Автор: Сорокина Ольга Валерьевна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ города Новосибирска
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности секции «Волейбол» для обучающихся 7-9 классов
Раздел: среднее образование
ПРОГРАММА ПО ВОЛЕЙБОЛУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по волкйболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных
учреждений.
Данная
программа
является
программой
дополнительного
образования,
предназначенной
для
внеурочной
формы
дополнительных
занятий
по
физическому
воспитанию общеобразовательных учреждений.
Место программы в образовательном процессе
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в
общеобразовательных учреждениях.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях
физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают
привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической.
Занятия
спортом
дисциплинируют,
воспитывают
чувство
коллективизма,
волю,
целеустремленность,
способствуют
поддержке
при
изучении
общеобразовательных
предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа рассчитана на 36 учебных недель в год, количество занятий в неделю – 2,
длительностью 2 часа, срок реализации программы – 1 год, количество занимающихся 15-20
человек. Для занятий в секции волейбола комплектуется учебная группа из учащихся 7-9 классов
(14-16 лет), прошедших медицинский осмотр и получившие разрешение врача.
Цели и задачи
Цель
программы: воспитание
потребности
и
умения
самостоятельно
заниматься
физическими
упражнениями,
сознательно
применять
их
в
целях
отдыха,
тренировки,
повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Задачи программы:
1.
укрепление здоровья;
2.
вовлечение учащихся в систематические занятия спортом;
3.
содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма;
4.
обучение технике игры в защите и нападении;
5.
обучение тактическим приемам игры;
6.
формирование сборной команды школы по волейболу;
7.
отбор лучших учащихся для ДЮСШ;
8.
развитие координационных способностей, нравственных и волевых качеств
;
9.
воспитание чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;
10.
развитие
специальных
физиче ских
спо собно стей,
необходимых
д л я
совершенствования игрового навыка;
11.
приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и
соревнований;
12.
освоение
знаний
о
физической
культуре
и
спорте,
их
истории
и
современном
развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
13.
формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими
упражнениями;
воспитание
целостной
ориентации
на
физическое
и
духовное
совершенствование личности.
Содержание программы
Игра в волейбол, предоставляет уникальные возможности не только для физического, но и
для нравственного воспитания детей: развития познавательных процессов, выработки воли и
характера, воспитания чувства коллективизма.
Учебный материал программы предусматривает последовательное и постепенное расширение
теоретических знаний, практических навыков и действий.
Программой
предусматривается
изучение
теоретического
материала,
проведение
практических занятий по физической, специальной, технической и тактической подготовке,
инструкторской и судейской подготовке, инструкторской и судейской практике, участие в
соревнованиях, сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовке.
Изучение
теоретического
материала
программы
осуществляется
в
виде
10—15-ти
минутных бесед до или после практических занятий.
Важное место при обучении отводится физической и специальной подготовке. Упражнения,
обеспечивающие
общую
и
специальную
физическую подготовку, включаются в каждое
практическое занятие.
В процессе занятий по общей физической подготовке используются средства, в основном
знакомые
детям
по
урокам
физической культуры. Подбор средств и объем физической
подготовки
для
каждого
занятия
зависят
от
конкретных
задач
обучения
и условий
проведения занятия.
Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением детей технике
и тактике волейбола.
Обучение тактическим действиям начинается с первых же занятий. По мере овладения
техникой волейбола, юные волейболисты изучают тактические действия, связанные с ней.
Инструкторские навыки приобретают в процессе учебно-тренировочных занятий и на
специальных занятиях. Инструкторские навыки они совершенствуют в качестве помощников
преподавателей. Обучающиеся должны научиться составлять положение о соревнованиях,
календарь игр, организовывать и проводить соревнования внутри секции.
После завершения учебного года в секции волейбола проводятся контрольные проверки
физической и технической подготовленности.
