Напоминание

Звуки З-Ж


Автор: Савкина Ольга Владимировна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6 г. Юрги"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР
Тема: Звуки З-Ж
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР

«Звуки [З] - [Ж]»

Коррекционно-образовательные задачи:

- учить давать сравнительную характеристику согласных звуков [З], [Ж];

- развитие лексико-грамматических категорий;

- развитие фонематических процессов;

- произношение согласных звуков [З], [Ж] в словах и предложениях;

- согласование числительных с существительными;

- чтение слов с пропущенной буквой;

- развитие связной речи.

Оборудование: картинки животных (козы, ужи, ежиха с ежатами, медвежата,

зубр, жираф, фазан. Жар-птица), насекомых (комары, жуки), картинки с

изображениями

разного количества животных и цифры из набора к игре

«Раз, два… сосчитай», цветовые символы звуков, отрезки для изображения

предложений.

Ход занятия

1. Оргмомент

Психогимнастика

Показ картинок жуков и комаров.

Логопед: - Изобразите злого комара, как он приготовился к полету, как летит,

и вот – сел на лицо. Изобразите жука-носорога, жука-усача, жука-жужелицу.

Действия сопровождаются произнесением звуков [З], [Ж].

2. Сообщение темы занятия

Логопед: - Сегодня в «Лесной газете» напечатано объявление: «Открывается

школа для животных. Изучаются звуки [З], [Ж]».

3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам

4. Произношение звуков в словах. Падежное управление

Выставляются картинки с изображением животных.

Логопед: - А вот и ученики лесной школы. Кого записали в лесную школу?

Назовите только тех животных, в названии которых есть звук [З].

Затем дети называют животных, в названии которых есть звук [Ж].

Логопед: - Кто с кем сидит? С кем пришла ежиха? Сколько ежат она привела

в школу?

5. Развитие фонематического восприятия

Логопед: - Угадайте, кто с кем знакомится. В его названии первый звук [Ж],

последний

-

[Ф].

Кто

это?

(Жираф.)

В

его

названии

первый

звук

[З],

последний - [А]. (Зайка.) Кто с кем познакомился? Ученики школы просят вас

отгадать, как их зовут: «В моем названии первый слог жу, кто я? (Журавль.);

«В нашем названии последний слог жи». (Ужи.); «В моем названии есть

только один слог и гласный звук у». (Зубр.); «В слове четыре звука, звук з

стоит на третьем месте. Кто я? (Коза.) Попробуйте заменить звук з на звук ж.

-

Какое новое слово получилось? (Кожа.) Обозначьте кружочками звуки,

услышанные в слове коза. Почему вы не взяли зеленые кружочки? Изменится

ли схема слова, если мы скажем слово ужи? Какой кружочек лишний?

6. Произношение звуков [З], [Ж] в предложениях

Логопед: - Начинается первый урок. Ученики будут составлять предложения.

Послушайте,

какое

предложение

составил

зайка. «Медвежонок

живет

в

дупле».

От имени других учеников зачитываются предложения.

«Ежик лазает по деревьям. Жабе на ужин медвежонок нужен. Жираф –

перелетная птица».

Дети

исправляют

предложения.

Анализ

словесного

состава

одного-двух

предложений.

Приводится

намеренная

ошибка

в

схеме

предложения,

составленного логопедом от имени зайки.

Логопед: - Кто прав – вы или ученики лесной школы?

Дети вместе с педагогом увеличивают длину предложения за счет вставок

дополнительных «полосок – слов».

7. Физминутка

8. Согласование числительных с существительными

Составление задач детьми.

Логопед: - Начинается урок математики.

Выставляются картинки с разным количеством животных.

Логопед:

-

Сосчитайте,

сколько

медвежат,

зайчат?

Поставьте

цифру

к

картинке.

Решение и составление простых задач.

- К двум зайчатам прискакал еще зайчик. Сколько зайчат стало на полянке?

(Три.)

9. Заучивание и решение загадок-шуток

На поляне у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын. Отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

Шьет ежатам ежик

Восемь новеньких сапожек.

Каждому на ножки

Новые сапожки.

10. Чтение слов с пропущенной буквой

Логопед: - На третьем уроке ученики учатся читать.

Выставляются слова с пропущенной буквой: -айка, фа-ан, у-и, -аба, -уки.

Дети дополняют пропущенные буквы и прочитывают слова зайка, фазан,

ужи, жаба, жуки. Составление слов из «рассыпанных» слогов: зы, ко, ки,

жу. (Жуки, козы.)

11. Развитие связной речи

Логопед: - Какой по счету урок должен быть? (Четвертый.) На четвертом

уроке ученики вместе с нами будут придумывать сказку «В гостях у Жар-

птицы).

Выставляются фигурки сказочных персонажей, педагог произносит начало

сказки.

- Жила-была Жар-птица. Решила она пригласить к себе гостей. А что было

дальше, придумайте сами.

12. Итог занятия



В раздел образования