Напоминание

"Шаги к успеху"


Автор: Самолутченко Инесса Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДО"
Населённый пункт: Смоленская область, г. Смоленск
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая рабочая программа социально-педагогической направленности
Тема: "Шаги к успеху"
Раздел: дополнительное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

АДМИНИСТРАЦИИ города СМОЛЕНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

города СМОЛЕНСКА

(МБУ ДО «ЦДО»)

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол №1 от 30.08.2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО «ЦДО»

____________Н.Г. Кравченко

Приказ № 100 – адм от 30.08.2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ШАГИ К УСПЕХУ»

(рабочая программа)

Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 6 лет

Срок реализации: 1 год (258 ч.)

Автор-составитель:

Самолутченко Инесса Александровна,

педагог дополнительного образования

Смоленск, 2019

1

Пояснительная записка

Детство

уникальный

период

в

жизни

человека.

В этом

возрасте

формируется

здоровье,

закладываются

социальные

нормы

поведения,

происходит становление личности. Социализация человека проходит через

воспитательно-образовательные институты, главными из которых являются

семья, детский сад, школа. Подготовка и обучение в школе имеет свои

Одной из актуальных проблем школьного обучения была и остаётся

подготовка

детей

к

школе.

Причинами

являются

следующие

факторы:

сокращение

количества

детей,

которые

могут

посещать

дошкольные

учреждения (в связи с нехваткой мест в д/с) и неоднородность качества

дошкольной подготовки детей.

Неоднородность подготовки обусловлена рядом объективных причин.

Во-первых,

в

школу

поступают

дети

из

разных

дошкольных

учреждений,

обучение

в

которых

ведется

по

разным

образовательным

программам.

Во-вторых,

среди

них

есть

дошкольники,

часть

которых

регулярно занимались в детском саду, другие посещали его нерегулярно (в

связи

с

болезнями),

а

третьи

длительное

время

не

посещали

ДОУ

и

воспитывались в семье. В-третьих, не все родители вообще обеспокоены

проблемами подготовки детей к обучению.

Все вышеизложенное отрицательно сказывается на адаптации детей в

первый год обучения, так как в школу приходят дети, не подготовленные даже

на уровне элементарной информированности об окружающем мире, не говоря

уже о полной интеллектуальной и психологической готовности. У них не

развиты

такие

психические

функции

как

познавательная,

моторная,

эмоционально-волевая,

нет

психолого-социальной

адаптации,

что

делает

процесс дальнейшего обучения таких детей достаточно сложным.

На

протяжении

длительного

времени

считалось,

что

главным

показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его

умственного

развития,

овладение

какими-либо

конкретными

элементами

учебной деятельности. В настоящее время концепции подготовки детей к

школе

рассматривают

готовность

к

школьному

обучению

как

сложный

целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться.

Полная

готовность

ребенка

к

школе — это

необходимый

и

достаточный

уровень

психофизиологического,

социального,

интеллектуального

и

личностного развития ребёнка.

Для того, чтобы старший дошкольник мог безболезненно включиться в

новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, необходимы

условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации

появилась необходимость создания программы предшкольного образования,

которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими

первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной

программой в 1 классе и беспроблемно учиться дальше.

Подготовка

к

обучению

является

преемственностью,

позволяющей

обеспечить

гуманный

переход

из

одной

возрастной

группы

в

другую

и

2

реализовать

основные

задачи,

поставленные

в

настоящее

время

перед

образованием. Работа по преемственности позволяет, не травмируя психику

ребенка, осуществить плавный переход от дошкольной жизни к обучению в

школе.

Программа «Шаги к успеху» является по дифференциации социально-

педагогической

направленности

и

соответствует

базовому

уровню

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Целью программы «Шаги к успеху» является:

Создание

образовательного

пространства,

направленного

на

формирование новой ведущей деятельности, новых социальных ролей, а также

речевых,

познавательных,

и

коммуникативных

компетенций,

способствующих благополучной адаптации детей к школьному обучению.

Реализация этой цели требует выполнения определенных задач:

1.

Организация процесса обучения, воспитания и развития детей

на

этапе

предшкольного

образования

с

учетом

потребностей

и

возможностей детей этого возраста..

2.

Отбор

содержания

образования

детей

на

ступени

предшкольного

образования,

которое

обеспечит

развитие

новых

образовательных компетенций без дублирования содержания обучения

в первом классе школы.

3.

Укрепление

и

развитие

эмоционально-положительного

отношения ребенка к школе, желания учиться.

4.

Формирование

социальных

черт

личности

будущего

школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе

5.

Обеспечение

преемственности

между

подготовкой

к

обучению и обучением в школе.

Программа «Шаги к успеху» базируется на следующих принципах:

- возрастных и индивидуальных возможностей и способностей детей;

- развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой

деятельности, как активного субъекта познания;

- развития духовно-нравственных убеждений личности;

- развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям

образования;

-преемственности

между

учебными

процессами

дошкольного

и

начального школьного образования.

Основаниями для реализации принципа преемственности между

дошкольным и школьным образованием являются:

- ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности

ребенка, на его

«зону ближайшего развития»;

- создание условий для включения ребенка в новые социальные формы

общения;

- организация и сочетание в единой смысловой последовательности

3

продуктивных

видов деятельности;

- подготовка для перехода ведущей учебной деятельности от игровой к

учебной;

-

обеспечение

постепенного

перехода

от

непосредственности

к

произвольности.

В основе подготовки к обучению в школе программы «Шаги к успеху»

лежат

личностно-ориентированные

и

развивающие

технологии.

Целью

личностно-ориентированных

технологий

являются

развитие

и

формирование

в

процессе

подготовки

к

обучению

успешной

личности.

Развивающие

технологии

направлены

на

формирование

у

ребенка

проблемного мышления, на развитие мыслительной и речевой активности.

Развивающие технологии содержат:

- развивающие дидактические игры;

- развивающие практические задания;

- творческие упражнения;

- аналитико-синтетические действия.

Организационные формы работы:

- индивидуальная;

- парная;

- групповая;

- коллективная.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются:

-словесные (рассказ-объяснение, беседа, сказка);

-наглядные (презентация,

демонстрация

приемов

работы,

наглядных

пособий, самостоятельные наблюдения детей);

-практические (выполнение

упражнений

и

заданий

в

тетрадях,

тестирование).

Виды деятельности:

- игровая;

- учебно-познавательная;

- исполнительская;

- творческая;

- интеллектуальная.

Оздоровительные технологии

Организация образовательного процесса направлена на

здоровьесберегающие технологии. Педагогом проводятся физкультурные

минутки, пальчиковые игры, беседы и спортивные и подвижные игры на

переменах.

Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой

«Шаги

к

успеху»

имеет

социально-педагогическую

направленность,

соответствует

возрастным

особенностям

детей

старшего

дошкольного

возраста от 5,5 до 7лет.