Формы и методы проведения занятий
Методы:
словесный (создает у учащихся предварительное представление об изучаемом движении, для
этого используется объяснение, рассказ, замечание, команды, указания);
наглядный (создает у учеников конкретное представление об изучаемых действиях,
применяется в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов);
практический (метод упражнений, игровой, соревновательный, круговой тренировки).
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
в целом,
по частям.
Формы обучения:
индивидуальная,
фронтальная,
групповая,
поточная.
Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
1.
Сетка волейбольная - 1 штука.
2.
Стойки волейбольные - 2 штуки.
3.
Гимнастическая стенка - 6 пролётов.
4.
Гимнастические скамейки - 4 штуки
5.
Гимнастические маты – 4 штуки.
6.
Скакалки - 15 штук.
7.
Мячи набивные – 6 штук.
8.
Мячи волейбольные (для мини-волейбола) - 20 штук.
9.
Насос ручной, иглы
10.
Табло электронное
Учебно-тематический план занятий юношеской группы ( 14-16 )
Наименование темы
Количество часов
Теоретические
знания
Практические
знания
Всего
Краткий обзор развития волейбола в России
2
-
2
Краткие сведения о строении и функциях организма
человека. Влияние физических упражнений на
организм занимающихся
1
-
1
Гигиена, врачебный контроль,
самоконтроль, предупреждение
травматизма
1
-
1
Правила игры в волейбол, организация и
проведение соревнований
2
5
7
Основы методики обучения и тренировки
волейболистов. Инструкторская практика.
Установка на игру и разбор игры.
2
8
10
Общая и специальная физическая подготовка
2
30
32
Изучение и совершенствование техники и тактики
игры в волейбол
3
70
73
Контрольные игры, соревнования, посещение
соревнований
2
16
18
ИТОГО
15
129
144
Тематика программы
Теоретическая подготовка
Развитие
волейбола
в
России.
Крупнейшие
соревнования
по
волейболу
в
России,
международные соревнования по волейболу. Участие советских волейболистов в чемпионатах
Европы, мира и Олимпийских играх.
Оборудование и инвентарь. Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
Влияние физических упражнений на организм заушающихся. Костная система, связочный
аппарат. Мышцы, их строение, функции, взаимодействие, сокращение и расслабление,
расположение основных мышечных групп. Кровь и кровообращение, сердечно-сосудистая
система. Значение дыхания для организма. Нервная система и ее деятельность.
Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой медицинской помощи.
Гигиенические требования к местам занятий волейболом, инвентарю и спортивной одежде.
Врачебный контроль и самоконтроль. Доврачебная помощь пострадавшим.
Методика физической подготовки и обучения технике и тактике. Основная форма организации
и проведения занятий.
Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей и специальной физической
подготовки в тренировочном процессе. Взаимосвязь физической, технической и тактической
подготовки.
П ра кт ич е с к ие занятия. Общая физическая подготовка . Развитие и совершенствование
физических качеств — быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости.
Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса без предметов
(индивидуальные и в парах), с набивными мячами (2-3 кг). Упражнения для мышц туловища и
шеи без предметов (индивидуальные и в парах), с набивными мячами (2-З кг),
со скакалкой.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением. Прыжки в длину с места, многоскоки.
Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстрого рывка и быстроты
ответных действий. Бег с остановками и изменением направления, приставными шагами;
рывки по сигналу.
Упражнения для укрепления мышц, участвующих в выполнении передач мяча в упоре
стоя и лежа, отжимание на ладонях и пальцах от стены и от пола, отталкивание от стены
ладонями пальцами двух рук. Передвижение в упоре на руках (ноги за голеностопные суставы
удерживает партнер). Многократные броски и ловля набивного (баскетбольного) мяча.
Упражнения для кистей рук, сжимание теннисного мяча.
Упражнения для укрепления мышц, участвующих в выполнении подач мяча. Броски
набивного мяча сверху двумя руками, повременно левой и правой рукой.
