Автор: Дагиева Марина Альвиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ "Центр образования имени Первого Президента ЧР, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова"
Населённый пункт: г Грозный, Чеченнской Республики
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Могогранники"
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Многогранники».
Тип урока:
урок изучения нового материала
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.
Цель урока:
создать условия для формирования представления о многограннике.
Планируемые результаты:
предметные умения: познакомиться с понятием «многогранник», «грани», «вершины», «ребра многогранника» .
метапредметные умения:
- регулятивные умения: развивать умение формулировать тему и цели урока, планировать свою деятельность,; выполнять учебное
задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять учебное действие в соответствии с
планом;
-
познавательные умения: учить
делать выводы на основе обобщения знаний; определять отличительные особенности им и
обосновывать своё мнение;
-
коммуникативные умения: учить договариваться с одноклассниками, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы; формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; согласовывать позиции и
находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата.
личностные умения: поддерживать интерес к изучению математики; осознание собственных достижений при освоении учебной
темы.
Материально-техническое обеспечение урока:
Книгопечатная продукция
Технические средства
Учебник «Математика» часть первая, программы «Начальная школа 21 века» авторы
В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачёва. Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2013год
мультимедийный проектор
Толковый словарь
персональный компьютер
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийная презентация
аудиозапись Музыкальная разминка Физминутка
. mp 3
Дидактический материал
демонстрационный
раздаточный
Слова на табличках:
многогранник, грани, вершина, ребро, загадка
карточки с заданием для самостоятельной
работы
Листы с темой и целью урока.
план отчета группы
рабочие листы
план работы в группах
листы с домашним заданием
Конструктора «
CUBORO BASIC
», «Тико»,
«Магнитный конструктор»
Ход урока
Этап урока, цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Результат
I. Организационный
момент
включение в учебную
деятельность
-Здравствуйте дети! Поприветствуйте
наших гостей.
-Прозвенел большой звонок…
- Дежурный твой отчёт.
- Желаю успешной работы.
-Здравствуйте (кивок головой)
-Начинается урок (продолжают фразу)
- Сегодня 20 ноября, вторник. У нас
урок математики.
Настрой на работу
II. Актуализация знаний
1)
создать
мотивацию
к
учебной деятельности;
2)
актуализировать знания
обучающихся по теме
«Единицы измерения»;
-Ребята, что вы видите на доске?
На доске: км, см, м, дм, мм, ч, мин, сут,
сек, дм , т, кг, гр.
-Что можно сделать с этими
единицами измерения?
-Пожалуйста,
выходите
3
человека
к
доске.
-Следующее задание.
Расположите в
порядке возрастания, начиная с
наименьшей единицы длины
-Молодцы. Что сейчас делали и
зачем?
-Единицы измерения.
-Разделить на группы.
Выходят
3
человека
и
делят
на
3
группы: единицы длинны ( км, см, м,
дм, мм), единицы времени (ч, мин, сут,
сек ), единицы массы ( ц,т, кг, гр)
единицы длинны (мм, см, дм м, км),
единицы
времени
(сек,
мин,ч,
сут),
единицы массы ( гр, кг, т, ц,)
-Повторяли единицы измерения и их
последовательность от самой
маленькой
Вспомнили ; единицы
и з м е р е н и я
и
и х
последовательность
III.
Постановка
учебной
задачи
определить цель и
зафиксировать тему урока;
*включаю экран
-Посмотрите на экран. Что вы видите?
-Назовите эти углы.
-Углы
Сформулировали
тема
и цель урока; выявили
место затруднений
-С каким из этих углов нам удобнее
работать?
-Молодцы.
-А
теперь
возьмите
жёлтый
лист
бумаги.
-Что на нём изображено?
-Прочитайте
внимательно
задание
и
выполните его.
Приложение 1.
1.
-Построить фигуру, если известны
координаты:
А (0;2) В (2;5) С (9;2)
2.
-Постройте фигуру, если точки
А (3;2) В (6;5) С (3;5), Д (6;2) .
3.
-С координатным углом.
-Координатный угол и даны
координаты.
Выполняют задание.
- Постройте фигуру, если известны
координаты её вершин
А (1;6) В (6;6) С (1;4) Д (6;4)
- Проверим
-Что у вас получись?
-Вы просто молодцы.
-
Как можно назвать эти фигуры?
-Почему они плоские?
-Благодаря этим фигурам мы с вами
сейчас поделимся на лаборатории.
1 лаборатория: треугольники.
2 лаборатория: квадраты.
3 лаборатория: прямоугольники.
-Ребята,
а
вы
знаете,
что
такое
лаборатория?
