Автор: Замятина Олеся Николаевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Менделеевск, Менделеевский муниципальный район РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние музыкального образования на развитие личности ребенка"
Раздел: дополнительное образование
Родительское
собрание
«Влияние
музыкального
образования
на
развитие
личности
ребенка»
Цель: Познакомить родителей учащихся с условиями обучения в Детской
школе
искусств
и
информировать
о
пользе
обучения
музыкального
образования для творческого и гармоничного развития личности ребенка.
Задачи:
1.
Повысить уровень педагогической культуры родителей.
2.
Вовлечь родителей в обсуждение вопроса влияния музыки на развитие
личности ребенка.
3.
Познакомить с условиями обучения в ДШИ.
4.
Определить
пути
решения
важных
вопросов
обучения
для
эффективного обучения ребенка.
5.
Содействовать
интеграции
усилий
семьи
и
педагогов
по
развитию
личности каждого ребенка.
6.
Направить совместные усилия на всестороннее воспитание и развитие
ребенка.
7.
Подчеркнуть
необходимость
активного
участия
родителей
для
продуктивного обучения ребенка в классе скрипки.
Форма проведения: беседа – концерт
Ход собрания:
1.
Что дает ребенку обучение в ДШИ.
Музыкальные
способности
–
это
целый
комплекс
способностей,
которые развиваются в процессе музыкальных занятий. У каждого ребенка
какие – то из них обязательно присутствуют. Совсем немузыкальных детей
практически
нет.
Сроки
проявления
музыкальных
способностей
индивидуальны. И цели, которые преследуют родители, разные: кто – то
отдает ребенка в ДШИ для общего развития, кто-то с определенной целью
дать предпрофессиональное образование, а кто-то просто занять ребенка
полезным
и
прекрасным.
Целью
же
преподавателя
является
не
только
обучении игре на инструменте и непредпрофессиональная подготовка, но и
то, чтобы ребенок полюбил музыку – это самое главное!
При обучении игре на каком – либо инструменте главная задача состоит
не в воспитании отдельных талантов, а в приобщении к музыке. Ребенок не
только учится играть на инструменте, но и учится играть для других, а также
– учится приносить радость людям и себе.
2.
Ответственность родителей за обучение.
А теперь поговорим о том, чем же мы с вами можем помочь детям
глубже понять и полюбить музыкальные занятия. Школа ни в коем случае не
снимает
с
себя
ответственности,
но…
-
все
начинается
с
родителей!
«Хорошие родители важнее хороших педагогов!». Самые лучшие педагоги
бессильны, если родители абсолютно равнодушны к музыке. Это строгий
закон и почти незнающий исключений. Именно родители должны «заразить»
ребенка любовью к музыке.
В ДШИ учиться трудно. Все вы, родители, должны осознавать, что
учеба игре на музыкальных инструментах требует от ребенка значительной
затраты нервной и физической энергий. Нужно отдавать себе отчет в том, что
это
обучение
рассчитано
на
долгие
годы,
оно
не
терпит
перерывов,
-
отнимает много времени.
Есть
категория
родителей,
которые
забирают
детей
из
школы
при
первом
же
столкновении
с
трудностями:
будь
–
то
плохие
оценки
или
нежелание; лень, проявляемая ребенком при выполнении домашнего задания
или на занятиях в музыкальной школе. Только в нашей школе у них 3 – 5
обязательных предметов, а дома надо играть, учить заданное.
Есть и более глубокая причина трудностей музыкального обучения, чем
просто недостаток времени. Эта вторая причина касается тех детей, которые
не
имеют
ярко
выраженных
музыкальных
способностей,
-
таким
детям
приходится
затрачивать
немало
усилий
для
того,
чтобы
справляться
с
программными требованиями. И третья причина касается детей, которые
имеют рассеянное внимание или медлительность. Помощь родителей таким
детям
стоит
едва
ли
не
на
первом
месте. Но, как правило, трудности в
обучении зависят от недостатка домашних занятий.
