Напоминание

Конспект урока по теме:Что такое родственные слова?


Автор: Ильющенкова Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Развилковская СОШ
Населённый пункт: Ленинский район Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока по теме:Что такое родственные слова?
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока

Ильющенковой Светланы Алексеевны

Учебный предмет Русский язык

2 класс

Тема. Что такое родственные слова?

Цели

: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов;

развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Задачи:1) образовательная: научить определять родственные слова, выделять общую

часть слова.

2) Развивающая: развивать умение находить и выделять общую часть в словах,

развивать мышление, речь;

3) воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность .

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать

родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое

мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Формирование УУД:

- Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях

- Регулятивные: Организовать своё рабочее место, оценивать правильность выполнения

задания

- Коммуникативные: строить монологическое высказывание, выслушивать друг друга,

договариваться , работая в паре, в группе

-Познавательные: Формирование логических умений: анализа и синтеза,

доказательства, сравнение с образцом, понимать информацию, представленную в виде

текста

Ход урока

I Организационный момент

С улыбкой встретим мы гостей

И скажем хором: «Добрый день!»

Друг другу улыбнемся

И делом мы займемся.

II. Актуализация знаний

1. Чистописание.

ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял

Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист

2. Орфографическая минутка

- Написание какого словарного слова из стихотворения вы знаете? {Яблоко.)

- Составьте предложение со словом яблоко. Подчеркни в нем основу.

- Какие еще словарные слова вам встретились в этом тексте (Воробей,

цыпленок.)

III.

Самоопределение к деятельности

(Учитель читает текст.)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

О! Здравствуйте! Вы кто?

Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

А я ваша родственница — гусеница.

-Ребята, кого называют родственниками?

(Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.)

Родственники — это родные люди, у них есть много общего: общие родители,

бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

-Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей

гусей?

-Почему? Кого можно здесь назвать родственниками?

(Гуся, гусыню, гусят.)

Среди слов тоже есть «родственники».

Работа по теме урока

-Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое

родственные слова?)

Упр. 77 (с. 58).

- Прочитайте текст. (Читает ученик с хорошим навыком чтения.)

- Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы

высказали предположения? Назовите два признака родственных слов. (Общая

часть и близкое значение.)

Упр. 78 (с. 59).

- Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными?

(Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)

(Аналогично разбирают остальные слова.)

- Выполните письменное задание.

V.

Физкультминутка

Мы колени поднимаем

— Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

VI.

Закрепление изученного материала

- Послушайте текст и запомните однокоренные слова.

Лошадь — это обычное название хорошо знакомого всем домашнего

животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью говорят:

лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая — это всего-навсего

лошадёнка. А игрушка у маленького мальчика — лошадка.

- Какие однокоренные слова вы услышали в тексте? (Лошадь, лошадушка,

лошаденка, лошадка.)

- Какие еще однокоренные слова вы можете назвать? (Лошадиные.)

Выделите корень в словах.

Работа в парах. Взаимопроверка

VI.

Рефлексия

(На доске записаны слова.)

1.

Жарко, жарится, печется.

2.

Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3.

Чайка, чайник, чайный.

4.

Лес, лестница, лесничий.

- В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные

слова. (Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестны.

- (Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)

VI.

Подведение итогов урока

- Что нового узнали на уроке?

-Какие два условия должны выполняться, чтобы слова mожно было назвать

родственными? Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 79 (с. 59).

Записать еще 2 группы родственных cлов.

Анализ приведенного урока

Урок усвоения новых знаний.

Конспект урока составлен грамотно с учетом

требований

ФГОС

НОО

к

образовательным

результатам.

Содержание

урока

полностью соответствует теме и целям урока. Все задания направлены на отработку

навыков

по

теме

«Родственные

слова». Учащиеся

самостоятельно

осуществляют

постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает

задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.

Есть

задания на повторение и закрепление знаний. Все этапы урока логически выстроены и

взаимосвязаны друг с другом. Учитель организует работу индивидуальную, в парах,

консультирует учеников. Ученики сами оценивают результаты своей деятельности и

результаты

деятельности

своих

товарищей

(взаимопроверка).

Методы

получения

новых

знаний

-

сравнения,

наблюдения,

чтение,

поиск

информации,

ответы

на

вопросы по содержанию текста. Вся учебная деятельность на уроке направлена на

развитие

памяти,

речи, мышления,

восприятия,

воображения,

внимания.

Есть

чередование

заданий

разной

степени

сложности,

разнообразны

виды

учебной

деятельности.



В раздел образования