Напоминание

"Работа над произведением Э. Грига "Кобольд"


Автор: Пересецкая Валерия Львовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Нерюнгри РС(Я)
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Работа над произведением Э. Грига "Кобольд"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок на тему: «Работа над произведением Э. Грига «Кобольд»

Цель: Развить творческое воображение учащегося для создания

художественного образа в этом произведении.

Задачи: Добиться технической свободы исполнения, ритмической и

интонационной точности и активизации слухового контроля.

Ход урока

I.

Вступление.

1.Кобольд - мифический персонаж, его характеристика.

II. Содержание урока:

- определение средств выразительности

- фразировка и цельность формы

- работа над интонацией

- метро- ритм

- технические трудности и пути их преодоления

- динамика, темп

III. Заключение.

Ключевые основы для воплощения художественного замысла композитора

В

своей

музыке

Григ

нередко

воплощал

фантастические

образы

сказочных существ, которыми по народным поверьям населена таинственная

природа Норвегии. Все это были духи: большие и маленькие, добрые и злые,

уродливые

и

прекрасные.

Этими

сказочными

существами

были гномы,

(добрые

бородатые

карлики), тролли (

великаны

и

очень

маленькие,

уродливые,

с

2-3

головами,

обладают

огромной

силой

), эльфы (добрые

светлые

духи

леса), сильфы

(это

женские

духи

воздуха,

выглядят

как

красивые девушки), и наконец кобольды.

Слово «Кобольд»

переводится с французского языка как гоблин. В

мифологии

-

это

небольшие

уродливые

существа,

которые

обитали

в

пещерах, под землей. Они не выносили солнечного света и вели активный

ночной образ жизни. Они отличаются злобным нравом, обожают устраивать

камнепады, они сильные и крепкие, хотя маленькие как дети. В то же время

они

большие

озорники,

могут

становиться

невидимками.

У

них

рыжие

волосы

и

бороды.

В

одном

из

произведений

дается

вот

такое

описание

кобольда: «…в нескольких шагах от себя, среди обвалившихся камней, я

увидел маленького кобольда. Он был ростом с человеческого младенца, с

большой головой и тонким тельцем, до пола у него свисала ярко-рыжая

борода, а на голове торчали маленькие едва заметные ушки…»

Анализируем форму произведения (трёхчастная),

Ка к и м и

с р ед с т в а м и

п ол ь зуе т с я

Гр и г

д л я

передачи

фантастического образа гнома?

- Тональность (ми бемоль минор)- носит элемент фантастики, много

бемолей, используется она не так часто.

-Темп- какой?

Очень быстрый. «Аллегро мольто» (что в переводе

означает очень скоро.

-Размер

4/4

(перечеркнутый),

т.е.

2/4,

что

делает

темп

еще

более

стремительным.

Динамика контрастная

(преобладает

РР

с

проблесками

внезапного

Форте).

-Штрихи- много стаккато, острая ритмика

- Использование низкого регистра придает музыке таинственность ,

сказочность.

-Красочность

гармонии- часто

используются

ум.

Трезвучия

и

ум.

Септаккорды- это как бы нагнетает сумрачность звучания и подчеркивает, что

действие происходит в подземелье.

1 часть.

В этой пьесе один образ причудливого и в то же время коварного

сказочного персонажа.

Для того чтобы создать цельный образ, на мой взгляд, нужно во главу

угла поставить 2 момента: это точный ритм, как основа, и наложенная на

него

мелодия,

которая

должна

развиваться

как

бы

единым

сплошным

потоком.

По

сути,

вся

1ч-это

одно

предложение.

Т.

о.

надо

добиться

цельности каждой фразы и затем объединить их между собой.

Небольшое 2-тактовое вступление (острое стаккато, низкий регистр)

уже сразу вводит нас в атмосферу таинственной сказочности. Дальше идет 1-

я фраза, которая не должна отрываться от вступления. Мы должны ее так

исполнить, чтобы она звучала как продолжение, а не новое начало. Здесь я

столкнулась еще с тем, что при переходе с 16-тых на восьмушки теряется

пульсация. Здесь поможет слуховой контроль и внимание на этом моменте. И,

конечно, нужно слышать верхние ноты в интервалах, а затем и в аккордах в

средней части.

1 ч. состоит из 3-х фраз. Каждую из них надо выдержать на одном

дыхании.