4

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Программа

построена

по

учебным

предметам

(как

в

школьных

программах), в соответствии с логикой психического развития дошкольников:

мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольных про-

цессов, ценностных отношений к окружающему миру и к себе и др.

При составлении программы были использованы:

Закон «Об образовании»,

Устав

МБУ

ДО

«ЦДО»,

Санитарно-

эпидемиологические

правила

СанПиН,

Положение

о

группе

предшкольной подготовки,

Федеральные государственные требования к ДОУ,

Программа обучения и развития детей 6-7 лет под

редакцией Л.А. Парамоновой (основа программы «Истоки»).

Программа

«Математические

ступеньки»

ориентировано на развитие математических способностей детей 5-

6,6-7 лет, Е.В. Колесникова;

Учебно-методическое

пособие

«развитие

звуко-

буквенного анализа у детей 5-6 лет» (часть авторской программы «

От звука к букве»), Е.В. Колесникова;

Учебно-методическое пособие «развитие интереса и

способностей

к

чтению

у

детей

6-7

лет»

(часть

авторской

программы « От звука к букве»), Е.В. Колесникова;

Учебные пособия для будущих первоклассников

О.В.

Чистяковой;

Тетради

с

заданиями

для

развития

детей

по

окружающему миру под редакцией Гавриной С.Е., Кутявиной

Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В.;

Учебные

пособия

«Школы

для

дошколят»

ГаврилинойС.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой

С.В.;

Должностные инструкции педагога дополнительного

образования группы предшкольной подготовки.

Ожидаемый результат:

1.

Знакомство с будущим распорядком школьного обучения в

специально организованной деятельности.

2.

Успешная адаптация к учебному процессу в 1-ом классе.

3.

Реализация

единой

линии

последовательного

интеллектуального

развития

ребенка

на

этапах

предшкольного

и

начального школьного детства.

5

4.

Развитие

мыслительных

процессов

памяти,

внимания,

мышления,

воображения,

соответствующих

возрастной

категории

старшего дошкольника.

5.

Развитие мелкой моторики рук.

Дисциплины (разделы) программы:

1.

Введение в математику.

2.

Основы грамоты и навыков чтения.

3.

Ознакомление с окружающим миром.

4.

Технология.

Занятия проводят с группой детей (до 12 человек).

Количество занятий в день – 3 – 4.

Продолжительность занятий – 25 - 30 минут.

Перерыв – 10 минут.

Количество посещений занятий в неделю – 2 раза.

Учебный план

Программное содержание

предмета «Основы грамоты и навыков чтения»

(По программе Колесниковой Е. В. по подготовке к обучению грамоте «От

звука к букве» для работы с детьми 6 - 7 лет)

Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом

комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На

одном

занятии

решаются

различные

взаимосвязанные

речевые

задачи:

фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит

развитие связной речи.

Основная задача программы «От А до Я» и «Я начинаю читать» -

обучение дошкольников элементам грамоты и началу чтения.

Название дисциплин

Кол-во занятий

в неделю

1. Основы грамоты и навыков чтения.

2

2. Окружающий мир.

1

3. Введение в математику.

2

4. Технология

2

Всего учебных занятий

7

6

Это

подготавливает

к

овладению

звуковым

анализом

слов,

т.

е.

последовательному

вычленению

всех

звуков

по

порядку

и

их

дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют

ударение,

сравнивают

по

количественному

и

качественному

звуковому

составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно,

осознание

звукового

состава

слова

и

словесного

состава

предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает

основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что

является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Основной

материал

изучения

по

рабочим

тетрадям

слова,

предложения, тексты, игровые задания и упражнения со звуками, буквами,

словами

и

предложениями.

Содержание

заданий

связано

с

разделами

«ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие

животные,

цветы

и

т.д.).

Расширение

и

обогащение

представлений

об

окружающем

мире

происходит

с

помощью

художественного

слова:

пословиц, поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов. В занятия

по грамоте включены задания по развитию графических навыков с целью

подготовки руки ребёнка к письму.

Формы работы на занятиях по основам грамоты и навыков чтения

Работа

проводится

фронтально

всей

группой

с

использованием

игровых

технологий, индивидуально, у доски и в парах.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

1.

Организационный момент;

2.

Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение;

3.

Изложение нового материала;

4.

Практическая, или самостоятельная работа в рабочих тетрадях, или с

раздаточным (карточным, тестовым) материалом;

5.

Подведение

итогов

занятия:

что

нового

узнали,

научились

делать,

самоконтроль и самооценка.

Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки

артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические

игры на расширение словарного запаса.

Предполагаемый результат

показателей уровня развития речевых навыков и грамматических

умений детей

1.

Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых

формах общения

умение ориентироваться в содержании этого общения,

выполнять поручения.

7

2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной

действительности:

слове, слоге, звуке, ударении (без определения);

качественной

характеристике

звуков

(гласный,

согласный,

парный, одиночный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой);

о предложении;

о выразительных средствах речи (рассказ, сказки, пословицы,

поговорки, загадки, стихи).

3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе

речи, активное участие в практических заданиях.

4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

наличие

у

него

представления

о

модели

и

процессе

моделирования речевых конструкций языка;

способность

комментировать

свои

действия,

анализировать

проделанную работу.

Критерии развития интереса и способностей к грамоте и чтению

Ребёнок к концу года должен:

проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;

знать все буквы русского алфавита;

правильно произносить все буквы и звуки;

уметь различать гласные и согласные звуки;

распознавать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные

согласные;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место

звука в слове;

отчетливо и ясно произносить слова;

делить слова на слоги;

уметь правильно ставить ударение в словах;

уметь составлять из заданных слов предложение;

составлять предложения по заданной теме и заданной схеме;

давать описание знакомого предмета;

пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;

записывать слова, предложения печатными буквами;

разгадывать ребусы, кроссворды;

читать

слова,

предложения,

небольшие

стихотворения,

тексты,

понимать прочитанный текст;

ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);

рисовать предметы в тетради в линейку.

работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо;

знать гигиенические правила письма.

Средства, необходимые для реализации предмета:

учебно-тематическое планирование;

рабочие тетради;

8

наглядные пособия;

презентации

раздаточный и тестовый материал.

Учебно-тематический план занятий

по предмету «Основы грамоты и звукового анализа слов»

Наименование разделов и тем

занятий

Кол-

во

часов

Метод

обучения

Форма контроля

1.

Введение. Что такое алфавит.

1

Беседа,

объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

2.

Звуки и буквы в словах. Гласные

и согласные.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

Предыдущий и

текущий контроль

выполнения задания

3.

Схематическое изображение

слова, звука и буквы в словах.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

Предыдущий и

текущий контроль

выполнения задания

4.

