Напоминание

"Гиперактивное поведение"


Автор: Коротких Наталья Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №22
Населённый пункт: г. Каменск-Уральский Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Гиперактивное поведение"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коротких Наталья Михайловна

Психологические особенности детей, демонстрирующих гиперактивное

поведение (СДВГ). Работа психолога по коррекции данной формы

девиантного поведения.

Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от

греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный,

деятельный».

Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-

психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного

ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему

прозвище - Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.

В 1987 г. при пересмотре «Диагностического и статистического

руководства по психическим заболеваниям» американскими специалистами,

было введено название болезни «синдром дефицита внимания с

гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы (критерии). По мнению

ученых, это название наиболее точно отражает сущность явления

гиперактивности.

Современные исследования говорят о том, что синдром гиперактивности может

возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный

мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму),

плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года

отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо

заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры,

требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно

хаотический характер. Но большинство исследователей гиперактивного

поведения склонны думать, что признаки расстройства наиболее выражены в

возрасте от 5 до 10 лет, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном

возрасте. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период

подготовки к школе и начало обучения. Это обусловлено динамикой развития

высшей нервной деятельности. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер, происходит

1

смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для

становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с

замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых

структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву

компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития

дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными

трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей

должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим

ребенка врачом.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд, условно разделив

признаки гиперактивности на три основных блока, в которых сгруппированы

критерии гиперактивного поведения.

Блок 1. Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Блок 2. Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле,

бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Блок 3. Импульсивность

1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

2

3. Плохо сосредоточивает внимание.

5. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и

вознаграждением есть пауза).

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные

результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних

уроках он успешен, на других - нет).

П. Бейкер и М. Алворд говорят о том, что если в возрасте до 7 лет проявляются

хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок

гиперактивен.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются:

чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного

спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая

ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта

поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных

ситуациях (на занятиях, транспорте, поликлинике, музее и др.).

Сегодня термины «гиперактивность» и «дефицит внимания» так широко

употребляются, что их начинают применять чуть ли не к каждому второму

непоседливому ребенку. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через

край, отчего нередко он становится непослушным - это не значит, что он

гиперактивен. Как правило, гиперактивность не диагностируется у детей

младше 5-6 лет, поскольку быть активным (и даже очень активным) и

непоседливым в этом дошкольном возрасте - абсолютно нормально. По

статистике, синдром нарушения внимания с гиперактивностью ярче всего

проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет (в этом возрасте учеба и работа

по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности,

целеустремленности и сосредоточенности). Большей частью

гиперактивность встречается у светловолосых и голубоглазых детей и более

чем в 5 раз чаще у мальчиков, чем у девочек.

3

Работа психолога по коррекции данной формы девиантного поведения.

В работе с детьми с синдромом СДВГ важна своевременная диагностика

проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к., по мнению многих

психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте

более эффективна. При подготовке коррекционных программ необходимо

учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений,

причины развития гиперактивного поведения и т.п.

Обследование ребенка с

нарушениями внимания и гиперактивностью требует, как правило,

использования различных диагностических процедур. Коррекционная работа

нуждается в постоянном участии психолога, ведущего работу с этими детьми в

самых различных направлениях. Высоко эффективным методом можно считать

шкалу исследования интеллекта Д.Векслера (адаптированную в некоторых

странах, например в Чехословакии, и известную как Пражский детский тест),

использующуюся в нашей стране в адаптации А.Ю. Панасюка.

Для диагностики эмоционального развития могут быть использованы

различные методики, выявляющие уровень тревожности ребенка (Тест детской

тревожности, Тест руки), а также процедуры, направленные на исследование

уровня притязаний. Однако исследование особенностей развития личности

ребенка следует проводить по завершении первого этапа психологического

обследования, направленного на выявление уровня развития способностей в

интеллектуальной и познавательной сферах Существенной является также

диагностика видеомоторной координации, которая может быть осуществлена с

использованием рисуночных техник (рисунок человека, «дом, дерево, человек»,

«несуществующее животное»). Диагностика синдрома дефицита внимания с

гиперактивностью должна базироваться на сборе анамнеза путем опроса

родителей, а также на данных анкетирования учителей. Анкета

предусматривает оценку каждым родителем своего ребенка по серии

стандартных вопросов, которые относятся к характеристике нарушений

внимания, импульсивности и гиперактивности.

