Напоминание

Консультация для родителей "Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей"


Авторы: Гаврилюк Светлана Владимировна, Галина Айгуль Нуриахметовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-д/с№183"
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагог-психолог: Консультация для

родителей «Как сохранить и укрепить

психологическое здоровье детей»

Для начала давайте определим, что же такое Психологическое

здоровье? Это основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе

детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни:

учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, учиться

владеть собственным телом и собственным поведением, осваивать

систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои

способности и строить образ «Я».

Сегодня забота о психологической безопасности и

здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в

работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем

достижения ими современного качества образования.

По данным исследователей Института мозга Российской академии

наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается

в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что

многие психические расстройства произрастают из детского возраста.

Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае

неполучения своевременной специализированной помощи, могут

приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и

поведенческих расстройств и социальной дезадаптации.

В нашей консультации мы поговорим о некоторых направлениях

работы по сохранению и укреплению психологического здоровья

дошкольников.

Важная цель работы с педагогическим коллективом и родителями это

формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка,

обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий

взрослых. Такая работа проводится через комплекс мероприятий по

повышению психолого-педагогических грамотности родителей и

педагогов по вопросам сохранения психологического здоровья.

Родители знают границы психоэмоциональных возможностей

своих детей. Особенно они внимательны к малышам в возрасте от 1 до

3 лет. И стараются не допускать тех раздражителей, которые слишком

сильны для ребенка и могут вызвать срыв высшей нервной

деятельности, привести к развитию нервного заболевания. Но стоит

ребенку пойти в детский сад, пройти адаптацию и родители перестают

обращать внимание, на эмоциональное состояние своего ребенка,

считая его уже достаточно взрослым, для того что бы он самостоятельно

справляться с житейскими трудностями.

В большинстве все воспитательные воздействия

в дошкольном учреждении направлены на то, чтобы вырабатывать

у дошкольника сдержанность, умение «затормозить» свои желания,

но в силу особенностей возраста ребенок подвижен, активен,

любознателен, он страстно стремится познать окружающий мир,

проявить самостоятельность, и нередко эти активные действия

наталкиваются на строгий воспитательский и жесткий родительский

запрет: «нельзя», «не делай этого», «не разговаривай», «не ерзай» и т.

д. Постоянные запреты обусловливают перегрузку тормозного нервного

процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Кроме того,

создаются условия для столкновения этого процесса с возбуждением, с

желанием что-то делать, двигаться, говорить и т. п. Если такие

перегрузки и «сшибки» повторяются часто, у ребенка может развиться

невроз.

Возможность развития невроза у дошкольников явно возрастает,

когда родительский запрет сопровождается окриком, угрозой или

телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает

характер психотравмы, рождающей не только конфликт между

ребенком и родителями, но и грубую дезорганизацию детских мыслей и

чувств, а иногда — полный срыв психоэмоциональной деятельности.

Одним из факторов, отрицательно влияющих на психологическое

здоровье дошкольников выделяют: смещение ориентиров с

нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и

социальное положение в обществе; бесконтрольное использование

Интернет-ресурсов; ограниченность двигательной активности

обучающихся (гиподинамия); отсутствие планомерной и

целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья

привычек (игровой, Интернет-зависимости и других девиаций).

Что же формирует психологическое здоровье?

1. Здоровый психологический климат в семье и дошкольном

учреждении.

2. Обучение детей навыкам здорового поведения, формировать

правила личной гигиены, соблюдение режима дня, применение

различных процедур закаливания, полноценный сон, начало дня с

ежедневной зарядки.

3. Не бояться и всесторонне помогать в решении трудных ситуаций

разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых,

при том, что предъявляемые нагрузки (в т. ч. эмоциональные, т. е.

стрессы) соответствуют физиологическим возможностям ребёнка

(степень трудности ситуации соответствует возрастным и

индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба

для психологического и физического здоровья).

Испытания - трамплин для личного роста!;

4. Поддерживать положительный фон настроения и фиксацию на

успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и

эмоционального реагирования;

5. Выбор позитивного мышления – шаг к позитивным событиям!

• обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е.

формировать адекватную самооценку по принципу "я-окей, ты-окей");

• обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих

эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам

понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить

себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами

окружающих);

• формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для

реализации творческих потребностей ребенка);

• уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.

Важный фактор становления у детей психологического здоровья -

наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и

педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство

юмора.

1. Благополучные отношения родителей и детей — это отношения

любви и свободы. Помните, что лучше прочитанная книга чем

бесцельный просмотр телевизора или игра в планшет.

2. Любите своего ребенка – он ваш! Уважайте членов своей семьи -

они попутчики на вашем пути.

3. Обнимайте своего ребенка не менее 8 раз за день.

4. Не бывает плохих детей – бывают плохие поступки. Личный пример

лучше всякой морали. Положительное отношение к себе основа

для психологического выживания.

5. Лучший вид отдыха: прогулка с семьей на свежем воздухе, а

6. Лучшее развлечение ребенка это совместная игра с родителями.

Наполните ребенка любовью, сделайте его счастливым — это лучшее

лекарство от страхов, неуверенности в себе, агрессивности и

других психологических проблем.



В раздел образования