Гласные звуки и буквы. Ударные

и безударные гласные.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

5.

Закрепление

изученного

материала.

1

Объяснение,

показ,

самостоятельная

работа

предыдущий и

текущий контроль

выполнения задания

6.

Гласные звуки, придающие

твёрдость. Звук и буква А.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

7.

Звук и буква О.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

8.

Звук и буква У.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

9.

Звук и буква Ы.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

10.

Звук и буква Э.

1

Беседа,

демонстрация,

текущий контроль

выполнения задания

9

практическая

работа

11.

Закрепление пройденного

материала.

1

Объяснение,

демонстрация,

самостоятельная

работа

предыдущий и

текущий контроль

выполнения задания

12.

Согласные звуки и буквы.

Звук и буква Л.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

13.

Звук и буква М.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

14.

Звук и буква Н.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

15.

Звук и буква Р.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

16.

Закрепление пройденного

материала..

1

Объяснение,

демонстрация,

самостоятельная

работа

текущий контроль

выполнения задания

17.

Игра – викторина

«Путешествие в страну знаний

1

Объяснение,

самостоятельная

работа

промежуточный

контроль

выполнения задания

18.

Гласные, придающие мягкость.

Звук и буква Я.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

19.

Звук и буква Ю.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

20.

Звук и буква Е.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

21.

Звук и буква Ё.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

22.

Звук и буква И.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

23.

Закрепление

пройденного

материала.

1

Объяснение,

промежуточный

контроль

10

демонстрация,

самостоятельная

работа

выполнения задания

24.

Парные согласные. Звуки Г и К,

Гь и Кь.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

25.

Буквы Г и К.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

26.

Звуки Д и Т, Дь и Ть.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

27.

Буквы Д и Т.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

28.

Звуки В и Ф, Вь и Фь.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

29.

Буквы В и Ф.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

30.

Звуки З –Зь и С – Сь.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

31.

Буквы З и С.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

32.

Викторина «Путешествие за

Дедом Морозом».

1

Беседа,

объяснение,

демонстрация,

самостоятельная

работа

промежуточный и

текущий контроль

33.

Звуки Б – Бь и П – Пь,

1

Объяснение

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

34.

Буквы Б и П.

1

Беседа,

объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

35.

Закрепление пройденного

материала

1

Объяснение,

текущий контроль

выполнения задания

11

демонстрация,

самостоятельная

работа

36.

Звук и буква Х.

1

Беседа,

объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

37.

Звуки и буквы Ж и Ш.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

38.

Звуки и буквы Ч и Щ.

1

Беседа,

объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

39.

Звук и буква Ц.

1

Беседа,

объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

40.

Согласный звук и буква Й.

1

Беседа,

объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

41.

Закрепление пройденного

материала

1

Опрос,

демонстрация,

практическая

работа

Текущий контроль

выполнения задания

42.

Проверочная работа

1

Объяснение,

тестирование

Промежуточный

контроль

43.

Буква Ь.

1

Беседа,

объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

Предыдущий и

текущий контроль

выполнения задания

44.

Буква Ъ.

1

Беседа,

объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

45.

Закрепление пройденного

материала

1

Объяснение,

демонстрация,

самостоятельная

работа

текущий контроль

выполнения задания

46.

Повторение алфавита.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

12

47.

Написание и чтение слов и

предложений.

1

Объяснение,

самостоятельное

выполнение

заданий в

тетради

текущий контроль

выполнения задания

48.

Контрольная работа в форме

тестов

1

Объяснение,

выполнение

тестов

промежуточный

контроль

выполнения задания

49.

Повторение.

Звуки и буквы.

1

Беседа,

демонстрация,

работа в

тетрадях

текущий контроль

выполнения задания

50.

Звуки и буквы, игровые

упражнения.

5

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

51.

Слова и слоги.

1

Беседа,

демонстрация,

работа у доски

текущий контроль

выполнения задания

52.

Предложение, графические

навыки.

1

Беседа,

объяснение,

демонстрация,

работа у доски

текущий контроль

выполнения задания

53.

Закрепление пройденного

материала. Игра-викторина

«Знатоки».

1

Объяснение,

самостоятельная

работа

текущий контроль

выполнения задания

54.

Однослоговые схемы. Чтение

коротких слов.

.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

55.

Двуслоговые схемы. Ударение в

словах. Чтение слов.

9

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

56.

Трёхслоговые и трёхзвуковые

схемы. Чтение слов.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

57.

Четырёхслоговые и

четырёхзвуковые схемы. Чтение

слов.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

58.

В мире книг

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

59.

Игрушки.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

13

60.

Овощи и фрукты.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

61.

Времена года. Осень.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

62.

Времена года. Зима.

Зимний праздник - «Новый

год».

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

63.

Времена года. Весна

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

64.

Весенний праздник – « 8 Марта»

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

65.

Времена года. Лето.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

66.

Домашние животные.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

67.

Дикие животные.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

68.

Сказки.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

69.

Транспорт.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

70.

Профессии.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

71.

Природные явления.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

72.

Лес. Чтение рассказа, загадок о

лесе, игровые упражнения.

1

Беседа,

демонстрация,

текущий контроль

выполнения задания

14

практическая

работа

73.

Насекомые. Разгадывание

кроссворда.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

74.

Птицы.

1

Объяснение,

самостоятельная

работа

Промежуточный

контроль

выполнения задания

75.

Цветы.

1

Объяснение,

работа в

тетрадях

текущий контроль

выполнения задания

76.

Закрепление пройденного

материала

1

Объяснение,

работа в

тетрадях

текущий контроль

выполнения задания

77.

Разгадывание ребусов.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

78.

Разгадывание кроссвордов

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

79.

Скоро в школу

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

80.

Повторение. Деление слов на

слоги.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

81.

Ударение в словах

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

82.

Алфавит.

1

Беседа,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения задания

83.

Звуковой анализ гласных букв.

1

Объяснение,

самостоятельная

работа

итоговый контроль

выполнения задания

84.

Звуковой анализ согласных букв

1

Объяснение,

выполнение

текстовых

заданий

текущий контроль

выполнения задания

85.

Итоговый срез знаний по

грамоте.

1

Объяснение,

выполнение

текстовых

заданий

текущий контроль

выполнения задания

15

86.

Игра-викторина.

Тема: «Наш предшкольный

выпускной».

1

Объяснение,

показ, игра-

викторина

промежуточный и

текущий контроль

выполнения задания

Итого

86 часов

Программное содержание

предмета «Введение в математику»

(По программе Колесниковой Е. В «Математические ступеньки»

по подготовке к обучению математики детей 6 - 7 лет)

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки

форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен

принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себя его сенсорную и

интеллектуальную

готовность,

с

использованием

возможностей

и

особенностей

математики.

Цель предмета: Приобщить детей к математическим знаниям.

