Напоминание

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»


Автор: Шкуратова Анна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41 детский сад
Населённый пункт: г.Пятигорск Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Раздел: дошкольное образование





Назад




План самообразования

воспитателя второй младшей

группы на тему «Влияние

устного народного творчества

на развитие речи детей 3-4 лет»

Самообразование

по

теме: «Влияние

устного

народного

творчества

на

развитие речи детей 3-4 лет»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию

детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие,

познавательные,

коммуникативные

способности

детей

на

основе

устного

народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития

ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего

дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного

языка.

Важнейшим

источником

развития

выразительности

детской

речи

являются произведения устного народного творчества, в том числе малые

фольклорные

формы

(загадки,

заклички,

потешки,

прибаутки,

песенки,

скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное,

познавательное

и

эстетическое

значение

фольклора

огромно,

так

как

он

расширяет

знания

ребенка

об

окружающей

действительности,

развивает

умение

чувствовать

художественную

форму,

мелодику и ритм родного языка.

Возможность

использования

устного

народного

творчества

в

дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста

обусловлена

спецификой

содержания

и

форм

произведений

словесного

творчества

русского

народа,

характером

знакомства

с

ними

и

речевым

развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их

мягкому

юмору,

ненавязчивому

дидактизму

и

знакомым

жизненным

ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа,

выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его

способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только

овладевает

родным

языком,

но

и,

осваивая

его

красоту,

лаконичность

приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические

выходы

Изучение

методической

литературы

Сентябрь

- май

1.

Бабурина

Г.И.,

Кузина

Т.Ф. Народная педагогика

в

в о с п и т а н и и

дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и

п о г о в о р к и

р у с с к о г о

народа. М., 2009.

3.

Жаворонушки:

Песни,

приговорки,

п оте ш к и ,

прибаутки,

считалки

/

Сост.

Г.Науменко.

М.,

1998.

4. Князева О.Л., Маханёва

М.Д. Приобщение детей к

истокам русской культуры:

Учеб.-метод.

пособие

2-е

изд., перераб. и доп. сПб,.

2008.

5. Козырева Л.М. Говорю

красиво

и

пра вильно.

Развитие речи у детей от

рождения

до

5

лет.

М.,

2005.

6.

Русский

фольклор

/

Сост. В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Октябрь

О т г а д ы в а н и е

д е т ь м и

загадок.

Д о с у г

« В е ч е р

загадок».

Ноябрь

Театрализованная

постановка.

Инсценирование

русской народной

сказки

«Теремок».

Февраль

Про смот р

к у ко л ь н о го

т е а т р а

п о

р у с с к и м

н а р о д н ы м

с к а з к а м ,

хороводы,

подвижные

игры.

Развлечение

«Широкая

Масленица»

Март

Пальчиковые

игры

на

основе

русских

народных

потешек.

Игровая

деятельность

« П о и г р а е м

с

пальчиками».

Апрель

Знакомство

с

закличками,

Досуг

потешками о солнце.

«Солнышко,

нарядись,

красное,

покажись!»

Работа с семьёй

Январь

Разучивание

п от е ш е к ,

песенок,

скороговорок,

в ы с т у п л е н и е

д л я

родителей.

«Посиделки»

(творческий вечер

с

у ч а с т и е м

родителей)

Апрель

Совместное

творчество

детей и родителей.

Семейный

конкурс «Отгадай

загадку – нарисуй

отгадку»

Самореализаци

я

Март

Консультация для

воспитателей

«Влияние

русского

народного

т в о рч е с т в а

н а

р а зв и т и е

р е ч и

детей 3-4 лет».

Май

Открытый

показ

нод

во

второй младшей группе.

Открытое занятие

по развитию речи

в младшей группе

«Устное народное

творчество.

Потешки»

Май

Отчёт о

п р о д е л а н н о й

р а б о т е

п о

т е м е

с а м о о б р а з о в а н и я

н а

итоговом педсовете.

Выступление

на

педсовете.

Отчёт по теме самообразования

"Влияние устного народного

творчества на развитие речи

детей 3-4 лет"

В

2013-2014

учебном

году

мною

была

изучена

тема

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

3-4 лет».

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого

развития ребенка. Главная задача педагога в области развития

речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в

освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим

источником

развития

выразительности

детской

речи

являются

произведения

устного

народного

творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки,

заклички,

потешки,

прибаутки,

песенки,

скороговорки,

п о с л о в и ц ы ,

п о г о в о р к и ,

с ч и т а л к и ,

к о л ы б е л ь н ы е ) .

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение

фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об

окружающей действительности, развивает умение чувствовать

художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества

в

дошкольном

учреждении

для

развития

речи

д е т е й

дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и

форм

произведений

словесного

творчества

русского

народа,

характером

знакомства

с

ними

и

речевым

развитием

дошкольников.

Дети

хорошо

воспринимают

фольклорные

произведения

благодаря

их

мягкому

юмору,

ненавязчивому

дидактизму

и

знакомым жизненным ситуациям.

Устное

народное

творчество

-

неоценимое

богатство

каждого

народа,

выработанный

веками

взгляд

на

жизнь,

общество,

природу,

показатель

его

способностей

и

таланта.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает

родным

языком,

но

и,

осваивая

его

красоту,

лаконичность

приобщается

к

культуре

своего

народа,

получает

первые

впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству

детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками.

Материал

отбирала

в

соответствии

с

в о з р а с т н ы м и

возможностями детей. Деятельность детей была организована с

учётом интеграции образовательных областей.

В

ходе

работы

над

темой

самообразования

мною

была

собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают

словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в

которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее

яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство

с

потешками

начиналось

с

рассматривания

картинок,

иллюстраций,

игрушек.

В

предварительной

беседе

объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в

моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по

мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими

жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую

развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни

обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий

круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех

предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим

внешним видом.

В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился интерес к устному народному

творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании

благоприятного эмоционального и социально-психологического

климата для полноценного развития ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного

творчества на развитие речи ребёнка.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2013-2014 учебный год

Этапы работы по

самообразованию

Деятельность

1. Формирование

потребности в

самообразовании,

самооценка

подготовленности,

осознание

необходимости в

знаниях,

постановка целей и

задач.

Цель работы по самообразованию: объединить

усилия педагогов и родителей по воспитанию детей

с помощью произведений русского фольклора,

развить творческие, познавательные,

коммуникативные способности детей на основе

устного народного творчества.

2. Планирование

работы по

самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое

изучение

проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная

педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей

к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие

2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно.

Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М.,

2005.

4. Практическая

деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки

«Теремок».

Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

«Посиделки» (творческий вечер с участием

родителей)

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй

отгадку»

Консультация для воспитателей «Влияние

русского народного творчества на развитие речи

детей 3-4 лет».

Открытое занятие по развитию речи в младшей

группе «Устное народное творчество. Потешки»

Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение

итогов

самообразования.

В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился интерес к

устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о

создании благоприятного эмоционального и

социально-психологического климата для

полноценного развития ребенка;

-расширились представления о влиянии устного

народного творчества на развитие речи ребёнка.



В раздел образования