Автор: Мингажева Рафида Искандаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Умка" МО
Населённый пункт: город Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: выступление на педсовете
Тема: Использование современных методов и приемов в успешной адаптации детей
Раздел: дошкольное образование
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Умка»
муниципального образования город Губкинский
Тема выступления на педагогическом совете:
«Использование современных методов и приемов в
успешной адаптации детей»
Подготовила воспитатель Мингажева Рафида Искандаровна
2019
Добрый день, уважаемые коллеги! Тему сегодняшнего моего выступления я выбрала
неслучайно, т.к. я сама как и мои детки в группе проходила адаптацию. Потому что я
приехала из другого города: новый город, новый коллектив, новая среда да еще и первая
младшая группа. Вот тогда я решила использовать современные педагогические технологии.
Ведь современные образовательные технологии - это то, с чем работают педагогические
коллективы, выбирают те или иные инновационные технологии, цели и задачи которых вы
видите на экране.
А в моей работе основной целью в период адаптации было заслужить доверие ребенка и
создать оптимальные условия.
И передо мной были поставлены несколько задач, для решения которых я активно
занимаюсь самообразованием: знакомлюсь с методическими разработками по проблеме
адаптации детей, активно сотрудничаю с психологом.
Чтобы процесс адаптации проходил успешно, работаю по трем направлениям:
1. Создаю условий в группе в соответствии с ФГОС.
2. Использую современные методы и приемы, виды: сказкотерапия, музыкотерапия,
телесная терапия, арттерапия.
3. Взаимодействие с родителями.
1. Создана комфортная ПРС, которая способствовала снижению стресса у детей. ПРС
включает в себя пространства для игр, конструирования, наблюдения, спортивный,
музыкальный, уголок экспериментирования. Все это делает РС особенно привлекательной
для малышей.
2. Использовала современные методы и приемы - это дало еще больший результат в
формировании положительных впечатлений во время прибывания в детском саду детей.
«Телесная терапия»
Цель: способствовать быстрому снятию заблокированных эмоций ( радости, хорошего
настроения, удовольствия).
С целью безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада применяю элементы
телесной терапии (объятия, поглаживания, игры на коленках), после чего самочувствие
малыша улучшается, он чувствует себя защищенным.
«Релаксационные игры»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон
Что означает релаксация? Это снятие напряжения, отдых, расслабление. За основу были
взяты приемы песочной терапии, сухой бассейн, игры с крупой, цветотерапия. Это снимает
мышечную напряженность, развивают тактильно-кинетическую и мелкую моторику рук.
Также приемы дыхательной гимнастики, которые способствуют мышечному и
эмоциональному расслаблению.
Это «Мыльные пузыри», которые они пускают с удовольствием и пытаются дотронуться
до них. Они испытывают только положительные эмоции.
Это игры с крупной мозаикой, нанизывание шариков на шнур, игры на развитие мелкой
моторики. Я использую «Прищепки»- обычные, яркие, но в руках малыша они становятся
лучиками солнышка, капельками дождя.
Игры с пуговицами. Пальчиками ходят по пуговкам.
Так же детям нравятся игры с водой. У них вода вызывает ощущение счастья, радости.
Малыши играют в игры такие как «Поймай рыбку», «Купание утят».
«Музыкотерапия»
Цель: привлекать внимание детей и вызывать постоянный интерес к музыке и музыкальным
инструментам.
Для многих детей музыка рано начинает привлекать внимание и вызывает постоянный
интерес. Это колыбельные. Они ищут источник звучания, прислушиваются, ждут звуки
музыки при виде металлофона, колокольчика и других музыкальных инструментов. Но я
предлагаю не только купленные, но и сделанные своими руками из различного материала
(бусинки, бисер, горох). Это шумовые инструменты.
«Сказкотерапия»
Цель: развитие самопознания через психологическую сказку.
Сказкотерапия развивает психические процессы такие, как внимание, память, речь,
наглядный образ мышления. Этот метод включает в себя чтение художественной
литературы, разучивание потешек и элементы театрализованной деятельности, показ
настольного театра «Колобок», «Курочка ряба», инсценировки сказок, подвижные игры в
масках.
Работа с родителями
Успешная адаптация ребенка у условиям детского сада во многом зависит от взаимных
установок семьи и д/с.
Для того чтобы создать оптимальные условия для развития детей, я практикую
различные формы работы с семьей, такие как:
- анкетирование
- рекомендации родителям
- консультации
- беседы
- папки-передвижки
- микро-клубы
- выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями
- фотовыставки
- праздники, развлечения,
- тренинги
- родительские собрания.
В анкетах родителям предлагаю подробно и откровенно рассказать о привычках и уже
сформировавшихся навыках малыша.
Подготовлены консультации и стендовая информация о режиме пребывания в детском
саду, санитарно-гигиенические требования, меню, Памятки, буклеты.
Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, я исхожу из
представлений о современных родителях, как о современных людям, готовых к обучению,
саморазвитию и сотрудничеству.
Таким образом, в группе я постаралась создать благоприятную обстановку для детей. В
течение всего адаптационного периода стремлюсь к тому, чтобы ребенок справился с
трудностями привыкания на уровне легкой адаптации.
За этот небольшой период научились мы многому. Сейчас оглядываясь назад, хотелось
бы отметить, что вся проделанная мною работа, не была напрасной - детки адаптировались
к новым для них условиям. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу,
зная, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент.
Такой результат не может не радовать нас, воспитателей! Ведь в этом и заключается
наша работа - сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым, а родителям
быть спокойными за своих детей.
Для себя продолжаю сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат
в группе. Работаю над совершенствованием взаимодействий с детьми и родителями. Нахожу
и применяю инновационные технологии.