Задачи:

Научить прямому, обратному, порядковому и количественному счёту от 1

до 20;

Развивать потребность активно мыслить;

Развивать логическое мышление, математические способности;

Дать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени;

Формировать инициативность и самостоятельность.

В математическом содержании подготовительного периода объединены шесть

основных направлений:

Систематизация

и

учет

математических

знаний,

полученных

из

разных

источников (предыдущего обучения в д/с);

Представление

о

форме,

размере

и

взаимном

расположении

различных объектов (сравнение

предметов

по

признакам,

изменение

признаков,

выделение

элементов

в

различных

объектах,

их

сравнение

и

изменение, понимание и конкретизация пространственных отношений);

Представление

о

количестве (установление

взаимно-однозначного

соответствия

между

предметами,

понимание

количественных

отношений

«больше»,

«меньше», «столько

же», изменение

количества,

упражнения в

счёте, знакомство с математическими знаками);

Геометрические

фигуры (узнавание

геометрических

фигур

(квадрат,

прямоугольник, круг, треугольник), конструирование их моделей, выделение

фигур на фоне различных линий);

Представление

о

различных

вариантах

выбора (предметная

иллюстрация

комбинаторных задач);

Представление о последовательности событий (что сначала, что потом).

В предмете реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в

процессе

деятельности

ребенка,

насыщенной

математическим

содержанием,

что

направляется

специальным

подбором

и

структурированием

заданий,

формой

их

представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике,

в качестве основных предлагаются практические методы:

метод дидактических игр,

метод моделирования.

16

Эти

методы

используются

в

различном

сочетании

друг

с

другом,

при

этом

ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать

математический

материал,

проводя

эксперимент,

наблюдения,

выполняя

действия

с

предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем,

с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также

работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью

с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов

работы

с

ним

поможет

и

позволит

подвести

общее

развитие

детей

на

уровень,

необходимый для успешного изучения математики в школе.

Содержание разделов по предмету «Введение в математику»

Количество и счет.

На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о

множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества,

устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать

каждое число на1.

Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее

число к названному числу, определять пропущенное число.

Познакомить с составом второго пятка из единиц.

Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее

(на наглядной основе)

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на

сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

Величина.

Раскладывать предметы в возрастающем и

убывающем порядке по величине,

высоте, ширине, использовать соответствующие определения.

Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части

целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.

Формировать

у детей

первоначальные

измерительные

умения.

Учить

измерять

длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.

Дать

представления

о

весе

предметов

и

объеме,

способах

его

измерения.

Познакомить с весами.

Способствовать развитию глазомера.

Геометрические фигуры.

Закреплять

знания

о

геометрических

фигурах:

круг,

квадрат,

треугольник,

прямоугольник, овал, куб, конус, шар.

Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду,

величине).

Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.

Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона,

угол)

Продолжать

учить

рисовать

символические

изображения

предметов

из

геометрических фигур в тетради в клетку.

Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и

17

разрезания.

Ориентировка во времени.

Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости,

последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше,

позже.

Учить

различать

длительность отдельных

временных интервалов,

регулировать

свою деятельность в соответствии со временем.

Учить определять время по часам с точностью до часа.

Ориентировка в пространстве.

Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница,

учебная доска).

Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе,

к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Развивать

способность

к

моделированию

пространственных

отношений

между

объектами в виде схемы, рисунка ,плана.

Логические задачи.

Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ

и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

К концу учебного года дети должны уметь:

Объединять группы предметов по общему признаку

Считать от 1 до 20 и до 100 десятками (количественный и порядковый счет до 10);

Называть числа в прямом порядке до 20;

Соотносить цифру и количество предметов;

Пользоваться цифрами и математическими знаками;

Различать величины: длину, ширину, высоту;

Делить предметы на несколько равных частей

Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;

Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух

меньших;

Предшествующее число, последующее число, соседей числа;

Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и

вычитая единицу из следующего за ним;

Находить части целого множества и целое по известным частям;

Считать до 20 и дальше(количественный и порядковый счет до 20);

Называть числа в прямом и обратном порядке до 20;

Соотносить цифру и количество предметов;

Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;

Пользоваться цифрами и математическими знаками;

Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;

Измерять длину предметов;

Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

Определять временные отношения;

Состав чисел первого и второго десятка( из отдельных единиц);

Предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число,

последнее число.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

18

6.

Организационный момент;

7.

Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение;

8.

Объяснение нового материала;

9.

Практическая, или самостоятельная работа в рабочих тетрадях, или с раздаточным

(карточным, тестовым) материалом;

10.

Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и

самооценка.

Средства, необходимые для реализации предмета:

учебно-тематическое планирование;

рабочие тетради;

наглядные пособия;

счетный материал.

Учебно-тематический план занятий

по предмету «Введение в математику»

Наименование разделов и тем

занятий

Кол-во

часов

Метод

обучения

Форма контроля

1.

Свойства предметов (цвет, форма,

размер). Сравнение предметов.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

практическая

работа

Предыдущий и

текущий контроль

выполнения

задания

2.

Понятие «ближе», «дальше»,

«посередине», «между», «шире», «уже».

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

3.

Пространственные отношения «выше»,

«ниже», «внутри», «снаружи».

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

4.

Пространственные отношения «над»,

«под», «на», «около».

1

Беседа,

объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

5.

Пространственные отношения

«впереди», «сзади», «сбоку», «справа»,

«слева».

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

6.

Закрепление учебного материала.

Проверочная работа в форме

тестирования.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

7.

Число 1 и цифра 1, величина.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

19

8.

Число 2 и цифра 2,знаки +,=.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

9.

Число и цифра 3, соотнесение

количества предметов с цифрой.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

10.

Числа и цифры 1-3, плоскостные

геометрические фигуры, величина.

Повторение и

закрепление,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

11.

Число и цифра 4, соотнесение

количества предметов и цифр.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

12.

Числа и цифры 1-,5, знаки +,=,

независимость числа от величины

предметов.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

13.

Число и цифра 6,знаки =,+. Сложение

числа из 2-х меньших чисел.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

14.

Числа и цифры 4-6, знаки <, >,=.

1

Повторение и

закрепление,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

15.

Числа и цифры 1-6, установление

соответствия между числом, цифрой и

количеством предметов.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

16.

Числа и цифры 0 - 5, знак -.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

17.

Числа и цифры 0,1-6, решение задачи,

знаки -, < ,>.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

18.

Число и цифра 7,знаки =, +, порядковый

счет.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

19.

Числа и цифры 1-7, состав числа 7 из 2-

х меньших.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

20.

Числа и цифры 1-8, знаки +,-.

1

Объяснение,

текущий контроль

выполнения

задания

20

демонстрация,

практическая

работа

21.

Порядковый счет, сложение числа 8 из

2-х меньших чисел.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

22.

