Автор: Городова Татьяна Пантелеймоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №47
Населённый пункт: г. Белгород Белгородская область
Наименование материала: Программа
Тема: Быть здоровым-это модно
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №47»
г. Белгорода
Программа
"Быть здоровым – это модно!"
Содержание программы «Быть здоровым – модно!»
1.
Паспорт
2.
Пояснительная записка
3.
Цели и задачи программы
4.
Формы, методы и приемы работы
5.
Этапы реализации программы
6.
Календарный план мероприятий на 2 года
7.
Прогнозируемый результат внедрения программы «Быть здоровым – это
модно!»
8.
Ожидаемые результаты
9.
Используемая литература
2
Паспорт программы
Наименование
программы:
Быть здоровым – это модно!
Основные
разработчики
программы
МБОУ СОШ №47
Телефон
Сроки реализации
программы
Маховицкая Н.Ф., директор школы;
Городова Т.П., заместитель директора;
Анохина Г.А., заместитель директора;
308027, г. Белгород, ул.Дегтярева, д.1
751981
2 года
3
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу
формирование гармонично развитой, социально активной личности выпускника.
Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания
здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной
коммуникации, недостаточного самоуважения. Сохранение здоровья каждого - залог
здоровья нации.
Статистические
данные
за
последние
годы
показывают
высокую
заболеваемость
детского
населения.
Анализ
показывает,
что
это
обусловлено
ухудшением
социально-экономической
обстановки,
обострением
проблем
рационального
питания,
снижение
уровня
здоровья
родителей
и
детей,
наследственностью.
У
учащихся
и
их
родителей
не
сформировано
ценностное
отношение
к
своему
здоровью,
что
объясняется
недостаточной
пропагандой
педагогических
и
медицинских
знаний,
здорового
образа
жизни.
Это
сделало
необходимым
введение
в
воспитательную работу
ш ко л ы программы
«Быть
здоровым
–
это
модно»,
призванной
обеспечить
сохранение
и
улучшении
физического, психического и социального здоровья.
Молодежь
и,
особенно,
подростки,
находясь
под
воздействием
хронических,
непрерывно
возрастающих
интенсивных
стрессовых
ситуаций,
не
готовы
к
их
преодолению
и
страдают
от
их
последствий.
Это
побуждает
искать
средства,
помогающие
уходить
от
тягостных
переживаний.
Развивающиеся
процессы,
в
результате разрушают целостность, естественность функционирования организма,
вызывают у молодежи комплексы агрессивности, эгоцентризма, потери уверенности
в себе, пассивности, а подчас и антисоциальные установки, толкают ее на ложь,
насилие,
преступления. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация
подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами
и алкоголем.
Данная программа является всесторонней, переходя от информационных
методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и
необходимой, заинтересованность
родительской
общественности,
местных
сообществ в сохранении здоровья детей и профилактике вредных привычек.
Кадрово-профессиональный потенциал школы позволяет развернуть
антинаркотическую
работу,
для
реализации
которой
необходима
надежная
и
эффективная
программа,
реализуемая
при
тесном
межведомственном
сотрудничестве с социальными службами города и области. Основная работа по
реализации
программы
осуществляется
педагогами,
социально-психологической
службой
школы,
активом
детской
школьной
организации.
Для
работы
по
направлениям,
не
входящим
в
основную
деятельность
школы,
планируется
привлечение специалистов заинтересованных структур (медицинских работников,
инспектора ПДН и КДН).
4
Программа по первичной профилактике всех видов зависимостей и пропаганде
здорового образа жизни среди подростков
Формы, методы и приемы профилактической работы.
Ц е л и
и
з а д а ч и
программы:
1.
Цель программы
-
реализация
политики
Правительства
Российской
Федерации
и
области
формирования
социально
–
активной личности учащегося посредством пропаганды
з д о р о в о г о
о б р а з а
ж и з н и .
Социально-нравственное
оздоровление
молодежной
среды.
2.
Задачи программы
- формирование и реализация программы по улучшению
здоровья учащихся;
-
активизация
разъяснительной
работы
с
младшими
школьниками, подростками, молодежью и родителями.
