Автор: Самолутченко Инесса Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДО"
Населённый пункт: Смоленская область, г. Смоленск
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая рабочая программа социально-педагогической направленности
Тема: "Шаги к успеху"
Раздел: дополнительное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ города СМОЛЕНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
города СМОЛЕНСКА
(МБУ ДО «ЦДО»)
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол №1 от 30.08.2019 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ЦДО»
____________Н.Г. Кравченко
Приказ № 100 – адм от 30.08.2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШАГИ К УСПЕХУ»
(рабочая программа)
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 6 лет
Срок реализации: 1 год (258 ч.)
Автор-составитель:
Самолутченко Инесса Александровна,
педагог дополнительного образования
Смоленск, 2019
1
Пояснительная записка
Детство
–
уникальный
период
в
жизни
человека.
В этом
возрасте
формируется
здоровье,
закладываются
социальные
нормы
поведения,
происходит становление личности. Социализация человека проходит через
воспитательно-образовательные институты, главными из которых являются
семья, детский сад, школа. Подготовка и обучение в школе имеет свои
Одной из актуальных проблем школьного обучения была и остаётся
подготовка
детей
к
школе.
Причинами
являются
следующие
факторы:
сокращение
количества
детей,
которые
могут
посещать
дошкольные
учреждения (в связи с нехваткой мест в д/с) и неоднородность качества
дошкольной подготовки детей.
Неоднородность подготовки обусловлена рядом объективных причин.
Во-первых,
в
школу
поступают
дети
из
разных
дошкольных
учреждений,
обучение
в
которых
ведется
по
разным
образовательным
программам.
Во-вторых,
среди
них
есть
дошкольники,
часть
которых
регулярно занимались в детском саду, другие посещали его нерегулярно (в
связи
с
болезнями),
а
третьи
длительное
время
не
посещали
ДОУ
и
воспитывались в семье. В-третьих, не все родители вообще обеспокоены
проблемами подготовки детей к обучению.
Все вышеизложенное отрицательно сказывается на адаптации детей в
первый год обучения, так как в школу приходят дети, не подготовленные даже
на уровне элементарной информированности об окружающем мире, не говоря
уже о полной интеллектуальной и психологической готовности. У них не
развиты
такие
психические
функции
как
познавательная,
моторная,
эмоционально-волевая,
нет
психолого-социальной
адаптации,
что
делает
процесс дальнейшего обучения таких детей достаточно сложным.
На
протяжении
длительного
времени
считалось,
что
главным
показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его
умственного
развития,
овладение
какими-либо
конкретными
элементами
учебной деятельности. В настоящее время концепции подготовки детей к
школе
рассматривают
готовность
к
школьному
обучению
как
сложный
целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться.
Полная
готовность
ребенка
к
школе — это
необходимый
и
достаточный
уровень
психофизиологического,
социального,
интеллектуального
и
личностного развития ребёнка.
Для того, чтобы старший дошкольник мог безболезненно включиться в
новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, необходимы
условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации
появилась необходимость создания программы предшкольного образования,
которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими
первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной
программой в 1 классе и беспроблемно учиться дальше.
Подготовка
к
обучению
является
преемственностью,
позволяющей
обеспечить
гуманный
переход
из
одной
возрастной
группы
в
другую
и
2
реализовать
основные
задачи,
поставленные
в
настоящее
время
перед
образованием. Работа по преемственности позволяет, не травмируя психику
ребенка, осуществить плавный переход от дошкольной жизни к обучению в
школе.
Программа «Шаги к успеху» является по дифференциации социально-
педагогической
направленности
и
соответствует
базовому
уровню
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Целью программы «Шаги к успеху» является:
Создание
образовательного
пространства,
направленного
на
формирование новой ведущей деятельности, новых социальных ролей, а также
речевых,
познавательных,
и
коммуникативных
компетенций,
способствующих благополучной адаптации детей к школьному обучению.
Реализация этой цели требует выполнения определенных задач:
1.
Организация процесса обучения, воспитания и развития детей
на
этапе
предшкольного
образования
с
учетом
потребностей
и
возможностей детей этого возраста..
2.
Отбор
содержания
образования
детей
на
ступени
предшкольного
образования,
которое
обеспечит
развитие
новых
образовательных компетенций без дублирования содержания обучения
в первом классе школы.
3.
Укрепление
и
развитие
эмоционально-положительного
отношения ребенка к школе, желания учиться.
4.
Формирование
социальных
черт
личности
будущего
школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе
5.
Обеспечение
преемственности
между
подготовкой
к
обучению и обучением в школе.
Программа «Шаги к успеху» базируется на следующих принципах:
- возрастных и индивидуальных возможностей и способностей детей;
- развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой
деятельности, как активного субъекта познания;
- развития духовно-нравственных убеждений личности;
- развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования;
-преемственности
между
учебными
процессами
дошкольного
и
начального школьного образования.
Основаниями для реализации принципа преемственности между
дошкольным и школьным образованием являются:
- ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности
ребенка, на его
«зону ближайшего развития»;
- создание условий для включения ребенка в новые социальные формы
общения;
- организация и сочетание в единой смысловой последовательности
3
продуктивных
видов деятельности;
- подготовка для перехода ведущей учебной деятельности от игровой к
учебной;
-
обеспечение
постепенного
перехода
от
непосредственности
к
произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Шаги к успеху»
лежат
личностно-ориентированные
и
развивающие
технологии.
Целью
личностно-ориентированных
технологий
являются
развитие
и
формирование
в
процессе
подготовки
к
обучению
успешной
личности.
Развивающие
технологии
направлены
на
формирование
у
ребенка
проблемного мышления, на развитие мыслительной и речевой активности.
Развивающие технологии содержат:
- развивающие дидактические игры;
- развивающие практические задания;
- творческие упражнения;
- аналитико-синтетические действия.
Организационные формы работы:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- коллективная.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются:
-словесные (рассказ-объяснение, беседа, сказка);
-наглядные (презентация,
демонстрация
приемов
работы,
наглядных
пособий, самостоятельные наблюдения детей);
-практические (выполнение
упражнений
и
заданий
в
тетрадях,
тестирование).
Виды деятельности:
- игровая;
- учебно-познавательная;
- исполнительская;
- творческая;
- интеллектуальная.
Оздоровительные технологии
Организация образовательного процесса направлена на
здоровьесберегающие технологии. Педагогом проводятся физкультурные
минутки, пальчиковые игры, беседы и спортивные и подвижные игры на
переменах.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой
«Шаги
к
успеху»
имеет
социально-педагогическую
направленность,
соответствует
возрастным
особенностям
детей
старшего
дошкольного
возраста от 5,5 до 7лет.
4
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Программа
построена
по
учебным
предметам
(как
в
школьных
программах), в соответствии с логикой психического развития дошкольников:
мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольных про-
цессов, ценностных отношений к окружающему миру и к себе и др.