3.
Помочь
родителям
создать
благоприятные
условия
для
обучения
ребенка в ДШИ.
Могут
ли
родители
оказывать
непосредственную
помощь
ребенку,
обучающемуся в музыкальной школе?
Мы часто испытываем гордость за своих детей, замечая, что в чем – то
они пошли дальше нас. Нам бывает трудно угнаться за всем тем, что стало
доступным
нашим
детям.
Когда
педагог
беседует
с
родителем
об
успеваемости его ребенка, он вздыхает и говорит: «Я – то ей ничем не могу
помочь, я в музыке не разбираюсь…». Кстати, эту фразу произносят многие,
не отдавая себе отчета в том, каков конкретный смысл сказанного. Что
значит-
«не
разбираюсь»?
Нередко
оказывается,
что
тот,
кто
«не
разбирается»,
на
самом
деле
с
удовольствием
слушает
музыкальные
программы, на концертах искренне аплодирует выступающим, - разбирается,
кто хорошо исполнил произведение, кто плохо. С вдохновением поет дома в
окружении сидящих за столом родственников и друзей. А, ведь, вовсе не
трудно на время оставить все заботы по семье и вместе с ребенком послушать
его игру, сказать, что вам понравилась мелодия, что если бы здесь не было
остановки, было бы как у настоящего артиста и что вы бы тоже хотели так
научиться играть. Ведь сидим же мы часами всей семьей у телевизора.
Получается, что фразой «я не разбираюсь» вы оправдываете свое невнимание
ребенку…
4.
Еще немного о нагрузке.
У ребенка, начавшего посещать музыкальную школу, проблема нагрузки
стоит
значительно
острее,
чем
у
остальных
его
сверстников.
Родители
должны сделать объективные выводы и помочь справляться с этой нагрузкой.
Часто можно видеть с каким интересом занимаются ребята в первые
годы, как горят у них глазки от каждой выученной наизусть пьески. А к
третьему классу их интерес постепенно угасает. Не торопитесь в этом винить
школу. Все дело в переходном возрасте. На музыкальном восприятии этот
период сказывается очень заметно.
Бывает, что в 13 – 15 лет дети вдруг категорически отказываются от
занятий музыкой, и тут ничто и никто помочь не может. Бывает, причем
довольно
часто,
и
противоположное,
когда
любовь
к
музыке
внезапно
пробуждается, когда занимавшегося прежде «из – под палки» становится
невозможно
оторвать
от
инструмента.
В
этот
период
жизни
ребенка
не
увлекает классическая музыка. У них очень много разнообразных интересов.
И, вряд ли, имеет смысл всеми силами противиться появлению в доме того,
чего бы вы не хотели видеть или слышать.
Постигайте
всякую
музыку
вместе
с
ребенком,
удивляйтесь,
огорчайтесь, анализируйте, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.
Ваше собственное равнодушие к музыке – лучший способ свести на «нет»
все попытки приобщить к ней ребенка.
Несколько советов.
1.
Когда ребенок обращен к музыке, ему вовсе не нужны отрицательные
эмоции.
Поэтому,
если
он,
например,
играет
«фальшиво»
или
невыразительно, полезно иногда делать вид, что вы не замечаете этого, а при
удачном исполнении очень важно похвалить ребенка. В любом случае ваши
замечания должны быть тактичны и осторожны.
2.
Нежелательно напоминать сыну или дочке как дорого стоит инструмент
и
сколько
папа
работал,
чтобы
его
купить.
Такие
разговоры
порождают
только чувство вины и горечи, интереса к музыке они не пробуждают.
3.
Не заставляйте ребенка «выступать» с демонстрацией игры на
инструменте
перед
людьми,
которые
ему
не
нравятся,
в
неподходящей
обстановке или когда его не слушают. И, напротив, старайтесь не отказывать
ребенку, когда он хочет выступить по собственной инициативе.
5.