-
привитие
и
развитие
у
школьников
жизненных
навыков,
необходимых
для
поддержания
здорового
образа жизни;
-
воспитание
личности,
способной
путем
получения
до стоверной
информации,
знаний
и
навыков
с ф о р м и р о в ат ь
о т р и ц ат е л ь н о е
о т н о ш е н и е
к
употреблению психоактивных веществ;
-
при
помощи
взаимодействия
школы,
семьи
и
социальных
служб
поселка
оказать
формирование
антинаркотического мировоззрения подростков;
-
помощь
школьному
коллективу
в
проведении
массовых
акций
и
мероприятий,
связанных
с
профилактикой употребления психотропных веществ;
- развивать и внедрять новые технологии обучения и
воспитания
учащихся,
искать
ресурсы
за
пределами
школы для этих целей;
-
анализировать
и
при
необходимости
внедрять
предложения
по
содействию
программе,
по
её
корректировке, изменениям
- оказание социально-психологической и педагогической
помощи несовершеннолетним
-
выявление
несовершеннолетних,
находящихся
в
социально-опасном положении
-
развитие системы организованного досуга и отдыха
детей и подростков "группы риска".
5
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в
учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией
основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из
конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на
педагогических советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм
общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и
антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для
человеческого организма.
6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие
навыков здорового образа жизни.
7. Материально- техническое обеспечение образовательного учреждения.
8. Организация рационального питания.
9. Формирование валеологических знаний у учителей, учащихся и их родителей
(беседы врачей - специалистов); родительский всеобуч.
10. Воспитание культуры потребления медицинских услуг.
11. Профилактика травматизма и основы личной безопасности.
12.Мониторинг
и
совершенствование
гигиены
помещения,
школьного
двора,
спортивных сооружений.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (2015-2016)
6
• Анализ состояния профилактической работы
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.
II. Практический (2016-2017)
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий (2017-2018)
• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
Календарный план мероприятий.
№ п/п
Виды деятельности участников
Сроки
Ответственные
7
программы
выполнения
2015 – 2016 учебный год
1
Составление базы данных по учащимся
август -
сентябрь
Потапова А.И.,
заместитель директора
2
Составление социальных паспортов школы и
классов с целью получения необходимой
информации о детях, обучающихся в школе.
сентябрь
Классные руководители
Ткаченко А.И.,
социальный педагог
3
Составление базы данных по учащимся,
имеющим отклонения в поведении, и семьям
неблагополучного характера с целью
последующей помощи им.
сентябрь
Классные руководители
Ткаченко А.И.,
социальный педагог
4
Привлечение учащихся к культурно-
досуговой деятельности (кружки, секции).
сентябрь
Руководители кружков,
спортивных секций;
Анохина Г.А.,
заместитель директора
5
Организация и проведение Дня здоровья
«Золотая осень!»
сентябрь
Классные руководители;
Анохина Г.А.,
заместитель директора;
Кузьмина С.П.,
руководитель МО
учителей физической
культуры и ОБЖ
6
Проведение классных часов по тематике
«Быть здоровым – это модно
в течение года
Классные руководители
7
Анкетирование среди учащихся 5, 10 классов
с целью контроля за их адаптацией к новым
условиям обучения.
октябрь
Классные руководители
Усачева М.В., педагог-
психолог
8
Классные часы по итогам анкетирования
октябрь
Классные руководители
9
Заседание Совета профилактики
октябрь
Ткаченко А.И.,
социальный педагог
10
Вакцинация учащихся школы от гриппа
октябрь
Участковый врач
11
Родительские собрания по тематике: “Режим
дня школьника”, “Физическая активность и
в течение года
Классные руководители
8
здоровье”, “Вредные привычки и их влияние
на здоровье», Профилактика вредных
привычек”, “ЗОЖ, закаливание”,
“Предупреждение алкоголизма, наркомании,
табакокурения”, “Значение двигательной
активности и физической культуры для
здоровья человека. Вред гиподинамии” и т.д.
Анохина Г.А.,
заместитель директора
12
Участие в акции «Мы выбираем жизнь»
октябрь
Классные руководители
Анохина Г.А.,
заместитель директора
13
Анкетирование среди учащихся 7 - 11
классов с целью выявления знаний о
вредных паривычках
ноябрь
Классные руководители
Анохина Г.А.,
заместитель директора
14
Беседы врача с учащимися 7 - 11 - ых
классов
ноябрь
Школьный врач
15
Конкурс рисунков, газет, буклетов,
компьютерных презентаций, посвященный
Дню борьбы со СПИДом.
декабрь
Учитель ИЗО
Учитель информатики
Классные руководители
16
Выставки книг в школьной библиотеке о
спорте, здоровом образе жизни
в течение года
Демченко И.В., зав.
