Автор: Чемезова Ольга Ивановна
Должность: МАДОУ № 29 ,
Учебное заведение: МАДОУ №29 "Василек"
Населённый пункт: пос. БобровскийСысептского района Свердловской Области
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Компьютер в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Компьютер в жизни дошкольника
Информационная безопасность
Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как
ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится. Что
дети не балуются, не носятся на улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате
взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера.
Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка няней или
источником знаний, но и начинает эмоционально заменять ему родителей. Постепенно
ребенок проводит за компьютером все больше времени.
Это, прежде всего, происходит из за высокой познавательной мотивации,
свойственной детям, которая выражается в их тяге ко всему новому, осознания
уникальных возможностей применения информационных технологий для познания,
общения или развлечения. Не следует забывать и о такой причине, наличие характерных
психологических проблем и затруднений у детей (особенно одаренных) – к примеру,
трудностей в установлении и поддержании контактов с окружающими.
Есть семьи, где родители буквально погружены в мир Интернета, они не только не
могут уделить внимание детям, помочь им, они сами нуждаются в помощи.
Опасна ли увлеченность информационными технологиями детей и родителей для
их психического здоровья и развития? В какой момент такая увлеченность начинает
становиться чрезмерной и избыточной?
Исследователи отмечают, что большая часть интернет - зависимых пользуется теми
сервисами Интернета, которые связаны с общением. Врачи – психиатры считают, сто
Интернет притягателен в качестве средства ухода от реальности. Особое значение здесь
имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности, безнаказанности и
возможности осуществлять фантастические желания. Эта возможность для реализации
каких то представлений, фантазий с обратной связью, а так же чрезвычайно широкая
возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым
критериям. И последний пункт – это неограниченный доступ к любой информации.
Вот общие признаки для распознавания компьютерной зависимости ребенка.
- Если ребенок ест, пьет чай, занимается у компьютера.
- Засиделся до ночи у компьютера.
- Приходит домой и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером и наоборот,
ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем то другим или лишен
компьютера.
- Увеличивает время, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям –
прогулкам, домашним делам и т. д., полностью или частично теряя к ним интерес.
- Вступает в конфликт с близкими людьми из за своей деятельности, это ведет ко
лжи, относительно того, что он делает.
- Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также
поднимает настроение и захватывает.
Как в таком случае помочь ребенку?
Если семья полная – оба родителя должны сообща оказывать ребенку поддержку,
не потакая ему. Следует проявлять подлинную заботу о ребенке, это эффективнее
критики и обвинений. Можно открыто сообщить ему о желании проконтролировать, как
долго он пользуется компьютером – если он принимает это желание в штыки и (или)
лжет, такое поведение демонстрирует, скорее всего, что ребенок не видит серьезности
ситуации.
Не стоит восстанавливать ребенка против себя, наказывая его или устанавливая для
него правила работы за компьютером: намного предпочтительнее выработать вместе с
ним компромиссный вариант.
Желательно, чтобы компьютер был установлен в общедоступном месте – одно это
способно иной раз разрушить приватность и серьезность переписки в Интернете.
Полезно было бы постараться заинтересовать ребенка чем-то еще
так, театральная,
танцевальная и другие студии могут оказаться альтернативой ролевой игры в Интернете
Наконец не следует пренебрегать помощью специалиста (детского психолога,
психотерапевта), особенно, если он компетентен в применении Интернета.
\
Но есть и игровые программы, которые успешно применяются с целью воспитания
и развития дошкольника, необходимо лишь следовать простым рекомендациям.
- Прежде всего выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и
склонностями ребенка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры,
другим активные, динамичные.
- Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с
развлекательным. Если ребенок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую
проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из нее выводы – такая игра,
несомненно содержит элементы исследования.
- Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребенка и
характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если
ритм игры напряжен, то игра не должна быть долгой.
- Не прерывайте игру ребенка до завершения эпизода – малыш должен покидать
компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
- Постарайтесь, чтобы он усвоил главный принцип продолжительности игровых
сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, такие как сон, еда,
отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
Итак, все дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за
компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы
компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое
ребенок проводит за компьютером.
Неправильное использование компьютера влияет на развитие ребенка, компьютер
является лишь средством получения информации и как им пользуется ребенок, во
многом зависит от родителей.
Профилактика компьютерной зависимости.
- Разместите компьютер в общей комнате – таким образом, обсуждение Интернета
станет повседневной привычкой, и ребенок не будет наедине с компьютером, если у него
возникнут проблемы.
- Используйте будильник, чтобы ограничивать время игр или пребывание ребенка в
Сети. По санитарным нормам ребенок не может проводить за компьютером более 15
минут подряд. Играть в компьютерные игры перед сном запрещается всем детям.
- Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского
контроля в операционной системе, антивирус и спам-фильтр.
- Установите любую из программ в зависимости от операционной системы вашего
компьютера – это поможет отфильтровать вредоносное содержимое, выяснить, какие
сайты посещает ребенок, установить временные рамки использования компьютера или
Интернета, блокировать нежелательные действия маленького пользователя в Сети.
Самыми популярными программами родительского контроля являются:
- «Дополнительная безопасность» в Windows 7 - обеспечивает сохранность
личных данных от всех возможных угроз.
- «Семейная безопасность» в Windows Live – поможет уследить за контактами и
интересами вашего ребенка даже с другого компьютера.
- «Родительский контроль» в Windows Vista – c ее помощью вы можете определить
время, когда ребенок может зайти в систему, а также с помощью фильтра установить
запрет к отдельным играм, узлам, программам.
- «Родительский контроль» в Kaspersky Cristal – помимо активируемой программы,
она позволяет следить за тем, какие сайты посещает ребенок, и ограничивать посещение
«неугодных». Кроме того, программа поможет вам сохранить личную информацию
(семейные фото, пороли, файлы) от вторжения и хищения.
- Создайте «Семейные интернет-правила», которые будут способствовать онлайн-
безопасности детей.
- Обязательно обсуждайте с детьми все вопросы, которые возникают у них в процессе
использования компьютера, интересуйтесь друзьями из Интернета. Учите критически
относиться к информации в Интернете и не делиться личными данными онлайн.
- Предложите ребенку другие возможности времяпрепровождения: походы в кино,
прогулки, настольные и подвижные игры.
- Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания в качестве поощрения
(например, за уборку в своей комнате)
Интернет может быть
опасным!
Помните, что безопасность
ваших детей на 90% зависит от
вас.