Автор: Савкина Ольга Владимировна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6 г. Юрги"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР
Тема: Звуки З-Ж
Раздел: начальное образование
Конспект логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР
«Звуки [З] - [Ж]»
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить давать сравнительную характеристику согласных звуков [З], [Ж];
- развитие лексико-грамматических категорий;
- развитие фонематических процессов;
- произношение согласных звуков [З], [Ж] в словах и предложениях;
- согласование числительных с существительными;
- чтение слов с пропущенной буквой;
- развитие связной речи.
Оборудование: картинки животных (козы, ужи, ежиха с ежатами, медвежата,
зубр, жираф, фазан. Жар-птица), насекомых (комары, жуки), картинки с
изображениями
разного количества животных и цифры из набора к игре
«Раз, два… сосчитай», цветовые символы звуков, отрезки для изображения
предложений.
Ход занятия
1. Оргмомент
Психогимнастика
Показ картинок жуков и комаров.
Логопед: - Изобразите злого комара, как он приготовился к полету, как летит,
и вот – сел на лицо. Изобразите жука-носорога, жука-усача, жука-жужелицу.
Действия сопровождаются произнесением звуков [З], [Ж].
2. Сообщение темы занятия
Логопед: - Сегодня в «Лесной газете» напечатано объявление: «Открывается
школа для животных. Изучаются звуки [З], [Ж]».
3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам
4. Произношение звуков в словах. Падежное управление
Выставляются картинки с изображением животных.
Логопед: - А вот и ученики лесной школы. Кого записали в лесную школу?
Назовите только тех животных, в названии которых есть звук [З].
Затем дети называют животных, в названии которых есть звук [Ж].
Логопед: - Кто с кем сидит? С кем пришла ежиха? Сколько ежат она привела
в школу?
5. Развитие фонематического восприятия
Логопед: - Угадайте, кто с кем знакомится. В его названии первый звук [Ж],
последний
-
[Ф].
Кто
это?
(Жираф.)
В
его
названии
первый
звук
[З],
последний - [А]. (Зайка.) Кто с кем познакомился? Ученики школы просят вас
отгадать, как их зовут: «В моем названии первый слог жу, кто я? (Журавль.);
«В нашем названии последний слог жи». (Ужи.); «В моем названии есть
только один слог и гласный звук у». (Зубр.); «В слове четыре звука, звук з
стоит на третьем месте. Кто я? (Коза.) Попробуйте заменить звук з на звук ж.
-
Какое новое слово получилось? (Кожа.) Обозначьте кружочками звуки,
услышанные в слове коза. Почему вы не взяли зеленые кружочки? Изменится
ли схема слова, если мы скажем слово ужи? Какой кружочек лишний?
6. Произношение звуков [З], [Ж] в предложениях
Логопед: - Начинается первый урок. Ученики будут составлять предложения.
Послушайте,
какое
предложение
составил
зайка. «Медвежонок
живет
в
дупле».
От имени других учеников зачитываются предложения.
«Ежик лазает по деревьям. Жабе на ужин медвежонок нужен. Жираф –
перелетная птица».
Дети
исправляют
предложения.
Анализ
словесного
состава
одного-двух
предложений.
Приводится
намеренная
ошибка
в
схеме
предложения,
составленного логопедом от имени зайки.
Логопед: - Кто прав – вы или ученики лесной школы?
Дети вместе с педагогом увеличивают длину предложения за счет вставок
дополнительных «полосок – слов».
7. Физминутка
8. Согласование числительных с существительными
Составление задач детьми.
Логопед: - Начинается урок математики.
Выставляются картинки с разным количеством животных.
Логопед:
-
Сосчитайте,
сколько
медвежат,
зайчат?
Поставьте
цифру
к
картинке.
Решение и составление простых задач.
- К двум зайчатам прискакал еще зайчик. Сколько зайчат стало на полянке?
(Три.)
9. Заучивание и решение загадок-шуток
На поляне у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын. Отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
Шьет ежатам ежик
Восемь новеньких сапожек.
Каждому на ножки
Новые сапожки.
10. Чтение слов с пропущенной буквой
Логопед: - На третьем уроке ученики учатся читать.
Выставляются слова с пропущенной буквой: -айка, фа-ан, у-и, -аба, -уки.
Дети дополняют пропущенные буквы и прочитывают слова зайка, фазан,
ужи, жаба, жуки. Составление слов из «рассыпанных» слогов: зы, ко, ки,
жу. (Жуки, козы.)
11. Развитие связной речи
Логопед: - Какой по счету урок должен быть? (Четвертый.) На четвертом
уроке ученики вместе с нами будут придумывать сказку «В гостях у Жар-
птицы).
Выставляются фигурки сказочных персонажей, педагог произносит начало
сказки.
- Жила-была Жар-птица. Решила она пригласить к себе гостей. А что было
дальше, придумайте сами.
12. Итог занятия