При составлении программы были использованы:
•
Закон «Об образовании»,
•
Устав
МБУ
ДО
«ЦДО»,
Санитарно-
эпидемиологические
правила
СанПиН,
Положение
о
группе
предшкольной подготовки,
•
Федеральные государственные требования к ДОУ,
•
Программа обучения и развития детей 6-7 лет под
редакцией Л.А. Парамоновой (основа программы «Истоки»).
•
Программа
«Математические
ступеньки»
ориентировано на развитие математических способностей детей 5-
6,6-7 лет, Е.В. Колесникова;
•
Учебно-методическое
пособие
«развитие
звуко-
буквенного анализа у детей 5-6 лет» (часть авторской программы «
От звука к букве»), Е.В. Колесникова;
•
Учебно-методическое пособие «развитие интереса и
способностей
к
чтению
у
детей
6-7
лет»
(часть
авторской
программы « От звука к букве»), Е.В. Колесникова;
•
Учебные пособия для будущих первоклассников
О.В.
Чистяковой;
•
Тетради
с
заданиями
для
развития
детей
по
окружающему миру под редакцией Гавриной С.Е., Кутявиной
Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В.;
•
Учебные
пособия
«Школы
для
дошколят»
ГаврилинойС.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой
С.В.;
•
Должностные инструкции педагога дополнительного
образования группы предшкольной подготовки.
Ожидаемый результат:
1.
Знакомство с будущим распорядком школьного обучения в
специально организованной деятельности.
2.
Успешная адаптация к учебному процессу в 1-ом классе.
3.
Реализация
единой
линии
последовательного
интеллектуального
развития
ребенка
на
этапах
предшкольного
и
начального школьного детства.
5
4.
Развитие
мыслительных
процессов
памяти,
внимания,
мышления,
воображения,
соответствующих
возрастной
категории
старшего дошкольника.
5.
Развитие мелкой моторики рук.
Дисциплины (разделы) программы:
1.
Введение в математику.
2.
Основы грамоты и навыков чтения.
3.
Ознакомление с окружающим миром.
4.
Технология.
Занятия проводят с группой детей (до 12 человек).
Количество занятий в день – 3 – 4.
Продолжительность занятий – 25 - 30 минут.
Перерыв – 10 минут.
Количество посещений занятий в неделю – 2 раза.
Учебный план
Программное содержание
предмета «Основы грамоты и навыков чтения»
(По программе Колесниковой Е. В. по подготовке к обучению грамоте «От
звука к букве» для работы с детьми 6 - 7 лет)
Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом
комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На
одном
занятии
решаются
различные
взаимосвязанные
речевые
задачи:
фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит
развитие связной речи.
Основная задача программы «От А до Я» и «Я начинаю читать» -
обучение дошкольников элементам грамоты и началу чтения.
Название дисциплин
Кол-во занятий
в неделю
1. Основы грамоты и навыков чтения.
2
2. Окружающий мир.
1
3. Введение в математику.
2
4. Технология
2
Всего учебных занятий
7
6
Это
подготавливает
к
овладению
звуковым
анализом
слов,
т.
е.
последовательному
вычленению
всех
звуков
по
порядку
и
их
дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют
ударение,
сравнивают
по
количественному
и
качественному
звуковому
составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно,
осознание
звукового
состава
слова
и
словесного
состава
предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает
основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что
является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
Основной
материал
изучения
по
рабочим
тетрадям
–
слова,
предложения, тексты, игровые задания и упражнения со звуками, буквами,
словами
и
предложениями.
Содержание
заданий
связано
с
разделами
«ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие
животные,
цветы
и
т.д.).
Расширение
и
обогащение
представлений
об
окружающем
мире
происходит
с
помощью
художественного
слова:
пословиц, поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов. В занятия
по грамоте включены задания по развитию графических навыков с целью
подготовки руки ребёнка к письму.
Формы работы на занятиях по основам грамоты и навыков чтения
Работа
проводится
фронтально
всей
группой
с
использованием
игровых
технологий, индивидуально, у доски и в парах.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
1.
Организационный момент;
2.
Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение;
3.
Изложение нового материала;
4.
Практическая, или самостоятельная работа в рабочих тетрадях, или с
раздаточным (карточным, тестовым) материалом;
5.
Подведение
итогов
занятия:
что
нового
узнали,
научились
делать,
самоконтроль и самооценка.
Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки
артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические
игры на расширение словарного запаса.
Предполагаемый результат
показателей уровня развития речевых навыков и грамматических
умений детей
1.
Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых
формах общения
•
умение ориентироваться в содержании этого общения,
•
выполнять поручения.
7
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной
действительности:
•
слове, слоге, звуке, ударении (без определения);
•
качественной
характеристике
звуков
(гласный,
согласный,
парный, одиночный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой);
•
о предложении;
•
о выразительных средствах речи (рассказ, сказки, пословицы,
поговорки, загадки, стихи).
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе
речи, активное участие в практических заданиях.
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
•
наличие
у
него
представления
о
модели
и
процессе
моделирования речевых конструкций языка;
•
способность
комментировать
свои
действия,
анализировать
проделанную работу.
Критерии развития интереса и способностей к грамоте и чтению
Ребёнок к концу года должен:
✓
проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
✓
знать все буквы русского алфавита;
✓
правильно произносить все буквы и звуки;
✓
уметь различать гласные и согласные звуки;
✓
распознавать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные
согласные;
✓
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место
звука в слове;
✓
отчетливо и ясно произносить слова;
✓
делить слова на слоги;
✓
уметь правильно ставить ударение в словах;
✓
уметь составлять из заданных слов предложение;
✓
составлять предложения по заданной теме и заданной схеме;
✓
давать описание знакомого предмета;
✓
пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
✓
записывать слова, предложения печатными буквами;
✓
разгадывать ребусы, кроссворды;
✓
читать
слова,
предложения,
небольшие
стихотворения,
тексты,
понимать прочитанный текст;
✓
ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
✓
рисовать предметы в тетради в линейку.
✓
работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо;
✓
знать гигиенические правила письма.
Средства, необходимые для реализации предмета:
•
учебно-тематическое планирование;
•
рабочие тетради;
8
•
наглядные пособия;
•
презентации
•
раздаточный и тестовый материал.
Учебно-тематический план занятий
по предмету «Основы грамоты и звукового анализа слов»
№
Наименование разделов и тем
занятий
Кол-
во
часов
Метод
обучения
Форма контроля
1.
Введение. Что такое алфавит.
1
Беседа,
объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
2.
Звуки и буквы в словах. Гласные
и согласные.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
Предыдущий и
текущий контроль
выполнения задания
3.
Схематическое изображение
слова, звука и буквы в словах.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
Предыдущий и
текущий контроль
выполнения задания
4.
