Автор: Черницкая Екатерина Викторовна
Должность: Преподаватель по классу эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №3"
Населённый пункт: город Батайск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности охраны, гигиены и развития детского певческого голоса"
Раздел: дополнительное образование
Особенности охраны, гигиены и
развития детского певческого
голоса
В современном обществе вокальное искусство занимает
значительное место и находиться в стадии возрастающей
популярности. Вокал часто с удовольствием выбирают в
качестве увлечения и профессиональной деятельности как
дети, так и взрослые. Повсеместно открываются студии и
классы для желающих научиться петь. Между тем, при
обучении
пению
детей,
нельзя
целиком
использовать
приемы
и
методы
вокального
обучения
взрослых.
При
этом и педагоги, и родители, и сами дети должны обладать
крайней степенью информированности и компетентности
по вопросам охраны и гигиены детского голоса, который
находится в состоянии постоянного развития и требует
особенного
внимания
и
заботливого
отношения.
Голос
ребенка - хрупкий и нежный инструмент, неповторимый,
единственный в своем роде. Охрана и культура развития
детского голоса – один из главных путей к обеспечению
богатейшего расцвета вокального искусства. Среди разных
видов
певческого
голоса
детский
певческий
голос
занимает
особое
место,
так
как
из
него
развиваются
голоса
взрослых,
сохраняя
его
природные
качества.
Поэтому
понятно,
насколько
важными
являются
его
охрана и правильное воспитание.
Между тем многие дети, в результате неправильного
пения, несоблюдения основных правил гигиены голоса,
успевают приобрести ряд вокально-технических навыков,
с
которыми
уже
трудно,
а
иногда
и
невозможно
справиться.
С
другой
стороны,
нельзя
ни
на
минуту
забывать
о
том,
что
в
природе
детского
голоса
уже
заложены
зачатки
тех
вокальных
богатств,
которые
полностью раскрываются в годы молодости и зрелости.
Чем
шире
распро ст раняют ся
среди
школьн ы х
преподавателей
пения
и
вокальных
педагогов
знания
о
свойствах
детского
голоса
и
о
методах
его
охраны
и
культуры, тем успешнее будет развиваться наше вокальное
искусство.
Методика
вокального
воспитания
ребенка
определяется особенностями детской психики; именно от
нее
зависит
главным
образом
специфичность
метода
воспитания
детского
голоса.
Первое,
что
требуется
от
учителя
–
это
знание
возрастных
особенностей
детей:
анатомических, психофизиологических и соответственно
особенностей
развития
голоса
учащихся,
потому
что
требования, которые он предъявляет детям, должны всегда
соответствовать их возможностям. Охрана детского голоса
предусматривает
только
грамотную
методику
обучения
пению.
Создание
такой
методики
–
сложная
задача,
решение которой обусловлено дальнейшим накоплением
опыта экспериментальной и учебно-практической работы.
Пение является психофизиологическим процессом,
связанным с работой жизненно важных систем, таких как
дыхание,
кровообращение,
активная
м о з го в а я
деятельность, эндокринная система и др. Следовательно
этот
процесс
требует
от
ребенка
значительных
энергозатрат. Необходимо соблюдать правильный режим
голосообразования,
создать
комфортные
и
безопастные
условия для ребенка.
Занятия с детьми нужно проводить в
проветренных,
не
душных
помещениях.
Необходимо
соблюдать такой ритм работы, при котором дети до и
после
репетиционного
часа
занятий
имеют
отдых
(перерыв), способствующий снятию напряжения, своего
рода «реабилитация» после сложного урока. Нежелательно
проведение репетиций в раннее время, когда голос, как
говорят, «еще спит», или поздно вечером, когда наступает
время
детского
биологического
сна.
В
таком
случае
происходит
насилие
над
детским
голосом,
что
препятствует
его
естественному
звучанию,
может
навредить здоровью ребенка.
Руководитель должен учитывать то, что вредно
действуют
на
голосовой
аппарат
холод,
жара,
пыль.
Расшатывают голос громкие разговоры и форсированное
(крикливое) пение, злоупотребление неудобной (высокой,
низкой)
тесситурой,
исполнение
завышенного
по
трудности репертуара, а также репертуара, выходящего за
рамки
диапозона
ребенка.
Все
это
может
привести
к
серьезным
профессиональным
заболеваниям
голоса.
Перед
пением
не
рекомендуется
употреблять
в
пищу
ничего,
что
бы
раздражало
горло:
острое,
соленое,
горячее,
холодное,
а
также
шоколадные
конфеты
и
сладости.
Семечки,
орешки,
сухарики
так
же
следует
исключить.
От рицательно
действует
на
го л о с
переутомление.
Очень
важно,
чтобы
юный
вокалист
соблюдал
режим
дня
и
хорошо
высыпался.
Недосып
всегда
ведет
к
отрицательным
явлениям
в
голосе
и,
конечно,
к
низкой
результативности
на
уроке.
