Автор: Шкуратова Анна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41 детский сад
Населённый пункт: г.Пятигорск Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Раздел: дошкольное образование
План самообразования
воспитателя второй младшей
группы на тему «Влияние
устного народного творчества
на развитие речи детей 3-4 лет»
Самообразование
по
теме: «Влияние
устного
народного
творчества
на
развитие речи детей 3-4 лет»
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию
детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие,
познавательные,
коммуникативные
способности
детей
на
основе
устного
народного творчества.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития
ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего
дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного
языка.
Важнейшим
источником
развития
выразительности
детской
речи
являются произведения устного народного творчества, в том числе малые
фольклорные
формы
(загадки,
заклички,
потешки,
прибаутки,
песенки,
скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное,
познавательное
и
эстетическое
значение
фольклора
огромно,
так
как
он
расширяет
знания
ребенка
об
окружающей
действительности,
развивает
умение
чувствовать
художественную
форму,
мелодику и ритм родного языка.
Возможность
использования
устного
народного
творчества
в
дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста
обусловлена
спецификой
содержания
и
форм
произведений
словесного
творчества
русского
народа,
характером
знакомства
с
ними
и
речевым
развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их
мягкому
юмору,
ненавязчивому
дидактизму
и
знакомым
жизненным
ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа,
выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его
способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только
овладевает
родным
языком,
но
и,
осваивая
его
красоту,
лаконичность
приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические
выходы
Изучение
методической
литературы
Сентябрь
- май
1.
Бабурина
Г.И.,
Кузина
Т.Ф. Народная педагогика
в
в о с п и т а н и и
дошкольника. М., 1995.
2. Даль В.И. Пословицы и
п о г о в о р к и
р у с с к о г о
народа. М., 2009.
3.
Жаворонушки:
Песни,
приговорки,
п оте ш к и ,
прибаутки,
считалки
/
Сост.
Г.Науменко.
М.,
1998.
4. Князева О.Л., Маханёва
М.Д. Приобщение детей к
истокам русской культуры:
Учеб.-метод.
пособие
2-е
изд., перераб. и доп. сПб,.
2008.
5. Козырева Л.М. Говорю
красиво
и
пра вильно.
Развитие речи у детей от
рождения
до
5
лет.
М.,
2005.
6.
Русский
фольклор
/
Сост. В. Аникин. М., 1985.
Работа с детьми
Октябрь
О т г а д ы в а н и е
д е т ь м и
загадок.
Д о с у г
« В е ч е р
загадок».
Ноябрь
Театрализованная
постановка.
Инсценирование
русской народной
сказки
«Теремок».
Февраль
Про смот р
к у ко л ь н о го
т е а т р а
п о
р у с с к и м
н а р о д н ы м
с к а з к а м ,
хороводы,
подвижные
игры.
Развлечение
«Широкая
Масленица»
Март
Пальчиковые
игры
на
основе
русских
народных
потешек.
Игровая
деятельность
« П о и г р а е м
с
пальчиками».
Апрель
Знакомство
с
закличками,
Досуг
потешками о солнце.
«Солнышко,
нарядись,
красное,
покажись!»
Работа с семьёй
Январь
Разучивание
п от е ш е к ,
песенок,
скороговорок,
в ы с т у п л е н и е
д л я
родителей.
«Посиделки»
(творческий вечер
с
у ч а с т и е м
родителей)
Апрель
Совместное
творчество
детей и родителей.
Семейный
конкурс «Отгадай
загадку – нарисуй
отгадку»
Самореализаци
я
Март
Консультация для
воспитателей
«Влияние
русского
народного
т в о рч е с т в а
н а
р а зв и т и е
р е ч и
детей 3-4 лет».
Май
Открытый
показ
нод
во
второй младшей группе.
Открытое занятие
по развитию речи
в младшей группе
«Устное народное
творчество.
Потешки»
Май
Отчёт о
п р о д е л а н н о й
р а б о т е
п о
т е м е
с а м о о б р а з о в а н и я
н а
итоговом педсовете.
Выступление
на
педсовете.