Гласные звуки и буквы. Ударные
и безударные гласные.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
5.
Закрепление
изученного
материала.
1
Объяснение,
показ,
самостоятельная
работа
предыдущий и
текущий контроль
выполнения задания
6.
Гласные звуки, придающие
твёрдость. Звук и буква А.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
7.
Звук и буква О.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
8.
Звук и буква У.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
9.
Звук и буква Ы.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
10.
Звук и буква Э.
1
Беседа,
демонстрация,
текущий контроль
выполнения задания
9
практическая
работа
11.
Закрепление пройденного
материала.
1
Объяснение,
демонстрация,
самостоятельная
работа
предыдущий и
текущий контроль
выполнения задания
12.
Согласные звуки и буквы.
Звук и буква Л.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
13.
Звук и буква М.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
14.
Звук и буква Н.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
15.
Звук и буква Р.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
16.
Закрепление пройденного
материала..
1
Объяснение,
демонстрация,
самостоятельная
работа
текущий контроль
выполнения задания
17.
Игра – викторина
«Путешествие в страну знаний
1
Объяснение,
самостоятельная
работа
промежуточный
контроль
выполнения задания
18.
Гласные, придающие мягкость.
Звук и буква Я.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
19.
Звук и буква Ю.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
20.
Звук и буква Е.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
21.
Звук и буква Ё.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
22.
Звук и буква И.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
23.
Закрепление
пройденного
материала.
1
Объяснение,
промежуточный
контроль
10
демонстрация,
самостоятельная
работа
выполнения задания
24.
Парные согласные. Звуки Г и К,
Гь и Кь.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
25.
Буквы Г и К.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
26.
Звуки Д и Т, Дь и Ть.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
27.
Буквы Д и Т.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
28.
Звуки В и Ф, Вь и Фь.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
29.
Буквы В и Ф.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
30.
Звуки З –Зь и С – Сь.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
31.
Буквы З и С.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
32.
Викторина «Путешествие за
Дедом Морозом».
1
Беседа,
объяснение,
демонстрация,
самостоятельная
работа
промежуточный и
текущий контроль
33.
Звуки Б – Бь и П – Пь,
1
Объяснение
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
34.
Буквы Б и П.
1
Беседа,
объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
35.
Закрепление пройденного
материала
1
Объяснение,
текущий контроль
выполнения задания
11
демонстрация,
самостоятельная
работа
36.
Звук и буква Х.
1
Беседа,
объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
37.
Звуки и буквы Ж и Ш.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
38.
Звуки и буквы Ч и Щ.
1
Беседа,
объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
39.
Звук и буква Ц.
1
Беседа,
объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
40.
Согласный звук и буква Й.
1
Беседа,
объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
41.
Закрепление пройденного
материала
1
Опрос,
демонстрация,
практическая
работа
Текущий контроль
выполнения задания
42.
Проверочная работа
1
Объяснение,
тестирование
Промежуточный
контроль
43.
Буква Ь.
1
Беседа,
объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
Предыдущий и
текущий контроль
выполнения задания
44.
Буква Ъ.
1
Беседа,
объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
45.
Закрепление пройденного
материала
1
Объяснение,
демонстрация,
самостоятельная
работа
текущий контроль
выполнения задания
46.
Повторение алфавита.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
12
47.
Написание и чтение слов и
предложений.
1
Объяснение,
самостоятельное
выполнение
заданий в
тетради
текущий контроль
выполнения задания
48.
Контрольная работа в форме
тестов
1
Объяснение,
выполнение
тестов
промежуточный
контроль
выполнения задания
49.
Повторение.
Звуки и буквы.
1
Беседа,
демонстрация,
работа в
тетрадях
текущий контроль
выполнения задания
50.
Звуки и буквы, игровые
упражнения.
5
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
51.
Слова и слоги.
1
Беседа,
демонстрация,
работа у доски
текущий контроль
выполнения задания
52.
Предложение, графические
навыки.
1
Беседа,
объяснение,
демонстрация,
работа у доски
текущий контроль
выполнения задания
53.
Закрепление пройденного
материала. Игра-викторина
«Знатоки».
1
Объяснение,
самостоятельная
работа
текущий контроль
выполнения задания
54.
Однослоговые схемы. Чтение
коротких слов.
.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
55.
Двуслоговые схемы. Ударение в
словах. Чтение слов.
9
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
56.
Трёхслоговые и трёхзвуковые
схемы. Чтение слов.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
57.
Четырёхслоговые и
четырёхзвуковые схемы. Чтение
слов.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
58.
В мире книг
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
59.
Игрушки.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
13
60.
Овощи и фрукты.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
61.
Времена года. Осень.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
62.
Времена года. Зима.
Зимний праздник - «Новый
год».
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
63.
Времена года. Весна
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
64.
Весенний праздник – « 8 Марта»
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
65.
Времена года. Лето.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
66.
Домашние животные.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
67.
Дикие животные.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
68.
Сказки.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
69.
Транспорт.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
70.
Профессии.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
71.
Природные явления.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
72.
Лес. Чтение рассказа, загадок о
лесе, игровые упражнения.
1
Беседа,
демонстрация,
текущий контроль
выполнения задания
14
практическая
работа
73.
Насекомые. Разгадывание
кроссворда.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
74.
Птицы.
1
Объяснение,
самостоятельная
работа
Промежуточный
контроль
выполнения задания
75.
Цветы.
1
Объяснение,
работа в
тетрадях
текущий контроль
выполнения задания
76.
Закрепление пройденного
материала
1
Объяснение,
работа в
тетрадях
текущий контроль
выполнения задания
77.
Разгадывание ребусов.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
78.
Разгадывание кроссвордов
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
79.
Скоро в школу
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
80.
Повторение. Деление слов на
слоги.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
81.
Ударение в словах
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
82.
Алфавит.
1
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения задания
83.
Звуковой анализ гласных букв.
1
Объяснение,
самостоятельная
работа
итоговый контроль
выполнения задания
84.
Звуковой анализ согласных букв
1
Объяснение,
выполнение
текстовых
заданий
текущий контроль
выполнения задания
85.
Итоговый срез знаний по
грамоте.
1
Объяснение,
выполнение
текстовых
заданий
текущий контроль
выполнения задания
15
86.
Игра-викторина.
Тема: «Наш предшкольный
выпускной».
1
Объяснение,
показ, игра-
викторина
промежуточный и
текущий контроль
выполнения задания
Итого
86 часов
Программное содержание
предмета «Введение в математику»
(По программе Колесниковой Е. В «Математические ступеньки»
по подготовке к обучению математики детей 6 - 7 лет)
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки
форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен
принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себя его сенсорную и
интеллектуальную
готовность,
с
использованием
возможностей
и
особенностей
математики.
Цель предмета: Приобщить детей к математическим знаниям.
