Автор: Еремина Татьяна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ЦО
Населённый пункт: г. Саров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Психолого-педагогический семинар для учителей общеобразовательных учреждений"
Раздел: среднее образование
Психолого
-
педагогический
семинар
на
тему
:
«
Психологический
климат
в
коллективе
»
Цель
:
организация
взаимодействия
педагогического
коллектива
по
формированию
благоприятного
морально
-
психологического
климата
в
учреждении
.
Задачи
:
1.
Изучение
морально
-
психологического
климата
в
коллективе
.
2.
Изучение
методов
и
приемов
по
гармонизации
взаимоотношений
в
коллективе
.
План
:
1.
Вступление
.
2.
Упражнение
«
Снежинка
».
3.
Тест
“
Изучение
морально
-
психологического
климата
в
коллективе
”.
4.
Изучение
методов
и
приемов
по
гармонизации
взаимоотношений
в
коллективе
.
5.
Упражнение
“
Автомобиль
”.
6.
Загадка
.
7.
Заключение
.
8.
Мультфильм
.
Эпиграф
Как
христиане
,
мы
должны
всю
жизнь
придерживаться
поста
,
который
я
бы
обозначил
так
:
не
есть
ближнего
своего
.
А
кто
у
нас
не
ест
ближнего
своего
?
Между
тем
спокойствие
души
как
раз
в
этом
“
вегетарианстве
”:
тогда
ведь
и
ближний
,
если
он
не
до
конца
испорчен
,
не
будет
есть
меня
.
Юрий
Арбатов
,
писатель
,
драматург
.
1.
Вступление
Психологический
климат
–
это
эмоциональная
окраска
психологических
связей
членов
коллектива
,
возникающая
на
основе
их
симпатии
,
совпадения
характеров
,
интересов
,
склонностей
.
Основными
факторами
формирования
психологического
климата
являются
следующие
:
характер
производственных
отношений
того
общества
,
составной
частью
которого
является
коллектив
;
содержание
,
организация
и
условия
трудовой
деятельности
;
особенности
работы
органов
управления
и
самоуправления
;
характер
руководства
;
степень
совпадения
официальной
и
неофициальной
структуры
группы
;
социально
-
демографические
,
психологические
,
половозрастные
особенности
группы
.
От
состояния
психологического
климата
зависит
эффективность
групповой
деятельности
.
Важнейшие
признаки
благоприятного
психологического
климата
:
доверие
и
высокая
требовательность
членов
группы
друг
к
другу
;
доброжелательная
и
деловая
критика
;
свободное
выражение
собственного
мнения
при
обсуждении
вопросов
,
касающихся
всего
коллектива
;
отсутствие
давления
руководителей
на
подчиненных
и
признание
за
ними
права
принимать
значимые
для
группы
решения
;
достаточная
информированность
членов
коллектива
о
его
задачах
и
состоянии
дел
при
их
выполнении
;
удовлетворенность
принадлежностью
к
коллективу
;
высокая
степень
эмоциональной
включенности
и
взаимопомощи
в
сложных
ситуациях
,
у
кого
-
либо
из
членов
коллектива
;
принятие
на
себя
ответственности
за
состояние
дел
в
группе
каждым
из
ее
членов
и
пр
.
На
сегодняшней
встрече
мы
попытаемся
выяснить
,
каков
уровень
психологического
климата
в
нашем
коллективе
,
что
мы
можем
сделать
для
его
улучшения
.
2.
Тест
“
Морально
-
психологический
климат
в
коллективе
”
Раздать
бланки
.
Объяснить
,
что
надо
делать
.
Зачитать
инструкцию
.
На
доске
записывать
итоги
подсчета
баллов
.
Сделать
вывод
о
том
,
каков
уровень
морально
-
психологического
климата
в
коллективе
.
Предложить
рекомендации
по
улучшению
морально
-
психологического
климата
в
коллективе
.
3.
Упражнение
«
Снежинка
»
Инструкция
:
Сейчас
мы
с
вами
выполним
интересное
упражнение
.
Главное
условие
:
не
смотреть
ни
на
кого
и
слушать
мою
инструкцию
.
Перед
вами
у
каждого
на
столе
лежит
лист
.
Все
листы
одинаковой
формы
,
размера
,
качества
,
цвета
.
