Автор: Косарыч Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ" Задонского муниципального района
Населённый пункт: г. Задонск Липецкой области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Взаимосвязь техники дыхания и качества певческого звука"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» Задонского муниципального района
Методический доклад
«Взаимосвязь техники дыхания
и качества певческого звука»
Выполнила преподаватель
МАУ ДО ДШИ Косарыч Т.М.
2019г.
Функция
дыхания
представляет
собой
один
из
наиболее
важных
факторов процесса голосообразования.
От правильной работы дыхания зависят такие основные характеристики
певческого голоса как полетность, динамическая выразительность, чистота
интонации, наличие и качество вибрато в голосе, красота певческого тембра.
Поэтому
неслучайно
крылатая
фраза
итальянского
вокального
педагога
Франческо Ламперти «Школа пения есть школа дыхания» не утратила свою
актуальность в наши дни.
Певческое
дыхание
–
это
особая
приспособительная
деятельность
дыхательной системы во время пения. Оно требует постепенного развития,
систематической
тренировки,
ибо
развитое,
продолжительное,
гибко
управляемое дыхание – большое достоинство певца.
Разобраться в тонкостях работы дыхательной системы во время пения –
задача
достаточно
непростая
и
изучение
особенностей
дыхания
требует
совместных усилий физиологов и специалистов вокального искусства.
Вокальная педагогика не придерживается в основе единых принципов
при воспитании и развитии голоса. Это связано с индивидуальным строением
голосового аппарата и психо-физиологическими особенностями певцов.
Актуальность
исследуемой
темы
заключается
в
том,
что
постановка
певческого
дыхания
находится
в
центре
внимания
педагогов-практиков
сольного
пения
и
руководителей
хоровых
коллективов.
Проблема
совершенствования методов обучения будет актуальна столько, сколько будет
существовать искусство пения.
Обратимся к истории развития методов постановки певческого дыхания
в различных вокальных школах.
В
конце XVI
века
в
Италии
определяется
самостоятельное
сольное
пение, которое явилось началом профессионального вокального искусства, так
как до этих пор преобладала декламационно-речитативная форма.
С возникновением сольного пения появились преподаватели и вокальные
школы. Но единых методов преподавания не существовало. Эмпирическим
путем,
интуицией
и
опытом,
передаваемыми
из
поколения
в
поколение,
педагоги достигли высоких результатов. Со времен Болонской школы (XVII-
XVIII
веков),
давшей
много
прекрасных
певцов,
пение
получило
более
определенные формы. Основатель школы Пистокки, а позднее Този и Манчини
создали методики итальянской вокальной школы. До XIX –го века эти труды
по
вокалу
считались
наилучшими.
В
них
уже
говорилось
о
значении
положения рта при пении, о выравнивании регистров, точке опоры звука и
почти ничего не упоминалось о развитии певческого дыхания.
В старой итальянской школе по основному вопросу пения – дыхание, не
существовало определенных указаний, и наиболее видные представители этой
школы по-разному подходили к вопросу постановки дыхания. Вот что говорил
в отношении певческого дыхания представитель Болонской школы кастрат
Пьетро
Този:
«Учитель
должен
показать
ученику
место,
где
нужно
брать
дыхание, и научить его делать без затруднения. Есть певцы, которых трудно
слушать потому,
что они вдыхают на каждом слове, вроде астматиков и
приходят
к
последним
нотам
исполняемого
произведения
истощенными,
задыхающимися, полумертвыми». Другой представитель этой школы, - Дж.
Каччини, требовал свободного и легкого дыхания. Самые высокие и легкие
звуки
нуждаются
для
своего
смягчения
в
некоторой
затрате
дыхания.
Знаменитый итальянский певец – кастрат XVIII века Фаринелли (настоящее
имя
Карло
Броски),
удивлявший
публику
не
только
блестящей
техникой
беспредельного по продолжительности дыхания, но и громкой силой звука,
рекомендовал сохранение «вдыхательной установки». Это указание является
одним из основных требований в современной вокальной педагогике.
