Автор: Григорьева Анжелика Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Волковская СОШ
Населённый пункт: с.Волково Благовещенский район Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занимательный русский язык: " Вопрос на засыпку"
Раздел: среднее образование
Русский язык (урок – игра)
Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Задачи: - способствовать формированию у школьников элементарных понятий о законах
языка и истории его развития; ознакомлению обучающихся с богатством выразительных
средств языка; углублению знаний, полученных на уроках; обогащать словарный запас
обучающихся; знакомить с историей отдельных слов и выражений; вырабатывать навыки
выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи; обобщения и
сопоставления грамматических явлений;
- прививать любовь и интерес к языку; активизировать умственную деятельность детей;
пробудить у них чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык;
выработать привычку обращать внимание на свою собственную речь и речь окружающих;
умение наблюдать и анализировать явления языка;
- воспитывать ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи.
Ход занятия
Учитель: Сегодня в нашу жизнь прочно вошли различные игры: телевизионные,
компьютерные, интерактивные, спортивные, развлекательные, познавательные,
интеллектуальные. Все: и дети, и взрослые – любят играть. Часто мы играем у экранов
телевизоров, в телефонах, а сейчас я предлагаю поиграть со словами на уроке русского
языка. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать баллы, кто больше
баллов наберет, тот и получит сегодня 5.
Мы все мечтаем Знать побольше обо всём,
Мы в мечты свои играем, Мы мечтой своей живём.
А чтобы ваши мечты осуществились, прислушайтесь к советам ваших друзей и
одноклассников.
Чтец 1.
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре – Выучи русский язык!
Чтец 2.
Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык!
Чтец 3.
Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник.
Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык!
Учитель. Спасибо, девочки, я думаю каждый услышал главные слова, какие – ВЫУЧИ
РУССКИЙ ЯЗЫК !!! Ну а теперь, добро пожаловать в удивительную, волшебную и
чудесную страну русского языка, в которой нас ждут мудрые языковые загадки. Итак,
дерзайте, думайте, размышляйте!
Задание 1: Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле, авторучка
Этот пони – день недели.
понедельник
Этот плот – из полотна,
полотенце
Этот рак сильней слона,
трактор
Эта марка ест бананы,
мартышка
Этот сыр – с лесной поляны. сыроежка (Слайд 2)
О ком или о чём идёт речь – напишите ответ по образцу
Сдаем карточки, пока жюри оценивает, проверка, правильный ответ 1 балл.
Задание 2. Какое это слово? Чтобы правильно ответить, надо расставить гласные.
Учитель: Это задание требует от вас определенной фантазии и большого словарного
запаса. Но для начала вспомните, какие звуки называют гласными.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях,
например так, как показано на слайде. (3Слайд ) между согласными в любое место
поставить букву Е
Букву Е
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ –
КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:
Букву О
КН – окно
ГРХ – горох
КЛКЛ – колокол
ТПТ – топот
БЛТ – болт
ПКЙ – покой
ТРН – трон
КРК – окорок
ГЛТК – глоток
Букву А
БРН – баран
ТК – атака
МРК – марка
СТР – астра
КРМН – карман
БРК – барак
ШЛШ – шалаш
ФНТ – фант
ШРМ – шрам,
Букву У
СД – суд
ШРП – шуруп
КСС – уксус
КСТ – куст
БРНДК –
бурундук
шарм
Букву И
ПРЗ – приз
PC – рис
ЛЛЯ – лилия
ФЛН – филин
PC – ирис
Пока жюри считает количество правильных ответов, давайте проверим, какие слова
могли получиться.
Учитель: А подскажите –ка мне, ребята, речь у нас может быть письменная и (устная)?
Следующее задание так и называется – устная речь, но сначала послушайте
стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Учитель: В этом задании вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части
доски с его объяснением в правой. (Слайд 4)
1.
Не ударить в грязь лицом.
2.
Держать себя в руках.
3.
Мелькнуть, как молния.
4.
Игра не стоит свеч.
5.
Стрелять без промаха.
6.
Во что бы то ни стало.
7.
Не находить себе места.
8.
Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого
волнения.
З. Огорчаться.
Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
Учитель: Молодцы, вы хорошо потрудились, сейчас мы узнаем, кто заработал
больше баллов, а значит, получит 5 за урок.
Стихотворение И.Бунина « Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Итоги, оценки.
УЧИТЕЛЬ: Храните всё богатство нашего языка, пользуйтесь им бережно и аккуратно,
любите свой язык и изучайте его. Он откроет вам целый мир.
Наш урок окончен, переменка, во время которой мы предлагаем вам послушать
лингвистическую шутку « Несуразные вещи»
- Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет».
Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то. - Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая
такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и
говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!!
Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене. Учитель: а почему ребята не
поняли друг друга ( слушать надо внимательно)