Авторы: Гаврилюк Светлана Владимировна, Галина Айгуль Нуриахметовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-д/с№183"
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей"
Раздел: дошкольное образование
Педагог-психолог: Консультация для
родителей «Как сохранить и укрепить
психологическое здоровье детей»
Для начала давайте определим, что же такое Психологическое
здоровье? Это основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе
детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни:
учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, учиться
владеть собственным телом и собственным поведением, осваивать
систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои
способности и строить образ «Я».
Сегодня забота о психологической безопасности и
здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в
работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем
достижения ими современного качества образования.
По данным исследователей Института мозга Российской академии
наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается
в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что
многие психические расстройства произрастают из детского возраста.
Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае
неполучения своевременной специализированной помощи, могут
приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и
поведенческих расстройств и социальной дезадаптации.
В нашей консультации мы поговорим о некоторых направлениях
работы по сохранению и укреплению психологического здоровья
дошкольников.
Важная цель работы с педагогическим коллективом и родителями это
формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка,
обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий
взрослых. Такая работа проводится через комплекс мероприятий по
повышению психолого-педагогических грамотности родителей и
педагогов по вопросам сохранения психологического здоровья.
Родители знают границы психоэмоциональных возможностей
своих детей. Особенно они внимательны к малышам в возрасте от 1 до
3 лет. И стараются не допускать тех раздражителей, которые слишком
сильны для ребенка и могут вызвать срыв высшей нервной
деятельности, привести к развитию нервного заболевания. Но стоит
ребенку пойти в детский сад, пройти адаптацию и родители перестают
обращать внимание, на эмоциональное состояние своего ребенка,
считая его уже достаточно взрослым, для того что бы он самостоятельно
справляться с житейскими трудностями.
В большинстве все воспитательные воздействия
в дошкольном учреждении направлены на то, чтобы вырабатывать
у дошкольника сдержанность, умение «затормозить» свои желания,
но в силу особенностей возраста ребенок подвижен, активен,
любознателен, он страстно стремится познать окружающий мир,
проявить самостоятельность, и нередко эти активные действия
наталкиваются на строгий воспитательский и жесткий родительский
запрет: «нельзя», «не делай этого», «не разговаривай», «не ерзай» и т.
д. Постоянные запреты обусловливают перегрузку тормозного нервного
процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Кроме того,
создаются условия для столкновения этого процесса с возбуждением, с
желанием что-то делать, двигаться, говорить и т. п. Если такие
перегрузки и «сшибки» повторяются часто, у ребенка может развиться
невроз.
Возможность развития невроза у дошкольников явно возрастает,
когда родительский запрет сопровождается окриком, угрозой или
телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает
характер психотравмы, рождающей не только конфликт между
ребенком и родителями, но и грубую дезорганизацию детских мыслей и
чувств, а иногда — полный срыв психоэмоциональной деятельности.
Одним из факторов, отрицательно влияющих на психологическое
здоровье дошкольников выделяют: смещение ориентиров с
нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и
социальное положение в обществе; бесконтрольное использование
Интернет-ресурсов; ограниченность двигательной активности
обучающихся (гиподинамия); отсутствие планомерной и
целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья
привычек (игровой, Интернет-зависимости и других девиаций).
Что же формирует психологическое здоровье?
1. Здоровый психологический климат в семье и дошкольном
учреждении.
2. Обучение детей навыкам здорового поведения, формировать
правила личной гигиены, соблюдение режима дня, применение
различных процедур закаливания, полноценный сон, начало дня с
ежедневной зарядки.
3. Не бояться и всесторонне помогать в решении трудных ситуаций
разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых,
при том, что предъявляемые нагрузки (в т. ч. эмоциональные, т. е.
стрессы) соответствуют физиологическим возможностям ребёнка
(степень трудности ситуации соответствует возрастным и
индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба
для психологического и физического здоровья).
Испытания - трамплин для личного роста!;
4. Поддерживать положительный фон настроения и фиксацию на
успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и
эмоционального реагирования;
5. Выбор позитивного мышления – шаг к позитивным событиям!
• обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е.
формировать адекватную самооценку по принципу "я-окей, ты-окей");
• обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих
эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам
понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить
себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами
окружающих);
• формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для
реализации творческих потребностей ребенка);
• уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.
Важный фактор становления у детей психологического здоровья -
наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и
педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство
юмора.
1. Благополучные отношения родителей и детей — это отношения
любви и свободы. Помните, что лучше прочитанная книга чем
бесцельный просмотр телевизора или игра в планшет.
2. Любите своего ребенка – он ваш! Уважайте членов своей семьи -
они попутчики на вашем пути.
3. Обнимайте своего ребенка не менее 8 раз за день.
4. Не бывает плохих детей – бывают плохие поступки. Личный пример
лучше всякой морали. Положительное отношение к себе основа
для психологического выживания.
5. Лучший вид отдыха: прогулка с семьей на свежем воздухе, а
6. Лучшее развлечение ребенка это совместная игра с родителями.
Наполните ребенка любовью, сделайте его счастливым — это лучшее
лекарство от страхов, неуверенности в себе, агрессивности и
других психологических проблем.