школьной библиотекой
17
Классные часы в 1 – 6 классах о личной
гигиене школьников
декабрь
Классные руководители
18
«Все на лыжню»
новогодние
каникулы, в
течение зимы
Классные руководители
Учитель физкультуры
20
Строительство «Снежного городка»
декабрь
Классные руководители
21
Беседа врача с учащимися школы о
профилактике гриппа
декабрь
Школьный врач
22
Родительское собрание «Шаг навстречу»
Обсуждение вопросов о роли семьи в
воспитании детей, о пропаганде здорового
образа жизни.
конец второй
четверти
Классные руководители
Анохина Г.А.,
заместитель директора
23
Консультации для родителей учащихся,
имеющих отклонения в поведении и
замеченных в употреблении ПАВ.
в течение
выполнения
программы
Работники
здравоохранения
Классные руководители
Анохина Г.А.,
заместитель директора
9
24
Посещение учащимися спортивных секций
в течение года
Учителя физкультуры
25
Военно-спортивные соревнования между
учителями и учениками
февраль
Учителя физкультуры
Преподаватель-
организатор ОБЖ
26
Игра для младших школьников «Зарница»
февраль
Преподаватель-
организатор ОБЖ
27
Диспут «Как счастье человека зависит от его
здоровья» 9 – 11 класс
март
Классные руководители
28
Медицинский осмотр учащихся
март
Работники
здравоохранения
29
В целях контроля вести учет посещаемости
школы детьми “группы риска”,
контролировать их занятость во время
каникул.
в течение
учебного года
Ткаченко А.И.,
социальный педагог
30
Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся
в социально-опасном положении.
в течение
учебного года
Классные руководители,
Ткаченко А.И.,
социальный педагог
31
Проводить заседания Совета профилактики
правонарушений.
по мере
необходимости
Классные руководители,
Ткаченко А.И.,
социальный педагог
33
Следить за соблюдением
санитарно-гигиенического режима в школе.
в течение
учебного года
постников М.А.,
заместитель директора
по АХР
34
Обучение педагогических работников ОУ
современным формам и методам
своевременного выявления первичных
признаков девиантного поведения и
злоупотреблениями психоактивными
веществами среди обучающихся.
в течение
учебного года
Работники
здравоохранения
35
Туристический слет
май
Анохина Г.А.,
заместитель директора
36
Организация летней оздоровительного
лагеря дневного пребывания
Июнь -
Начальник лагеря
2016-2017 учебный год
37
Анализ состояния профилактической работы
за 2015 – 2016 уч. год.
Диагностика трудностей и проблем.
август-
сентябрь
Анохина Г.А.,
заместитель директора
38
Составление расписания занятий с учетом
сентябрь
Потапова А.И.,
10
санитарных норм
заместитель директора
39
Формирование банка данных на учащихся
группы риска и больных детей
сентябрь
Ткаченко А.И.,
социальный педагог
40
Составление меню питания учащихся
сентябрь
Большакова Т.В., зав.
производством
41
Мониторинг на классных часах с целью
выявления психологического климата в
классе, детей, нуждающихся в
индивидуальном подходе, заполнение
«Индивидуальной карты учащегося»
сентябрь
Классные руководители
42
Состояние здоровья на начало учебного года
(1 - 11 кл)
октябрь
Медицинский работник
43
Осенний день здоровья
октябрь
Учителя физкультуры
Анохина Г.А.,
заместитель директора
44
Классные часы и беседы:
Уроки Айболита (1,2кл.)
Уроки Знайки (3,4 кл.)
Твое психическое здоровье 5-8 кл
Умей контролировать эмоции 9-11 кл
октябрь-
ноябрь
Классные руководители
45
Соревнования по волейболу, пионерболу,
шашкам, шахматам
осенние
каникулы
Учителя физкультуры
46
Анкетирование родителей по теме: “Ведете
ли вы здоровый образ жизни?”
Проведение обучающих семинаров и
лекториев для родителей
ноябрь -
декабрь
Классные руководители
Медицинский работник
47
Викторина «Юный пешеход» нач. школа
Викторина «Спорт» 5-8 классы
Викторина « Достижения российских
спортсменов» 9-11 классы
декабрь
Учителя физкультуры
49
Строительство Снежного городка
декабрь
Классные руководители
50
«Зимние забавы»
новогодние
каникулы, в
течение зимы
Классные руководители
51
Выставка литературы «Против вредных
декабрь-январь
Демченко И.В.,
11
привычек»»
зав.школьной
библиотекой
52
Беседа «Как не заболеть» (профилактика
инфекционных заболеваний), начальная
школа
«Осторожно, грипп!» 5-11 классы
январь
медицинский работник
54
Спортивно-военный конкурс «А ну-ка,
парни!»