При
болезнях
голосового
аппарата,
при
переутомлении
присутствие на занятиях не рекомендуется, так как голос в
этих случаях должен находиться в состоянии покоя.
Очень большую роль играет правильное и качественное
распевание
юного
вокалиста.
Хорошая
распевка
сохраняется
в
течении
нескольких
часов.
Любой
спортсмен
разминается
перед
тяжелой
тренировкой.
А
ведь занятие вокалом предусматривает работу мышечную.
Это
можно
сказать
«ювелирный
спорт»,
требующий
точной
координации
большого
количества
крошечных
мышц
тела ученика, их подвижности и выносливости.
Причем нужно научить ребенка делать это не только в
классе,
но
и
в
домашних
условиях
при
выполнении
задания.
Родители,
в
свою
очередь,
должны
стараться
обращать
внимание,
насколько
безопасно
проходит
занятие вокалом дома, следить за выполнением основных
правил гигиены и охраны голоса.
Учитывая анатомо-физиологические особенности
голосового
аппарата
в
период
роста,
необходимо
как
можно больше внимания уделять укреплению организма
детей
и
подростков.
При
этом
одной
из
важных
мер
является закаливание, которое следует рассматривать, как
важнейшую
составную
часть
физического
воспитания
детей
и
подростков.
Это
особенно
касается
детей-
вокалистов. Лучшими средствами закаливания являются
воздух, солнце и вода. К методам закаливания следует
отнести активное пребывание детей на воздухе в любую
погоду,
спортивные
игры,
катание
на
санках,
коньках,
лыжах,
физическую
работу
на
открытом
воздухе
(сгребание снега, постройка снежных сооружений и т.д.).
Следующее не менее важное условие – исключение из
деятельности голосового аппарата всех моментов, которые
могут
изменять
его
нормальное
состояние,
о
чем
говорилось
выше.
Наконец,
в
педагогическом
процессе
необходима максимальная простота в пояснении приемов,
применяемых педагогом. Ребенок способен очень легко
воспринимать и выполнять требования педагога, если они
поставлены
в
определенной
форме,
отчетливо
и
ясно
сформулированы понятным для детей языком. Основные
вокально-технические навыки должны прививаться только
с целью помочь ребенку найти и зафиксировать наиболее
естественные приемы голосоведения.
Научные исследования доказали, что занятие пением
положительно влияет на все стороны развития организма
ребенка,
его
эмоциональную
сферу
и
интеллект.
Соблюдение правил гигиены и охраны голоса позволяет
пению
стать
своеобразной
гимнастикой,
которая
способствует
развитию
грудной
клетки,
сердечно-
сосудистой
и
эндокринной
систем,
стимулирует
чувственную
и
творческую
деятельность,
регулирует
кислородный баланс. Особенного внимания требует голос
юного певца во время мутационного периода, когда могут
возникнуть осложнения. Поэтому в этот период следует
придерживаться таких требований:
1) не использовать искусственные приемы для ускорения
процесса формирования голоса;
2)
не
позволять
громкого
форсированного
пения
и
выполнения
произведений
для
взрослых
эстрадных
исполнителей,
не
принимать
участия
в
«Праздниках
песни»;
3) исключить пение во время острых изменений голоса и
гортани,
которые
констатировал
врач-фониатор
(отоларинголог);
4) петь только на тех звуках, которые добываются без
напряжения, естественно и легко;
5)
длительность
занятий
с
детьми,
голос
которых
находится
в
состоянии
мутации,
следует
ограничивать,
невзирая на отсутствие внешних признаков утомляемости;
6) не петь в общих хоровых коллективах, поскольку это
делает
невозможным
контроль
за
состоянием
голоса
учеников, которые испытали мутации;
7)
не
позволять
девушкам
петь
в
так
называемые
«критические дни», полностью освобождать их от пения
во время менструации;
8) для ребят, у которых мутация происходит не остро, без
осложнений, необходимо создавать вокальные ансамбли
небольшого
состава,
что
позволяет
осуществлять
систематический педагогический контроль за состоянием
их голосов.
Практика показала, что обучение пению оказывает лишь
самое
благотворное
влияние
на
развитие
организма
ребенка
и
его
интеллект:
оно
способствует
общему
развитию детей, развитию в них музыкальности, любви к
искусству,
действует
на
детей
организующе.
При
соблюдении
правил
охраны
голоса
пение
является
своеобразной
гимнастикой,
которая
способствует
правильному
развитию
грудной
клетки,
регулирует
функцию
сердечно-сосудистой
системы
и
прививает
ребенку
художественно-эстетические
навыки.
Что
же
касается воздействия обучения пению на детей, их голоса
и
процесс
его
развития,
то
неоднократные
итоговые
показы
детей,
получающих
музыкальную
культуру,
убедили в том, что правильно поставленные методически
продуманные
занятия
по
культуре
детского
пения
являются
одним
из
наиболее
верных,
целиком
оправдывающих себя методов охраны детского голоса.