Автор: Пересецкая Валерия Львовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Нерюнгри РС(Я)
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Работа над произведением Э. Грига "Кобольд"
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок на тему: «Работа над произведением Э. Грига «Кобольд»
Цель: Развить творческое воображение учащегося для создания
художественного образа в этом произведении.
Задачи: Добиться технической свободы исполнения, ритмической и
интонационной точности и активизации слухового контроля.
Ход урока
I.
Вступление.
1.Кобольд - мифический персонаж, его характеристика.
II. Содержание урока:
- определение средств выразительности
- фразировка и цельность формы
- работа над интонацией
- метро- ритм
- технические трудности и пути их преодоления
- динамика, темп
III. Заключение.
Ключевые основы для воплощения художественного замысла композитора
В
своей
музыке
Григ
нередко
воплощал
фантастические
образы
сказочных существ, которыми по народным поверьям населена таинственная
природа Норвегии. Все это были духи: большие и маленькие, добрые и злые,
уродливые
и
прекрасные.
Этими
сказочными
существами
были гномы,
(добрые
бородатые
карлики), тролли (
великаны
и
очень
маленькие,
уродливые,
с
2-3
головами,
обладают
огромной
силой
), эльфы (добрые
светлые
духи
леса), сильфы
(это
женские
духи
воздуха,
выглядят
как
красивые девушки), и наконец кобольды.
Слово «Кобольд»
переводится с французского языка как гоблин. В
мифологии
-
это
небольшие
уродливые
существа,
которые
обитали
в
пещерах, под землей. Они не выносили солнечного света и вели активный
ночной образ жизни. Они отличаются злобным нравом, обожают устраивать
камнепады, они сильные и крепкие, хотя маленькие как дети. В то же время
они
большие
озорники,
могут
становиться
невидимками.
У
них
рыжие
волосы
и
бороды.
В
одном
из
произведений
дается
вот
такое
описание
кобольда: «…в нескольких шагах от себя, среди обвалившихся камней, я
увидел маленького кобольда. Он был ростом с человеческого младенца, с
большой головой и тонким тельцем, до пола у него свисала ярко-рыжая
борода, а на голове торчали маленькие едва заметные ушки…»
Анализируем форму произведения (трёхчастная),
Ка к и м и
с р ед с т в а м и
п ол ь зуе т с я
Гр и г
д л я
передачи
фантастического образа гнома?
- Тональность (ми бемоль минор)- носит элемент фантастики, много
бемолей, используется она не так часто.
-Темп- какой?
Очень быстрый. «Аллегро мольто» (что в переводе
означает очень скоро.
-Размер
4/4
(перечеркнутый),
т.е.
2/4,
что
делает
темп
еще
более
стремительным.
Динамика контрастная
(преобладает
РР
с
проблесками
внезапного
Форте).
-Штрихи- много стаккато, острая ритмика
- Использование низкого регистра придает музыке таинственность ,
сказочность.
-Красочность
гармонии- часто
используются
ум.
Трезвучия
и
ум.
Септаккорды- это как бы нагнетает сумрачность звучания и подчеркивает, что
действие происходит в подземелье.
1 часть.
В этой пьесе один образ причудливого и в то же время коварного
сказочного персонажа.
Для того чтобы создать цельный образ, на мой взгляд, нужно во главу
угла поставить 2 момента: это точный ритм, как основа, и наложенная на
него
мелодия,
которая
должна
развиваться
как
бы
единым
сплошным
потоком.
По
сути,
вся
1ч-это
одно
предложение.
Т.
о.
надо
добиться
цельности каждой фразы и затем объединить их между собой.
Небольшое 2-тактовое вступление (острое стаккато, низкий регистр)
уже сразу вводит нас в атмосферу таинственной сказочности. Дальше идет 1-
я фраза, которая не должна отрываться от вступления. Мы должны ее так
исполнить, чтобы она звучала как продолжение, а не новое начало. Здесь я
столкнулась еще с тем, что при переходе с 16-тых на восьмушки теряется
пульсация. Здесь поможет слуховой контроль и внимание на этом моменте. И,
конечно, нужно слышать верхние ноты в интервалах, а затем и в аккордах в
средней части.
1 ч. состоит из 3-х фраз. Каждую из них надо выдержать на одном
дыхании.
Особенно
сложно
это
сделать
в
3-ьей
фразе
(из-за
коротких
мотивов, которые пытаются прервать целостность фразы.)