-А кто работает в лаборатории?
-Правильно. Молодцы.
-Предлагаю
Вам
сегодня
побыть
-Геометрические фигуры
1: треугольник
2: квадрат
3: прямоугольник
-Геометрические фигуры плоские
-Они лежат на поверхности
Делятся на лаборатории. Садятся
группами.
-Это место, в котором что-то
изучают.
-Лаборанты- люди которые
занимаются изучением чего либо.
Одевают нарукавники.
лаборантами.
Раздаю нарукавники.
-Как вы думаете, на математике мы, что
будем изучать?
-Да, вы правы.
-Недавно
я
посмотрела
одно
очень
интересное видео и предлагаю сейчас
вам посмотреть.
Включаю видео.
-Что вы увидели?
-А если мы возьмём другую
геометрическую фигуру, что
получится? Например, треугольник
-А из прямоугольника?
-А каким одним словом можно
объединить куб, пирамиду и
параллелограмм? Какие они?
-Какой вывод можем сделать?
Открываю таблицу.
-Почему они называются объёмные?
-Давайте
определим
сходства
и
различия куба и квадрата.
-Геометрические фигуры
Смотрят видео
-Из квадрата получается куб.
-Получится пирамида
-Параллелограмм
-Объёмные
-Геометрические
фигуры
могут
быть
объёмные и плоские
-Внутри объём
Находят сходства и отличия.
На этом уроки мы с вами лаборанты и
возьмём
только
одну
объёмную
геометрическую
фигуру.
А
чтобы
определить какую фигуру выбрать
мы
поиграем в игру, которая называется
«Кот в мешке».
Я вызову к нам капитана класса и он
из
мешка
вытянет
одну
фигуру.
Какую фигуру он вытянет ту и будем
изучать сегодня на уроке.
- Какую фигуру вытянул капитан?
-Ребята,
возьмите
на
столе
куб.
Посмотрите из чего он состоит?
-Квадраты из которых составлен куб-
это
грани
куба.
Найдите
у
вас
на
кубе грани.
Выходит
капитан
класса
и
достаёт
геометрическую фигуру.
-Куб
-Из квадратов.
-Находят грани
-соединение.
Как
вы
думаете
как
называются
стороны квадратов?
-Это рёбра. Найдите их на кубе.
-Мы уже знаем, что концы рёбер- это
вершины. Найдите их на кубе
-Какую цель мы поставим перед собой?
-Прежде чем приступить к работе мы с
вами отдохнём.
-Находят рёбра
-Находят вершины
Ц е л ь
у р о к а :
и з у ч и т ь
к у б
к а к
геометрическую фигуру
Физкультминутка
Цель
этапа:
сохранение
здоровья детей.
Физминутка
Включаю аудио
Выполняют физминутку под музыку
IV.
Построение
проекта
выхода из затруднения
1)
Организовать
обучающихся на
исследование проблемной
ситуации.
2)
Со ставить
а л го р и т м
записи двухзначного числа.
-Вот мы с вами и отдохнули.
-Прежде, чем начать работу мы с вами
повторим правила работы в группе (на
доске)
-Повторяют правила работы в группе.
Умейте слушать и
слышать.
Умейте спорить, но не
ссориться.
Правильно распределяйте
обязанности между
членами группы.
Помните, вместе вы
можете сделать гораздо
Заинтересовались
исследованием
проблемной ситуации;
-Каждая лаборатория получает по
тайному мешку. Возьмите розовый
лист у вас в мешках- это лист отчёта
группы. Заполняете листы отчёта на
листах А3.
Приложение 2.
1.
Выберете в лаборатории
командира.
2.
Возьмите конструктор «Куборо».
3. Соберите модель многогранника.
4. Укажите в таблице число вершин,
граней, рёбер многогранника
Приложение
3.
1.
Выберете в
лаборатории командира.
2.
Возьмите конструктор
«Магнитный конструктор».
3. Соберите модель многогранника.
4. Укажите в таблице число вершин,
граней, рёбер многогранника.
больше, чем каждый в
отдельности.
Берут листы и читают задание.
-Выполняют задания приложений
2,3, 4
Число
вершин
Число
рёбер
Число
граней
Приложение
4.
1.
Выберете в
лаборатории командира.
2.
Возьмите конструктор «Тико».
3. Соберите модель многогранника.
4. Укажите в таблице число вершин,
граней, рёбер многогранника
Лист отчёта
(один для всех
лабораторий).
1.
С каким
конструктором работали.
2.
Сколько посчитали рёбер,
граней и вершин.
3.
Что быстрее всего было
посчитать.