Решение примеров на сложение и

вычитание.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

23.

Знаки <,>, порядковый счет.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

24.

Числа и цифры 1-9.

1

Беседа,

объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

25.

Порядковый счет, сравнение смежных

чисел.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

26.

Число и цифра 10.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

27.

Цифры от 1 до10, сложение числа 10 из

двух меньших.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

28.

Решение задачи, соотнесение числа и

цифры.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

29.

Решение задачи на сложение и

вычитание, порядковый счёт

1

Повторение

пройденного

материала,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

30.

Решение примеров на сложение и

вычитание, составление числа из двух

меньших.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

31.

Соотнесение цифры с количеством

предметов, знаки <, >.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

21

32.

О

Образование чисел от 1 до 5 путём

прибавления единицы.

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

33.

Образование чисел от 6 до 10 путем

прибавления единицы. Сравнение

смежных чисел.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

34.

Разложение числа 3 на два меньших.

Состав числа 3 из двух меньших.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

35.

Решение задач. Закрепление знаний о

составе числа 3 из двух меньших.

1

Повторение

пройденного

материала,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

36.

Разложение числа 4 на два меньших.

Состав числа 4 из двух меньших.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

37.

Задачи-загадки. Закрепление знаний о

составе числа 4 из двух меньших.

1

Повторение

пройденного

материала,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

38.

Разложение числа 5 на два меньших,

состав числа 5 из двух меньших.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

39.

Нахождение и установление

несоответствия. Закрепления знаний о

составе числа 5 из двух меньших.

1

Повторение

пройденного

материала,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

40.

Закрепление знаний о составе чисел 1-5

из двух меньших.

1

Самостоятельн

ая работа

(тест)

текущий контроль

выполнения

задания

41.

Разложение числа 6 на два меньших.

Состав числа 6 из двух меньших.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

42.

Задачи — загадки.

Закрепление знаний о составе числа из

двух меньших.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

43.

Нахождение и устранение

несоответствия. Разложение числа 7 на

два меньших.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

22

44.

Состав числа 7 из двух меньших.

Задачи-загадки.

1

Объяснение,

демонстрация,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

45.

Закрепление знаний о составе числа 7 из

двух меньших.

1

Повторение

пройденного

материала,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

46.

Разложение числа 8 на два меньших,

состав числа 8 из двух меньших.

1

Показ

объяснение,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

47.

Задачи-загадки, нахождение и

устранение несоответствия.

Закрепление знаний о составе числа 8.

1

Показ,

объяснение,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

48.

Разложение числа 9 на два меньших.

Состав числа 9 .Решение задач.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

49.

Закрепление знаний о составе числа 9 из

двух меньших.

1

Объяснение,

опрос,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

50.

Разложение числа 10 на два меньших,

состав числа 10.Решение примеров.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

51.

Задачи-загадки. Число 10.Нахождение и

устранение несоответствия.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

52.

Закрепление знаний о составе чисел 1-

10 из двух меньших.

1

Повторение

пройденного

материала,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

53.

Закрепление пройденного материала.

Числа 4-6.

1

Повторение

пройденного

материала,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

54.

Закрепление пройденного материала.

Числа 7-10.

1

Повторение

пройденного

материала,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

55.

Решение задач и примеров,

соотношение цифры с количеством

предметов, знаки <,>.

1

Объяснение,

показ,

текущий контроль

выполнения

задания

23

практическая

работа

56.

Знаки +,-,=, математические задачи,

величина.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

57.

Счет по образцу и названному числу,

геометрические фигуры, части суток.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

58.

Знаки <, >, =, соотнесение количества

предметов с цифрой, логическая задача.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

59.

Соотнесение количества предметов с

цифрой, математическая загадка,

знакомство с моделью часов.

1

Объяснение,

показ,

беседа,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

60.

Установление соответствия между

количеством предметов и цифрой, дни

недели.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

61.

Порядковый счет, счет по названному

числу, состав числа из двух меньших,

геометрические фигуры.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

62.

Арифметические задачи, величина,

ориентировка в пространстве, решение

примеров.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

63.

Цифры 1-10,знакомство с понятием

«десяток»

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

64.

Число и цифра 11.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

65.

Независимость числа от

пространственного расположения

предметов.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

66.

Число и цифра 12.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

Предварительный,

текущий контроль

выполнения

задания

67.

Отношения между числами, величина,

повторение времен года, месяцев.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

24

68.

Число 13, решение примеров, объёмные

геометрические фигуры.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

69.

Решение примеров, знаки +, -,

соответствие между цифрой и

количеством предметов.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

70.

Число 14, логическая задача, дни

недели.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

71.

Счет по образцу и названному числу,

арифметическая задача.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

72.

Число 15, соотнесение количества

предметов с цифрой.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

73.

Числа 1- 15 , решение примеров.

Плоскостные и объёмные

геометрические фигуры.

1

Повторение

пройденного

материала,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

74.

Числа 1-15 , решение примеров.

1

Самостоятельн

ая работа

(тест)

текущий контроль

выполнения

задания

75.

Число 16, измерение линейкой, работа с

моделью часов.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

76.

Математическая загадка, знаки +, -.

Состав чисел из двух меньших.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

77.

Число 17, решение примеров, счет по

образцу и названному числу.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

78.

Число 18, счет по названному числу,

логическая задача.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

79.

Число 19 , решение примеров.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

25

80.

Число 20, решение примеров.

Решение арифметической задачи.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

81.

Знаки +, -, счёт от 10 до 20, соотнесение

количества предметов с цифрой,

определение времени по часам.

1

Повторение

пройденного

материала,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

82.

Многоугольники, построение

многоугольников по заданным точкам

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

83.

Линии: вертикальные, горизонтальные,

наклонные, прямые, кривые, ломанные,

луч, отрезок, бесконечная.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

84.

Углы: прямые, острые, тупые.

Построение фигур с разными углами.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

85.

Точка пересечения прямых и кривых

линий, построение фигур.

Закрепление учебного материала по

основам геометрии.

1

Объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий контроль

выполнения

задания

86.

Контрольный срез знаний.

1

Самостоятельн

ая работа

(тест)

Итоговый контроль

Итого

86 часов

Программное содержание предмета

«Ознакомление с окружающим миром»

для детей 6 -7 лет

Раздел программы направлен на расширение необходимых знаний и представлений

детей старшего дошкольного возраста об окружающей социальной среде и природном

мире, а также на формирование экологической компетентности.

Цель

предмета:

Обогатить

знания

дошкольников

о

социальном

и

природном

окружающем мире.

Задачи предмета:

1.

Создать благоприятные условия для усвоения знаний об окружающей среде;

2.

Научить классифицировать предметы и объекты мира людей, живой и неживой

природы;

3.

Развивать логическое мышление, умение анализировать и делать обобщение;

4.