февраль
Учителя физкультуры
55
Конкурс электронных газет «Спорт против
наркотиков»
февраль
Анохина Г.А.,
заместитель директора
Учитель информатики
56
Медицинский осмотр учащихся
март
медицинский работник
57
Выпуск газеты «Как готовиться к
экзаменам»
Советы психолога
апрель
Кравцова Л.А.,
заместитель директора;
Усачева М.В., педагог-
психолог
58
Весенние походы на природу
май
Классные руководители
Учителя физкультуры
Учитель ОБЖ
59
Заседание Совета профилактики
правонарушений.
в течение года
Ткаченко А.И.,
социальный педагог
61
Следить за соблюдением
санитарно-гигиенического режима в школе.
в течение года
Постников М.А.,
заместитель директора
по АХР
62
В целях контроля вести учет посещаемости
школы детьми “группы риска”,
контролировать их занятость в кружках и
секциях
в течение года
Классные руководители,
Анохина Г.А.,
заместитель директора
63
Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся
в социально-опасном положении.
в течение года
Классные руководители;
Ткаченко А.И.,
социальный педагог
64
Туристический слет
май
Анохина Г.А.,
заместитель директора
65
Организация работы летнего
оздоровительного лагеря с дневным
май
Начальник лагеря
12
пребыванием
66
Проведение мониторинга по улучшению
здоровья учащихся школы
Июль-август
Медицинский работник
67
Анализ реализации программы, подведение
итогов, разработка мероприятий на новый
учебный год.
август
Педагогический
коллектив,
библиотекарь,
работники
здравоохранения,
инспектор ПДН,
заместитель главы
администрации
поселкового совета
2017-2018 учебный год
37
Анализ состояния профилактической работы
за 2016 – 2017 уч. год.
Диагностика трудностей и проблем.
август-
сентябрь
Анохина Г.А.,
заместитель директора
38
Составление расписания занятий с учетом
санитарных норм
сентябрь
Потапова А.И.,
заместитель директора
39
Формирование банка данных на учащихся
группы риска и больных детей
сентябрь
Ткаченко А.И.,
социальный педагог
40
Составление меню питания учащихся
сентябрь
Большакова Т.В., зав.
производством
41
Мониторинг на классных часах с целью
выявления психологического климата в
классе, детей, нуждающихся в
индивидуальном подходе, заполнение
«Индивидуальной карты учащегося»
сентябрь
Классные руководители,
Усачева М.В., педагог-
психолог
42
Состояние здоровья на начало учебного года
(1 - 11 кл)
октябрь
Медицинский работник
43
Осенний день здоровья
октябрь
Учителя физкультуры
Анохина Г.А.,
заместитель директора
44
Классные часы и беседы по формированию
ЗОЖ
в течение года
Классные руководители
45
Соревнования по волейболу, пионерболу,
шашкам, шахматам
осенние
каникулы
Учителя физкультуры
46
Анкетирование родителей по теме: “Ведете
ли вы здоровый образ жизни?”
в течение года
Классные руководители
Медицинский работник
13
Проведение обучающих семинаров и
лекториев для родителей
47
Проведение мониторинга организации
школьного питания
в течение года
Тихонова Е.В., Сапелина
И.Б., методисты
49
Реализация программы «Разговор о
правильном питании»
в течение года
учителя начальных
классов
50
«Зимние забавы»
новогодние
каникулы, в
течение зимы
Классные руководители
51
Участие в акциях
в течение года
Классные руководители,
Анохина Г.А.,
заместитель директора
52
Беседа «Как не заболеть» (профилактика
инфекционных заболеваний), начальная
школа
«Осторожно, грипп!» 5-11 классы
январь
медицинский работник
54
Семинар для классных руководителей
«Система работы классного руководителя с
родителями обучающихся по профилактике
вредных привычек»
февраль
Городова Т.П..
заместитель директора
55
Создание методической копилки для
классных руководителей и педагогов на тему
приобщения учащихся к ЗОЖ и размещение
ее на сайте школы
май-июнь
Городова Т.П..
заместитель директора
56
Медицинский осмотр учащихся
март
медицинский работник
57
Выпуск газеты «Как готовиться к
экзаменам»
Советы психолога
апрель
Кравцова Л.А.,
заместитель директора;
Усачева М.В., педагог-
психолог
58
Весенние походы на природу
май
Классные руководители
Учителя физкультуры
Учитель ОБЖ
59
Заседание Совета профилактики
правонарушений.