Слушайте
внимательно
и
выполняйте
следующее
:
1.
Сложите
лист
пополам
.
2.
Оторвите
правый
верхний
уголок
.
3.
Опять
сложите
лист
пополам
.
4.
Снова
оторвите
правый
верхний
уголок
.
5.
Сложите
лист
пополам
.
6.
Оторвите
правый
верхний
уголок
Продолжите
эту
процедуру
,
пока
она
будет
возможна
.
Теперь
раскройте
свою
красивую
снежинку
.
Сейчас
я
прошу
вас
найти
среди
остальных
снежинок
точно
такую
же
,
как
и
у
вас
.
Снежинки
должны
быть
совершенно
одинаковые
.
Нашли
?
Участники
отвечают
,
что
не
нашли
.
Ведущий
:
А
почему
?
Как
вы
думаете
?
Варианты
поступают
самые
разные
и
постепенно
,
по
мере
их
поступления
,
аудитория
приходит
к
выводу
:
одинаковых
людей
нет
,
поэтому
и
снежинки
получились
разные
,
хотя
инструкция
для
всех
была
совершенно
одинаковая
.
4 .
Изучение
методов
и
приемов
по
гармонизации
взаимоотношений
в
коллективе
Что
можно
сделать
для
создания
благоприятного
психологического
климата
в
коллективе
? (
По
материалам
периодической
печати
).
Учитесь
планировать
Наличие
большого
количества
планов
одновременно
часто
приводит
к
путанице
,
забывчивости
и
чувству
,
что
незаконченные
проекты
висят
над
головой
.
Уделите
планам
некоторое
время
,
когда
это
будет
возможно
,
и
поработайте
над
ними
до
тех
пор
,
пока
не
закончите
.
Ставьте
достижимые
цели
Многие
из
нас
ставят
себе
совершеннейшие
и
недостижимые
цели
.
Но
человек
не
может
быть
совершенным
,
поэтому
часто
возникает
чувство
несостоятельности
или
несоответствия
вне
зависимости
от
того
,
насколько
хорошо
мы
выполнили
что
-
либо
.
Развлекайтесь
Иногда
необходимо
убежать
от
жизненных
проблем
и
развлечься
.
Найдите
занятие
,
которое
было
бы
увлекательным
и
приятным
для
вас
.
Будьте
положительной
личностью
Избегайте
критиковать
других
.
Учитесь
хвалить
других
за
те
вещи
,
которые
вам
в
них
нравятся
.
Сосредоточьтесь
на
положительных
качествах
окружающих
.
Учитесь
терпеть
и
прощать
Нетерпимость
к
другим
приводит
к
расстройствам
и
гневу
.
Попытайтесь
действительно
понять
,
что
чувствуют
другие
люди
,
это
поможет
вам
принять
их
.
Избегайте
ненужной
конкуренции
В
жизни
много
очень
ситуаций
,
когда
мы
не
можем
избежать
конкуренции
.
Но
слишком
большое
стремление
к
выигрышу
в
слишком
многих
областях
жизни
создает
напряжение
и
тревогу
,
делает
человека
излишне
агрессивным
.
Регулярно
делайте
физические
упражнения
Лучше
следовать
той
программе
,
которая
доставляет
вам
удовольствие
.
Учитесь
методам
расслабления
Желательно
под
наблюдением
специалистов
.
Рассказывайте
о
своих
неприятностях
Найдите
друга
,
консультанта
,
психотерапевта
,
психолога
,
с
которым
вы
можете
быть
откровенны
.
Это
снимет
ваше
напряжение
.
ОБ
УМЕНИИ
РАСПОЛАГАТЬ
К
СЕБЕ
ЛЮДЕЙ
Американский
психолог
,
Дейл
Карнеги
,
предлагает
несколько
советов
об
умении
располагать
к
себе
людей
:
1.
Проявляйте
искренний
интерес
и
внимание
к
другим
людям
.
2.
Будьте
приветливы
,
доброжелательны
,
создавайте
благоприятную
атмосферу
.
3.
Запоминайте
имя
человека
и
все
,
что
можно
о
нем
знать
(
его
семейное
положение
,
слабости
,
хобби
и
т
.
д
.).
4.
Умейте
терпеливо
слушать
других
.
