Автор: Бадашканова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №18
Населённый пункт: город Улан-Удэ, республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Оценка личностных результатов как важный аспект гражданско-патриотического, нравственного воспитания школьников
Раздел: среднее образование
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ГРАЖДАНСКО-
ПАТРИОТИЧЕСКОГО, НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Бадашканова Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №18» г. Улан-Удэ
В настоящее время, на фоне глобальных перемен в экономической, политической,
социокультурной
жизни
страны
наблюдается
снижение
нравственной
устойчивости
человека, его способности к сохранению национальных ценностей. Поэтому особую роль
приобретают проблемы формирования духовного-нравственного и физически здорового
подрастающего поколения, воспитания истинных патриотов, самостоятельно мыслящих,
активно
действующих,
обладающих
интеллектуальным
потенциалом
и
нравственными
принципами.
Ответом
на
вызов
времени
являются
требования
ФГОС,
личностные
результаты
обучения
предполагают
приобщение
школьников
к
культурному
наследию
России и мира, воспитание нравственно-здорового гражданина, ответственного за свои
поступки; патриота, гордящегося подвигами соотечественников, знающего историю страны
и семьи.
В свете внедрения ФГОС перед школой стоит важная задача: подготовить выпускника,
адаптированного
к
новым
условиям
жизни,
конкурентоспособного,
отвечающего
требованиям информационного общества. Поэтому приоритетной целью образовательного
учреждения
в
соответствии
с
требованиями
Федеральных
го сударственных
образовательных
стандартов
нового
поколения
становится
достижение
учащимися
личностных результатов.
В
условиях
информатизации
менее
важными
становится
приобретения
знаний
«впрок», так как успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую
личностную зрелость. В школе обучающийся учится ставить адекватные цели, находить
ресурсы,
выбирать
оптимальные
способы
поведения,
успешно
взаимодействовать
с
другими, мотивировать себя и партнера, давать адекватную оценку себе и товарищу .
Поэтому одной из приоритетных задач педагогов становится отслеживание личностных
результатов развития школьника, объектом оценки которых являются сформированные у
учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
- самоопределение
- смыслоообразование
- саморазвитие
Согласно требованиям стандарта личностные результаты должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности (гордость за страну,
народ, его историю),
- осознание этнической и национальной принадлежности;
- формирование ценностей многонационального общества, гуманизма и демократии;
-
целостный,
социально
ориентированный
взгляд
на
мир
(в
его
единстве
и
разнообразии природы, народов, культур);
- уважение к иному мнению, культуре;
- овладение началами адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение роли ученика, развитие мотивов учебы, ее личностного смысла;
- развитие самостоятельности, личной ответственности за поступки,
на
основе
представлений
о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и
свободе;
- формирование эстетических потребностей и ценностей;
-
развитие
этических
чувств,
доброжелательности,
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания другим;
- развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и выходить из
спорных ситуаций;
- установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные
результаты
определяются
в
ходе
решения
предметной
задачи
в
соответствии
с
этапами
урока:
Например,
на
организационно-мотивационном
этапе
определяются
устойчивость
учебно-познавательной
мотивации,
интерес
к
учению,
осознание самого себя как движущей силы своего саморазвития. На этапе целеполагания
проявляется готовность к самообразованию, приобщению к культурному наследию России
и мира. На этапе актуализации предметных, метапредметных и личностных результатов
выявляется
адекватная
оценка
своих
возможностей
достижения
целей
определенной
сложности в самостоятельной, парной и групповой деятельности , также самостоятельная
оценка правильности выполнения задания и внесение необходимых корректив . На этапе
закрепления знаний, фиксации предметных, метапредметных и личностных результатов
определяется использование полученного опыта, информации для обогащения предметных
знаний. На этапе диагностики, самодиагностики и рефлексии результатов формируется
программа
личных
достижений,
преодоления
проблемных
зон
в
знании
и
способах
деятельности.
На
этапе
проектирования
дифференцированного
домашнего
задания
определяется самостоятельный контроль своего времени и способность распределять объем
материала, актуальный контроль на уровне самовольного внимания, самоанализ результатов
и самооценка готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.
Из опыта работы.
Очень сложно и неоднозначно оцениваются личностные результаты. В своей практике
использую различные методики и приемы самооценки. Например, в классном руководстве
использую «Копилку добрых дел звездочета». Ребята сами оценивают свою работу, внос в
дела
класса
и
рисуют
звезды
в
листах
звездочёта.
В
конце
каждого
урока
на
этапе
рефлексии прошу обучающихся ответить на вопрос: «Урок был полезен? Почему? Чем?»,
«Что
мне
удалось?
Над
чем
нужно
еще
поработать?»
или
продолжить
предложение:
«Сегодня на уроке…» . Такое завершение урока способствует формированию навыков
оценки личных достижений, определению проблемных зон, проектированию домашней
работы. После мероприятий, посвященных военным событиям, где речь идет о подвигах, о
памяти
героев,
нравственном
выборе,
считаю
целесообразным
личностную
рефлексию
проводить путем зажигания «Вечного огня», когда каждый ребенок прикрепляет свой язык
пламени,
делая
выбор
цвета.
Где
красный
цвет
обозначает
восторг,
оранжевый
-
уважение, синий – долг, желтый –бесстрашие, белый – равнодушие. Оценка личностных
результатов является важным аспектом духовно-нравственного развития обучающихся