Задачи:
•
Научить прямому, обратному, порядковому и количественному счёту от 1
до 20;
•
Развивать потребность активно мыслить;
•
Развивать логическое мышление, математические способности;
•
Дать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени;
•
Формировать инициативность и самостоятельность.
В математическом содержании подготовительного периода объединены шесть
основных направлений:
•
Систематизация
и
учет
математических
знаний,
полученных
из
разных
источников (предыдущего обучения в д/с);
•
Представление
о
форме,
размере
и
взаимном
расположении
различных объектов (сравнение
предметов
по
признакам,
изменение
признаков,
выделение
элементов
в
различных
объектах,
их
сравнение
и
изменение, понимание и конкретизация пространственных отношений);
•
Представление
о
количестве (установление
взаимно-однозначного
соответствия
между
предметами,
понимание
количественных
отношений
«больше»,
«меньше», «столько
же», изменение
количества,
упражнения в
счёте, знакомство с математическими знаками);
•
Геометрические
фигуры (узнавание
геометрических
фигур
(квадрат,
прямоугольник, круг, треугольник), конструирование их моделей, выделение
фигур на фоне различных линий);
•
Представление
о
различных
вариантах
выбора (предметная
иллюстрация
комбинаторных задач);
•
Представление о последовательности событий (что сначала, что потом).
В предмете реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в
процессе
деятельности
ребенка,
насыщенной
математическим
содержанием,
что
направляется
специальным
подбором
и
структурированием
заданий,
формой
их
представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике,
в качестве основных предлагаются практические методы:
•
метод дидактических игр,
•
метод моделирования.
16
Эти
методы
используются
в
различном
сочетании
друг
с
другом,
при
этом
ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать
математический
материал,
проводя
эксперимент,
наблюдения,
выполняя
действия
с
предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем,
с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также
работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью
с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов
работы
с
ним
поможет
и
позволит
подвести
общее
развитие
детей
на
уровень,
необходимый для успешного изучения математики в школе.
Содержание разделов по предмету «Введение в математику»
Количество и счет.
На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о
множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества,
устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать
каждое число на1.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее
число к названному числу, определять пропущенное число.
Познакомить с составом второго пятка из единиц.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее
(на наглядной основе)
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на
сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.
Величина.
Раскладывать предметы в возрастающем и
убывающем порядке по величине,
высоте, ширине, использовать соответствующие определения.
Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части
целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.
Формировать
у детей
первоначальные
измерительные
умения.
Учить
измерять
длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.
Дать
представления
о
весе
предметов
и
объеме,
способах
его
измерения.
Познакомить с весами.
Способствовать развитию глазомера.
Геометрические фигуры.
Закреплять
знания
о
геометрических
фигурах:
круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник, овал, куб, конус, шар.
Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду,
величине).
Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.
Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона,
угол)
Продолжать
учить
рисовать
символические
изображения
предметов
из
геометрических фигур в тетради в клетку.
Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.
Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и
17
разрезания.
Ориентировка во времени.
Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости,
последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше,
позже.
Учить
различать
длительность отдельных
временных интервалов,
регулировать
свою деятельность в соответствии со временем.
Учить определять время по часам с точностью до часа.
Ориентировка в пространстве.
Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница,
учебная доска).
Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе,
к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).
Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
Развивать
способность
к
моделированию
пространственных
отношений
между
объектами в виде схемы, рисунка ,плана.
Логические задачи.
Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ
и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.
К концу учебного года дети должны уметь:
•
Объединять группы предметов по общему признаку
•
Считать от 1 до 20 и до 100 десятками (количественный и порядковый счет до 10);
•
Называть числа в прямом порядке до 20;
•
Соотносить цифру и количество предметов;
•
Пользоваться цифрами и математическими знаками;
•
Различать величины: длину, ширину, высоту;
•
Делить предметы на несколько равных частей
•
Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
•
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
•
Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух
меньших;
•
Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
•
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и
вычитая единицу из следующего за ним;
•
Находить части целого множества и целое по известным частям;
•
Считать до 20 и дальше(количественный и порядковый счет до 20);
•
Называть числа в прямом и обратном порядке до 20;
•
Соотносить цифру и количество предметов;
•
Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
•
Пользоваться цифрами и математическими знаками;
•
Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
•
Измерять длину предметов;
•
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
•
Определять временные отношения;
•
Состав чисел первого и второго десятка( из отдельных единиц);
•
Предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число,
последнее число.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
18
6.
Организационный момент;
7.
Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение;
8.
Объяснение нового материала;
9.
Практическая, или самостоятельная работа в рабочих тетрадях, или с раздаточным
(карточным, тестовым) материалом;
10.
Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и
самооценка.
Средства, необходимые для реализации предмета:
•
учебно-тематическое планирование;
•
рабочие тетради;
•
наглядные пособия;
•
счетный материал.
Учебно-тематический план занятий
по предмету «Введение в математику»
№
Наименование разделов и тем
занятий
Кол-во
часов
Метод
обучения
Форма контроля
1.
Свойства предметов (цвет, форма,
размер). Сравнение предметов.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
практическая
работа
Предыдущий и
текущий контроль
выполнения
задания
2.
Понятие «ближе», «дальше»,
«посередине», «между», «шире», «уже».
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
3.
Пространственные отношения «выше»,
«ниже», «внутри», «снаружи».
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
4.
Пространственные отношения «над»,
«под», «на», «около».
1
Беседа,
объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
5.
Пространственные отношения
«впереди», «сзади», «сбоку», «справа»,
«слева».
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
6.
Закрепление учебного материала.
Проверочная работа в форме
тестирования.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
7.
Число 1 и цифра 1, величина.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
19
8.
Число 2 и цифра 2,знаки +,=.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
9.
Число и цифра 3, соотнесение
количества предметов с цифрой.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
10.
Числа и цифры 1-3, плоскостные
геометрические фигуры, величина.
Повторение и
закрепление,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
11.
Число и цифра 4, соотнесение
количества предметов и цифр.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
12.
Числа и цифры 1-,5, знаки +,=,
независимость числа от величины
предметов.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
13.
Число и цифра 6,знаки =,+. Сложение
числа из 2-х меньших чисел.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
14.
Числа и цифры 4-6, знаки <, >,=.
1
Повторение и
закрепление,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
15.
Числа и цифры 1-6, установление
соответствия между числом, цифрой и
количеством предметов.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
16.
Числа и цифры 0 - 5, знак -.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
17.
Числа и цифры 0,1-6, решение задачи,
знаки -, < ,>.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
18.
Число и цифра 7,знаки =, +, порядковый
счет.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
19.
Числа и цифры 1-7, состав числа 7 из 2-
х меньших.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
20.
Числа и цифры 1-8, знаки +,-.
1
Объяснение,
текущий контроль
выполнения
задания
20
демонстрация,
практическая
работа
21.
Порядковый счет, сложение числа 8 из
2-х меньших чисел.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
22.
