Автор: Мирошкина Татьяна Викторовна
Должность: Педагог Дополнительного Образования
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Доклад
Тема: Использование мастер-классов в сфере дополнительного образования на уроках ИЗО. Применение техники исполнения печатного рисунка за занятии.
Раздел: дополнительное образование
Доклад педагога дополнительного образования
Мирошкиной Татьяны Викторовны
объединения «Самоцветы»
на тему:
Использование мастер-классов в сфере дополнительного
образования на уроках ИЗО. Применение техники исполнения печатного
рисунка за занятии.
На современном этапе развития образования актуальным становится
выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического
опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного
педагогического опыта является такая современная форма методической
работы как мастер-класс.
Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности
человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом
сообществе под мастер-классом понимают урок, мероприятие, презентацию
достижений педагога, но это не совсем так.
В педагогической литературе существует несколько десятков определений
понятия “мастер-класс”. Мастер-класс – это открытая педагогическая
система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики
развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и
рутины.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся и их родителей, духовно-
нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности дополнительное образование создаёт комфортную
развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность
выявления и развития одаренных детей в области изобразительного
искусства, организует творческую деятельность обучающихся путем
проведения творческих мероприятий, а именно мастер-классов.
Один из важных аспектов мастер-классов – это необычная форма работы с
детьми. Это отход от традиционной формы урока. Часто мастер-класс – это
совместная работа учащихся и педагога, когда ребенок не только слышит, но
и может попробовать свои силы в реальном «делании». Таким образом,
появляется отношение к педагогу как к старшему товарищу, когда ребенок
осознает, что искусство – это увлекательный многогранный процесс, который
невозможно познать за день, но так интересно шаг за шагом открывать для
себя ступеньки будущей профессии.
Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства, как
создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков
предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех
видах искусства. По использованию изобразительных средств учащиеся
изучают линейный и тоновой рисунок. По технике исполнения делают
рисунки: оригинальные и печатные. По целевому назначению различают
академические рисунки и творческие. В учебной и творческой работе широко
применяют наброски, этюды, эскизы.
Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве
основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
(Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он
традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет
может быть не менее важен, чем в живописи).
Графика - самый древний вид изобразительно искусства, существующего и
по сей день .
Первые графические работы появились на самых ранных стадиях развития
человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на
камнях и стенах пещер, на костянных пластинах. Создав свои первые
рисунки, которые фиксировали не только какие-либо события и окружающий
мир, но и долгое время служившие средством общения между людьми,
первобытный человек положил начало искусству графики. Так, с помощью
изображений, человек в те далекие времена излагал свою мысль.
Печатная графика, как способ тиражирования изображений, известна с
глубокой древности. В отличии от живописи, она намного более доступна, и
поэтому дешева. Наибольшее распространение печатная графика получила в
Европе в средние века с появлением бумаги и открытием печатного станка.
Важными особенностями графики являются её способность быстро
откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих
экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде
изображений. Поэтому первоначально они использовались для иллюстраций
религиозных сюжетов. В дальнейшем эти качества были широко
использованы в агитационной и сатирической политической графикой,
бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий
("летучие листки" Крестьянской войны 1524-26 в Германии, гравюры
Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты
Гражданской и Великой Отечественной войн).
Несмотря на некоторую вспомогательную роль, печатная графика обладает
целым рядом выразительных достоинств, что делало ее популярной среди
великих художников прошлого.
Вместе с тем, многие техники печатной графики весьма трудоемки, поэтому
часто художник отдавал свой эскиз мастерам граверам, которые переносили
это изображение на доску, а потом печатали. Особо широкое распространение
получила техника литографии, которая при возможном большом тираже без
снижения качества, позволяла добиваться максимальной похожести с
изображениями, выполненными в живописных техниках. Это в конце XIX-
XX веках стали широко использовать для популизации своего творчества
сами художники и их дилеры. В Европе подобные литографские мастерские
распространены и поныне.
Понятно что заниматься печатной графикой занятие не только не из дешевых,
но и довольно трудоёмкое. Французская художница Эмилье Азье изобрела и
запатентовала способ создания литографии в домашних условиях, который
можно использовать в образовательной деятельности дополнительного
образования.
Печать привлекает всех. Даже маленькие дети любят резиновые печатки с
изображениями животных, и в первые школьные годы изготовление таких
печаток из ластика наверняка было и вашим любимым развлечением.
Применение печатной графики на занятиях позволит привить детям большой
интерес к изобразительному искусству, развить видение тоновой градации
рисунка, игры пятен и линий, развить фантазию и аккуратность.