Автор: Кривощекова Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с.Юсьва Пермский край
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Народное творчество и ИКТ в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Юсьвинский детский сад «Золотой петушок»
Мастер – класс « Народное
творчество и ИКТ в
образовательном процессе ДОУ»
Воситатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Юсьвинский детский сад «Золотой петушок»
Кривощекова Валентина Ивановна
2019г.
В
современном
мире
процветает
использование
ИКТ
не
только
в
организациях и офисах, но и в современном образовании.
Сейчас
использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Актуальность использования информационных технологий в современном
дошкольном
образовании
диктуется
стремительным
развитием
информационного
общества,
широким
распространением
технологий
мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в
качестве средства обучения, общения, воспитания.
Поэтому я с уверенностью могу сказать, что ИКТ являются неотъемлемой
частью процесса обучения дошкольников.
Использование
Internet-ресурсов
позволяет
сделать
образовательный
процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. Но главным
принципом
при
организации
деятельности
детей
дошкольного
возраста
является
принцип
наглядности.
Использование
разнообразного
иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет
педагогам
ДОУ
быстрее
до стичь
намеченной
цели
во
вре м я
непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности
с детьми.
Что
такое
ИКТ
разъяснять
не
надо,
но
как
связать
ИКТ
и
народное
творчество? Для этого я приглашаю вас всех на мастер – класс.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент (5 мин.)
–Уважаемые коллеги, тему, цель, задачи мастер-класса вы видите на слайдах.
(слайды 2-3)
(4 слайд)- Хочу начать свой мастер-класс со слов К.Д.Ушинскокого: «Малые
формы
фольклора
помогают
«выломать
язык
ребёнка
на
русский
лад»
-Как вы понимаете это высказывание?
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное
творчество
-
фольклор. В
практике дошкольного образования
можно
пронаблюдать такую картину: использование фольклора зачастую сводится
лишь к заучиванию песенок, стихов в подготовке к народным праздникам
или посиделкам.
Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать
возможность
практически
опробовать
некоторые
методические
приёмы,
которые я использую в своей работе.
1.
Одна
из
форм
народного
творчества
–
загадывание
загадок
–
творческое поле для разработки презентаций. (слайд 5) В этих презентациях
все
отгадки
спрятаны
на
слайдах,
если
ребенок
ответил
правильно,
то
появится нужная картинка. В презентации «Загадки о домашних животных»
можно
добавить
и
звуковой
файл,
тогда
угадав
животное,
дети
могут
услышать его голос, например: мычание коровы, лай собаки, крик петуха.
Такая форма работы стимулирует детей к активному участию в разгадывании
загадок. Очень хорошо использовать мнемотаблицы.
А мы с вами поиграем в игру «Загадки –близнецы»
Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или красного цвета. Вам
необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку -
близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает на коми- пермяцком
языке, у кого красные, тот читает на русском и даёт ответ.
Ва сылö мисьыны оз ков.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
Вувтö чужöйвас, керкуас оз ведз.
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Тöвöн чочком, гожумöн- руд.
Зимой белый, летом серый. (Заяц)
2.Познание
детей
начинается
с
поэзии
пестования
–
колыбельных
песен,
пестушек
,
потешек. Тематика
п о содержанию
компьютерных
презентаций, в данном случае, должно быть направлено на ознакомление с
данным жанром детского фольклора, а также на обогащение словарного
запаса
детей.
Предлагаю
ребятам
рассмотреть
иллюстрации,
а
также
прослушать звуковой файл содержащий колыбельные песни.
Потешка
развивает
эмоциональность
ребенка,
повышает
положительный
эмоциональный
фон.
Ну,
и
чтобы
повысить
наш
эмоциональный
фон,
поиграем и мы. (слайд 6)
Солнышко – колоколнышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Педагогам покажись!
Например: зовем солнышко – махи руками; показываем окошко – ставим
ладони
к
лицу;
показываем
наряд
–
опускаем
руки
вдоль
тела
сбоку;
показывается – руки ладонями вверх.
Шонді пет, шонді пет,
Мыйнö дырни тэ он пэт!
3.
Большую
роль
играют
сказки. Когда
словарный
запас
дошкольника
достигнет
нескольких
десятков
слов,
можно
разнообразить
процесс
приобщения детей к народной культуре с помощью включения в занятия
мультфильмов, (слайд 7) презентаций сказок. Например, в викторине «Угадай
сказку?» детям предлагаю по иллюстрациям, по персонажу или по звуковому
сопровождению
отгадать
название
сказки.
Более
в
старшем
возрасте
использую
в
работе
моделирование
сказок. Моделирование
начинается
с
замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми
объектами
будут
герои
детских
сказок.
В
качестве
заместителей
удобно
использовать
бумажные
кружки,
квадраты,
прямоугольники
и
т.
д.,
различающиеся по цвету и величине. ( слайд 8)
Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Поиграем в игру «Соедини
несоединимое» (слайд 9)
Назовите сказку, с которой связаны эти слова?
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
4. Пословицы и поговорки.
Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем
активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное
в л и я н и е
н а дошкольников б л а год а р я
с в о е й
о с о б е н н о й
ф о р м е ,
эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с
морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения,
учат быть вежливыми, скромными, ответственными.
А) Творческое задание «Составить правила к поговорке».
Например:
«Кончил дело – гуляй смело»
- не бросай начатое дело;
- закончи дело, потом отдыхай;
- доводи начатое до конца;
- начал какое-то дело – доделай;
- не ленись.
Б) Игра Озорные буквы в пословицах и поговорках»
Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали
не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.
1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).
2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).
3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).
4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).
В) Игра «Скажи по-русски» (слайд 10)
Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки
к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие
пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской
пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно
снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).
1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
2. Детская философия.
3. Без страдания нет наград.
4. Первый из них всегда обречён.
5. Один старый и два новых.
6. Кредиторы ждать не любят.
1. Баба с воза – кобыле легче.
2. Устами младенца глаголет истина.
3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4. Первый блин комом.
5. Старый друг лучше новых двух.
6. Долг платежом красен.
Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на
сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, поговорок,
пословиц, сказок, и, надеюсь, по-новому взглянули на пути ознакомления
дошкольников с народным творчеством с использованием ИКТ.
Но не стоит забывать, что компьютер и компьютерные игры вредны для
здоровья, поэтому я использую его не более 4-5 минут.
А
использование
компьютерных
презентаций
в
сочетании
с
традиционными
методами
обучения
помогает,
увеличить
эффективность
работы у детей в приобщении к русскому и коми-пермяцкому народному
творчеству и традициям в ДОУ.