Решение примеров на сложение и
вычитание.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
23.
Знаки <,>, порядковый счет.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
24.
Числа и цифры 1-9.
1
Беседа,
объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
25.
Порядковый счет, сравнение смежных
чисел.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
26.
Число и цифра 10.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
27.
Цифры от 1 до10, сложение числа 10 из
двух меньших.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
28.
Решение задачи, соотнесение числа и
цифры.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
29.
Решение задачи на сложение и
вычитание, порядковый счёт
1
Повторение
пройденного
материала,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
30.
Решение примеров на сложение и
вычитание, составление числа из двух
меньших.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
31.
Соотнесение цифры с количеством
предметов, знаки <, >.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
21
32.
О
Образование чисел от 1 до 5 путём
прибавления единицы.
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
33.
Образование чисел от 6 до 10 путем
прибавления единицы. Сравнение
смежных чисел.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
34.
Разложение числа 3 на два меньших.
Состав числа 3 из двух меньших.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
35.
Решение задач. Закрепление знаний о
составе числа 3 из двух меньших.
1
Повторение
пройденного
материала,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
36.
Разложение числа 4 на два меньших.
Состав числа 4 из двух меньших.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
37.
Задачи-загадки. Закрепление знаний о
составе числа 4 из двух меньших.
1
Повторение
пройденного
материала,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
38.
Разложение числа 5 на два меньших,
состав числа 5 из двух меньших.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
39.
Нахождение и установление
несоответствия. Закрепления знаний о
составе числа 5 из двух меньших.
1
Повторение
пройденного
материала,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
40.
Закрепление знаний о составе чисел 1-5
из двух меньших.
1
Самостоятельн
ая работа
(тест)
текущий контроль
выполнения
задания
41.
Разложение числа 6 на два меньших.
Состав числа 6 из двух меньших.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
42.
Задачи — загадки.
Закрепление знаний о составе числа из
двух меньших.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
43.
Нахождение и устранение
несоответствия. Разложение числа 7 на
два меньших.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
22
44.
Состав числа 7 из двух меньших.
Задачи-загадки.
1
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
45.
Закрепление знаний о составе числа 7 из
двух меньших.
1
Повторение
пройденного
материала,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
46.
Разложение числа 8 на два меньших,
состав числа 8 из двух меньших.
1
Показ
объяснение,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
47.
Задачи-загадки, нахождение и
устранение несоответствия.
Закрепление знаний о составе числа 8.
1
Показ,
объяснение,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
48.
Разложение числа 9 на два меньших.
Состав числа 9 .Решение задач.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
49.
Закрепление знаний о составе числа 9 из
двух меньших.
1
Объяснение,
опрос,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
50.
Разложение числа 10 на два меньших,
состав числа 10.Решение примеров.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
51.
Задачи-загадки. Число 10.Нахождение и
устранение несоответствия.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
52.
Закрепление знаний о составе чисел 1-
10 из двух меньших.
1
Повторение
пройденного
материала,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
53.
Закрепление пройденного материала.
Числа 4-6.
1
Повторение
пройденного
материала,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
54.
Закрепление пройденного материала.
Числа 7-10.
1
Повторение
пройденного
материала,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
55.
Решение задач и примеров,
соотношение цифры с количеством
предметов, знаки <,>.
1
Объяснение,
показ,
текущий контроль
выполнения
задания
23
практическая
работа
56.
Знаки +,-,=, математические задачи,
величина.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
57.
Счет по образцу и названному числу,
геометрические фигуры, части суток.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
58.
Знаки <, >, =, соотнесение количества
предметов с цифрой, логическая задача.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
59.
Соотнесение количества предметов с
цифрой, математическая загадка,
знакомство с моделью часов.
1
Объяснение,
показ,
беседа,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
60.
Установление соответствия между
количеством предметов и цифрой, дни
недели.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
61.
Порядковый счет, счет по названному
числу, состав числа из двух меньших,
геометрические фигуры.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
62.
Арифметические задачи, величина,
ориентировка в пространстве, решение
примеров.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
63.
Цифры 1-10,знакомство с понятием
«десяток»
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
64.
Число и цифра 11.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
65.
Независимость числа от
пространственного расположения
предметов.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
66.
Число и цифра 12.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
Предварительный,
текущий контроль
выполнения
задания
67.
Отношения между числами, величина,
повторение времен года, месяцев.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
24
68.
Число 13, решение примеров, объёмные
геометрические фигуры.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
69.
Решение примеров, знаки +, -,
соответствие между цифрой и
количеством предметов.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
70.
Число 14, логическая задача, дни
недели.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
71.
Счет по образцу и названному числу,
арифметическая задача.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
72.
Число 15, соотнесение количества
предметов с цифрой.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
73.
Числа 1- 15 , решение примеров.
Плоскостные и объёмные
геометрические фигуры.
1
Повторение
пройденного
материала,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
74.
Числа 1-15 , решение примеров.
1
Самостоятельн
ая работа
(тест)
текущий контроль
выполнения
задания
75.
Число 16, измерение линейкой, работа с
моделью часов.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
76.
Математическая загадка, знаки +, -.
Состав чисел из двух меньших.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
77.
Число 17, решение примеров, счет по
образцу и названному числу.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
78.
Число 18, счет по названному числу,
логическая задача.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
79.
Число 19 , решение примеров.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
25
80.
Число 20, решение примеров.
Решение арифметической задачи.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
81.
Знаки +, -, счёт от 10 до 20, соотнесение
количества предметов с цифрой,
определение времени по часам.
1
Повторение
пройденного
материала,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
82.
Многоугольники, построение
многоугольников по заданным точкам
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
83.
Линии: вертикальные, горизонтальные,
наклонные, прямые, кривые, ломанные,
луч, отрезок, бесконечная.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
84.
Углы: прямые, острые, тупые.
Построение фигур с разными углами.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
85.
Точка пересечения прямых и кривых
линий, построение фигур.
Закрепление учебного материала по
основам геометрии.
1
Объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий контроль
выполнения
задания
86.
Контрольный срез знаний.
1
Самостоятельн
ая работа
(тест)
Итоговый контроль
Итого
86 часов
Программное содержание предмета
«Ознакомление с окружающим миром»
для детей 6 -7 лет
Раздел программы направлен на расширение необходимых знаний и представлений
детей старшего дошкольного возраста об окружающей социальной среде и природном
мире, а также на формирование экологической компетентности.
Цель
предмета:
Обогатить
знания
дошкольников
о
социальном
и
природном
окружающем мире.
Задачи предмета:
1.
Создать благоприятные условия для усвоения знаний об окружающей среде;
2.
Научить классифицировать предметы и объекты мира людей, живой и неживой
природы;
3.
Развивать логическое мышление, умение анализировать и делать обобщение;
4.
Формировать познавательную активность к природосберегающей деятельности;
5.
Воспитывать экологическую культуру общения с миром природы.