С каждым новым проведением мелодии усиливается динамика, нарастает
напряжение, интонация становится более энергичной и возникает ощущение
суетливости (как раз в 3-ьей фразе). Далее мелодия постепенно уходит в
нижний регистр, затихает на рр, прерывается паузами. Как будто кобольд
скрылся. И вдруг очень неожиданно и резко на «ф» звучит доминантовое
трезвучие (Си ь мажор) в виде арпеджио.
На
мой
взгляд,
в
этом
как
раз
заключается
коварство
кобольда:
вроде
скрылся в подземелье и тут же неожиданно оказался у нас перед глазами.
Пассаж
длинного арпеджио-это самое технически сложное место в этой
пьесе.
Как мы его учили? (ПОКАЗЫВАЕМ КАЖДЫЙ ПРИЕМ) :
Руки глубоко в черных. Чтобы точно знать, где поставить 2 палец надо
собрать звуки в аккорд.
1.
Остановка на си ь- подмена пальцев (5-1)
2.
Потом поучить таким образом- переносим аккорды на октаву
3.
Целиком играем пассаж, помогая корпусом (наклонить корпус по
движению рук вправо)
4.
Аккорд в левой руке. – приготовить точно в тот момент, когда правая
будет
в
1-ой
октаве,
(когда
глазами
можно
будет
зафиксировать
одновременно 2 руки).
Конец 1 ч. у меня вызывает ассоциации, связанные с превращением одного
сказочного героя в другого,
как в наших рус. сказках . Это резкое быстрое
движение (например, прыгнул на пенек - и уже другой персонаж).
Или другой пример: »Волшебная лампа Алладина» (джин появляется …).
Ср. часть.
Действие
пьесы,
по-видимому,
происходит
глубоко
в
подземелье:
субконтроктава,
РР.
Возникает
ощущение
бурчания
или
возни
какой-то.
Первая и вторая фразы как будто переговариваются между собой. Причем,
правая рука отвечает левой руке
движением мелодии по хроматизму, по
звукам ум. Септаккорда. Этим подчеркивается сумрачность образа. 3-ья и 4-
ая
фразы
строятся
также.
А
вот
дальше
остаются
только
нисходящие
хроматические пассажи, которые стремительно и смело поднимаются вверх.
Мне кажется, что этим Григ хотел показать, что его персонаж очень сильный
и готовый все снести на своем пути. И очень неожиданно, вместо ожидаемой,
как нам кажется, кульминации, на пике динамики вдруг наступает
До-мажорный эпизод.
Этот эпизод звучит на Р, очень светло, «нежно»--как
будто мы взываем к добру и хотим договориться с кобольдом по-хорошему.
В терциях очень важно слышать верхние нотки (это не просто, т.к. играем 5-
ым пальцем в верхнем регистре.) Это касается и 1-ой части пьесы. Поэтому
здесь большое внимание слуховому контролю. Т.к. 5 палец короткий, ему
надо помочь локтем.
В этой пьесе Григ использует очень красочные эффекты:
-неожиданный вихрь воздуха в конце 1 и 3 части;
-внезапно появившийся до- мажорный эпизод;
-в главной кульминации пьесы, когда неожиданно вторгается «чужой» звук
для
ми-мажора----си
ь,
который
находится
в
тритоновом
отношении
к
гармонии трезвучия Ми-мажор.
Это все создает впечатление сказочной таинственности.
Дальше наступает реприза и все начинается сначала: значит, договориться с
кобольдом нам не удалось.
Заключение.
Пьеса «Кобольд»- яркая, эмоциональная, техничная. Поэтому задача ученика
и педагога - добиться свободы исполнения, интонационной и ритмической
точности и конечно постоянно обращаться к воображению ребенка, чтобы
вызвать в его душе эмоциональный отклик.
Для
достижения
технической
свободы
вычленяли
трудные
места
и
отрабатывали их.
Благодаря тем средствам выразительности, которые использует Григ в этой
пьесе, его сказочный персонаж
можно нарисовать в своем воображении,
даже не зная, как он выглядит, потому, что они как будто бы оживает в музыке
Грига.
Т.к.
мир
сказок
и
игрушек
близок
и
понятен
детям
-
это
та
сфера
исполнительской
деятельности
уч-ся,
которая
обычно
дает
хорошие
результаты.