Автор: Васильева Людмила Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Валдайская детская школа искусств»
Населённый пункт: город Валдай, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимосвязь между теоретическими и специальными дисциплинами в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Взаимосвязь между теоретическими
и специальными дисциплинами в ДШИ.
Методическое сообщение
преподавателя Васильевой Л.И.
2017г.
Этот
вопрос
всегда
являлся
актуальным.
Несмотря
на
то,
что
ему
уделялось большое внимание со стороны видных музыкантов и педагогов,
есть опасность, что обучение детей может иметь односторонний характер и
ограничиться приобретением навыков игры на том или ином инструменте, а
способность
самостоятельно
мыслить
останется
вне
поля
зрения.
Такие
выпускники школ, как правило, расстаются с музыкой, не чувствуя в ней
потребности, не испытывая интереса.
Начинать
нужно
с
установления
контакта
между
педагогами
специальных и теоретических дисциплин. Система, когда педагог-теоретик
берет учащихся с момента приёма в школу и ведёт их до самого конца, хотя и
представляет некоторые трудности для преподавателя, является оправданной.
Она дает возможность не только постоянно прослушивать своих учащихся на
экзаменах и зачётах, но и, поддерживая постоянный контакт с педагогами
специалистами, наблюдать в течение всех лет обучения за развитием каждого
ребёнка. Это повышает ответственность теоретика за выпуск, а учащихся
избавляет от болезненных переходов от одного педагога к другому.
Задачи специальных и теоретических дисциплин общие – раскрыть и
развить музыкальные данные учащихся, дать им ряд практических навыков,
научить их слышать, воспринимать и осознавать музыкальное звучание во
всем
его
многообразии,
но
достигаются
они
своими
специфическими
средствами.
Поэтому
теоретические
предметы
не
могут
непосредственно
следовать за специальными, отдельные расхождения во времени прохождения
того или иного материала неизбежны. Гораздо важнее остановить внимание
на точках соприкосновения между специальностью и сольфеджио.
Одним из разделов работы является чтение с листа, приобретение этого
навыка необходимо для дальнейшей практической деятельности учащихся и
требует большой кропотливой работы. Чтение с листа опирается на ладовое
восприятие,
слух
должен
быть
соответственно
подготовлен,
проведен
предварительный анализ. Прочитать музыкальный отрывок на инструменте
или голосом – значит не только воспроизвести то, что написано, но и понять
содержание,
передать
его
выразительные
особенности.
Нельзя
допускать
механического чтения от ноты к ноте, надо добиваться охвата музыкального
целого. Преподаватели постоянно испытывают нехватку времени, а чтение с
листа
–
это
навык,
который
развивается
очень
медленно,
вот
тут-то
специалистам и теоретикам и нужно объединить свои усилия, опираясь на
общие методические положения.
Следующий раздел работы – подбор мелодии по слуху, транспозиция. В
самом начале обучения за это берутся как специалисты, так и теоретики.
Вполне приемлемо строить процесс начального обучения на инструменте на
так называемом слуховом методе, т.е. развития музыкального слуха путем
подбора
и
транспозиции
знакомых
мелодий,
а
затем
знакомство
с
инструментом и выработка двигательных навыков. Работу следует начинать с
подбора простейших мелодий в небольшом диапазоне, постепенно расширяя
его,
добиваться
сознательного
подбора,
т.е.
умения
слушать
направление
мелодии;
вначале
надо
заниматься
подбором
от
звука
и
лишь
затем
в
2
тональности. Чтобы избежать дублирования в специальных классах можно
заниматься транспонированием выученных мелодий в другие тональности
или незнакомых, но более легких по нотам.
В
классе
сольфеджио
ведется
работа
по
подбору
и
транспозиции
мелодий
по
слуху.
Педагогом-теоретиком
выбираются
такие
мелодии,
к
которым можно подобрать аккомпанемент, используя пройденные аккорды,
но он не имеет возможности систематически заниматься этим с каждым
учеником индивидуально. Здесь необходима помощь специалиста, который
может не только прослушать ученика и указать на его ошибки, но и дать
совет
в
отношении
той
или
иной
фактуры,
подсказать
аппликатуру.