4

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание

причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и

патогенез синдрома дефицита внимания выяснены недостаточно. Но

большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих

факторов, в числе которых называются органические поражения мозга

(черепно-мозговая травма, нейроинфекция), перинатальная патология

(осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного),

генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром

дефицита внимания может носить семейный характер), особенности

нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем

центральной нервной системы), пищевые факторы (высокое содержание

углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания), социальные

факторы (последовательность и систематичность воспитательных

воздействий).

В оказании психолого-педагогической помощи гиперактивным детям

решающее значение имеет работа с их родителями, воспитателями, учителями.

В работе с гиперактивными детьми можно выделить следующие направления:

психолого-педагогическая

диагностика

гиперактивности,

социально-

педагогическая

деятельность

по

компенсации

гиперактивности

детей

в

образовательном

учреждении

(занятия,

направленные

на

коррекцию

двигательной

активности,

специально

подобранные

игры),

системная

консультативная

помощь

родителям

по

работе

с

гиперактивными

детьми

(программа модификации поведения), мероприятия обучающего значения для

педагогов по работе с гиперактивными детьми.

Работа с родителями

1. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее

часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В

оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе

и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов.

5

Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто

постороннее его не отвлекало.

2. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для

этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте

одновременно гибкость и упорство.

3. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под

постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте

и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Полезные гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями

перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно,

наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и

размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие

ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и

ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально. И здесь

совершенно незаменима самая важная для детей деятельность - игра, поскольку

она близка и понятна ребенку Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в

глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.

Каким должно быть содержание этих игр? Прежде всего, это игры,

непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений,

рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить. Например, можно

использовать игру «Расскажи стихи руками», когда мама и ребенок по очереди и

вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики

показать содержание стихотворения. Или игры на согласованность совместных

движений типа «Пилка дров», «Насос», «Кузница». Можно использовать

игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным

содержанием которых является изображение различных предметов и действий с

ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый

чемодан). Эти упражнения не только обогатят ребенка разнообразными

6

эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию

воображения. Очень полезно также совместное сочинение сказок, стихов.

Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения

внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие

данных функций, например «Лабиринт», «Что изменилось?», «Чем похожи, чем

непохожи», «Найди «лишнее» и др. Для упорядочения реакции при восприятии

инструкций и развития умений удерживать цель подойдут игры типа «Успевай-

ка».

Гиперактивность - это проблема не только ребенка, но и взрослых, прежде

всего, матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Существует

множество методик, которые могут принести пользу, как матери, так и ребенку.

Остановимся на некоторых из них:

Визуализация - создает условия для восстановления умственного и

физического равновесия;

Медитация - снижает активность симпатической системы, способствует

снижению тревожности и расслаблению. При этом замедляются сердечный

ритм и дыхание, снижается потребность в кислороде, меняется картина

мозгового напряжения, реакция на стрессовую ситуацию уравновешивается;

Аутогенная тренировка - способствует снижению двигательной

расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшают координацию в

пространстве, двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания;

М.М. Чистякова отмечает, что для таких детей полезны занятия

психогимнастикой. Замечено, что изобразительная деятельность и музыка - это

вспомогательные средства общения, благодаря которым облегчается

возможность продуктивного контакта с гиперактивным ребенком.

Родителям гиперактивных детей следует дать общие рекомендации, которые

могут оказаться полезными в каждой такой семье:

7

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку.

Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи.

Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени,

чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную

стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации

внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи,

выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому

распорядку.

8. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных

магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее

действие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте

шумных, беспокойных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению

самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна

ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки,

бег, спортивные занятия.

12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания

гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным

контролем с помощью перечисленных мер.

Работа психолога и педагога должна быть направлена на активное

взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как

взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

8

В работе с родителями можно предложить тренинг родительской

компетентности (ТРК), позволяющий родителям приобрести следующие

необходимые им навыки:

· Преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения

ребенка;

· Адаптация к эмоциональным трудностям, вызванным воспитанием ребенка

с гиперактивностью;

· Контроль над ситуацией, исключающий экспансию существующих

проблем;

· Защита других членов семьи от воздействия неблагоприятных факторов.

При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание,

которое должно быть немедленным и неизбежным. Это может быть просто

словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение

«привилегий». Родителям рекомендуется написать список того, чего они

ожидают от ребёнка в плане поведения. Этот список в доступной манере

объясняется ребёнку. После этого всё написанное неукоснительно соблюдается,

и ребёнок поощряется за успех в его выполнении. От физического наказания

необходимо воздерживаться.