Упражнения для развития силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении
нападающих ударов. Различные броски набивного мяча (1 кг) на месте и в прыжке. Метание
теннисного мяча (правой и левой рукой) с места, с разбега, в прыжке через сетку.
Упражнения
для
развития
прыгучести.
Различные
приседания
на
двух
ногах,
попеременно на левой и на правой. Прыжки через скакалку, разнообразные подскоки, бег по
лестнице вверх, прыжки по лестнице. Прыжки с доставанием подвешенных предметов, в
глубину, через препятствия.
Акробатические упражнения. Перекаты в стороны, назад, вперед и назад из упора присев,
назад через плечо.
Изучение и совершенствование техники и тактики игры в волейбол.
Изучение
и
совершенствование
техники
игры. Анализ
техники.
Специальные
подготовительные упражнения и имитация всех
технических
приемов.
Передача
мяча.
Верхняя передача в различных построениях. Нижняя передача мяча. Нижняя передача через
себя после поворота на 180°; нижняя передача мяча, отскочившего от сетки. Верхняя передача
в прыжке над собой и назад. Передача в комбинациях. Верхние подачи (совершенствование) на
точность, на точность и силу; с низкой траекторией полета мяча над сеткой. Прием подач и
нападающий удар.
Нападающий удар. Выполнение нападающих ударов из зон 4, 3, 2 с высоких, средних,
низких передач над сеткой, близких и удаленных от сетки. Удары на точность (в определенные
зоны).
Блокирование: одиночное (совершенствование), групповое (обучение и совершенствование)
с высоких и с низких передач, страховка игроков при групповом блоке.
Защитные действия. Прием подач и нападающих ударов. Выбор места в зависимости от
действий блокирующих.
Тактика игры. Характеристика индивидуальных тактических действий, тактических систем
в нападении и защите, тактические комбинации. Тактические действия в нападении. Подача
на игрока,
плохо принимающего мяч, между игроков; подача в зоны 1 и 5,
на переднюю
линию. Умение производить обманные удары, нападать из зоны 3 с невысоких передач.
Повторение ранее изученных упражнений.
Тактические действия в защите, Умение определить возможное действие противника и
направление полета мяча на свою сторону, правильно применить способ приема и передачи
мяча
в
соответствии
с
игровой
обстановкой.
Страховка
при
нападающем
ударе
и
блокирование, взаимодействие защитников с блокирующими. Система игры, когда игрок
зоны 6 находится на лицевой линии. Прием мяча с подач, обманных ударов с падением и без
падения. Зонный и ловящий блок, действия при этом игроков в зоне защиты.
Учебные игры с заданиями по технике и тактике, тактические системы и комбинации.
Правила игры в волейбол, организация и проведение соревнований. Изучение правил
игры. Методика судейства. Организация и проведение соревнований.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Судейство игр в процессе учебных занятий. Организация
и проведение соревнований внутри секции и в школе.
Инструкторская практика. Построение и перестроение группы, проведение отдельных
упражнений с группой.
Контрольные игры, соревнования, посещение соревнований. Установки игрокам перед
соревнованиями и разбор проведенных игр.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Участие в товарищеских играх, в соревнованиях на
первенство района, города, области. Посещение соревнований юношеских и взрослых
команд на первенство города, области, международных соревнований.
Ожидаемые результаты:
К концу прохождения программы дети должны знать:
- правила игры в волейбол, обязанности судей;
- приемы самоконтроля физической нагрузки по ЧСС;
- причины травм на занятиях по волейболу и их предупреждение;
- приемы оказания первой помощи при травмах;
- краткие сведения о строении организма;
К концу прохождения программы дети должны уметь:
- владеть индивидуальными навыками владения мячом;
- уметь выполнять технические приемы игры;
- уметь применять в игре тактические командные взаимодействия в нападении и защите;
- уметь осуществлять судейство под руководством преподавателя;
-
уметь
использовать приобретенные
знания
и
умения
в
практической
и
игровой
деятельности, в повседневной жизни для включения занятий спортом в активный отдых и
досуг.
Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Общефизическая подготовка.
Челночный бег 6х10.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа
при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Техническая подготовка.
Испытание на точность передачи через сетку.
Испытания на точность подач.
Испытания на точность нападающего удара.
Испытания в защитных действиях.
Тактическая подготовка.
Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе
способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения:
1) выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество
правильных попыток и качество приема.
2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на
страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно
выполненных заданий и качество.
Рабочий план спортивной секции по волейболу
№
элементы содержания
1-2
Перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах. Нижняя прямая подача.
Учебная игра. Развитие координационных способностей, ТБ на уроках
3-4
Перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нижняя
прямая подача. Учебная игра. Развитие координационных способностей
5-6
Перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий
удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача и боковая. Учебная игра. Развитие
координационных способностей
7-8
Стойка и передвижение игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках, колоннах.
Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар из зоны 4 и зоны
2 Учебная игра.
9-10
Стойка и передвижение игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Нижняя прямая
подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар. Учебная игра
11-
12
Передача мяча сверху двумя руками стоя спиной к партнёру. Приём мяча с подачи. Сверху
и снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Учебная игра.
13-
14
Стойки и перемещение игрока. . Передача мяча сверху двумя руками стоя спиной к
партнёру в тройках.. Нападающий удар Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного
сеткой. Учебная игра. Развитие координационных способностей
15-
16
Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках.
Нападающий удар. Броски набивного мяча двумя руками в прыжке через сетку. Нижняя
прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Игра в нападение через 3-ю зону
17-
18
Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках.
Нападающий удар через сетку по мячу, наброшенному партнёром. Нижняя прямая подача,
прием мяча. Учебная игра. Развитие координационных способностей
19-
20
Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках.
Нападающий удар . Нижняя прямая подача, прием мяча. Учебная игра.
21-
22
Длинная передача мяча сверху двумя руками через сетку. Нападающий удар при
встречных передачах. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Игра в
нападение через 3-ю зону. Развитие координационных способностей
23-
24
Перемещение игрока Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к цели.
Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача, прием мяча,
отраженного сеткой. Прием мяча снизу у пола Игра в нападение через 3 зону. Развитие
координационных способностей
25-
26
Перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к цели.
Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача, прием мяча,
отраженного сеткой. Прием мяча снизу в группе. Учебная игра. Игра в нападение через
зону.
27-
28
Перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к цели.
Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача, прием мяча,
отраженного сеткой. Прием мяча снизу в группировке. Игра в нападение через 3 зону.
Развитие координационных способностей
29-
Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к цели. Нападающий удар при встречных
30
передачах. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Прием мяча снизу в
группировке. Учебная игра. Развитие координационных способностей
31-
32
Встречная передача мяча в колоннах. Передача мяча из зоны 6 в зону 3,из зоны 3 в зону 4.
Верхняя прямая подача. Приём подачи сверху и снизу двумя руками. Страховка игрока,
принимающего мяч от противника. Правила игры в волейбол, организация и проведение
соревнований.
33-
34
Стойка и передвижение игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Нижняя прямая
подача и нижний прием мяча. Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар.
Страховка игрока принимающего мяч от противника. Учебная игра. Развитие скоростно-
силовых качеств.
35-
36
Стойка и передвижение игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Нижняя прямая
подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар. Страховка игрока
выполняющего передачу в неблагоприятных условиях. Учебная игра. Развитие скоростно-
силовых качеств.
37-
38
Передача мяча летящего с различной траекторией. Приём подачи сверху и снизу двумя
руками. Несколько подач подряд разными способами. Блокирование. Нападающий удар
при одиночном блокировании. Учебная игра.
39-
40
Стойка и передвижение игроков. Верхняя передача мяча через сетку. Нижняя прямая
подача на точность по зонам и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар в тройках.
