С помощью театра
дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир,
себя и других людей, реализуется их творческий потенциал. Для обогащения
эмоционального
опыта
используются
различные
средства:
рассматривание
иллюстраций;
чтение
художественных
произведений;
введение
в
игру
специальных
наборов
театров
и
образных
игрушек
с
ярко
выраженным
эмоциональным содержанием.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы
видеть,
ощущать,
чувствовать
окружающий
мир.
Прислушиваясь
к
собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса,
листьев
и
завыванию
ветра,
люди
учились
различать
интонацию,
высоту,
длительность
музыкальных
звуков.
Из
необходимости
умения
слушать
и
слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Чтобы слышать красоту музыкальных звуков, красоту звуков природы,
слух ребенка должен быть подготовлен к их восприятию. Восприятие музыки –
сложный
процесс,
требующий
от
человека
внимания,
памяти,
развитого
мышления,
разнообразных
знаний.
Всего
этого
у
дошкольников
пока
нет.
Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как
вида
искусства,
сознательно
акцентировать
его
внимание
на
средствах
музыкальной
выразительности
(темп,
динамика),
различать
музыкальные
произведения по жанру, характеру. Эмоциональное воздействие гармоничных
звуковых сочетаний усиливается многогранно, если человек обладает тонкой
слуховой чувствительностью. Обостренное слуховое восприятие окрашивает
эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.
Активная природа детей находит выражение в двигательных реакциях на
звучащее
музыкальное
произведение.
Музыка
и
движения
(танец)
–
взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. На занятиях
идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство
развития
способностей
ребенка.
Главное
–
радость,
возможность
самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится
свободно, легко двигаться в пространстве. Движения для танцев, игр и этюдов,
должны быть доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения
координации
движений,
ловкости,
точности,
пластичности);
понятными
по
содержанию
игрового
образа
(например,
для
младших
—
мир
игрушек,
окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших —
герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.)
Таким образом, под марш могут шагать не только ножки, но и пальчики.
Им превратиться в ножки помогут «башмачки». Идею с «башмачками» я нашла
в конспектах к музыкальным занятиям Санкт – Петербургских музыкантов. И.
Каплунова и И. Новоскольцева предлагают много игровых и сюрпризных
моментов.
Например,
в
старшей
группе
перед
Новым
годом
для
восприятия
предлагается пьеса П.И. Чайковского «Сладкая греза». Нежная, мечтательная
музыка
побуждает взять в руки газовые шарфы
и танцевать с ними. На
следующем занятии контрастом «Сладкой грезе» звучит пьеса «Мышки» А.
Жилинского. Возникает желание не просто слушать музыку, а воплотить образ в
соответствии с ее звучанием. Ребенок на полупальчиках, семенящим бегом
передвигается стремительно и осторожно, «чтобы кошка не поймала». Это уже
ритмопластика, воплощение в образ – то, что так необходимо в театральной
деятельности.
Таким
образом,
в
процессе
восприятия
музыки
выполняется
задача поставленная педагогом: пробуждается детская фантазия, рождаются
ассоциации, связанные с музыкой. Все дети очень подвижны, и если поощрять
их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать
координированность и грациозность движений.
В
эмоциональном
развитии
дошкольников
большую
роль
играют
звукоизобразительные моменты в музыке. Они очень яркие, красочные и всегда
обращают
на
себя
внимание,
притягивают
к
себе.
Созданию
сказочной
атмосферы
на
занятиях
помогают
детские
шумовые
инструменты.
Звук
маракаса
ассоциируется
с
шорохом
осенних
листочков
под
ногами.
Сухой
деревянный
звук
ложек
и
палочек
–
с
шагами
ежика
по
лесу.
Удары
треугольника – капли дождя, звуки весенней капели. Глиссандо металлофонов –
бегущие ручейки.
Среда, окружающая ребенка в детском саду, семье и социуме, может стать
средством
развития
его
личности,
составляющая
основу
креативности.
В
создании образовательной среды все большую роль играют родители. Не только
заучивают с детьми тексты стихотворений, песен, но и делают вместе с детьми
поделки,
часть
какого-то
оборудования,
для
театральных
выступлений
изготавливают костюмы. Следует помнить: нереализованное стремление сразу
же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются,
и наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.
Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает
жизнь яркими впечатлениями.
Так и хочется повторять снова и снова: «Из книг узнать стремитесь новое,
стремитесь все на свете знать!» Ведь это в книгах, в новых педагогических
разработках
так
много
материала
для
развития
детского
творчества.
У
профессионального,
талантливого
музыкального
руководителя
всегда
есть
желание: занятия проводить легко, радостно; создавать сказку для детей и
вместе с детьми.
Специально созданные условия для развития творческих способностей
помогают
их
активному
формированию,
развивают
образное
мышление
ребенка, его эмоциональную отзывчивость, исполнительские возможности.
Таким
образом,
хочется
подчеркнуть,
что
все
виды
музыкальной
деятельности
предполагают
творческий
подход
педагога
к
содержанию
и
методам занятий, его собственное музыкальное и педагогическое творчество,
без которого невозможно творчество детей.