Автор: Киселева Наталья Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ №2 р.п.Новоспасское
Населённый пункт: р.п.Новоспасское,Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Уравнение касательной
Раздел: полное образование
Конспект урока.
Организационная информация
Тема урока
«Касательная. Уравнение касательной»
Предмет
Алгебра и начала анализа
Класс
11
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Киселева Н.Г.. учитель математики
Образовательное учреждение
МОУ СШ №1 р.п.Новоспасское
Методическая информация
Тип урока (мероприятия, занятия)
закрепление нового материала
Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные,
развивающие,
воспитательные)
Уточнить понятие «касательной».
Записать уравнение касательной.
повторить алгоритм «составления
уравнения касательной к графику функции
у = f (x)».
отрабатывать умения и навыки в
составлении уравнения касательной в
различных математических ситуациях.
Задачи урока (мероприятия, занятия)
Отработать умения и навыки по
применению производной;
Расширять кругозор; развивать
математическую речь, внимание, скорость,
память, логическое мышление.
Развивать умения анализировать, обобщать,
показывать, использовать элементы
исследования.
И с п о л ь зу е м ы е
п е д а г о г и ч е с к и е
технологии, методы и приемы
Те х н о л о г и я
р а з в и в а ю щ е го
о б у ч е н и я ,
проблемный метод, контроля и взаимоконтроля,
мозговой штурм.
Время реализации урока (мероприятия,
занятия)
40 минут, школьный урок
Знания,
умения,
навыки
и
качества,
которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики
в
ходе
урока
(мероприятия,
занятия)
«Уточняют» понятие касательной, повторяют
уравнение касательной, алгоритм написания
уравнения касательной, отрабатывают умения
и навыки в составлении уравнения касательной
в различных математических ситуациях, учатся
решать задания ЕГЭ В-7.
Список учебной и дополнительной литературы
С. М. Никольский и др. «Алгебра и начала анализа». «МАТЕМАТИКА Всё для ЕГЭ 2019»
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
1.Мотивация учащихся
2.Постановка цели и задачи
перед детьми на уроке
Тема сегодняшнего урока: «Уравнение касательной к
графику функции». Откройте тетради, запишите число и
тему урока.
Чтобы настроиться на урок повторим ранее изученный
материал.
3. Повторение
изученного материала
Цель: проверить знание основных правил
дифференцирования
К-1 Найти производную функции:
1.
у =2х
10
2.
у=4
√ х
3.
у=7х+4
4.
у = tg x +
5
х
5.
у = х
3
sin х
К-2 Написать уравнение касательной.Алгоритм его
нахождения. Пример
1-2 ряд
делает ЕГЭ(база) В-7(первых 5 заданий)
3ряд
Расшифруйте слово
С f(x) = √(3-2х)
f '(1) = ?
Я f(x) = 5 / ³√ (3х+2)
f '(-1/3) = ?
Ю f(x) = 12 / √ (3х ²+1)
f '(1) = ?
Ф f(x) = 4√ (3-2х²)
f '(-1) = ?
К f(x) = 2 ctg 2x
f '(-π/4) = ?
И f(x) = 4/(2-cos 3x)
f '(- π/6) = ?
Л f(x) = tg x
f '( π /6 ) = ?
1
4/3
9
-4
-1
-3
5
Ответ: ФЛЮКСИЯ
4. Актуализация
Цель: Активизировать внимание, показать
недостаточность знаний о касательной. Давайте обсудим,
что такое касательная к графику функции?
5.Проверка заданий и их корректировка
6. Историческая справка
Какова история происхождения этого названия.
Понятие производная возникло в связи с необходимостью
решения ряда задач физики, механики и математики. Честь
открытия основных законов
математического анализа
принадлежит английскому ученому
Ньютону и немецкому математику
Лейбницу. Лейбниц рассматривал
задачу о проведении касательной к
произвольной кривой.
Знаменитый физик Исаак Ньютон,
родившейся в английской деревушке
Вульстроп, внес немалый вклад и в
математику. Решая задачи на проведение касательных к
кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он
создал общий метод решения таких задач – метод
флюксий (производных), а саму производную называл
флюентой.
Он вычислил производную и интеграл
степенной функции. О
дифференциальном и интегральном
исчислениях он пишет в своей работе
«Метод флюксий» (1665 – 1666гг.),
послужившей одним из начал
математического анализа,
дифференциального и интегрального
исчисления, которое ученый
разработал независимо от Лейбница.
Многие ученые в разные годы
интересовались касательной. Эпизодически понятие
касательной встречалось в работах итальянского
математика Н.Тартальи (ок. 1500 – 1557гг.) – здесь
касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле
наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая
данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал
касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме
параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса.
В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно
развилась кинематическая концепция производной.
Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта.
7. Закрепление. Задания ЕГЭ
1) Прямая у=16х-38является касательной к графику
2019 года В-7
функции f(x) = х - 3х + 7х -11 .Найдите абсциссу точки
касания
Решение: Составим уравнение касательной (по алгоритму).
Вызвать ученика.
1.
к=16;
2.
f(3) =10
3.
f '(x) =3х- 6х – 9
4.
f '(x) =0, 3х- 6х – 9=0, прих=3 и х=-1
5.
выясняем при каком х , кх+в= f(x).
Ответ:х=3
8.Домашнее задание.п5.2 №5.21-5.25(б)/5.34(а) 5.35,5.36(а)
Подготовка к ЕГЭ В-7
9. Подведение итогов.
Что называется касательной к графику функции
в точке?
В чём заключается геометрический смысл
производной?
Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения
касательной в точке?