в течение года
Ткаченко А.И.,
социальный педагог
61
Следить за соблюдением
санитарно-гигиенического режима в школе.
в течение года
Постников М.А.,
заместитель директора
по АХР
14
62
В целях контроля вести учет посещаемости
школы детьми “группы риска”,
контролировать их занятость в кружках и
секциях
в течение года
Классные руководители,
Анохина Г.А.,
заместитель директора
63
Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся
в социально-опасном положении.
в течение года
Классные руководители;
Ткаченко А.И.,
социальный педагог
64
Туристический слет
май
Анохина Г.А.,
заместитель директора
65
Организация работы летнего
оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием
май
Начальник лагеря
66
Проведение мониторинга по улучшению
здоровья учащихся школы
Июль-август
Медицинский работник
67
Анализ реализации программы, подведение
итогов, разработка мероприятий на новый
учебный год.
август
Городова Т.П..
заместитель директора
Систематически в течение года осуществляется
·
работа спортивных секций
·
работа спортивного зала, тренажерного зала
·
контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм
·
динамические паузы во время занятий
·
физминутки во время уроков
·
игры на свежем воздухе и динамический час в группах по присмотру и уходу
·
цикл классных часов
·
р а зр а б от ка педагогическим
коллективом
школы
мат е р и а л о в
п о
здоровьесберегающим технологиям и просветительской деятельности
·
агитационная
работа
через
информационный
стенд,
сменные
выставки
плакатов и бюллетеней, выпуск газеты ЗОЖ
·
профилактические
мероприятия
в
начальной
школе
(согласно
отдельному
плану)
·
мероприятия ежегодной диспансеризации
·
валеологическая паспортизация кабинетов
·
мониторинг заболеваемости
·
отслеживание качества и организации горячего питания
·
инструктирование по ТБ учителей и школьников
·
регулярная дезинфекция помещений
15
·
работа медицинского кабинета.
·
совершенствование материально-технической базы
·
Прогнозируемый результат внедрения программы
«Быть здоровым – это модно!»
Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к
овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа
жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на
организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах
личной безопасности и сохранения здоровья.
В
ходе
реализации
программы
учащиеся
должны
овладеть
следующими
умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья,
активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои
способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в
коллективно-творческих делах.
Использование
спорта
в
качестве
вывода
человека
из
повышенного
эмоционального состояния.
Снятие
учебных
перегрузок
школьников,
приводящих
их
к
состоянию
переутомления.
Организация правильного питания школьников.
Охрана и укрепление психологического здоровья детей (предупреждение
школьных
стрессов,
распространения
среди
учащихся
вредных
привычек,
зависимостей и.т.д.)
Формирование здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах
здоровья и здоровьесберегающих технологий.
Снижение первичной заболеваемости детей не менее чем на 20%.
Отсутствие обострений основного хронического заболевания не менее 6
месяцев.
Семья
становится
не
сторонним
наблюдателем
за
процессом
воспитания
гармоничной личности, а активным, инициативным участником процесса.
Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных
граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и
о б щ е с т в е н н о - п о л и т и ч е с к у ю
с и т у а ц и ю
в
г о р о д е .
16
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманией и другими
в и д а м и
з а в и с и м о с т и
о т
п с и х о т р о п н ы х
в е щ е с т в .
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных
в е щ е с т в
в
с р е д е
д е т е й ,
п о д р о с т к о в
и
м о л о д е ж и .
•
Формирование
навыков
здорового
образа
жизни
и
высокоэффективных
поведенческих
стратегий
и
личностных
ресурсов
у
подростков
и
молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике вредных привычек.
Литература:
1. Образование: проблемы, поиск, решения. Сборники научно – методических работ,
Ханты-Мансийск, 2004г.
2.
Педагогика
здоровья.
Сборник
научно-методических
работ,
Ханты-Мансийск,
2008г.
3. Козлов Н.И. Как относится к себе и к людям или практическая психология на
каждый день, М. 1993 г.
4.Родионов В.Я. тренинги социальных навыков. Для уч-ся 1 – 11 классов, Ярославль,
2001 г.
5.Русанова
В.С.
Детство
,
отрочество,
юность.
Программа
воспитания
в
сфере
досуга, Челябинск, 1998 г.
6. Журнал «Классный руководитель», «Педагогический поиск»
7. Шмурыгина С.К. Программа «Психология общения» 5-8 класс, Ханты-Мансийск,
2002г.
8. Интернет
9. СМИ
17