Напоминание

"Мотивация учебной деятельности и её формирование".


Автор: Дащенко Надежда Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СШ №13 г.Волгодонска
Населённый пункт: город Волгодонск Ростовская область
Наименование материала: педагогический совет
Тема: "Мотивация учебной деятельности и её формирование".
Раздел: среднее образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ТЕМА: МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,

ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и

желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но

подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет

учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Что же такое мотивация? От

чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и

знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед

школой

стоит

задача

по

формированию

и

развитию

у

ребёнка

положительной

мотивации к учебной деятельности.

Для начала определим, что такое мотив и мотивация.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять,

почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять

подлинный смысл его действий.

Различают

мотивы понимаемые

и

реально

действующие.

Учащийся понимает,

почему

надо

учиться,

но

это

еще

не

побуждает

его

заниматься

учебной

деятельностью. Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть

для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать

наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес,

любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность

процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.

Учебная мотивация подростка – это то, что побуждает подростка двигаться в том или

ином

направлении.

Например:

учиться,

развиваться,

приобретать,

добиваться,

проявлять инициативу, делиться с другими и т.д. Он заключается в том, что ребенок

получает

“удовольствие

от

самой

деятельности,

значимости

для

личности

непосредственного ее результата”.

Виды мотиваций: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная,

устойчивая, неустойчивая.

Выделяют два вида учебной мотивации (по источникам возникновения): внутренняя

и внешняя. Характеристику вы видите на слайде. Наша задача – сформировать у

ученика положительную внутреннюю мотивацию.

Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу

долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников,

из-за давления родных учеников и др. Если ученик решает задачу, то внешними

мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать

своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя.

Внутренние

мотивы -

интерес

к

процессу

деятельности,

интерес

к

результату

деятельности,

стремление

к

саморазвитию,

развитию

каких-либо

своих

качеств,

способностей.

Выделяют

несколько

типов

мотивации,

связанной

с

результатами

учения

(по

направленности на достижение целей):

1.

мотивация,

которая

условно

может

быть

названа отрицательной (если

я

наведу

порядок

на

столе,

то

меня

не

накажут).

Под

отрицательной

мотивацией

подразумевают

побуждения

школьника,

вызванные

осознанием

определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он

не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и

т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

2.

мотивация,

имеющая положительный

х а р а к т е р , основывается

на

положительных стимулах (Пример «Если я наведу порядок на столе, я получу

конфету»,

«если

я

не

буду

баловаться,

то

получу

конфету»). Если

это

мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания

могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего,

создание положительного общественного мнения и т.п

Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она

не

требует

дополнительного

подкрепления

(утолить

голод,

согреться

после

охлаждения).

Неустойчивой считается мотивация, которая не основана на нуждах человека, и она

требует дополнительного подкрепления (желание выучить иностранный язык).

Учебная мотивация подростков

Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым

сложным

в

детском

развитии.

Его

называют

переходным,

«трудным»,

«опасным

возрастом»,

«возрастом

бурь».

В

этих

названиях

зафиксирована

главная

его

особенность- переход от детства к взрослости. К этому возрасту относят школьников

11(12)-15(16)

лет.

За

это

время

протекает

бурная

физиологическая

перестройка

организма.

Трудным этот период является не только в плане воспитания, но и в отношении

учебных

достижений.

Снижается

успеваемость,

пропадает

интерес

к

учебе,

неуспешное

выполнение

учебных

заданий

перестает

восприниматься

как

нечто

огорчающее

и

трагическое.

Среди

школьников

нарастает

число

неуспевающих

подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе.

Низкая

мотивация

учения

одна

из

самых

распространенных

причин

неуспеваемости школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной

для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не

ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т.п. Причем учителя и

родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание

только на отметки ребенка. Не в каждой семье, да и в школе внушается ценность

образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных целей,

связанных

с

карьерой

и

материальным

благополучием.

Часто

для

родителей

и

учителей важен рейтинг учащихся именно по результатам их успеваемости, и не так

значимо,

что

стоит

за

этими

«пятерками»

-

глубокие

знания

или

фрагментарно,

необдуманно выученный материал.

Причины спада учебной мотивации у подростка:

1.

«Гормональный взрыв»;

2.

Нечетко сформировано чувство будущего;

3.

Отношение ученика к учителю;

4.

Личная значимость предмета;

5.

Непонимание цели учения;

6.

Страх перед школой.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: Мотивация – один из факторов

успешного

обучения

учащихся

на

уроках.

