Автор: Блинова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 102
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: доклад на педагогический совет "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"
Тема: "Развитие речи у младших дошкольников в повседневной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка. Связная речь
включает в себя достижения ребенка в овладении родным языком. Это его звуковая
сторона, словарный состав, грамматический строй, формирование разговорной,
диалогической речи. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в
свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить новую
информацию, передать накопленные знания и впечатления об окружающем. Связная
речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого
и умственного развития
Для обогащения и совершенствования речи детей необходима благоприятная речевая
среда. В первую очередь это наша речь, речь педагогов, из которой дети заимствуют
соответствующие культурные речевые образцы. Педагог должен воспитывать своей
речью. Как говорил К.Д. Ушинский: «Слово воспитателя, не согретое теплотой его
убеждения, не будет иметь никакой силы». Большую часть времени дети находятся в
детском саду, поэтому мы знаем, что наша речь служит для детей образцом. А так же
большую роль отводим обогащению предметно - развивающей среде. Постоянно
пополняем ее новыми игрушками, дидактическими играми, дидактическими пособиями.
Ведь только в практической деятельности, с наглядной ситуацией, с игрой возникают
мотивы, побуждающие ребенка говорить.
В групповой комнате имеется книжный центр. Художественная литература подобрана по
возрасту детей. Соблюдаем принцип сменяемости. Дети любят рассматривать красивые
иллюстрации и проговаривать небольшое содержание знакомых текстов. Каждый день
читаем детям. Повторы, песенки, которые встречаются в сказках, дети проговаривают с
нами, воспитателями. У нас есть большие картинки к сказкам «Репка», «Колобок»,
«Теремок», «Волк и семеро козлят», по ним дети пытаются передавать текст, выкладывая
их на ковре, чтобы было видно другим. После чтения произведения беседуем с детьми по
содержанию, задаем вопросы: О ком говорится в сказке? Какой он был? Куда они пошли?
Кто им встретился? Кто помог? Кто вам понравился? Почему? Например, почему все звери
спрятались под грибом? Дети с более развитой речевой активностью уже могут ответить
на этот вопрос, а другие просто послушать и запомнить. Учим стихи, хотя бы два
стихотворения по каждому времени года, учим видеть красоту природы через
художественное слово, развиваем интерес к поэзии.
Большие возможности для развития связной речи детей предоставляет повседневная
жизнь. Поэтому мы ставим перед собой цель, чтобы каждый ребенок легко и свободно
вступал в общение со взрослыми и детьми, выражал свои просьбы словами, понятно
отвечал на вопросы взрослых, чтобы у него возникала потребность делиться своими
впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл. Учим детей пользоваться
простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться), задавать вопросы по
поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?). Трудность здесь в
том, что одни дети все усваивают быстро и легко, а у большинства детей проблемы в
развитии речи и поэтому до положительного результата длительный процесс, который
следует продолжать в других возрастных группах.
Дети любят играть в сюжетно-ролевую игру «Дом», они, конечно, играют пока рядом, но
если к ним присоединиться, поспособствовать развитию сюжета, задавая вопросы: а что
ты готовишь? Вы кого-то ждете? А как будешь расставлять посуду на столе? Куда ты идешь
гулять со своей дочкой? Какая погода на улице? Ты тепло одела своего ребенка? И другие.
То дети охотно вступают в диалог, выполняют действия, проговаривая их. В играх
«Больница», «Солон красоты», «Магазин игрушек» речь детей пока пассивна. Они
выполняют ряд игровых действий, но больше молчат, поэтому, когда мы берем роль на
себя, то даем детям речевой образец, например: здравствуйте, а у вас есть в продаже
маленькая сумочка? Да, вот эта с цветочком? Я хочу ее купить, спасибо большое. В тоже
время, описывая сумочку в двух предложениях, мы подводим ребенка к составлению
описательного рассказа.
