Автор: Ашарчук Елена Федоровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда.
Раздел: дошкольное образование
Использование театрализованной деятельности
в работе учителя-логопеда.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих
нарушения речи. Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость
внимания,
нарушение
эмоционально-волевой
сферы,
недостаточная
познавательная
активность,
трудности
в
целенаправленном
заучивании
и
припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей
с ОНР.
Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается
одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Диалогическая речь
выступает
как
основная
форма
речевого
общения,
в
недрах
которой
з а р ож д а е т с я
с вя з н а я
р еч ь .
И м е н н о
в
д и а л о ге
д е т и
у ч а т с я
самоорганизации, самодеятельности,
самоконтролю.
Процесс
развития
диалогической речи ребенка дошкольного возраста с ОНР – процесс сложный
и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность
всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону
речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Д л я
о р г а н и з а ц и и театральной деятельности
с
детьми
необходимо научить их
общаться
в
коллективе.
Развитие
первоначальных
навыков игрового поведения можно начинать с использования упражнений,
развивающих
коммуникативные
навыки,
которые
сближают
детский
коллектив,
помогают
наладить
контакт
со
сверстниками
и
взрослыми
и
настраивают на непринужденное общение.
Использование театральной деятельности в коррекционной работе
помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему
развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового,
усвоению
новой
информации
и
новых
способов
действия,
развития
ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта,
эмоций при проигрывании ролей.
Элементы театра используются на всех видах логопедических занятий, и
в
х о д е
р е ж и м н ы х
м о м е н т о в .
Гл а в н о й
ц е л ь ю использования
театрализованной
деятельности на
логопедических
занятиях
является
создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и
развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее
эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с
детьми,
имеющими
сложные
речевые
нарушения.
Ведь
у
таких
детей наблюдается
повышенная
двигательная
активность,
отвлекаемость,
неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Наши дети
не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют
четко излагать свои мысли и пересказывать.
Между родителями и детьми преобладает обиходно — бытовая лексика.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает
речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и
красочности речь бледнеет и тускнеет. В то время как, сказка дает
прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно
овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с
детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями.
Игра драматизация- это своеобразный и самостоятельно существующий
вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой
деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. Такая
игра
труднее
для
детей,
чем
подражание
тому,
что
они
видят
в
жизни.
Участие
в
инсценировке
представляет
участникам
широкий
простор
для
проявления
инициативы,
творческих
способностей.
Ребёнку
надо
представить
себя
на
месте
изображаемого
персонажа,
проникнуться
его
чувствами. На занятии пригодятся любые куклы, персонажи, игрушки.
Удобно использовать простые игрушки для пальчикового театра: во-
первых, они не занимают много места на столе, во вторых, с помощью них
можно многократно повторять слоги и слова и это не будет утомительно.
Использование
театрализованной
деятельности
в
коррекции
речи
детей
способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и
делает этот процесс ярким и незабываемым.
Театрализованная деятельность - это в первую очередь импровизация,
оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими
видами
деятельности
-
пением,
движением
под
музыку,
слушанием,
необходимость систематизировать ее в едином процессе.
Цель коррекционной работы логопеда - скорректировать речь детей-
логопатов через использование театрализованных игр.
• Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим
миром через образы, краски, звуки.
• Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
• Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
• Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять
своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
•
В
п р о ц е с с е работы над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний
активизируется
самоконтроль
за
собственной
речью,
совершенствуется
звуковая
культура
речи. Исполняемая
роль,
особенно
диалог
с
другим
персонажем,
ставит
маленького
актера
перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Конечно же, использование театрализованных игр проходит поэтапно,
особенно с детьми первого года обучения. Работа организуется от простого
к
сложному.
На
первом
этапе используются
игровые
упражнения,
направленные
на выработку мимики
и
пантомимики.
Благодаря
им
движения
приобретают
большую
уверенность.
Дети
начинают
легче
переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения
лица, жестов и движений другого человека. На втором этапе вводятся игры и
упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной
артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации. На третьем этапе
переходят
к
драматизации
стихов,
прибауток,
потешек.
Дети
заранее
заучивают
тексты,
затем
разыгрывают
их, используя настольный
или
пальчиковый театр.
Четвертый
этап
–
переход
к
более
сложному
виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются
разные
маски
или
элементы
костюмов
и
виды
театров:
настольный,
пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.
Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения
детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы
детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык
сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные
формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу,
развивает
у
него
коммуникативные
навыки,
чувство
языка,
творческие
способности.
Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим
миром
через
образы,
краски,
звуки. Работая
над
персонажем,
ребёнок
подражает
его
мимике,
жестам,
голосу.
Активизируется
словарь
дошкольника,
звуковая
культура
речи.
В
проце сс е работы над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний
активизируется самоконтроль над собственной речью, дети становятся менее
замкнутыми. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в
п р о ц е с с е
н е п р о и з в о л ь н о г о ,
н е о с о з н а в а е м о г о
обучения. Использование «т е ат р а л ь н о - и г р ов о й
д е я т е л ь н о с т и
в
логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное
отношение
ребёнка
к
своему
речевому
дефекту,
но
и
сделать
его
более
инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. А самое главное – в
очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и
дифференциация звуков, закрепление их в речи. Речь ребёнка становится
связной,
грамотной,
лексически
обогащённой.
У
ребёнка
появляется
своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении с другими
детьми.
Применяя театрализованную деятельность логопедические занятия стали
для детей не обузой, а ещё одним шансом поиграть, вернуться в сказку.
Список используемой литературы
1.
Власенко, О.П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных
классах / В.В. Власенко. – М.: Учитель, 2007 – 112с
2.
Елагина, О.В. Креативные занятия – развлечения для детей 3-5 лет с
ОНР / О.В.Елагина. – М.: Гном, 2016 – 182 с.
3.
Ткаченко, Т.А. В школу без дефектов речи / Т.А.Ткаченко. – М.:
#эксмодетство, 2017 – 128 с.