XVIII и XIX века – эпоха блистательного расцвета колоратуры. В этот
период перед певцом не стояла задача иметь голос большой силы, имеющий
мощное
звучание
в
верхнем
участке
диапазона.
Основным
критерием
профессионализма
были:
легкость,
изящество,
техническое
совершенство,
владение
всеми
видами
колоратурной
техники.
Дыхание,
которым
пользовались певцы той эпохи, было преимущественно грудное, хотя никто из
представителей
старой
итальянской
школы
не
указывал
на
тип
дыхания,
которым следует пользоваться в пении. Только Г. Манштейн писал «…при
пении живот должен быть втянут, а грудь должна подниматься и опускаться
незаметно, чтобы набранного воздуха хватило на возможно долгое время. Вдох
должен производиться без толчков и без раздутия живота, только одна грудь
должна подниматься».
В XIX
веке
вокальная
педагогика
«Новой
итальянской
вокальной
школы»
обосновывала
свою
методику,
опираясь
на
данные
физиологии,
акустики, фонетики языка. Умеренный набор воздуха сменяется более полным
вдохом, а тип дыхания становится более низким. Замечательному педагогу
новой
итальянской
школы
Ф.
Ламперти
принадлежит
классическое
определение
роли
дыхания
в
пении
–
«Школа
пения-
школа
дыхания».
Дыхание,
по
мнению
автора,
состоит
из
двух
компонентов:
вдыхания
и
выдыхания, от которого зависит продолжительность и сила звука. Ф. Ламперти
указывает
на
существование
трех
видов
дыхания:
грудобрюшное
(или
брюшное),
боковое
(или
реберное),
ключичное.
Первое,
по
его
мнению,
производится в основании грудной клетки и его можно узнать по расширению
грудобрюшной
преграды,
между
тем,
грудная
полость
и
плечи
остаются
неподвижными. Второе дыхание производится в боковой и передней части
грудной полости и становится явным, благодаря подниманию верхней части
грудной клетки, плеч и ключиц.
Настоящая,
или
Новая
итальянская
школа,
стала
классической,
она
основана на нижнереберно – диафрагматическом дыхании.
До середины XIX века в русской вокально - педагогической литературе,
по мнению В.А. Багадурова, никаких методических указаний, касающихся
постановки
голоса,
вокальной
техники
и
исполнения
светского
пения
не
встречается.
Единственным
источником
методических
указаний
было
церковное
пение
и
обучение
ему
в
хорах
государевых
певчих
Дъяков,
патриарших, синодальных певчих и придворной капеллы.
Музыкально - теоретические знания и музыкальная культура пришли на
Русь именно через церковное пение.
Овладеть искусством пения – значит овладеть искусством дыхания. В
статье, посвященной гастролям театра Ла Скала и малой труппы Ковент –
Гарден в Москве в 1965 году Е.К. Катульская пишет: «Слушая итальянцев я
еще раз убедилась, что отработанность дыхания является важнейшим условием
оперного исполнительства».
В учебно-методической литературе прежних лет существовало великое
множество
типов
дыхания,
что
вызвало
неразбериху
в
этом
вопросе.
Вот
примерный
перечень
названий
певческого
дыхания:
ключичное,
верхнереберное,
среднереберное,
нижнереберное,
реберное,
костальное,
боковое, межреберное, грудное, диафрагматическое, брюшное, абдоминальное,
грудобрюшное,
смешанное,
парадоксальное.
Запутанная
и
противоречивая
терминология
в
объяснениях
отдельных
типов
дыхания
не
могла
внести
ясность в решение этого важного в вокальной педагогике вопроса.
В
современное
педагогической
практике
используется
четыре
типа
дыхания: ключичное, грудное, нижнереберно- диафрагматическое, брюшное.
«Верное певческое дыхание действует благотворно и на здоровье учащихся:
правильный
вдох
и
выдох
–
лучшее
средство
для
укрепления
легких.
