Напоминание

"Народное творчество и ИКТ в образовательном процессе ДОУ"


Автор: Кривощекова Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с.Юсьва Пермский край
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Народное творчество и ИКТ в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Юсьвинский детский сад «Золотой петушок»

Мастер – класс « Народное

творчество и ИКТ в

образовательном процессе ДОУ»

Воситатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Юсьвинский детский сад «Золотой петушок»

Кривощекова Валентина Ивановна

2019г.

В

современном

мире

процветает

использование

ИКТ

не

только

в

организациях и офисах, но и в современном образовании.

Сейчас

использование

информационно-коммуникационных

технологий

в

детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Актуальность использования информационных технологий в современном

дошкольном

образовании

диктуется

стремительным

развитием

информационного

общества,

широким

распространением

технологий

мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в

качестве средства обучения, общения, воспитания.

Поэтому я с уверенностью могу сказать, что ИКТ являются неотъемлемой

частью процесса обучения дошкольников.

Использование

Internet-ресурсов

позволяет

сделать

образовательный

процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. Но главным

принципом

при

организации

деятельности

детей

дошкольного

возраста

является

принцип

наглядности.

Использование

разнообразного

иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет

педагогам

ДОУ

быстрее

до стичь

намеченной

цели

во

вре м я

непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности

с детьми.

Что

такое

ИКТ

разъяснять

не

надо,

но

как

связать

ИКТ

и

народное

творчество? Для этого я приглашаю вас всех на мастер – класс.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент (5 мин.)

–Уважаемые коллеги, тему, цель, задачи мастер-класса вы видите на слайдах.

(слайды 2-3)

(4 слайд)- Хочу начать свой мастер-класс со слов К.Д.Ушинскокого: «Малые

формы

фольклора

помогают

«выломать

язык

ребёнка

на

русский

лад»

-Как вы понимаете это высказывание?

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное

творчество

-

фольклор. В

практике дошкольного образования

можно

пронаблюдать такую картину: использование фольклора зачастую сводится

лишь к заучиванию песенок, стихов в подготовке к народным праздникам

или посиделкам.

Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать

возможность

практически

опробовать

некоторые

методические

приёмы,

которые я использую в своей работе.

1.

Одна

из

форм

народного

творчества

загадывание

загадок

творческое поле для разработки презентаций. (слайд 5) В этих презентациях

все

отгадки

спрятаны

на

слайдах,

если

ребенок

ответил

правильно,

то

появится нужная картинка. В презентации «Загадки о домашних животных»

можно

добавить

и

звуковой

файл,

тогда

угадав

животное,

дети

могут

услышать его голос, например: мычание коровы, лай собаки, крик петуха.

Такая форма работы стимулирует детей к активному участию в разгадывании

загадок. Очень хорошо использовать мнемотаблицы.

А мы с вами поиграем в игру «Загадки –близнецы»

Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или красного цвета. Вам

необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку -

близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает на коми- пермяцком

языке, у кого красные, тот читает на русском и даёт ответ.

Ва сылö мисьыны оз ков.

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

Вувтö чужöйвас, керкуас оз ведз.

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Тöвöн чочком, гожумöн- руд.

Зимой белый, летом серый. (Заяц)

2.Познание

детей

начинается

с

поэзии

пестования

колыбельных

песен,

пестушек

,

потешек. Тематика

п о содержанию

компьютерных

презентаций, в данном случае, должно быть направлено на ознакомление с

данным жанром детского фольклора, а также на обогащение словарного

запаса

детей.

Предлагаю

ребятам

рассмотреть

иллюстрации,

а

также

прослушать звуковой файл содержащий колыбельные песни.

Потешка

развивает

эмоциональность

ребенка,

повышает

положительный

эмоциональный

фон.

Ну,

и

чтобы

повысить

наш

эмоциональный

фон,

поиграем и мы. (слайд 6)

Солнышко – колоколнышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Педагогам покажись!

Например: зовем солнышко – махи руками; показываем окошко – ставим

ладони

к

лицу;

показываем

наряд

опускаем

руки

вдоль

тела

сбоку;

показывается – руки ладонями вверх.

Шонді пет, шонді пет,

Мыйнö дырни тэ он пэт!

3.

Большую

роль

играют

сказки. Когда

словарный

запас

дошкольника

достигнет

нескольких

десятков

слов,

можно

разнообразить

процесс

приобщения детей к народной культуре с помощью включения в занятия

мультфильмов, (слайд 7) презентаций сказок. Например, в викторине «Угадай

сказку?» детям предлагаю по иллюстрациям, по персонажу или по звуковому

сопровождению

отгадать

название

сказки.

Более

в

старшем

возрасте

использую

в

работе

моделирование

сказок. Моделирование

начинается

с

замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми

объектами

будут

герои

детских

сказок.

В

качестве

заместителей

удобно

использовать

бумажные

кружки,

квадраты,

прямоугольники

и

т.

д.,

различающиеся по цвету и величине. ( слайд 8)

Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Поиграем в игру «Соедини

несоединимое» (слайд 9)

Назовите сказку, с которой связаны эти слова?

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).

4. Пословицы и поговорки.

Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем

активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное

в л и я н и е

н а дошкольников б л а год а р я

с в о е й

о с о б е н н о й

ф о р м е ,

эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с

морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения,

учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

А) Творческое задание «Составить правила к поговорке».

Например:

«Кончил дело – гуляй смело»

- не бросай начатое дело;

- закончи дело, потом отдыхай;

- доводи начатое до конца;

- начал какое-то дело – доделай;

- не ленись.

Б) Игра Озорные буквы в пословицах и поговорках»

Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали

не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).

2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).

4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).

В) Игра «Скажи по-русски» (слайд 10)

Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки

к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие

пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской

пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно

снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).

1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.

2. Детская философия.

3. Без страдания нет наград.

4. Первый из них всегда обречён.

5. Один старый и два новых.

6. Кредиторы ждать не любят.

1. Баба с воза – кобыле легче.

2. Устами младенца глаголет истина.

3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4. Первый блин комом.

5. Старый друг лучше новых двух.

6. Долг платежом красен.

Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на

сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, поговорок,

пословиц, сказок, и, надеюсь, по-новому взглянули на пути ознакомления

дошкольников с народным творчеством с использованием ИКТ.

Но не стоит забывать, что компьютер и компьютерные игры вредны для

здоровья, поэтому я использую его не более 4-5 минут.

А

использование

компьютерных

презентаций

в

сочетании

с

традиционными

методами

обучения

помогает,

увеличить

эффективность

работы у детей в приобщении к русскому и коми-пермяцкому народному

творчеству и традициям в ДОУ.



В раздел образования