Отчёт по теме самообразования
"Влияние устного народного
творчества на развитие речи
детей 3-4 лет"
В
2013-2014
учебном
году
мною
была
изучена
тема
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
3-4 лет».
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого
развития ребенка. Главная задача педагога в области развития
речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в
освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим
источником
развития
выразительности
детской
речи
являются
произведения
устного
народного
творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки,
заклички,
потешки,
прибаутки,
песенки,
скороговорки,
п о с л о в и ц ы ,
п о г о в о р к и ,
с ч и т а л к и ,
к о л ы б е л ь н ы е ) .
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение
фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об
окружающей действительности, развивает умение чувствовать
художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества
в
дошкольном
учреждении
для
развития
речи
д е т е й
дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и
форм
произведений
словесного
творчества
русского
народа,
характером
знакомства
с
ними
и
речевым
развитием
дошкольников.
Дети
хорошо
воспринимают
фольклорные
произведения
благодаря
их
мягкому
юмору,
ненавязчивому
дидактизму
и
знакомым жизненным ситуациям.
Устное
народное
творчество
-
неоценимое
богатство
каждого
народа,
выработанный
веками
взгляд
на
жизнь,
общество,
природу,
показатель
его
способностей
и
таланта.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает
родным
языком,
но
и,
осваивая
его
красоту,
лаконичность
приобщается
к
культуре
своего
народа,
получает
первые
впечатления о ней.
В течение года большое внимание я уделила знакомству
детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками.
Материал
отбирала
в
соответствии
с
в о з р а с т н ы м и
возможностями детей. Деятельность детей была организована с
учётом интеграции образовательных областей.
В
ходе
работы
над
темой
самообразования
мною
была
собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают
словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в
которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее
яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство
с
потешками
начиналось
с
рассматривания
картинок,
иллюстраций,
игрушек.
В
предварительной
беседе
объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в
моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по
мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими
жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую
развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни
обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий
круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех
предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим
внешним видом.
В результате работы по теме самообразования
- у большинства детей повысился интерес к устному народному
творчеству;
-обогатилась устная речь;
-развились фантазия и воображение;
-у родителей сформировались представления о создании
благоприятного эмоционального и социально-психологического
климата для полноценного развития ребенка;
-расширились представления о влиянии устного народного
творчества на развитие речи ребёнка.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2013-2014 учебный год
Этапы работы по
самообразованию
Деятельность
1. Формирование
потребности в
самообразовании,
самооценка
подготовленности,
осознание
необходимости в
знаниях,
постановка целей и
задач.
Цель работы по самообразованию: объединить
усилия педагогов и родителей по воспитанию детей
с помощью произведений русского фольклора,
развить творческие, познавательные,
коммуникативные способности детей на основе
устного народного творчества.
2. Планирование
работы по
самообразованию.
Планирование работы по следующим разделам:
-изучение методической литературы;
-работа с детьми;
-работа с семьёй;
-самореализация.
3. Теоретическое
изучение
проблемы.
Изучение литературы по теме:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная
педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей
к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие
2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно.
Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М.,
2005.
4. Практическая
деятельность
Досуг «Вечер загадок».
Инсценирование русской народной сказки
«Теремок».
Развлечение «Широкая Масленица»
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
«Посиделки» (творческий вечер с участием
родителей)
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй
отгадку»
Консультация для воспитателей «Влияние
русского народного творчества на развитие речи
детей 3-4 лет».
Открытое занятие по развитию речи в младшей
группе «Устное народное творчество. Потешки»
Выступление на педсовете по изученной теме.
Отчёт по теме самообразования.
5. Подведение
итогов
самообразования.
В результате работы по теме самообразования
- у большинства детей повысился интерес к
устному народному творчеству;
-обогатилась устная речь;
-развились фантазия и воображение;
-у родителей сформировались представления о
создании благоприятного эмоционального и
социально-психологического климата для
полноценного развития ребенка;
-расширились представления о влиянии устного
народного творчества на развитие речи ребёнка.