Проявляйте
внимание
и
сочувствие
при
слушании
.
5.
Никогда
не
унижайте
человека
,
даже
если
он
не
прав
и
оказался
побежденным
в
споре
.
6.
Дайте
человеку
почувствовать
его
значимость
,
подчеркните
его
компетентность
,
поощряйте
,
применяйте
похвалу
.
7.
Начинайте
с
искреннего
признания
достоинства
человека
.
8.
Обращая
внимание
людей
на
их
ошибки
,
делайте
это
в
косвенной
форме
.
9.
Прежде
чем
критиковать
другого
,
скажите
о
своих
собственных
ошибках
.
10.
Задавайте
вопросы
вместо
того
,
чтобы
отдавать
приказания
.
11.
Дайте
возможность
человеку
спасти
свое
лицо
.
12.
Хвалите
человека
за
каждый
,
даже
скромный
,
успех
и
будьте
при
этом
искренни
.
13.
Делайте
так
,
чтобы
людям
было
приятно
исполнять
то
,
что
вы
хотите
.
5.
Упражнение
«
Автомобиль
»
На
доске
рисуется
машинка
(
детский
рисунок
) .
Участникам
предлагается
написать
5
слов
или
словосочетаний
,
которые
бы
охарактеризовали
машину
.
Затем
нужно
проанализировать
характер
высказываний
(
каков
характер
высказываний
,
таково
отношение
к
окружающему
миру
,
его
эмоциональное
восприятие
).
Как
по
-
философски
относиться
к
жизни
?
Фразы
о
жизни
:
1.
Я
люблю
тебя
не
за
то
,
кто
ты
,
а
за
то
,
кто
я
,
когда
я
с
тобой
.
2.
Ни
один
человек
не
заслуживает
твоих
слез
,
а
те
,
кто
заслуживают
,
не
заставят
тебя
плакать
.
3.
Возможно
,
в
этом
мире
ты
всего
лишь
человек
,
но
для
кого
-
то
ты
–
весь
мир
.
4.
Не
трать
время
на
человека
,
который
не
стремиться
провести
его
с
тобой
.
5.
Не
плачь
,
потому
что
это
закончилось
.
Улыбнись
,
потому
что
это
было
.
6.
Всегда
найдутся
люди
,
которые
причинят
боль
.
Нужно
продолжать
верить
людям
,
просто
быть
чуть
осторожнее
.
7.
Стань
лучше
и
сам
пойми
,
кто
ты
,
прежде
чем
встретишь
нового
человека
и
будешь
надеяться
,
что
он
тебя
поймет
.
8.
Не
прилагай
столько
усилий
,
все
самое
лучшее
случается
неожиданно
.
Габриель
Гарсиа
Маркес
,
писатель
,
журналист
,
политический
деятель
;
лауреат
Нобелевской
премии
по
литературе
1982
года
6.
Психологическая
сказочная
загадка
. (
М
.
Е
.
Литвак
, 2000.)
Руслан
уехал
на
войну
.
Людмила
сошлась
с
Кощеем
Бессмертным
.
Баба
-
Яга
доложила
об
этом
Руслану
.
Руслан
неожиданно
вернулся
домой
и
расправился
с
Людмилой
.
Определите
степень
виновности
каждого
из
них
в
процентах
.
Решение
может
выглядеть
следующим
образом
:
Р
– 20%,
К
– 30%,
Л
– 10%,
Б
– 40%.
Р
означает
ревность
,
К
–
коварство
,
Л
–
любовь
.
Б
–
Баба
-
Яга
.
7.
Заключение
Мы
попытались
на
сегодняшней
встрече
не
только
изучить
морально
-
психологический
климат
нашего
коллектива
,
предложить
рекомендации
по
его
улучшению
,
но
и
создать
позитивный
настрой
для
успешного
завершения
этого
учебного
года
.
8.
Мультфильм
Список
литературы
1.
Практическая
психология
для
преподавателей
.
–
М
.
:
Информационно
-
издательский
дом
“
Филинъ
”, 1997.
2.
Практикум
по
экспериментальной
и
прикладной
психологии
:
Учебное
пособие
/
Под
ред
.
А
.
А
.
Крылова
.
–
Л
.
:
Издательство
Ленинградского
университета
, 1990.
3.