Содержание разделов по предмету «Окружающий мир»
Мир человеческого социума
Расширение и детализация представлений детей о предметах социального мира людей,
общественной жизни, формирование навыков правильного поведения в человеческом
социуме. Воспитание патриотических чувств к своей стране, любви к родному краю,
бережного отношения к богатствам природы, животному и растительному миру.
26
Мир природы
Обогащение
и
расширение
знаний
о
природном
мире
и
его
явлениях.
Умение
распознавать
и
классифицировать
объекты
живой
и
неживой
природы,
называть
обобщающими словами их группы.
Ожидаемые результаты после изучения предмета.
Учащиеся должны уметь:
•
распознавать растения и животных средней полосы России, обитателей суши и моря
других частей света;
•
классифицировать окружающий природный мир на живую и неживую природу;
•
перечислять в правильной последовательности времена года, месяцы, дни недели,
части суток;
•
называть основные признаки времён года;
•
уметь различать диких и домашних животных, зимующих и перелётных птиц.
Знать:
•
мир людей (быт человека, профессии, основные праздники, название, символику,
столицу своей страны, своего города, свои инициалы, домашний адрес, правила
поведения в обществе, свои права и обязанности, ПДД и другое).
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
11.
Организационный момент;
12.
Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение;
13.
Новый материал;
14.
Практическая, или самостоятельная работа в рабочих тетрадях, или с раздаточным
(карточным, тестовым) материалом;
15.
Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и
самооценка.
Средства, необходимые для реализации предмета:
•
учебно-тематическое планирование;
•
рабочие тетради;
•
наглядные пособия;
•
презентации;
•
раздаточный и тестовый материал.
Календарно-тематический план занятий
по предмету «Окружающий мир»
№
Наименование разделов и тем
занятий
Кол-во
часов
Метод обучения
Форма контроля
I
Мир человеческого социума
20
1.
Летние впечатления.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
2.
Младшие и старшие.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
27
3.
Бытовая техника - помощники в
доме.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
4.
Посуда
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
5.
Предметы, которые нам создают
уют и комфорт в доме.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
6.
Одежда.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
7.
Труд взрослых.
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
8.
Инструменты (музыкальные и
строительные).
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
9.
Тепло в доме.
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
10.
Свет в доме (Парамонова, стр.314)
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
11.
Достопримечательности родного
города.
1
Беседа, рассказ с
показом
демонстрации
текущий и
промежуточный
контроль
12.
Транспорт (наземный, водный,
воздушный).
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
13.
Правила дорожного движения.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
14.
Деньги (национальная валюта
России).
1
Беседа,
объяснение,
текущий и
промежуточный
28
показ, работа в
тетради
контроль
15.
Новый год и Рождество.
1
Беседа, рассказ,
демонстрация
презентации
текущий и
промежуточный
контроль
16.
Русский народный быт.
1
Беседа,
объяснение,
экскурсия в музей
текущий и
промежуточный
контроль
17.
Книги и библиотеки.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий и
промежуточный
контроль
18.
Этикет.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
практическая
равбота
текущий и
промежуточный
контроль
19.
Рассказы об армии.
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
20.
Закрепляющее занятие по разделу
в форме тестирования
1
Объяснение,
показ,
самостоятельная
работа
текущий и
промежуточный
контроль
II
Человек и природа
15
21.
Возникновение жизни на Земле.
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа с
карточками
текущий и
промежуточный
контроль
22.
Живая и неживая природа.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
23.
Взаимосвязи в природе.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
практическая
работа
текущий и
промежуточный
контроль
24.
Значение природы в жизни
человека.
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
25.
Влияние человека на природу.
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
26.
Времена года.
1
Беседа,
объяснение,
текущий и
промежуточный
29
показ,
дидактические
игры
контроль
27.
Луна и солнце. Что бывает ночью
и днём?
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
28.
Домашние животные
(сельскохозяйственные и
питомцы).
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
29.
Дикие животные средней полосы
России.
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
30.
Птицы (перелётные, зимующие,
кочующие).
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
31.
Насекомые.
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
32.
Обитатели морей и океанов.
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
текущий и
промежуточный
контроль
33.
Подземная кладовая
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа с
карточками
промежуточный
контроль
34.
Такой богатый урожай (овощи,
фрукты, ягоды).
1
Беседа,
объяснение,
показ, работа в
тетради
Текущий контроль
35
Закрепляющее занятие по разделу
в форме тестирования
1
Объяснение,
самостоятельная
работа
текущий и
промежуточный
контроль
III
Занятные путешествия
8
36
Путешествие в Африку.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
37
Путешествие в Китай.
Китайский Новый год.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
38
Арктика. Путешествие к
северному полюсу.
1
Беседа,
объяснение, показ
текущий и
промежуточный
30
презентации
контроль
39
Путешествие в прошлое часов.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
40
Человек и космос.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
41
Путешествие по школе.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
42
Наша страна и наши праздники.
1
Беседа,
объяснение,
показ,
дидактические
игры
текущий и
промежуточный
контроль
43
Контрольный срез знаний в форме
тестов.
1
Объяснение,
показ,
самостоятельная
работа
текущий и
промежуточный
контроль
Итого
43 часа
Программное содержание
предмета «Технология»
(Обучение художественно-творческой деятельности детей 6-7 лет)
Реализация данного предмета позволит детям получить более широкое
представление
об
искусстве,
технологии
выполнения
поделок
своими
руками из различных материалов, а также позволит попасть в коллектив
единомышленников, которые настроены на процесс творения, эстетического
познания и расширения мировоззрения.
Цель
предмета -
развитие
художественно
-
эстетического
вкуса,
творческого
воображения
и
представления
посредством
обучения
детей
изображению и изготовлению предметов окружающего мира как образного
отражения жизненных впечатлений.
Задачи:
1.
Дать представление о разнообразных материалах творческой
деятельности, используемых на занятиях рисованием, лепкой,
аппликацией, конструированием;
2.
Научить владеть средствами художественной выразительности,
составлять законченную композицию и выполнять ее разными
изобразительными средствами;
31
3.
Углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в
творческой деятельности, развивать у детей фантазию, наглядно-
образное мышление, мелкую моторику, чувства цвета;
4.
Формировать творческую активность, нравственно-эстетическую
отзывчивость, начатое дело доводить до конца;
5.
Содействовать формированию всесторонне развитой личности,
социальных черт личности будущего школьника, необходимых для
благополучной адаптации к школе.
Основные формы совместной деятельности педагога и учащихся на
занятиях:
•
Индивидуальные: индивидуальная помощь и консультация учащихся.
•
Групповые: работа в составе малых групп – парная, группы по 3-4
человека, по уровню освоения программы.
•
Творческие задания: фантазийное рисование, рисование на заданную
тему, или с самостоятельным выбором сюжета.