Учебная игра.
41-
42
Стойка и передвижение игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Нижняя прямая
подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар. Учебная игра.
43-
44
Передача мяча летящего с различной траекторией. Приём подачи сверху и снизу двумя
руками. Несколько подач подряд разными способами. Блокирование. Нападающий удар
при одиночном блокировании. Учебная игра.
45-
46
Передача мяча летящего с различной траекторией. Верхняя передача в прыжке над собой
и назад. Подачи в заданную зону. Скидки. Блокирование. Страховка игроков при блоке.
Учебная игра.
47-
48
Передача мяча летящего с различной траекторией Нижняя передача мяча отскочившего от
сетки. Нападающие удары с первой передачи. Групповое блокирование. Выбор места в
зависимости от действий блокирующих. Учебная игра.
49-
50
Стойка и передвижение игроков. Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар.
Верхняя прямая подача и нижний прием мяча.
51-
52
Прямой нападающий удар из 3-й зоны. Индивидуальное и групповое блокирование.
Учебная игра.
53-
54
Стойка и передвижение игроков. Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар.
Верхняя прямая подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар из 3-й зоны.
Индивидуальное и групповое блокирование. Учебная игра. Судейство.
55-
56
Стойка и передвижение игроков. Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар.
Верхняя прямая подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар из 3-й зоны.
Индивидуальное и групповое блокирование. Учебная игра.
57-
58
Стойка и передвижение игроков. Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар.
Верхняя прямая подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар из 3-й зоны.
Индивидуальное и групповое блокирование. Учебная игра. Судейство. Развитие
координационных способностей
59-
60
Стойка и передвижение игроков. Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар.
Верхняя прямая подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар из 3-й зоны.
Индивидуальное и групповое блокирование. Учебная игра.
61-
62
Стойка и передвижение игроков. Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар.
Верхняя прямая подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар из 3-й зоны.
Индивидуальное и групповое блокирование, страховка блокирующих. Позиционное
нападение со сменой мест. Учебная игра. Судейство.
63-
64
Стойка и передвижение игроков. Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар.
Верхняя прямая подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар из 3-й зоны.
Индивидуальное и групповое блокирование, страховка блокирующих. Позиционное
нападение со сменой мест. Учебная игра. Судейство. Развитие координационных
способностей
65-
66
Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар. Верхняя прямая подача и нижний
прием мяча. Прямой нападающий удар из 3-й зоны. Индивидуальное и групповое
блокирование, страховка блокирующих. Учебная игра. Судейство. Развитие
координационных способностей
67-
68
Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар. Верхняя прямая подача и нижний
прием мяча. Прямой нападающий удар из 3-й зоны. Взаимодействие защитников с
блокирующими. Учебная игра. Судейство.
69-
70
Взаимодействие защитников с блокирующими. Учебная игра. Судейство.
71-
72
Взаимодействие защитников с блокирующими. Учебная игра. Судейство
Дополнительные обобщающие материалы
Волейбол. Правила соревнований. М., 1974.
Волейбол. Популярный учебник /Под общ. ред. М. Фидлер. Пер. с нем. М., 1972.
Ж е л е з н я к Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 1970.
И в а н и ц к и й М. Ф. Анатомия человека. Краткий курс. 3-е изд. М., 1969.
К у к о л е в с к и й Г. М. Гигиенический режим спортсмена. М., 1967.
Пособие для тренеров детских и юношеских спортивных коллективов. М., 1967.
Физиология человека /Под общ. ред. Н. В. Зимкина. М., 1970.
Физическая культура и спорт в СССР /Под общ. ред. Ф. И. Самоукова. М., 1967.
Волейбол. У истоков мастерства/Ю.Д.Железняк, В.А.Кунявский.М.,1998г.
Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения/Ю.Д.Железняка,
Ю.М.Портнов.М.,2002г.