- Молодцы! Отличные получились из
вас лаборанты! Вы справились со своей
задачей!
-Итак, благодаря разным конструкторам
мы можем сделать вывод……
Отчет лабораторий.
Наша лаборатория работала с
конструктором _____________.
Мы построили куб и нашли
_____рёбер,________вершин,______
граней. Быстрее всего мы посчитали
число________.
Число
вершин
Число
рёбер
Число
граней
Число
вершин
Число
рёбер
Число
граней
-Что у куба 6 граней, 8 вершин и 12
рёбер.
V.
П е р в и ч н о е
закрепление
1 )
п о м о ч ь
о с о з н а т ь
ситуацию;
2)
прорешать
т и п о в ы е
задания по теме урока
4)
организовать
взаимоконтроль
заданий
- Скажите, пожалуйста, как называется
куб, где много граней?
-Объедините два этих слова.
-Что же такое многогранник? Где мы
можем найти определение?
-Воспользуемся разными источниками.
Капитаны
лаборатории
выберите
и с т о ч н и к
( у ч е б н и к ,
с л о в а р ь ,
энциклопедия.)
Итак, нашли определение? Читайте.
-Совершенно верно.
Ответы детей
-Многогранник.
- В
и н т е р н е т е ,
в
у ч е б н и к е ,
в
энциклопедии, в словаре.
- капитаны выбирают источники.
Р е ш и л и
т и п о в ы е
з ад ач и ,
п р и м е н и в
знания по теме урока;
организовали
взаимоконтроль
заданий
VI.
Самостоятельная
работа с самопроверкой по
эталону
1) организовать выполнение
самостоятельной работы;
2)
организовать
самопроверку
своих
работ
по
э т а л о н у
д л я
самопроверки и
фиксацию
Скажите
еще
раз
сколько
у
куба
граней, вершин и рёбер.
-Поработаем с этими числами.
Вы должны по очереди записать на
доске числа в которых есть число 6 в
порядке возрастания до 100.
-Ребята,
сейчас
выберите
себе
задание
на
выбор.
В о з ь м и т е
-
У куба 6 граней, 8 вершин и 12
рёбер.
Выходят к доске
Выбирают для себя номер задания
Организовали
выполнение
самостоятельной
р а б о т ы
и
самопроверку
своих
работ
по
эт а л о ну;
зафиксировали
достижение
индивидуальной цели
результатов;
3) зафиксировать
достижение
индивидуальной
цели
последний лист на ваших столах.
Под цифрой 1- задания базовые, под
цифрой 2- задания более сложное.
Выберите
для
себя
то,
что
будете
делать. По завершению проверим.
1)Работа в тетрадях на печатной
основе,с.62,№200
–Найдите многогранники и отметьте
значком.
2) С.62№201
-Выделить видимые рёбра
многогранника красным
карандашом, а невидимые синим.
-Время вышло. Внимание на доску,
проверяем. Если у вас всё правильно
то покажите зеленый цвет
светофора, если были ошибки то
красный цвет.
Проверяют
с
помощью
светофоров
(зеленый
цвет-
всё
верно,
красный-
были ошибки.
VII. Рефлексия
деятельности на уроке
1)
зафиксировать
степень
соответствия
поставленной
ц е л и
и
р е з у л ь т а т о в
деятельности;
2)
оценить
собственную
деятельность на уроке;
3 )
н а м е т и т ь
ц е л и
дальнейшей деятельности;
–
Чему был посвящён сегодня урок?
–
Какую
цель
вы
ставили
в
начале
урока?
– Какие задания вызвали затруднение, а
с какими вы справились легко?
–
Что
вам
помогло
п р е од ол е т ь
затруднения?
– Над чем вам надо еще поработать?
* ответы детей
*индивидуальная работа детей.
Отметили
выполнение
поставленной
цели
у р о к а ;
о ц е н и л и
собственную
деятельность на уроке;
н а м е т и л и
ц е л и
дальнейшей
деятельности
– Оцените свою работу, используя
Конструктор CUBORO: если у вас все
получилось,
то
составьте
из
кубиков
улыбку;
если
были
затруднения
–
прямую дорожку; если вы считаете, что
вам было очень трудно, то – огорчение
(улыбка, наоборот).
Дополнительное задание
Цель: формирование
умения в домашних
условиях применять
знания полученные на
уроке.
-Сегодня у вас домашнее задание на
выбор.
1вариант: учебник стр. 102 №11.
2 вариант: сделать пирамиду из
подручных материалов (пластилин,
спички, зубочистки, связать,
конструктор лего и т.д.)
Записывают
домашнее
задание
в
дневники
Обозначили
вариант
домашнего задания.