В процессе занятий
- по рисованию дети обучаются основам графических набросков и
живописи,
учатся
работать
с
карандашами,
приобретают
умения
действовать кистью, красками, раскрывают волшебство появления цвета
при помощи смешивания красок. Знакомятся с понятиями
предмет,
портрет, натюрморт, пейзаж, декоративно-прикладная роспись;
- по аппликации дети знакомятся с техникой выполнения отображения
действительности с помощью бумаги, развивают глазомер, зрительно-
моторную координацию, умение действовать карандашом, линейкой,
ножницами, наносить клей и приклеивать детали, приобретают чувство
формы, учатся соотношению частей и целого, моделировки предметов;
- по лепке у детей развиваются группы мелких мышц кистей рук и
пальцев,
вырабатываются
навыки
вылепливания
различных
геометрических
форм
из
пластилина,
или
теста,
а
также
умение
пользоваться
простейшими
инструментами,
расширяется
кругозор
детей,
ребята
учатся
соразмерять
детали
по
толщине
и
длине,
формируются навыки сравнения, анализа;
- по конструированию закрепляются основные геометрические понятия
и формы (угол, сторона, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг,
конус, цилиндр и т.д.), формируются правила безопасности и личной
гигиены,
расширяются
знания
и
умения
пользоваться
различными
приёмами и способами действия с картоном, бросовым и природным
материалом, готовыми выкройками, выполнять поделки из конусов,
цилиндров, квадрата.
Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля –
умению сравнить свое изделие с предложенным образцом (рисунком),
32
развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии,
творческого отношения к труду.
К концу обучения воспитанники должны знать:
•
основные приемы и способы рисования;
•
основы цветоведения;
•
основные признаки композиции;
•
понятия:
орнамент,
пейзаж
(морской,
горный,
городской
и
др.),
натюрморт, портрет, последовательность;
•
технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;
•
операции работы с различным прикладным материалом;
•
правила санитарии, гигиены и техники безопасности.
Должны уметь:
•
готовить рабочие место и распределять труд по операциям;
•
работать с предлагаемым инструментом и материалом;
•
выполнять основные приемы лепки, аппликации, конструирования;
•
создавать композиции, правильно располагать детали рисунка на листе;
•
подбирать цветовую гамму рисунка;
•
соблюдать правила культуры труда.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
1.
Организационный момент;
2.
Теория.
3.
Практика.
4.
Формы подведения итогов.
Результатом деятельности работы детей могут служить выставки, а
также активное участие в различных конкурсах и проектах.
Инструменты и материалы, необходимые для проведения занятий по
технологии
Инструменты
Материалы
•
ластик;
•
точилка для карандашей;
•
ножницы;
•
кисти разных размеров
для рисования;
•
емкости для воды;
•
стеки;
•
дощечка под пластилин;
•
клей – карандаш;
•
линейка;
•
клеёнка для аппликаций;
•
цветные карандаши;
•
простой карандаш;
•
альбом для рисования;
•
акварельные краски;
•
пластилин;
•
цветная бумага односторонняя;
•
цветная бумага двусторонняя;
•
цветной картон;
•
белый картон;
•
ватные диски и ватные палочки;
•
природный материал (шишки, жёлуди,
сухие листья, веточки);
•
коробок спичек;
•
бумажные салфетки разных цветов.
33
•
фломастеры;
Календарно-тематический план занятий
по предмету «Технология»
№
Наименование разделов и тем занятий
Кол-во
часов
1
Вводное
Беседа по технике безопасности работы с материалом и
оборудованием на занятиях. Складывание базовых форм из
бумаги.
2
2
Аппликация с элементами рисования
Тема: «Улетело наше лето».
2
3
Конструирование с элементами аппликации
Тема: «Цветные зонтики».
2
4
Рисование с элементами аппликации
Тема «Осеннее дерево».
2
5
Рельефная лепка
Тема: «Ветка рябины».
2
6
Рисование по образцу
Тема: «Разноцветный попугай».
2
7
Лепка с применением природного материала
Тема: «Петушок – Золотой гребешок».
2
8
Аппликация с элементами рисования
Тема: «Осенний лес».
2
9
Конструирование с элементами аппликации.
Тема: «Дачный домик».
2
10
Рисование
Тема: «Портрет моей мамы»
2
11
Лепка по замыслу с применением природного материала:
Тема: «Старичок-Лесовичок».
2
12
Конструирование с элементами аппликации к празднику
День матери
Тема: «От всего сердца»
2
13
Аппликация с элементами рисования
Тема: «Совушка».
2
14
Аппликация из ватных дисков с элементами рисования
Тема: «Портрет Деда Мороза».
2
15
Рисование с натуры
Тема: «Моя любимая игрушка».
2
16
Конструирование
Тема: «Символ Нового года».
2
17
Лепка с применением бросового материала
Тема: «Баба Яга».
2
18
Рисование с элементами аппликации
Тема: «Новогодняя открытка».
2
19
Конструирование с элементами аппликации
Тема: «Новогодняя ёлочка».
2
34
20
Лепка рельефная
Тема: «Заснеженное дерево».
2
21
Конструирование с элементами аппликации
Тема: «Лиса-Алиса».
2
22
Аппликация с элементами рисования
Тема: «Мой весёлый снеговик»
2
23
Рисование с элементами аппликации
Тема: «Дворец Снежной королевы»
2
24
Лепка по образцу
Тема: «Нарядный индюк».
2
25
Аппликация с элементами конструирования в технике
оригами
Тема: Открытка для папы «Воздушный шар»
2
26
Конструирование с элементами аппликации
Тема: Подарок для мамы «Цветы в вазе»
2
27
Рисование декоративное
Тема: «Дымковская роспись».
2
28
Лепка рельефная
Тема: «Свеча с подсвечником».
2
29
Аппликация с элементами прорисовки
Тема: «Обитатели морей и океанов».
2
30
Конструирование
Тема: «Ракета».
2
31
Рисование по шаблону
Тема: «Пасхальное яичко».
2
32
Лепка с применением природного и бросового материала
Тема: «Пришельцы из космоса».
2
33
Аппликация ко Дню космонавтики
Тема: «Полёт на луну»
2
34
Конструирование к празднику 1 мая с элементами
аппликации
Тема: «Голубь мира»
2
35
Рисование по замыслу
Тема: «Пейзажи с Вернисажа»
2
36
Лепка
Тема: Черепашка на пруду.
2
37
Конструирование с элементами аппликации к 9 мая
Тема: «Открытка ветерану»
2
38
Аппликация с прорисовкой
Тема: «Нежные ландыши».
2
39
Лепка рельефная
Тема: «Сказочный домик».
2
40
Рисование по замыслу
Тема: «Моя будущая школа».
2
41
Конструирование с прорисовкой
Тема: «Закладка для Букваря».
2
42
Аппликация с элементами конструирования
Тема: «Божья коровка на листочке».
2
35
43
Итоговая выставка детских работ, вручение дипломов
Тема выставки: «Наши успехи и достижения».
