Напоминание

Оценка личностных результатов как важный аспект гражданско-патриотического, нравственного воспитания школьников


Автор: Бадашканова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №18
Населённый пункт: город Улан-Удэ, республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Оценка личностных результатов как важный аспект гражданско-патриотического, нравственного воспитания школьников
Раздел: среднее образование





Назад




ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ГРАЖДАНСКО-

ПАТРИОТИЧЕСКОГО, НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Бадашканова Ольга Владимировна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №18» г. Улан-Удэ

В настоящее время, на фоне глобальных перемен в экономической, политической,

социокультурной

жизни

страны

наблюдается

снижение

нравственной

устойчивости

человека, его способности к сохранению национальных ценностей. Поэтому особую роль

приобретают проблемы формирования духовного-нравственного и физически здорового

подрастающего поколения, воспитания истинных патриотов, самостоятельно мыслящих,

активно

действующих,

обладающих

интеллектуальным

потенциалом

и

нравственными

принципами.

Ответом

на

вызов

времени

являются

требования

ФГОС,

личностные

результаты

обучения

предполагают

приобщение

школьников

к

культурному

наследию

России и мира, воспитание нравственно-здорового гражданина, ответственного за свои

поступки; патриота, гордящегося подвигами соотечественников, знающего историю страны

и семьи.

В свете внедрения ФГОС перед школой стоит важная задача: подготовить выпускника,

адаптированного

к

новым

условиям

жизни,

конкурентоспособного,

отвечающего

требованиям информационного общества. Поэтому приоритетной целью образовательного

учреждения

в

соответствии

с

требованиями

Федеральных

го сударственных

образовательных

стандартов

нового

поколения

становится

достижение

учащимися

личностных результатов.

В

условиях

информатизации

менее

важными

становится

приобретения

знаний

«впрок», так как успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую

личностную зрелость. В школе обучающийся учится ставить адекватные цели, находить

ресурсы,

выбирать

оптимальные

способы

поведения,

успешно

взаимодействовать

с

другими, мотивировать себя и партнера, давать адекватную оценку себе и товарищу .

Поэтому одной из приоритетных задач педагогов становится отслеживание личностных

результатов развития школьника, объектом оценки которых являются сформированные у

учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

- самоопределение

- смыслоообразование

- саморазвитие

Согласно требованиям стандарта личностные результаты должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности (гордость за страну,

народ, его историю),

- осознание этнической и национальной принадлежности;

- формирование ценностей многонационального общества, гуманизма и демократии;

-

целостный,

социально

ориентированный

взгляд

на

мир

его

единстве

и

разнообразии природы, народов, культур);

- уважение к иному мнению, культуре;

- овладение началами адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение роли ученика, развитие мотивов учебы, ее личностного смысла;

- развитие самостоятельности, личной ответственности за поступки,

на

основе

представлений

о

нравственных

нормах,

социальной

справедливости

и

свободе;

- формирование эстетических потребностей и ценностей;

-

развитие

этических

чувств,

доброжелательности,

отзывчивости,

понимания

и

сопереживания другим;

- развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и выходить из

спорных ситуаций;

- установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду,

работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные

результаты

определяются

в

ходе

решения

предметной

задачи

в

соответствии

с

этапами

урока:

Например,

на

организационно-мотивационном

этапе

определяются

устойчивость

учебно-познавательной

мотивации,

интерес

к

учению,

осознание самого себя как движущей силы своего саморазвития. На этапе целеполагания

проявляется готовность к самообразованию, приобщению к культурному наследию России

и мира. На этапе актуализации предметных, метапредметных и личностных результатов

выявляется

адекватная

оценка

своих

возможностей

достижения

целей

определенной

сложности в самостоятельной, парной и групповой деятельности , также самостоятельная

оценка правильности выполнения задания и внесение необходимых корректив . На этапе

закрепления знаний, фиксации предметных, метапредметных и личностных результатов

определяется использование полученного опыта, информации для обогащения предметных

знаний. На этапе диагностики, самодиагностики и рефлексии результатов формируется

программа

личных

достижений,

преодоления

проблемных

зон

в

знании

и

способах

деятельности.

На

этапе

проектирования

дифференцированного

домашнего

задания

определяется самостоятельный контроль своего времени и способность распределять объем

материала, актуальный контроль на уровне самовольного внимания, самоанализ результатов

и самооценка готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

Из опыта работы.

Очень сложно и неоднозначно оцениваются личностные результаты. В своей практике

использую различные методики и приемы самооценки. Например, в классном руководстве

использую «Копилку добрых дел звездочета». Ребята сами оценивают свою работу, внос в

дела

класса

и

рисуют

звезды

в

листах

звездочёта.

В

конце

каждого

урока

на

этапе

рефлексии прошу обучающихся ответить на вопрос: «Урок был полезен? Почему? Чем?»,

«Что

мне

удалось?

Над

чем

нужно

еще

поработать?»

или

продолжить

предложение:

«Сегодня на уроке…» . Такое завершение урока способствует формированию навыков

оценки личных достижений, определению проблемных зон, проектированию домашней

работы. После мероприятий, посвященных военным событиям, где речь идет о подвигах, о

памяти

героев,

нравственном

выборе,

считаю

целесообразным

личностную

рефлексию

проводить путем зажигания «Вечного огня», когда каждый ребенок прикрепляет свой язык

пламени,

делая

выбор

цвета.

Где

красный

цвет

обозначает

восторг,

оранжевый

-

уважение, синий – долг, желтый –бесстрашие, белый – равнодушие. Оценка личностных

результатов является важным аспектом духовно-нравственного развития обучающихся



В раздел образования