Снижение

положительной

мотивации

учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

Положительное отношение к учению характеризуется акти

вностью учеников в учебном

процессе,

умением

ставить

перспективные

цели,

предвидеть

результат

своей

учебной

деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые

ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им,

т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и

опорную точку в его переживании.

Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний +

ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

Таким

образом,

можно

сделать

следующие

выводы:

Мотивация

один

из

факторов

успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся

ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации,

которую

они

получают

от

учителя

и

из

учебной

литературы.

Однако

сама

по

себе

информация

вне

потребностей

ребенка

не

имеет

для

него

какого-либо

значения

и

не

оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо

деятельности.

Только

та

информация,

которая

как-то

созвучна

его

потребностям,

подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает

импульс к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно

быть

глубоко

мотивировано,

однако

не

с

помощью

создания

сиюминутных

интересов

(например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить

предпосылкой

к

возбуждению

и

воспитанию

глубоких

познавательных

интересов)

или

ссылок

на

практическую

значимость

в

будущей

жизни

(хотя

и

это

иногда

не

следует

упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение

проблем

научно-теоретического

познания

явлений

и

объектов

окружающего

мира,

на

овладение

методами

такого

познания.

Только

в

этом

случае

у

детей

будет

создаваться

перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет

создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.

Формировании мотивации – это широкое использование различных форм, методов обучения

и

организации

учебной

деятельности

на

основе

результатов

психолого-педагогической

диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Выделяют следующие методы мотивации.

Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная

игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 -

стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 - удовлетворение желания быть

значимой личностью.

Познавательные

методы

мотивации:

1

-

опора

на

жизненный

опыт,

2

-познавательный

интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных

решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся

кооперация.

Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об

обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия

поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные

методы

мотивации

:

1

-

развитие

желания

быть

полезным

отечеству,

2-

побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск

контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 -

взаимопроверка, 7 - рецензирование.

Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это

могут

быть

субъективные

причины,

связанные

с

особенностями

самих

школьников.

Например:

отсутствие

соответствующей

положительной

мотивации

ученика

(отсутствие

учебных,

научных,

профессиональных

интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования,

обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и

пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося

проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать,

отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем

знаний,

умений;

низким

уровнем

умственной

деятельности;

отсутствием

соответствующих волевых качеств.

Помимо

субъективных

причин,

обусловленных

особенностями

школьников,

могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого

учителя.

Например:

1)

учебный

материал,

используемый

на

уроке,

не

способствует

поддержанию

любознательности,

пробуждению

интереса,

не

соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или

слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет); 2) приемы и

методы

работы

на

уроке

не

соответствуют

пробуждению

активности

и

самостоятельности

детей

(однообразные

упражнения

на

уроке,

вопросы,

рассчитанные

только

на

запоминание);

3)

выбранные

педагогом

средства

побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению

(учитель

пытается

побудить

ученика

угрозой,

двойками,

в

то

время

как

причиной

отрицательного

отношения

является

отсутствие

нужного

уровня

знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях

и поощрять каждый шаг продвижения вперед). Все это требуется знать учителю

для

того,

чтобы

формирование

положительной

мотивации

в

учебной

деятельности было успешным.

Использование

в

учебной

деятельности

методов

и

приемов

современных

педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует

развитию

основных

мыслительных

операций,

коммуникативной

компетенции,

творческой активной личности.

Следует различать понятия мотив и цель.

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально

действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его

заниматься учебной деятельностью. Сами по себе знания, которые ученик получает в школе,

могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат,

избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес,

любознательность,

стремление

к

овладению

конкретными

умениями,

увлеченность

процессом

усвоения

знаний,

а

то,

что

будет

получено

в

результате

учения.

Выделяют

несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной

мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных

неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со

стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к

успешным результатам;

мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух

формах. Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления

соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом

учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности

усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п.

Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть

информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных

интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом

учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и

самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления

их способностей.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной

деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и

главное - показатели сформированности учебной деятельности школьников.

В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные

причины:

новые

установки

ученика

(например,

стремление

обходить

или

преодолевать

трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного

пути и др.

Ряд

отечественных

и

зарубежных

психологов

и

педагогов

придают

огромное

значение

изучению

и

формированию

внутренней

мотивации

(стремлению

к

накоплению

опыта,

мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как

мотив учения носит бескорыстный характер.

Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной

деятельности.

Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний +

ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

Итак: что такое «мотив»?

Мотив - это то, что побуждает деятельность

(является формой проявления потребности).

Что такое «мотивация»?

Мотивация - процесс побуждения себя и других

к деятельности для достижения личных целей



В раздел образования