Формировать познавательную активность к природосберегающей деятельности;

5.

Воспитывать экологическую культуру общения с миром природы.

Содержание разделов по предмету «Окружающий мир»

Мир человеческого социума

Расширение и детализация представлений детей о предметах социального мира людей,

общественной жизни, формирование навыков правильного поведения в человеческом

социуме. Воспитание патриотических чувств к своей стране, любви к родному краю,

бережного отношения к богатствам природы, животному и растительному миру.

26

Мир природы

Обогащение

и

расширение

знаний

о

природном

мире

и

его

явлениях.

Умение

распознавать

и

классифицировать

объекты

живой

и

неживой

природы,

называть

обобщающими словами их группы.

Ожидаемые результаты после изучения предмета.

Учащиеся должны уметь:

распознавать растения и животных средней полосы России, обитателей суши и моря

других частей света;

классифицировать окружающий природный мир на живую и неживую природу;

перечислять в правильной последовательности времена года, месяцы, дни недели,

части суток;

называть основные признаки времён года;

уметь различать диких и домашних животных, зимующих и перелётных птиц.

Знать:

мир людей (быт человека, профессии, основные праздники, название, символику,

столицу своей страны, своего города, свои инициалы, домашний адрес, правила

поведения в обществе, свои права и обязанности, ПДД и другое).

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

11.

Организационный момент;

12.

Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение;

13.

Новый материал;

14.

Практическая, или самостоятельная работа в рабочих тетрадях, или с раздаточным

(карточным, тестовым) материалом;

15.

Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и

самооценка.

Средства, необходимые для реализации предмета:

учебно-тематическое планирование;

рабочие тетради;

наглядные пособия;

презентации;

раздаточный и тестовый материал.

Календарно-тематический план занятий

по предмету «Окружающий мир»

Наименование разделов и тем

занятий

Кол-во

часов

Метод обучения

Форма контроля

I

Мир человеческого социума

20

1.

Летние впечатления.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

2.

Младшие и старшие.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

27

3.

Бытовая техника - помощники в

доме.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

4.

Посуда

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

5.

Предметы, которые нам создают

уют и комфорт в доме.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

6.

Одежда.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

7.

Труд взрослых.

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

8.

Инструменты (музыкальные и

строительные).

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

9.

Тепло в доме.

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

10.

Свет в доме (Парамонова, стр.314)

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

11.

Достопримечательности родного

города.

1

Беседа, рассказ с

показом

демонстрации

текущий и

промежуточный

контроль

12.

Транспорт (наземный, водный,

воздушный).

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

13.

Правила дорожного движения.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

14.

Деньги (национальная валюта

России).

1

Беседа,

объяснение,

текущий и

промежуточный

28

показ, работа в

тетради

контроль

15.

Новый год и Рождество.

1

Беседа, рассказ,

демонстрация

презентации

текущий и

промежуточный

контроль

16.

Русский народный быт.

1

Беседа,

объяснение,

экскурсия в музей

текущий и

промежуточный

контроль

17.

Книги и библиотеки.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий и

промежуточный

контроль

18.

Этикет.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

практическая

равбота

текущий и

промежуточный

контроль

19.

Рассказы об армии.

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

20.

Закрепляющее занятие по разделу

в форме тестирования

1

Объяснение,

показ,

самостоятельная

работа

текущий и

промежуточный

контроль

II

Человек и природа

15

21.

Возникновение жизни на Земле.

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа с

карточками

текущий и

промежуточный

контроль

22.

Живая и неживая природа.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

23.

Взаимосвязи в природе.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

практическая

работа

текущий и

промежуточный

контроль

24.

Значение природы в жизни

человека.

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

25.

Влияние человека на природу.

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

26.

Времена года.

1

Беседа,

объяснение,

текущий и

промежуточный

29

показ,

дидактические

игры

контроль

27.

Луна и солнце. Что бывает ночью

и днём?

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

28.

Домашние животные

(сельскохозяйственные и

питомцы).

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

29.

Дикие животные средней полосы

России.

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

30.

Птицы (перелётные, зимующие,

кочующие).

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

31.

Насекомые.

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

32.

Обитатели морей и океанов.

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

текущий и

промежуточный

контроль

33.

Подземная кладовая

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа с

карточками

промежуточный

контроль

34.

Такой богатый урожай (овощи,

фрукты, ягоды).

1

Беседа,

объяснение,

показ, работа в

тетради

Текущий контроль

35

Закрепляющее занятие по разделу

в форме тестирования

1

Объяснение,

самостоятельная

работа

текущий и

промежуточный

контроль

III

Занятные путешествия

8

36

Путешествие в Африку.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

37

Путешествие в Китай.

Китайский Новый год.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

38

Арктика. Путешествие к

северному полюсу.

1

Беседа,

объяснение, показ

текущий и

промежуточный

30

презентации

контроль

39

Путешествие в прошлое часов.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

40

Человек и космос.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

41

Путешествие по школе.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

42

Наша страна и наши праздники.

1

Беседа,

объяснение,

показ,

дидактические

игры

текущий и

промежуточный

контроль

43

Контрольный срез знаний в форме

тестов.

1

Объяснение,

показ,

самостоятельная

работа

текущий и

промежуточный

контроль

Итого

43 часа

Программное содержание

предмета «Технология»

(Обучение художественно-творческой деятельности детей 6-7 лет)

Реализация данного предмета позволит детям получить более широкое

представление

об

искусстве,

технологии

выполнения

поделок

своими

руками из различных материалов, а также позволит попасть в коллектив

единомышленников, которые настроены на процесс творения, эстетического

познания и расширения мировоззрения.

Цель

предмета -

развитие

художественно

-

эстетического

вкуса,

творческого

воображения

и

представления

посредством

обучения

детей

изображению и изготовлению предметов окружающего мира как образного

отражения жизненных впечатлений.

Задачи:

1.

Дать представление о разнообразных материалах творческой

деятельности, используемых на занятиях рисованием, лепкой,

аппликацией, конструированием;

2.

Научить владеть средствами художественной выразительности,

составлять законченную композицию и выполнять ее разными

изобразительными средствами;

31

3.

Углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в

творческой деятельности, развивать у детей фантазию, наглядно-

образное мышление, мелкую моторику, чувства цвета;

4.

Формировать творческую активность, нравственно-эстетическую

отзывчивость, начатое дело доводить до конца;

5.

Содействовать формированию всесторонне развитой личности,

социальных черт личности будущего школьника, необходимых для

благополучной адаптации к школе.

Основные формы совместной деятельности педагога и учащихся на

занятиях:

Индивидуальные: индивидуальная помощь и консультация учащихся.

Групповые: работа в составе малых групп – парная, группы по 3-4

человека, по уровню освоения программы.

Творческие задания: фантазийное рисование, рисование на заданную

тему, или с самостоятельным выбором сюжета.