Неправильное дыхание придает звуку особый простуженный тембр – явление,
наблюдаемое часто и в причине которого педагог, знающий свое дело, не может
сомневаться
долго».
Неправильная
постановка
голоса,
в
том
числе
неправильное
дыхание
во
время
пения,
форсирование
звука
и
пение
в
несоответствующем диапазоне, часто являются причиной порезов истинных
голосовых связок и появления на низ певческих узелков.
Большинство
ошибок
в
пении
приписывают
плохой
организации
дыхания: то певец дышит «неглубоко», то «запирает», «перебирает» дыхание,
то не умеет задерживать вдох и тем самым теряет опору и так далее. Для
устранения этих и других недостатков техники дыхания, педагоги каждый по
своему занимаются «специальным дыханием певца». Очень часто, показывая
полезность того или иного применяемого типа дыхания, педагоги и певцы
ссылаются
на
авторитет
педагогов
и
певцов
различных
национальных
вокальных школ Э. Карузо, Э. Барра, П. Този, Фаринелли, М. Гарсиа - сын, Ф.
Шаляпина,
А.Неждановой,
Н.
Гяурова,
Е.
Нестеренко,
И.
Архиповой,
Н.
Шпиллера.
Перейдем
к
вопросу
анатомии
и
технологии
постановки
дыхания
в
профессиональном пении. В педагогической практике певческое дыхание у
певцов
ставят
долгие
годы,
начиная
с
вокальных
отделений
музыкальных
школ,
музыкальных
училищ,
а
далее
в
консерватории.
На
этом
путь
становления дыхания не заканчивается. В певческом процессе задействованы
многие
органы
дыхания.
Чтобы
привести
их
в
правильную
отлаженную
скоординированную систему, требуется много кропотливого труда и контроля.
Разобраться
в
механизме
певческого
дыхания
поможет
анатомия
дыхательной системы.
Трахея является продолжением гортани. Она представляет собой полую
эластическую трубку, которая начинается ниже перстневидного хряща. Трахея
состоит из 16-20 хрящевых неполных колец, концы которых обращены назад и
соединены между собой кольцевидными связками. Эти полукольца не дают
спадать стенкам воздухоносных путей. При сокращении мышц просвет трахеи
суживается. Длина трахеи у взрослых в среднем 10-16 см, ширина просвета 15-
22 мм. У десятилетнего ребенка длина трахеи 7 см, ширина просвета 10 мм.
Оканчивается трахея на уровне IV грудного позвонка, разделяясь на два бронха
– правый и левый, которые называются главными.
Правый
бронх
шире
и
короче
(3см),
чем
левый
(5см).
Он
является
прямым продолжением трахеи. Правый делится на три бронха, а левый на два,
которые
многократно
делясь,
переходят
в
бронхиалы.
Бронхи
в
основном
состоят из эластической ткани и отдельных хрящевых пластинок.
Слизистая
оболочка,
выстилающая
трахею
и
бронхи,
покрыта
многочисленным мерцательным эпителием, волоски которого двигаются по
направлению к верху. В слизистой оболочке бронхов имеется много желез,
которые выделяют белково-слизистый секрет. Основной функцией трахеи и
бронхов
является
проведение
воздуха.
В
зависимости
от
потребностей
организма в данный момент, активность бронхов бывает различной: при беге
бронхи максимально раскрыты для облегчения вентиляции, а во время сна они
сужены и некоторые отделы легких вообще отключены. Доказывая важнейшую
роль
в
процессе
голосообразования
мускулатуры
трахеи
и
бронхов,
Л.Д.
Работнов приводит пример того, как при заболевании легких певцы могут
прекрасно петь, но в то же время пение для них становится совершенно
невозможным даже при самом незначительном трахеите или бронхите.
Все мышцы, участвующие в механизме дыхания, принято делить на две
группы:
мышцы,
производящие
вдох
и
мышцы,
производящие
выдох.