Приступая
к
изучению
материалов,
интервалов,
аккордов
в
классе
сольфеджио, нужно познакомить учащихся с их звучанием в живой музыке.
Недостаточно иметь пример из литературы на каждый интервал или аккорд.
Для того, чтобы учащиеся почувствовали, что эти интервалы и аккорды не
есть
нечто
отвлеченное,
а
из
них
строятся,
складываются
музыкальные
произведения, надо чтобы они сами нашли их в музыке и в первую очередь в
пьесах, которые исполняются по специальности. В качестве примера могу
привести темы: «Устойчивые, неустойчивые ступени. Тоника», «Тоническое
трезвучие
с
обращениями»,
«Трезвучия
главных
ступеней»
и
т.д.
Они
являются общими как для баянистов, аккордеонистов, так и для обучающихся
на струнных народных инструментах при игре гамм, арпеджио, этюдов.
Интервальные последовательности, тритоны с разрешением, обращения
трезвучий, обращения септаккордов с разрешением можно встретить в любом
музыкальном
произведении.
Приходится
ежедневно
сталкиваться
в
исполнительской
практике
с
вопросами
фактуры,
различного
способа
изложения аккордов, поэтому гармонический анализ (конечно, в пределах
теоретических знаний учащихся) способствует более быстрому запоминанию
текста, доводит до минимума количество ошибок.
В строении левой клавиатуры баяна и аккордеона присутствуют готовые
мажорные, минорные трезвучия, доминант-септаккорды. Правая клавиатура
баяна
построена
по
малым
терциям,
далее
идут
тритоны,
уменьшенные
трезвучия, уменьшенные вводные септаккорды. Осмысление учащимися этих
возможностей
инструмента
может
оказать
им
большую
практическую
помощь в работе.
Общей для преподавателей специалистов и теоретиков может стать тема
«Разделение
периода
на
фразы
и
предложения».
На
уроках
сольфеджио
можно разобрать несколько произведений, объяснить учащимся что такое
период, предложение, обратить внимание на наличие различных периодов.
Термин
«фраза»
содержит
не
только
чисто
исполнительский
смысл,
это
основа, частица любой формы с целым рядом элементов музыкальной речи,
на
изучении
которых
воспитываются
слуховые
навыки
учащихся,
их
музыкальное мышление.
Важнейшим
методом
работы
над
произведением
может
оказаться
синхронное сольфеджирование. Это происходит путем разделения мелодии
на
отрывки,
повтора
каждого
отрывка
на
инструменте
и
синхронного
3
пропевания с названием нот до тех пор, пока он не будет прочно выучен.
Пение
нужно
перевести
в
удобную
для
учащегося
октаву,
на
чистоту
интонации в начале можно не обращать внимание, по мере разучивания она
станет
лучше.
Не
нужно
называть
знаки
альтерации.
Размер
отрывка
определяется объёмом внимания ученика и должен охватываться им как
единое целое. Отрывки объединять в предложения, периоды, разделы. При
игре обеими руками следует замедлить темп, чтобы наладить координацию
движений рук.
Большую
пользу
может
принести
синхронное
сольфеджирование
этюдов,
в
которых
повторяются
стереотипные
мелодические
обороты.
Ученик, пропевая ноты, задает себе программу и впоследствии её выполняет
на инструменте, приобретает навык техничного исполнения.
Сольфеджирование
кантиленных
пьес
имеет
иные
цели:
приучает
правильно
расчленять
мелодию,
вовремя
брать
дыхание,
красиво
фразировать.
Если
есть
аккомпанемент,
то
исследуется
гармоническая
вертикаль
аккордов,
анализируются
все
входящие
в
последовательность
звуки, переходы звуков, что дает возможность распознать на слух подобное
аккордовое построение и в другом контексте.
Межпредметные связи по важнейшим дисциплинам специальности и
сольфеджио
делают
более
доступным
материал,
на
основе
которого
проводится
обучение,
имеют
единую
психологическую
основу,
создают
единство мышления и деятельности.
Список используемой литературы.
1.
С.М. Мальцев «Психологическая основа комплексной методики»
2.
Т.А. Калужная «Методика синхронного сольфеджирования»
4