В процессе занятий

- по рисованию дети обучаются основам графических набросков и

живописи,

учатся

работать

с

карандашами,

приобретают

умения

действовать кистью, красками, раскрывают волшебство появления цвета

при помощи смешивания красок. Знакомятся с понятиями

предмет,

портрет, натюрморт, пейзаж, декоративно-прикладная роспись;

- по аппликации дети знакомятся с техникой выполнения отображения

действительности с помощью бумаги, развивают глазомер, зрительно-

моторную координацию, умение действовать карандашом, линейкой,

ножницами, наносить клей и приклеивать детали, приобретают чувство

формы, учатся соотношению частей и целого, моделировки предметов;

- по лепке у детей развиваются группы мелких мышц кистей рук и

пальцев,

вырабатываются

навыки

вылепливания

различных

геометрических

форм

из

пластилина,

или

теста,

а

также

умение

пользоваться

простейшими

инструментами,

расширяется

кругозор

детей,

ребята

учатся

соразмерять

детали

по

толщине

и

длине,

формируются навыки сравнения, анализа;

- по конструированию закрепляются основные геометрические понятия

и формы (угол, сторона, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг,

конус, цилиндр и т.д.), формируются правила безопасности и личной

гигиены,

расширяются

знания

и

умения

пользоваться

различными

приёмами и способами действия с картоном, бросовым и природным

материалом, готовыми выкройками, выполнять поделки из конусов,

цилиндров, квадрата.

Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля –

умению сравнить свое изделие с предложенным образцом (рисунком),

32

развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии,

творческого отношения к труду.

К концу обучения воспитанники должны знать:

основные приемы и способы рисования;

основы цветоведения;

основные признаки композиции;

понятия:

орнамент,

пейзаж

(морской,

горный,

городской

и

др.),

натюрморт, портрет, последовательность;

технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;

операции работы с различным прикладным материалом;

правила санитарии, гигиены и техники безопасности.

Должны уметь:

готовить рабочие место и распределять труд по операциям;

работать с предлагаемым инструментом и материалом;

выполнять основные приемы лепки, аппликации, конструирования;

создавать композиции, правильно располагать детали рисунка на листе;

подбирать цветовую гамму рисунка;

соблюдать правила культуры труда.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

1.

Организационный момент;

2.

Теория.

3.

Практика.

4.

Формы подведения итогов.

Результатом деятельности работы детей могут служить выставки, а

также активное участие в различных конкурсах и проектах.

Инструменты и материалы, необходимые для проведения занятий по

технологии

Инструменты

Материалы

ластик;

точилка для карандашей;

ножницы;

кисти разных размеров

для рисования;

емкости для воды;

стеки;

дощечка под пластилин;

клей – карандаш;

линейка;

клеёнка для аппликаций;

цветные карандаши;

простой карандаш;

альбом для рисования;

акварельные краски;

пластилин;

цветная бумага односторонняя;

цветная бумага двусторонняя;

цветной картон;

белый картон;

ватные диски и ватные палочки;

природный материал (шишки, жёлуди,

сухие листья, веточки);

коробок спичек;

бумажные салфетки разных цветов.

33

фломастеры;

Календарно-тематический план занятий

по предмету «Технология»

Наименование разделов и тем занятий

Кол-во

часов

1

Вводное

Беседа по технике безопасности работы с материалом и

оборудованием на занятиях. Складывание базовых форм из

бумаги.

2

2

Аппликация с элементами рисования

Тема: «Улетело наше лето».

2

3

Конструирование с элементами аппликации

Тема: «Цветные зонтики».

2

4

Рисование с элементами аппликации

Тема «Осеннее дерево».

2

5

Рельефная лепка

Тема: «Ветка рябины».

2

6

Рисование по образцу

Тема: «Разноцветный попугай».

2

7

Лепка с применением природного материала

Тема: «Петушок – Золотой гребешок».

2

8

Аппликация с элементами рисования

Тема: «Осенний лес».

2

9

Конструирование с элементами аппликации.

Тема: «Дачный домик».

2

10

Рисование

Тема: «Портрет моей мамы»

2

11

Лепка по замыслу с применением природного материала:

Тема: «Старичок-Лесовичок».

2

12

Конструирование с элементами аппликации к празднику

День матери

Тема: «От всего сердца»

2

13

Аппликация с элементами рисования

Тема: «Совушка».

2

14

Аппликация из ватных дисков с элементами рисования

Тема: «Портрет Деда Мороза».

2

15

Рисование с натуры

Тема: «Моя любимая игрушка».

2

16

Конструирование

Тема: «Символ Нового года».

2

17

Лепка с применением бросового материала

Тема: «Баба Яга».

2

18

Рисование с элементами аппликации

Тема: «Новогодняя открытка».

2

19

Конструирование с элементами аппликации

Тема: «Новогодняя ёлочка».

2

34

20

Лепка рельефная

Тема: «Заснеженное дерево».

2

21

Конструирование с элементами аппликации

Тема: «Лиса-Алиса».

2

22

Аппликация с элементами рисования

Тема: «Мой весёлый снеговик»

2

23

Рисование с элементами аппликации

Тема: «Дворец Снежной королевы»

2

24

Лепка по образцу

Тема: «Нарядный индюк».

2

25

Аппликация с элементами конструирования в технике

оригами

Тема: Открытка для папы «Воздушный шар»

2

26

Конструирование с элементами аппликации

Тема: Подарок для мамы «Цветы в вазе»

2

27

Рисование декоративное

Тема: «Дымковская роспись».

2

28

Лепка рельефная

Тема: «Свеча с подсвечником».

2

29

Аппликация с элементами прорисовки

Тема: «Обитатели морей и океанов».

2

30

Конструирование

Тема: «Ракета».

2

31

Рисование по шаблону

Тема: «Пасхальное яичко».

2

32

Лепка с применением природного и бросового материала

Тема: «Пришельцы из космоса».

2

33

Аппликация ко Дню космонавтики

Тема: «Полёт на луну»

2

34

Конструирование к празднику 1 мая с элементами

аппликации

Тема: «Голубь мира»

2

35

Рисование по замыслу

Тема: «Пейзажи с Вернисажа»

2

36

Лепка

Тема: Черепашка на пруду.

2

37

Конструирование с элементами аппликации к 9 мая

Тема: «Открытка ветерану»

2

38

Аппликация с прорисовкой

Тема: «Нежные ландыши».

2

39

Лепка рельефная

Тема: «Сказочный домик».

2

40

Рисование по замыслу

Тема: «Моя будущая школа».

2

41

Конструирование с прорисовкой

Тема: «Закладка для Букваря».

2

42

Аппликация с элементами конструирования

Тема: «Божья коровка на листочке».

2

35

43

Итоговая выставка детских работ, вручение дипломов

Тема выставки: «Наши успехи и достижения».