Работа с педагогами

В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо

и участие педагогов – воспитателей, учителей. И здесь роль психолога

неоценима. Выполнение ряда его рекомендаций позволяет нормализовать

взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком и его родителями, помогает

ребенку достигать более высоких результатов на занятиях. Прежде

всего психолог предоставляет учителю, воспитателю подробные сведения

о природе гиперактивности, о характере поведения детей с гиперактивностью

в детском саду, школе. Подчеркивает, что работа с такими детьми должна

строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их

9

отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по

возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее

поведение ребенка. Нужно помнить, что гиперактивный ребенок может

удерживать работоспособность 10-15 минут.

«Правила работы с гиперактивными детьми»:

- работать с ребёнком в начале дня, а не вечером;

- уменьшить рабочую нагрузку ребёнка;

- делить работу на более короткие, но более частые периоды;

- использовать физкультминутки;

- быть драматичным, экспрессивным педагогом;

- снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать

чувство успеха;

- посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым;

- использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения,

поглаживания);

- договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее;

- давать короткие, чёткие и конкретные инструкции;

- использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

- поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее;

- предоставить ребёнку возможность выбора;

- оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Немало проблем возникает у педагогов с появлением гиперактивного ребенка в

детском саду. Здесь, многое зависит от поведения взрослых, стратегии и

тактики, выработанной воспитателями.

Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными

предложениями. Например, ребенок начинает рвать обои (довольно

распространенное проявление). Безусловно, следует остановить его и дать

вместо этого какой-то ненужный листочек бумаги: "Попробуй порвать вот это, а

когда перестанешь, собери все клочки в пакетик...". Или начинает бросаться

10

игрушками, а воспитательница в ответ: "У нас в группе кидаться игрушками

нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик".

Многие дети с СДВГ с трудом выдерживают тихий час в детском саду. Но

если попытаться побыть с ними рядом, не просто рядом: "Ты спи, а я

проконтролирую", а сесть, погладить, приговаривая ласковые, добрые слова, то

мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка будут

снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня. И потом будет

вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся.

Эмоциональный и тактильный контакт сделают свое благое дело.

Помните только, что такой малыш чувствует себя менее защищенным, чем

обычный, и нуждается в специальном игровом пространстве. Оно, во-первых,

должно быть максимально безопасным (исключить острые углы, неустойчивые

предметы, закрыть электрические розетки и т. д.), во-вторых, вызывать

ощущение комфорта, в-третьих, иметь специальный "уголок уединения". Мы

уже говорили, что гиперактивный ребенок, хоть и производит впечатление

вечного двигателя, на самом деле очень устает. И излишнее эмоциональное

напряжение у него может вызвать еще больший всплеск перевозбуждения.

Поэтому когда видите, что ребенок устал, обязательно - в "уголок уединения".

Посидите вдвоем, погладьте его, поговорите негромко. Кроме того, для игр

необходим специальный набор мебели и игрушек, например, шкафы с

открытыми и закрытыми полками, наборы кукольной мебели и посуды,

контейнер с песком, емкость с водой и др.

Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой,

глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение. А

вообще, как считают психологи, работа здесь должна строиться по нескольким

направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность,

тренировать внимание и следовать за интересами ребенка, то есть

пытаться проникнуть в его мир и вместе его анализировать. Например, если

ребенок рассматривает что-то на улице, взрослому обязательно надо проследить

за взглядом и найти этот предмет, затем постараться удержать внимание

11

малыша на нем, расспросить, что заинтересовало, и попросить подробно

описать детали предмета, вместе как-то их прокомментировать.

Коррекционная работа с детьми с СДВГ обязательно должно включать

физическую реабилитацию. Систематические занятия гимнастикой

способствуют тому, что ребенок становится более спокойным. У него

вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются

поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная

система. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на

весь организм, что также чрезвычайно важно. Конечно, не всякие занятия

физкультурой полезны таким детям.

Во-первых, они должны проводиться под контролем врача.

Во-вторых, необходимо иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя

участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные

игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.

В-третьих, прежде чем приступить к занятиям, ребенок должен пройти

медицинский осмотр, чтобы знать, не будет ли дополнительная нагрузка вредна

для других органов и систем.