Большую роль на развитие связной речи оказывает театрализованная деятельность. В
театрализованном центре имеются разные виды театров. Часто показываем их детям в
свободные отрезки времени, а также вечером. Многократные показы вызывают у детей
желание самим показывать, даже если сразу получается не совсем удачно, но мы учимся
и желание не пропадает, потому что материал красочный, речь воспитателя при этом
достаточно эмоциональная и четкая. Недостаток считаю в том, что мало уделяем играм –
драматизациям, ведь в них идет диалог, что хорошо способствует развитию связной речи,
пока брали русские народные сказки «Курочка – Ряба», «Репка» и редко.
Работу с детьми проводим и фронтально со всей группой, и с подгруппой и
индивидуально. Большое внимание уделяем индивидуальной работе. Для этого
используем игры, дидактические пособия, сделанные своими руками: «Наблюдаем и
играем», «Собери картинку и расскажи про нее», «Что такое хорошо?», «Что здесь
лишнее?», «Найди отличие», «Кто где спрятался?», «Расскажи по картинке», «Кто это, где
живет, чем питается?» и другие. Много имеется дидактического фабричного материала:
. Дидактический материал по развитию речи №1, №2, №3 в них содержатся картинки для
тематических бесед, например: «Семья», «Зимние развлечения», «Разные дома», «На
прогулке». .
Развитие речи в детском саду – раздаточный материал по составлению предложений,
например ребенок берет картинку и говорит: «У меня маленький желтенький цыпленок».
. Грамматика в картинках: множественное число, антонимы и прилагательные,
многозначные слова (три пособия)
. Альбом дошкольника «Звуки в игровых упражнениях», в них тоже есть игры на развитие
связной речи.
. Дидактическое пособие «От слов к фразе».
. Пособие «В деревне» с сюжетными картинками».
. Беседы по картинкам «Уроки доброты».
. Наглядно – дидактическое пособие «Правильно или неправильно» (сюжетные картинки).
Большую роль в развитии связной речи оказывают коммуникативно-речевые навыки в
основном связанные с общей культурой поведения: приветствие, прощание, просьба,
обращение и т. д. Данные навыки формируются в реальных и специальных ситуациях.
Реальные ситуации отрабатываются в реальной жизни. На них мы обращаем внимание,
напоминаем, поощряем, контролируем их выполнение, используем свой пример, почему
нельзя бегать в групповой комнате, как нужно правильно ставить стульчики за столы,
почему нельзя есть снег и т. д. Такие ситуации в работе с детьми происходят ежедневно.
Специальные ситуации являются обучающимися, они направлены на разрешение
конфликтов, на установления контактов между детьми. Это рассказы воспитателя, где на
примере игрушек ведется диалог. Пришла новая кукла Таня, она вежлива в обращении:
«Здравствуйте, как тебя зовут, меня зовут…., давай дружить, давай поиграем, давай
посмотрим книжку и т. д.». А потом продолжить диалог: «Если к нам в группу придут
новенькие?» Следует отметить, что этот прием нами используется редко, необходимо его
использовать в работе с детьми.
Следует также отметить недостаток использования художественного слова в режимных
моментах, хотя имеется неплохая картотека. Чаще использовать такой прием как
рассказы воспитателя о детях, о каких – то интересных наблюдениях, о предстоящих
событиях.
Работу с родителями мы, конечно, проводим. Это консультации, личные беседы,
изготовление стенных газет, папок передвижек, папок ширм, родители помогают в
изготовлении пособий, игр, помогают в обогащении развивающей среды, они с
пониманием относятся к нашим просьбам, хотят, чтобы дети комфортно чувствовали себя
в детском саду, но есть некоторые родители, которые ссылаются на свою занятость,
нехватку времени. Думаю, что надо поддерживать с родителями обратную связь. Это
совместные работы с детьми, например, «Как я провел лето?», «Мои праздники»;
проведение собраний, круглых столов, развлечений и досугов совместных с детьми.