Автор: Золотарева Зинаида Станиславна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Наименование материала: конспект
Тема: Солнечная система
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Улан-Удэ «Детский сад №112 «Сибирячок» комбинированного вида»
Конспект занятия в подготовительной группе
«Солнечная система»
Провела: З.С.Золотарева (воспитатель)
г. Улан-Удэ
2019 г.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Солнечная система»
Задачи:
- сформировать у детей элементарные представления о том, как устроена
Солнечная система;
-
пробуждать
интерес
к
познанию
космоса,
развивать
наблюдательность,
умение делать выводы по результатам эксперимента;
- познакомить детей с особенностями разных планет Солнечное системы.
Материалы и оборудование:
Лампа,
макет
Солнечной
системы,
таблица,
карточки
со
словами,
карта
звездного неба, презентация «Планеты Солнечной системы».
Словарная работа:
орбита, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,
Нептун Плутон
Предварительная работа:
Работа с макетом Солнечной системы, знакомство с названиями планет,
разучивание стихов.
Ход занятия:
Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем мы
сегодня будем говорить, отгадайте ключевое слово нашего занятия. Мы будем
отгадывать его по буквам и запишем в клеточках:
1 2
3 4 5 6
В третьей клетке запишем букву, которая спряталась в слове «сон». В слове
сон эта буква стоит на первом месте.
В шестой клетке запишем букву, которая спряталась в слове «осока». В слове
осока нужная нам буква стоит на втором месте.
В первой клеточке запишем букву, которая спряталась в слове «сказка». В этом
слове она стоит на втором месте.
В пятой клеточке запишем букву, которая стоит на третьем месте в слове
«крот».
В четвертой клеточке запишем букву, которая стоит на последнем месте в
слове «костюм».
Во второй клетке запишем букву, которая стоит на четвертом месте в слове
«салон».
Выполнив это задание, дети читают ключевое слово «космос», таким образом
определяя тему занятия.
Все
любят
любоваться
звёздным
небом.
А
вы
любите?
Когда
мы
видим
звезды? Звезды какие? Они кажутся нам маленькими сверкающими точками. На
самом деле это огромные раскаленные шары, от которых исходит свет и тепло. А
солнце? Это тоже звезда. Мы можем спокойно смотреть на солнце? Почему?
Солнце окружают слои газа, которые называются короной. Корона плохо заметна.
Но мы ее изображаем в виде лучей. У звезды Солнце есть своя семья. Только это не
дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень
привязаны
к
Солнцу.
Можно
сказать,
что
меду
ними
существуют
теплые
отношения. Давайте познакомимся с семьей звезды Солнце.
На чем же мы доберемся на любую из планет? (космический корабль или
ракета)
Ее (его) мы попробуем выложить из палочек. Каждый из вас будет капитаном
своего космического корабля и поведет свой корабль на свою планету.
Разделимся на подгруппы и из букв выложим названия нескольких планет
(Земля, Марс, Сатурн). (Работа с карточками)
В
Солнечной
системе
9
планет.
Планеты
меньше
чем
Солнце.
Они
не
излучают свет, а согреваются теплом и светом своей звезды Солнце. Все планеты
имеют форму шара.
Слово
«планета»
в
переводе
означает
«блуждаю».
Но
блуждают
планеты
вокруг солнца не как попало. Каждая движется по своему пути – маршруту,
который называется орбитой.
Эксперимент:
Что вы видите на моем столе? (Макет Солнечной системы). Как вы думаете на
каких планетах температура будет выше – на тех, которые расположены ближе к
Солнцу или дальше от него? Почему? (Предположение детей).
Представьте, что лампа на макете – это Солнце. Включим лампу и немного
подождем. А теперь потрогаем макет. Где теплее всего? Ближе к лампе или дальше
от нее? (На ближней планете теплее, дальней – холоднее). Итак, ребята, от чего
зависит
разная
температура
на
планетах?
(От
того
на
каком
расстоянии
расположены планеты от Солнца).
Вывод: Чем дальше планета от Солнца, тем меньше света попадает на саму
планету. Чем дальше планета от Солнца, тем на ней холоднее.
Каждая планета Солнечной системы имеет свое название. Все они отличаются
друг от друга.
1.
Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Она немного больше Луны и
очень ее напоминает. На Меркурии очень жарко днем и очень холодно
ночью. (фото и стихотворение показывает ребенок из предварительной
работы)
2.
Венера – очень яркая планета. Она покрыта облаками, которые удерживают
тепло. Поэтому там невыносимо жарко и душно. Она лучше всех других
планет
видна
с
Земли.
(фото
и
стихотворение
показывает
ребенок
из
предварительной работы)
3.
Земля
наша
родная
планета.
У
Земли
всего
одни
спутник
Луна.
Она
вращается вокруг Земли. (фото и стихотворение показывает ребенок из
предварительной работы)
4.
Марс – планета красного цвета, так как в ней содержится много железа.
(фото и стихотворение показывает ребенок из предварительной работы)
5.
Юпитер – это сама большая планета Солнечной системы. Юпитер – это
сгусток газа, у него нет твердой почвы. (фото и стихотворение показывает
ребенок из предварительной работы)
6.
Сатурн – это большая газовая планета, как и Юпитер. У Сатурна есть
особый признак – его окружают кольца. (фото и стихотворение показывает
ребенок из предварительной работы)
7.
7 и 8 планеты это Уран и Нептун – тоже планеты гиганты, но значительно
меньше, чем Юпитер и Сатурн. (фото и стихотворение показывает ребенок
из предварительной работы)
8.
9 планета – Плутон. Дальше всех находится от Солнца. До него почти не
доходит тепло и свет. Поэтому планета покрыта льдом и на ней вечный
холод.
(фото
и
стихотворение
показывает
ребенок
из
предварительной
работы)
А
теперь
давайте
еще
раз
повторим
названия
планет
и
их
порядок
расположения относительно Солнца.
Давайте нарисуем планеты, которые нам больше всего понравились.
Вы молодцы!