Можно организовать для детей сладкий стол.

2

Итого:

86

Методическое обеспечение программы

Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике

аналитико-синтаксической звукобуквенной методике и закреплении работой

по развитию речи на основных ее уровнях – звук (звуковая культура), слова,

предложения, связное высказывание. Для этого используются следующие

приемы:

- давать детям задания по определению на слух места звука в слове;

- предлагать детям называть слова, в которых встречается определенный

звук;

- подбирать к схеме слова с заданным звуком и т.д.

Важную

роль

в

развитии

ребенка

дошкольного

возраста

играет

формирование

у него

элементарных

математических

представлений.

Оно

предполагает первоначальное формирование представлений о количестве,

числе и цифре, геометрических фигурах, пространственном расположении.

Работа в этом направлении строится в ходе дидактических игр, организуемых

педагогом,

а

так

же

интеллектуальных

и

спонтанных

игр,

в

ходе

самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Учет

психологических

особенностей

детей

дошкольного

возраста

определяет

необходимость

соблюдения

некоторых

особенностей

в

проведении занятий: оптимальное разнообразие видов деятельности, введение

физкультминуток,

использование

игрового

материала,

переключения

внимания детей с одного вида деятельности на другой.

Среди

школьно-значимых

функций,

определяющих

успешность

овладения школьными

умениями, кроме темпа и качества формирования

навыков чтения, письма и счёта, выделяются:

зрительное

восприятие

и

зрительная

память,

зрительный

анализ

и

синтез,

пространственная

ориентация,

оптико-пространственный

анализ

и

синтез,

слуховое

восприятие

и

внимание,

слухо-речевая

память,

фонематический слух,

сенсомоторные координации,

точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Кроме

физиологических

особенностей

организма

ребёнка,

выделяют

такую причину дефицита в развитии данных функций, как – отсутствие у детей

необходимого

и

достаточного

опыта

деятельности,

способствующих

их

развитию.

Одним

из

оптимальных

средств

развития

школьно-значимых

функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного

и не учебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей

36

конкретного

занятия

и

индивидуально-типологических

особенностей

и

возможностей детей.

Конечным результатом любого занятия является выполненная работа

учащегося.

Каждый

вид

деятельности

это

этап

не

только

освоения

теоретических

и

практических

основ,

но

и

развитие

личности

ребёнка,

апробация и выявление его умственных и творческих способностей.

В результате обучения детей по программе «Шаги к успеху» происходит

воспитание таких качеств, как культурное поведение в общественных местах,

организованность,

дисциплинированность,

коллективизм,

уважение

к

старшим

и

бережное

отношение

к

младшим.

Развивается

умения

самостоятельно принимать решения, объединяться для игры и выполнения

учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Формируется успешность и

интерес к учебной деятельности, желание учиться в школе.

Оборудование для занятий программы «Шаги к успеху»

Техническое оснащение программы

Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого

освещения, рабочих мест (столы, стулья), водоснабжения, инструментов и

материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель

для их хранения, школьная настенная доска,

компьютер, проектор, экран, магнитная доска, демонстрационная подставка,

рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.

В качестве дидактического материала педагогу необходимо иметь:

1.

Методические

и

наглядные

пособия,

демонстрационный

материал,

тематические

образцы

изделий

для

каждого

занятия

по

теме

преподаваемого предмета.

2.

Схемы, чертежи, карты изготовления, трафареты, шаблоны.

3.

Учебная литература по предмету;

4.

Фотографии, или рисунки предметов окружающего мира.

5.

Литература по искусству.

Оборудование для учащихся:

1.

Чистая тетрадь в крупную клетку (1 шт.);

2.

Набор цветных карандашей (8-12 цветов);

3.

Набор маркеров, фломастеров;

4.

Ластик (резинка);

5.

Простой карандаш (2 шт.);

6.

Точилка для карандашей;

7.

Линейка (20 см.);

8.

Счётные палочки,

37

9.

Учебный дневник.

Список литературы для детей:

Рабочие тетради Е.В.Колесниковой:

1.

«От А до Я»;

2.

«Я начинаю читать»;

3.

«Я считаю до десяти»;

4.

«Я считаю до двадцати»;

5.

Тетрадь с заданиями для развития детей «Окружающий мир» (в 2-х

частях).

Учебная литература и дидактические пособия

к программе «Шаги к успеху»

1.

Карпова

С.И.

Развитие

речи

и

познавательных

способностей

дошкольников 6-7 лет //С.И. Карпова, В.В. Мамаева – СПб.: Речь, 2017

– 144 с.

2.

Колесникова

Е.

В.

Математика

для

детей

5-6

лет:

Учебн.-метод.

пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти». – 4-е изд., перераб. и

доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. (Математические ступеньки).

3.

Колесникова

Е.

В.

Математика

для

детей

6-7

лет:

Учебн.-метод.

пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». – 4-е изд., перераб.

и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. (Математические ступеньки).

4.

Колесникова Е.В. Геометрические фигуры. Математика для детей 5-7

лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

5.

Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.

Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд.

3-е, доп. и перераб. / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2018.

6.

Колесникова Е. В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей

6-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю

читать» – Изд. 3-е, доп. и перераб. / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента,

2018.

7.

Математика.

/

М.:

РОСМЕН,

2017.

–72

с.

(Вся

дошкольная

программа).

8.

Развивающие занятия с детьми 6-7 лет /Под ред. Л.А. Парамоновой. –

М.: ОЛМА Медиа Групп, 2017.

9.

Федиенко В.В., Волкова Ю.С. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для

детей 6 лет. Издание для развивающего обучения./ ООО «РОСМЭН»,

2017.

10.

Комарова

Т.С.

Изобразительная

деятельность

в

детском

саду:

подготовительная к школе группа. – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018.

11.

Лыкова

И.А.

Ажурные

окошки/Дидактическое

пособие.

ООО

Издательский дом «Цветной мир», 2017.

38

12.

Лыкова

И.А.

Театр

на

пальчиках/Дидактическое

пособие.

ООО

Издательский дом «Цветной мир», 2017.

13.

Салмина

Н.Г.,

Глебова

А.О.

Рисование,

аппликация,

лепка.

М.:

Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.

14.

Силивон В.А. Когда ребёнок рисует: Кн. Для воспитателей детских

садов. – ООО Издательский дом «Цветной мир», 2018.

15.

Игрушки из бумаги (оригами). Из серии развивающих игр для детей 7

лет/Дидактическое пособие. - ООО Издательский дом «Цветной мир»,

2017.

16.

Школа рисования для малышей/ Дидактическое пособие по рисованию.

Худ. ред. А.А. Никулина, М.А. Макарова.- ЗАО «РОСМЭН», 2017.

17.

Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук. – М., Мозаика – Синтез,

2017.



В раздел образования