Основными
мышцами,
производящими
вдох
являются
диафрагма,
а
также
внутренние и наружные межреберные мышцы.
Основной
функцией
диафрагмы
является
участие
в
дыхательном
процессе. По мере её сокращения и опускания увеличивается вертикальный
размер грудной полости и усиливается присасывающее действие диафрагмы. В
результате этого действия увеличивается приток воздуха в легкие и приток
крови в лимфы (бесцветная или слегка желтоватая жидкость, напоминающая
по своему составу плазму крови) к сердцу.
Певческое
дыхание
в
фонации
неразрывно
связано
с
деятельностью
гортани и артикуляционным аппаратом. При произнесении звуков, дыхание
начинает гибко подчиняться тем требованиям, которые диктует ему гортань и
артикуляционный
аппарат.
При
голосообразовании
происходит
смыкание
истинных голосовых складок. Идущая под давлением из легких воздушная
струя встречает сопротивление со стороны замкнутой голосовой щели. На
характер
работы
голосовой
щели
в
сильной
степени
влияет
импеданс
(противодавление).
Автоматизм,
который
вырабатывается
между
подачей
дыхания и работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков речи,
вырабатывается с самого раннего детства.
Пение связано с образованием специфического звука. Существует особая
вокальная координация работы голосового аппарата. Все органы, участвующие
в голосообразовании, в том числе и дыхание, работают различно при речевой и
певческой фонации.
В пении, при формировании глухих согласных работа органов дыхания
существенно не изменится.
Певец должен соблюдать в технике дыхания три момента, следующие
друг за другом:
Вдох (настройка артикуляционного аппарата и ротоглотки);
Задержка дыхания;
Плавный, экономичный выдох.
Правильность
этих
трех
моментов
имеет
решающее
значение
для
певческого голосообразования.
Список литературы
1.
Агарков О.М. Вопросы физиологии пения в вокальной методике. –
М. , 1975. – 167 с.
2. Багадуров В. А.
Очерки по истории вокальной педагогики. – М.,
1956. – 267 с.
3. Вербов А. Техника постановки голоса. М., 1961. – с. 34-35
4. Вопросы вокальной педагогики. Сборник статей. Вып. 1. – М., 1962.
146 с.
5. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5 под ред. Л.Б. Дмитриева. – М.,
Музыка, 1976. – 262 с.
6. Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып. 7/ Сост. А. Яковлев.
– М., Музыка, 1984. – 214 с.
7. Дмитриев Л.Б. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. Л. Музыка,
-1982. - 179 с.
8. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., Музыка, 2007. – 366
с.
9.
Емельянов
В.В.
Фонопедический
метод
формирования
певческого
голосообразования. Новосибирск, Наука, 1991. – 40 с.
10. Емельянов В.В. Развитие голоса. С-П., 2004. – 191 с.
11. Малышева Н.М. О работе певца над голосом.// Вопросы вокальной
педагогики. Сб. статей. Вып. 1. М., 1962. – 51 с.
12. Масягина В.Л. Анатомия органов дыхания. Работа над дыханием в
пении. Кемерово, 1994. – 34 с.
13. Морозов В. Вокальный слух и голос. М., Музыка, 1965. – 85 с.
14. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Уч. пособие для студентов
и преподавателей. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
15. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От
древности до XXI века. Уч. пособие для студ. высш. уч. Заведений М. Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 306 с.
16. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 9. Вокальная кафедра. Сборник
работ Лаборатории физиологии пения и вокальной методики. М., 1970. – 138 с.
17. Юдин С.П. Формирование голоса певца. М., 1962. – 166 с.
18. Яковлева А.С. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7. М., Музыка.
1984. – 213 с.
19. Яковлева А.С. Физиологические закономерности певческой атаки.
Л., Музыка, 1971. – 64 с.
20. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное
пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/ Д.К. Кирнарская,
Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М.Цыпина. М. Издательский
центр «Академия», 2003. – 368 с.