Напоминание

«Марийское краеведение: опыт и перспективы его развития в системе образования Республики Марий Эл»


Автор: Кольцова Наталия Генриховна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: с.Юксары, Килемарский р-н, РМЭ
Наименование материала: «Особенности краеведческой работы в сельской школе»
Тема: «Марийское краеведение: опыт и перспективы его развития в системе образования Республики Марий Эл»
Раздел: среднее образование





Назад




Заявка

на участие в XVIII Межрегиональной научно-практической конференции

«Марийское краеведение: опыт и перспективы его развития в системе

образования Республики Марий Эл»

1

Кольцова Наталия Генриховна

2

Устное выступление

3

«Роль краеведческого материала в формировании этнокультурной

позиции обучающихся»

4

Ученая степень – нет, ученое звание – нет

5

Республика Марий Эл, Килемарский район

6

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юксарская средняя

общеобразовательная школа»

7

Должность – учитель марийского языка и литературы

8

Телефон:8-902-329-44-35

9

E- mail - нет

«Особенности краеведческой работы в сельской школе»

Краеведческая

работа

является

неотъемлемой

частью

учебно-

воспитательного процесса в системе современного образования обучающихся.

Приобщение

учащихся

к

краеведческой

работе

развивает

у

них

познавательную, творческую и общественную активность, прививает навыки

исследовательской работы. Полезно использовать такие формы работы, как

поиск,

встречи

с

интересными

людьми,

знакомство

с

историческими

документами, воспоминаниями очевидцев и участников событий. (2-й слайд)

Занимаясь краеведческой работой с детьми, учитель и сам обогащает свои

знания в этнокультурном направлении, совершенствует свое педагогическое

мастерство, знакомится ближе с историческими корнями населения, тем самым

способствует

расширению

представлений

школьников

об

экономико-

культурном развитии республики.

Краеведы нашей школы принимают активное участие в краеведческом

движении

учащихся

«Край

родной

марийский».

Члены

школьного

кружка

«Краеведение»

изучили

литературное

творчество

учителя

физкультуры

Алексеева Владимира Егоровича, и с исследовательской работой «Родной край

– источник вдохновения» выступили в секции «Литературное краеведение».

Проходят годы, уходят из жизни ветераны войны. Все меньше остается тех,

кто пережил войну. В честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне

краеведы школы провели исследовательскую работу о голодных годах Нины

Сергеевны

Крыловой,

уроженки

Горномарийского

района,

проживающей

в

селе

Юксары

Килемарского

района.

Ребята

краеведческого

кружка

были

активными

участниками

творческого

конкурса

«Отчизны

верные

сыны».

Янцуков Олег,

учащийся 7 кл. изучил подвиг родственников, пяти братьев

своего прадеда Родионова Ильи Ивановича, в период Великой Отечественной

войны. Все они прошли тяжелую дорогу войны и вернулись домой живыми, но

раненными.

Леонтьева

Александра,

учащаяся

7

кл.

исследовала

подвиг

бывшего

учителя

Юксарской

школы,

фронтовика

Капитонова

Ивана

Лазаревича. Самокаева Мария, учащаяся 5 кл. собрала материал о своем соседе

фронтовике

Лихачеве

Петре

Васильевиче.

Учащийся

8

кл.

Алжиков

Олег

собрал

материал

о

нашем

земляке

медике

Александрове

Александре

Александровиче.

В

канун

Года

учителя

собран

материал

об

учителях

и

воспитателях-умельцах

нашей

школы

(вышивальщицы,

рукодельницы,

самодеятельные

композиторы,

поэты,

участники

художе ственной

самодеятельности).

Силами

учащихся

и

учителей

ежегодно

обновляется

летопись школы. В феврале 2012 года приняли участие в республиканской

конференции научно-исследовательских работ «Моя страна – моя Россия» по

теме «России верные сыны». Учащаяся Татьяна Платонова защитила работу

«Комбат»

об

учителе

Капитонове

Иване

Лазаревиче,

участника

Великой

Отечественной

войны

(руководитель

учитель

истории

Иванова

Мария

Алексеевна).

Одним из этапов краеведческой работы является сбор материала для

школьного музея. Нами уже собран богатый материал.

Завершающий этап краеведческой работы учебного года – экскурсии и

походы по родным местам. Учащиеся

попадают в атмосферу природного

богатства

родного

края,

знакомятся

с

флорой

и

фауной,

знакомятся

с

достопримечательностями нашей республики.

Любая

работа

направлена

на

получение

определенного

результата.

Итогом

краеведческой

работы

школы

является

участие

в

создании

экспериментальной площадки «Сельская школа – как центр этнокультурного

образования».

Целью

этого

центра

является

сохранение

родного

языка,

воспитания

в

учащихся

уважения

к

языку,

своим

корням.

Структурным

подразделением

этнокультурного

центра

является

летний

этнокультурный

лагерь «Йуксы йар» с дневным пребыванием детей, который начал работу

летом

2011

года

по

следующим

направлениям:

языковое,

театрально-

праздничное, трудовое, спортивно-оздоровительное. Созданная в лагере среда

общения на родном языке значительно повлияла на желание детей изучать

родной язык, активизировало речевую деятельность. Все мероприятия в лагере

проводились

с

этнокультурным

направлением

как

«День

знакомства»

-

вашлимаш

кечы,

«Хлеб

всему

голова»

-

Кинды

цилалан

вуй,

день

фольклора – Мары халыкын ыш пайдажы и т. д.

В рамках этнокультурного центра «Шумбел» учителями школы были

разработаны

программы

элективных

курсов,

как

«Мары

халыкын

ыш

пайдажы» - учитель марийского языка и литературы Кольцова Н.Г., «Мыры

доно

ылынем»

-

учитель

русского

языка

и

литературы

Воробьева

Л.З.,

«Народные промыслы. Вязание» учитель начальных классов Яшпатрова З.А.,

«Вышивка

крестиком»

-

учитель

биологии

Кострулева

Л.А.,

«Марийские

национальные блюда. Выпечка» - учитель начальных классов Рыжкова А.Л. .

В

дошкольной

группе

кратковременного

пребывания

детей,

силами

воспитателей

в

течение

года

организованы

различные

развлечения

с

использованием элементов марийского языка в зависимости от возраста детей.

Это начальный этап обучения языку через изучение сказок, стихов, загадок,

разучивание народных и детских песен.

Учителя, кто вводит этнокультурный компонент в свои образовательные

программы, накапливают, обобщают и обогащают свой опыт. Они понимают,

что, только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать

гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся

ценности мировой цивилизации.

Таким образом, обучение и воспитание школьников на этнокультурном

материале позволяют раскрыть обучающимся истоки становления и развития

социокультурного

пространства

своей

родины,

заложить

основы

эмоционально-нравственного отношения подрастающего поколения к истории

и культуре своего народа.



В раздел образования