«Влияние музыки на психическое развитие ребенка»
Музыка
занимает
особое,
уникальное
место
в
воспитании
детей
дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и
психологическими
особенностями
дошкольников.
Музыку
называют
«зеркалом
души
человеческой»,
«эмоциональным
познанием»,
«моделью
человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему,
что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как
известно,
наши
эмоции.
Значит,
эмоции
являются
главным
содержанием
музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования
эмоциональной сферы человека, прежде всего – ребенка.
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального
социума.
Современная
поп
и
рок
–
музыка,
которая
звучит
повсюду
и
культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не
хотим),
слышат
и
наши
дети.
Для
современных
дошкольников
в
эмоционально
–
эстетическом
плане
характерным
является
понижение
эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и,
как
результат,
-
снижение
уровня
интеллектуального
развития.
Это
определяет необходимость создания условий для эмоционального комфорта
детей
дошкольного
возраста,
подчеркивает
значимость
личностных
переживаний
ребенка
в
познании
многообразия
и
красоты
мира,
самовыражении и самоутверждении личности.
К сожалению, музыка, как вид искусства в образовательном процессе
ДОУ,
занимает
небольшое
место.
Она
принимает
вид
специально
–
организованной музыкальной деятельности с ограниченным временем, что
является
недостаточным
для
получения
эмоционально
–
эстетического
наслаждения. Хотя сегодня мы можем констатировать, что новое положение о
построении пространственно – предметной сферы ДОУ находит все более
широкое практическое применение и в средовое пространство групп чаще
включается музыка, которая выступает фоном жизнедеятельности ребенка.
Но при этом положительном явлении музыка не используется педагогами как
эффективное
средство
развития
эмоциональной
сферы
дошкольника,
обеспечивающее
уравновешенность
эмоциональных
проявлений
как
в
процессе
взаимодействия
со
сверстниками,
так
и
при
ознакомлении
с
произведениями искусства.
Психологи рекомендуют музыкальным руководителям, педагогам ДОУ
в работе с детьми использовать музыку, как эффективное воздействие на
развитие эмоциональной сферы и психического здоровья дошкольников. Для
э т о г о
н е о б х о д и м а
р е а л и з а ц и я
с л е д у ю щ и х
з а д а ч .
1.
Ознакомления
дошкольников
с
основными
эмоциями:
радость,
грусть,
интерес,
удивление,
гнев,
презрение,
страх,
стыд
и
другими;
2.
Научить
распознавать
эмоциональные
проявления
других
людей
по
различным
признакам
(мимика,
пантомимика,
интонация
и
др.);
3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
4. Использовать музыку, как основное средство развития эмоциональной
сферы дошкольников.
Сохранение
и
укрепление
психического
здоровья
средствами
музыкального воспитания во многом зависит от активного сотрудничества
ДШИ и семьи. В связи с этим, родителям в домашних условиях предлагают
использовать музыку с учетом психологических особенностей детей:
с
вялым
двигательным
эмоциональным
проявлением
необходимо
использовать
музыкальные
произведения
подвижного,
быстрого
и
очень
быстрого темпа;
возбужденным
детям,
наоборот:
прослушивать
музыкальные
композиции
с
умеренным,
медленным
и
весьма
медленным
темпом,
снижающим общее гипервозбужденное состояние;
детям, у которых в течении дня может происходить смена состояния
нервной
системы:
от
выраженной
агрессии
до
полнейшей
апатии,
-
мы
рекомендуем использовать стабилизирующую музыку умеренного характера
с
акцентами,
повторяющимися
через
равные
интервалы
и
одинаковым
уровнем громкости звучания.
Конечно, следует признать, что деление музыки на стимулирующую,
успокаивающую и стабилизирующую в определенной степени условно. Но с
ее помощью можно установить равновесие в деятельности нервной системы
ребенка,
умерить
слишком
возбужденные
темпераменты
и
раскрепостить
заторможенность детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что музыка – одно из самых сильнейших
орудий, благоприятно воздействующая на эмоциональное состояние ребенка.