Можно организовать для детей сладкий стол.
2
Итого:
86
Методическое обеспечение программы
Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике
аналитико-синтаксической звукобуквенной методике и закреплении работой
по развитию речи на основных ее уровнях – звук (звуковая культура), слова,
предложения, связное высказывание. Для этого используются следующие
приемы:
- давать детям задания по определению на слух места звука в слове;
- предлагать детям называть слова, в которых встречается определенный
звук;
- подбирать к схеме слова с заданным звуком и т.д.
Важную
роль
в
развитии
ребенка
дошкольного
возраста
играет
формирование
у него
элементарных
математических
представлений.
Оно
предполагает первоначальное формирование представлений о количестве,
числе и цифре, геометрических фигурах, пространственном расположении.
Работа в этом направлении строится в ходе дидактических игр, организуемых
педагогом,
а
так
же
интеллектуальных
и
спонтанных
игр,
в
ходе
самостоятельной исследовательской деятельности детей.
Учет
психологических
особенностей
детей
дошкольного
возраста
определяет
необходимость
соблюдения
некоторых
особенностей
в
проведении занятий: оптимальное разнообразие видов деятельности, введение
физкультминуток,
использование
игрового
материала,
переключения
внимания детей с одного вида деятельности на другой.
Среди
школьно-значимых
функций,
определяющих
успешность
овладения школьными
умениями, кроме темпа и качества формирования
навыков чтения, письма и счёта, выделяются:
•
зрительное
восприятие
и
зрительная
память,
зрительный
анализ
и
синтез,
•
пространственная
ориентация,
оптико-пространственный
анализ
и
синтез,
•
слуховое
восприятие
и
внимание,
слухо-речевая
память,
фонематический слух,
•
сенсомоторные координации,
•
точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Кроме
физиологических
особенностей
организма
ребёнка,
выделяют
такую причину дефицита в развитии данных функций, как – отсутствие у детей
необходимого
и
достаточного
опыта
деятельности,
способствующих
их
развитию.
Одним
из
оптимальных
средств
развития
школьно-значимых
функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного
и не учебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей
36
конкретного
занятия
и
индивидуально-типологических
особенностей
и
возможностей детей.
Конечным результатом любого занятия является выполненная работа
учащегося.
Каждый
вид
деятельности
–
это
этап
не
только
освоения
теоретических
и
практических
основ,
но
и
развитие
личности
ребёнка,
апробация и выявление его умственных и творческих способностей.
В результате обучения детей по программе «Шаги к успеху» происходит
воспитание таких качеств, как культурное поведение в общественных местах,
организованность,
дисциплинированность,
коллективизм,
уважение
к
старшим
и
бережное
отношение
к
младшим.
Развивается
умения
самостоятельно принимать решения, объединяться для игры и выполнения
учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Формируется успешность и
интерес к учебной деятельности, желание учиться в школе.
Оборудование для занятий программы «Шаги к успеху»
Техническое оснащение программы
Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого
освещения, рабочих мест (столы, стулья), водоснабжения, инструментов и
материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель
для их хранения, школьная настенная доска,
компьютер, проектор, экран, магнитная доска, демонстрационная подставка,
рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.
В качестве дидактического материала педагогу необходимо иметь:
1.
Методические
и
наглядные
пособия,
демонстрационный
материал,
тематические
образцы
изделий
для
каждого
занятия
по
теме
преподаваемого предмета.
2.
Схемы, чертежи, карты изготовления, трафареты, шаблоны.
3.
Учебная литература по предмету;
4.
Фотографии, или рисунки предметов окружающего мира.
5.
Литература по искусству.
Оборудование для учащихся:
1.
Чистая тетрадь в крупную клетку (1 шт.);
2.
Набор цветных карандашей (8-12 цветов);
3.
Набор маркеров, фломастеров;
4.
Ластик (резинка);
5.
Простой карандаш (2 шт.);
6.
Точилка для карандашей;
7.
Линейка (20 см.);
8.
Счётные палочки,
37
9.
Учебный дневник.
Список литературы для детей:
Рабочие тетради Е.В.Колесниковой:
1.
«От А до Я»;
2.
«Я начинаю читать»;
3.
«Я считаю до десяти»;
4.
«Я считаю до двадцати»;
5.
Тетрадь с заданиями для развития детей «Окружающий мир» (в 2-х
частях).
Учебная литература и дидактические пособия
к программе «Шаги к успеху»
1.
Карпова
С.И.
Развитие
речи
и
познавательных
способностей
дошкольников 6-7 лет //С.И. Карпова, В.В. Мамаева – СПб.: Речь, 2017
– 144 с.
2.
Колесникова
Е.
В.
Математика
для
детей
5-6
лет:
Учебн.-метод.
пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти». – 4-е изд., перераб. и
доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. (Математические ступеньки).
3.
Колесникова
Е.
В.
Математика
для
детей
6-7
лет:
Учебн.-метод.
пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». – 4-е изд., перераб.
и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. (Математические ступеньки).
4.
Колесникова Е.В. Геометрические фигуры. Математика для детей 5-7
лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
5.
Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.
Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд.
3-е, доп. и перераб. / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2018.
6.
Колесникова Е. В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей
6-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю
читать» – Изд. 3-е, доп. и перераб. / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента,
2018.
7.
Математика.
/
М.:
РОСМЕН,
2017.
–72
с.
–
(Вся
дошкольная
программа).
8.
Развивающие занятия с детьми 6-7 лет /Под ред. Л.А. Парамоновой. –
М.: ОЛМА Медиа Групп, 2017.
9.
Федиенко В.В., Волкова Ю.С. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для
детей 6 лет. Издание для развивающего обучения./ ООО «РОСМЭН»,
2017.
10.
Комарова
Т.С.
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду:
подготовительная к школе группа. – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018.
11.
Лыкова
И.А.
Ажурные
окошки/Дидактическое
пособие.
–
ООО
Издательский дом «Цветной мир», 2017.
38
12.
Лыкова
И.А.
Театр
на
пальчиках/Дидактическое
пособие.
–
ООО
Издательский дом «Цветной мир», 2017.
13.
Салмина
Н.Г.,
Глебова
А.О.
Рисование,
аппликация,
лепка.
–
М.:
Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.
14.
Силивон В.А. Когда ребёнок рисует: Кн. Для воспитателей детских
садов. – ООО Издательский дом «Цветной мир», 2018.
15.
Игрушки из бумаги (оригами). Из серии развивающих игр для детей 7
лет/Дидактическое пособие. - ООО Издательский дом «Цветной мир»,
2017.
16.
Школа рисования для малышей/ Дидактическое пособие по рисованию.
Худ. ред. А.А. Никулина, М.А. Макарова.- ЗАО «РОСМЭН», 2017.
17.
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук. – М., Мозаика – Синтез,
2017.