Автор: Галактионова Наталья Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Невинномысск
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях.
Раздел: дошкольное образование
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(г. Невинномысск, НГГТИ)
Галактионова Наталья студент заочной формы обучения, группа ПВЗ-
21915(1) направления 44.03.01 Педагогическое образование, направленность
Дошкольное образование
Педагогическая
деятельность
по
проектированию
и
реализации
образовательного процесса в образовательных организациях.
Я, Галактионова Наталья Витальевна, воспитатель детского сада № 27
« Ласточка» г. Невинномысска. В 2018- 2019 учебном году мне дали вторую
младшую группу возрастной особенности 3-4 года. По теме первой годовой
задачи « Развитие крупной и мелкой моторики рук» , у меня возник вопрос : «
Как же правильно и продуктивно реализовать эту задачу?» .И первым делом я
провела
диагностическое
исследование,
придерживаясь
возрастных
особенностей моей группы. После этого все стало ясно и понятно - какие еще
необходимо создать дидактические игры по развитию моторики. Но есть еще
один главный момент – нужно было познакомить, научить и привлечь к этой
поставленной
задаче
родителей,
т.к
самый
лучший
результат
это
взаимодействие «Ребенок-педагог-родители».
А начиналось все с самого
интересного
–
изготовления
дидактических
игр.
По
некоторым
дидактическим играм я объявила групповой конкурс для родителей на «
Лучшую дидактическую игру». Результат конкурса прошел на « ура». Дети с
большой радостью играли в эти игры, каждый ребенок узнавал труды своих
родителей и с гордостью произносил такие слова : « Это делал –я, со своими
родителями». А самое интересное – дети, участвующие в конкурсе, бережно
относились к материалам этих игр. Затем, я организовала семинар-практикум
для родителей по нашей первой годовой задаче.
Цель
семинара:
формирование
у
родителей
представлений
о
роли
мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Задачи были такими:
1.
Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи
дошкольника.
2.
Познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей
младшего дошкольного возраста.
3.
Обогатить методическую копилку для родителей.
Предварительная работа:
Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Оформление памятки для родителей.
Организация выставки развивающих игр: шнуровки, сенсорные
панно и различные крупы т.д.
Участники семинара: воспитатели, родители, дети.
В этой части идет речь о роли мелкой моторики в развитии детей.
Познакомила родителей с проведением пальчиковой игры.
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления
ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук –
один из показателей интеллектуального развития.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память,
связная речь.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития
речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития
мелкой
моторики.
Разучивание
текстов
с
использованием
«пальчиковой»
гимнастики
стимулирует
развитие
мышления,
внимания,
воображения.
Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более
точной и выразительной.
Каждый
день
с
детьми
я
использовала
пальчиковую
гимнастику,
массаж рук.
И
на
семинаре
показала
некоторые
игры,
которые
мы
проводим
с
детьми в группе.
А так же были проведеноигровое занятие для родителей
Родителям предлагается выполнить само-массаж, пальчиковые игры.
Задачи:
научить
элементам
само-массажа.
Научить
выполнять
сюжетные
упражнения
для
пальчиков,
развивать
быстроту
выполнения
заданий, мелкую моторику рук, память.
Было рекомендовано: «Старайтесь, как можно больше, заниматься с
ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие
домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Удачи Вам!
По
завершению
семинара-практикума
были
подарены
памятки
для
родителей «Как развивать мелкую моторику в домашних условиях».
«Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»
(Памятка для родителей)
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно
связана
с
процессом
формирования
речи
ребенка.
Систематические
упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее
влияние на развитие речи.
Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса
пальцев
рук.
Работа
над
развитием
мелкой
моторики
пальцев
рук,
стимулирует
созревание
речевой
зоны
коры
головного
м о з г а .
Работу
по
развитию
мелкой
моторики
рук
необходимо
проводить
систематически (по 5-10 минут ежедневно).
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития
мелкой моторики пальцев рук•
Развитие
ручной
умелости
(рисование
карандашом,
лепка,
конструирование,
аппликация,
изготовление
оригами:
игрушек
из
бумаги
(лодочка, пилотка, самолет).
• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных
картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других
мелкихпредметов).
• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого
сопровождения.
• Пальчиковый театр.
Для развития ручной умелости дети должны:
• запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а
вечером заснул и закрылся»);
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки;
• рисовать, раскрашивать, штриховать;
•резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным,
тот и выиграл);
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
•
перекладывать
из
одной
коробочки
в
другую
счетные
палочки,
спички,
фасоль,
при
этом
рука
не
должна
сдвигаться
(лежит
близко
к
коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на
ватку, листок бумаги;
•
вращать
карандаш
(ребристый)
между
большим,
указательным
и
средним пальцем;
•
«пальчиковый
бассейн»
(пластмассовый
тазик
с
фасолью
или
горохом);
•
Игра
«Кулак-ребро-ладонь»
(сначала
одной
рукой,
потом
другой,
затем вместе.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему
настоящие
дела.
Вот
упражнения,
в
которых
малыш
может
тренировать
мелкую
моторику,
помогая
родителям
и
чувствуя
себя
нужным
и
почти
взрослым:
1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать
фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу
предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и
раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку,
чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать
перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их
размотал лучше умолчать)
6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для
ребенка).