В-четвертых, стоит помнить, что это все-таки лечебная физкультура и она

имеет конкретную направленность. Очень неплохо сочетать ее с плаванием или

занятиями индивидуальными видами спорта (если самому ребенку они

интересны)

Занимаясь с дошкольниками, следует помнить: упражнение нужно

заканчивать раньше, чем ребенок потеряет к нему интерес или скажет, что

устал. Нельзя заставлять его выполнять, надо поискать возможности

заинтересовать, показать, например, как это делают животные, рассказать

забавный случай и т. д. Любой успех поощрять и ни в коем случае не

высмеивать, не наказывать за неуклюжесть или неумение. Не использовать во

время занятий мячи и игрушки теплых цветов (красный, оранжевый) - они

повышают активность нервной системы.

Некоторые особенности лечебной физкультуры для дошкольников

12

Занятия должны быть направлены на совершенствование зрительно-моторной и

слухо-моторной координации, способностей ребенка ориентироваться в

пространстве, тренировать свойства памяти и внимания с помощью сложных

координационных упражнений.

В физкультурный комплекс также необходимо включать как упражнения на

развитие силовых способностей, так и аэробные: равномерный бег, плавание,

пешеходные прогулки, задания на точность, оригинальность, смекалку,

развивающие чувство времени и способность контролировать свои действия во

времени. Особое внимание следует уделять упражнениям, развивающим

межполушарные взаимосвязи (одновременные движения правой и левой частью

тела и т. п.).

Любое усилие, любое достижение - самое минимальное - обязательно

должно быть замечено, отмечено, поощрено. Учитывая, что у детей с

синдромом СДВГ заниженная реакция на шум и зрительный образ, говорить с

ними нужно ясно, лаконично, почаще прикасаться, поглаживать и т. д.

Специальные занятия психолога по коррекции СДВГ.

В работе с гиперактивными детьми надо использовать три основных

направления: во-первых, по развитию дефицитарных функций (внимания,

контроля поведения, двигательного контроля); во-вторых, по отработке

конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; в-третьих,

при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Игротерапия Играть с гиперактивным ребенком нужно много: дома, в детском

саду, но лучше всего начать со специальных занятий в кабинете психолога, где

бы родители вместе с ребенком научились это делать правильно

Ю.С. Шевченко - доктор медицинских наук, предлагает три группы

развивающих игр для детей с синдромом гиперактивности. Эти игры могут

чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных

занятий, можно играть в них и в свободное время .

1.Подвижные игры на развитие внимания "Гонка за лидером", «Запомни ритм».

13

Игры на распределение внимания. « Мяч в круге", «Волейбол без мяча».

2.Тренировка усидчивости Море волнуется" и другие игры типа "Замри -

отомри", «Скамья запасных»

3.Тренировка выдержки ~ контроль импульсивности «Съедобное -

несъедобное", "Черное с белым не носить", "да" и "нет" не говорить и подобные

игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.

Арттерапия

Музыкотерапия

Дыхательные упражнения.

Аутогенная тренировка

Этот самостоятельный метод психотерапии пользуется известной

популярностью уже не одно десятилетие. И не случайно. Не имея побочных

последствий, он позволяет восстановить некоторые функции центральной и

периферической нервной системы, стабилизирует резервные возможности коры

головного мозга, восстанавливает проходимость сосудов, снимает мышечное и

эмоциональное напряжение. Последнее особенно важно для гиперактивных

детей, которые часто бывают напряжены и внутренне замкнуты.

Что же такое аутогенная тренировка? Это метод, с помощью которого человек

сознательно управляет физическими и психическими функциями организма.

Основан на максимальном мышечном расслаблении, сочетающимся с

самовнушением. Существует несколько моделей аутогенной тренировки.

Приведем два: для детей 4-9 лет, разработанный Шульцем, основателем метода,

и для детей 8-12 лет, предложенный А. В. Алексеевым.

Анализируя литературные источники можно говорить о том, что

исследователями уделяется много внимания проблемам коррекции

гиперактивности. Они предлагают различные методы и методики в зависимости

от причины, степени и стадии гиперактивности.

В подборе упражнений и игр учитываются все факторы, выявленные при

диагностике. В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен

14

участвовать психолог, педагог и гиперактивный ребенок и его родители сразу,

ибо только комплексное лечение способно избавить ребенка и его семью от

этого недуга

Как писал В. Оклендер: "Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и

они

начинают

чувствовать,

что

их

воспринимают

всерьез,

они

способны

каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности".

15



В раздел образования