Особенно

сложно

это

сделать

в

3-ьей

фразе

(из-за

коротких

мотивов, которые пытаются прервать целостность фразы.)

С каждым новым проведением мелодии усиливается динамика, нарастает

напряжение, интонация становится более энергичной и возникает ощущение

суетливости (как раз в 3-ьей фразе). Далее мелодия постепенно уходит в

нижний регистр, затихает на рр, прерывается паузами. Как будто кобольд

скрылся. И вдруг очень неожиданно и резко на «ф» звучит доминантовое

трезвучие (Си ь мажор) в виде арпеджио.

На

мой

взгляд,

в

этом

как

раз

заключается

коварство

кобольда:

вроде

скрылся в подземелье и тут же неожиданно оказался у нас перед глазами.

Пассаж

длинного арпеджио-это самое технически сложное место в этой

пьесе.

Как мы его учили? (ПОКАЗЫВАЕМ КАЖДЫЙ ПРИЕМ) :

Руки глубоко в черных. Чтобы точно знать, где поставить 2 палец надо

собрать звуки в аккорд.

1.

Остановка на си ь- подмена пальцев (5-1)

2.

Потом поучить таким образом- переносим аккорды на октаву

3.

Целиком играем пассаж, помогая корпусом (наклонить корпус по

движению рук вправо)

4.

Аккорд в левой руке. – приготовить точно в тот момент, когда правая

будет

в

1-ой

октаве,

(когда

глазами

можно

будет

зафиксировать

одновременно 2 руки).

Конец 1 ч. у меня вызывает ассоциации, связанные с превращением одного

сказочного героя в другого,

как в наших рус. сказках . Это резкое быстрое

движение (например, прыгнул на пенек - и уже другой персонаж).

Или другой пример: »Волшебная лампа Алладина» (джин появляется …).

Ср. часть.

Действие

пьесы,

по-видимому,

происходит

глубоко

в

подземелье:

субконтроктава,

РР.

Возникает

ощущение

бурчания

или

возни

какой-то.

Первая и вторая фразы как будто переговариваются между собой. Причем,

правая рука отвечает левой руке

движением мелодии по хроматизму, по

звукам ум. Септаккорда. Этим подчеркивается сумрачность образа. 3-ья и 4-

ая

фразы

строятся

также.

А

вот

дальше

остаются

только

нисходящие

хроматические пассажи, которые стремительно и смело поднимаются вверх.

Мне кажется, что этим Григ хотел показать, что его персонаж очень сильный

и готовый все снести на своем пути. И очень неожиданно, вместо ожидаемой,

как нам кажется, кульминации, на пике динамики вдруг наступает

До-мажорный эпизод.

Этот эпизод звучит на Р, очень светло, «нежно»--как

будто мы взываем к добру и хотим договориться с кобольдом по-хорошему.

В терциях очень важно слышать верхние нотки (это не просто, т.к. играем 5-

ым пальцем в верхнем регистре.) Это касается и 1-ой части пьесы. Поэтому

здесь большое внимание слуховому контролю. Т.к. 5 палец короткий, ему

надо помочь локтем.

В этой пьесе Григ использует очень красочные эффекты:

-неожиданный вихрь воздуха в конце 1 и 3 части;

-внезапно появившийся до- мажорный эпизод;

-в главной кульминации пьесы, когда неожиданно вторгается «чужой» звук

для

ми-мажора----си

ь,

который

находится

в

тритоновом

отношении

к

гармонии трезвучия Ми-мажор.

Это все создает впечатление сказочной таинственности.

Дальше наступает реприза и все начинается сначала: значит, договориться с

кобольдом нам не удалось.

Заключение.

Пьеса «Кобольд»- яркая, эмоциональная, техничная. Поэтому задача ученика

и педагога - добиться свободы исполнения, интонационной и ритмической

точности и конечно постоянно обращаться к воображению ребенка, чтобы

вызвать в его душе эмоциональный отклик.

Для

достижения

технической

свободы

вычленяли

трудные

места

и

отрабатывали их.

Благодаря тем средствам выразительности, которые использует Григ в этой

пьесе, его сказочный персонаж

можно нарисовать в своем воображении,

даже не зная, как он выглядит, потому, что они как будто бы оживает в музыке

Грига.

Т.к.

мир

сказок

и

игрушек

близок

и

понятен

детям

-

это

та

сфера

исполнительской

деятельности

уч-ся,

которая

обычно

дает

хорошие

результаты.



В раздел образования