7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с
водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
8. Помогать перебирать крупу.
9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
11.
Доставать
что-то
из
узкой
щели
под
шкафом,
диваном,
между
мебелью.
12. Вытирать пыль.
13. Включать и выключать свет.
14. Отлеплять и прилеплять наклейки.
15. Перелистывать страницы книги.
16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули
ластиком.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных
дел дети оказываются очень упорными.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по
развитию пальцевой моторики регулярной.
Желаем успехов!
Ближе к Новому году я провела следующий Семинар-практикум для
родителей:«Новогодние ёлочки из солённого теста».
Цель
мероприятия: Развивать
мелкую
моторику
пальцев;
Развивать
познавательный процесс; Расширять словарный запас;
Задачи:
1. Познакомить родителей со способом изготовления теста для лепки;
2.
Формировать
у
родителей
практические
умения
и
навыки
изготовления
теста
для
лепки
с
целью
применения
этих
знаний
дома
с
детьми;
3. Применить нетрадиционные техники работы с семьей;
4. Создать атмосферу доброжелательного настроя и взаимопонимания.
5. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Лепка из соленого теста – очень занимательное занятие. Им вполне
могут увлечься не только дети, но и взрослые. Лепка для детей способствует
всестороннему развитию личности:
•расширяет кругозор;
•развивает художественный вкус, пространственное и комбинированное
мышление (работать с формой; сочетать цвета; раскрашивать готовые детали;
создавать композиции; комбинировать фигуры и их части);
•развивает
мелкую
моторику
пальцев
(разминать,
раскатывать,
разрезать, скручивать материал; скатывать фигуры, составлять композиции;
лепить объемные фигуры из целого куска путем вытягивания);
•расширяет словарный запас;
•развивает умение взаимодействовать;
•развивает познавательные процессы;
• влияет на психическое и физическое развитие.
Все материалы для изготовления теста найдутся дома, на кухне. Я
поделюсь рецептом, который использую сама.
1 рецепт «Традиционный»
Смешать 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые
ложки растительного масла и хорошо вымесить до получения пластичной
однородной массы.
2 рецепт «Классический»
Смешать 150 г муки, 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (сухого,
добавить 100 мл воды и вымешать до получения крутого теста.
3 рецепт «Нежный»
Служит для лепки тонких декоративных изделий. Взять 200 г соли, 200
г муки, 1 столовую ложку обойного клея и 125 мл воды, все эти компоненты
соединить,
вымесить до
консистенции
пластилина
и
поместить
в
холодильник на 1 час.
Э
то
наши
будущие елочные
украшения!
Дети
и
родители
были
очень
довольны результатом своей работы.
Наш первый подвиг
В этом году в нашем детском саду в
7-й раз состоялась ежегодная
военно-патриотическая игра «Дошкольная зарница». Стала доброй традицией
в мае вспоминать подвиг наших дедов и прадедов, победивших фашизм.
Военно-патриотическая
игра
«Дошкольная
зарница»
-
это
интересное
и
увлекательное
мероприятие
для
детей
и
взрослых,
которое
никого
из
присутствующих не оставляет равнодушным.
В игре 2019 года приняли
участие : 198 детей, 46 сотрудников и 194 родителя. Игра в «Дошкольную
зарницу» мы воспитываем чувство патриотизма, гордости и любви к своей
Родине, укрепляет тесную связь детей, родителей и педагогов.
Вторая
младшая группа « Улыбка» в этом году приняли участие
впервые.
Наш
отряд
носил
звание
«Специального
назначения».
Дети
научились правильно маршировать , как настоящие солдаты. Воспитанники с
большим
желанием
выучили
песню
«Гимн
России»
и
«
Катюша».
Командиром
отряда
был
назначен
самый
смелый
и
ответственный
воспитанник – Шулик Матвей. Матвей сдал рапорт товарищу командующему,
и к выполнению боевого задания , вместе со своим отрядом, был готов. После
этого
нам
было
разрешено
отправиться
на
спортивно-соревновательный
этап, где и проводились игры с родителями и детьми. После прохождения
всех соревнований , детей накормили солдатской кашей. Этого момента , с
нетерпением, ждали дети.
Активное участие по изготовлению костюмов приняли семья Поповой
Ани
и
Советовой
Вероники
.Родители
второй
группы
очень
благодарны
родителям этих воспитанников.
Список использованной литературы
1.Аксенова
М.
Развитие
тонких
движений
пальцев
рук
у
детей
с
нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 2018.
2.Бардышева
Т.
Ю.
Здравствуй,
пальчик.
Пальчиковые
игры.
–
М.:
«Карапуз», 2016.
3 .Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях по
рисованию. / Дошкольное воспитание. 2015
4.
Савина
Л.П.
Пальчиковая
гимнастика
для
развития
речи
дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с.
5.
Свeтлoвa
И.E.
Рaзвивaeм
мeлкую
мoтoрику
и
кooрдинaцию
движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с.
6. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 144 с
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.:
Академический проект, 2010. - 474 с.