Рогов
Е
.
И
.
Настольная
книга
практического
психолога
в
образовании
:
Учебное
пособие
. –
М
.:
ВЛАДОС
, 1995.
С
. 319-321.
4.
Литвак
М
.
Е
.
Если
хочешь
быть
счастливым
.
–
Ростов
-
на
-
Дону
:
Феникс
, 2000.
5.
Бурмистрова
Е
.
Метод
быстрого
снятия
сильного
эмоционального
или
физического
напряжения
//
Школьный
психолог
.
2004.
6.
Карнеги
Д
.
Как
расположить
к
себе
людей
.
7.
Маркес
Г
. 13
фраз
о
жизни
.
Тест
“
Морально
-
психологический
климат
в
коллективе
”
Инструкция
Оцените
,
пожалуйста
,
как
проявляются
перечисленные
свойства
психологического
климата
в
вашем
коллективе
.
Для
этого
прочтите
сначала
предложения
слева
,
затем
—
справа
и
после
этого
обведите
в
средней
части
листа
ту
оценку
,
которая
,
по
вашему
мнению
,
соответствует
истине
.
Оценки
:
3 —
свойство
проявляется
в
коллективе
всегда
;
2 —
свойство
проявляется
в
большинстве
случаев
;
1 —
свойство
проявляется
нередко
;
0 —
проявляется
в
одинаковой
степени
и
то
и
другое
свойство
.
№
п
/
п
Шкала
А
Баллы
№
п
/
п
Шкала
Б
3
2
1
0
-1
-2
-3
1.
Преобладает
бодрый
,
жизнерадостный
тон
настроения
.
3
2
1
0
-1
-2
-3
1.
Преобладает
подавленное
настроение
.
2.
Доброжелательность
в
отношениях
,
взаимные
симпатии
.
3
2
1
0
-1
-2
-3
2.
Конфликтность
в
отношениях
и
антипатии
.
3.
В
отношениях
между
группировками
внутри
коллектива
существует
взаимное
расположение
,
понимание
.
3
2
1
0
-1
-2
-3
3.
Группировки
конфликтуют
между
собой
.
4.
Членам
коллектива
нравится
вместе
проводить
время
,
участвовать
в
совместной
деятельности
.
3
2
1
0
-1
-2
-3
4.
Проявляют
безразличие
к
более
тесному
общению
,
выражают
отрицательное
отношение
к
совместной
деятельности
.
5.
Успехи
или
неудачи
товарищей
вызывают
сопереживание
,
искреннее
участие
всех
членов
коллектива
.
3
2
1
0
-1
-2
-3
5.
Успехи
или
неудачи
товарищей
оставляют
равнодушными
или
вызывают
зависть
,
злорадство
.
6.
С
уважением
относятся
к
мнению
друг
друга
.
3
2
1
0
-1
-2
-3
6.
Каждый
считает
свое
мнение
главным
,
нетерпим
к
мнению
товарищей
.
7.
Достижения
и
неудачи
коллектива
переживаются
как
свои
собственные
.
3
2
1
0
-1
-2
-3
7.
Достижения
и
неудачи
коллектива
не
находят
отклика
у
членов
коллектива
.
8.
В
трудные
минуты
для
коллектива
происходит
эмоциональное
единение
«
один
за
всех
,
и
все
за
одного
».
3
2
1
0
-1
-2
-3
8.
В
трудные
минуты
коллектив
«
раскисает
»,
возникают
ссоры
,
растерянность
,
взаимные
обвинения
.
9.
Чувство
гордости
за
коллектив
,
если
его
отмечают
руководители
.
3
2
1
0
-1
-2
-3
9.
К
похвалам
и
поощрениям
коллектива
здесь
относятся
равнодушно
.
10.
Коллектив
активен
,
полон
энергии
.
3
2
1
0
-1
-2
-3
10.
Коллектив
инертен
и
пассивен
.
11.
Участливо
и
доброжелательно
относятся
к
новым
членам
коллектива
,
помогают
им
освоиться
в
коллективе
.
3
2
1
0
-1
-2
-3
11.
Новички
чувствуют
себя
чужими
,
к
ним
часто
проявляют
враждебность
.
12.
Совместные
дела
увлекают
всех
,
велико
желание
работать
коллективно
.
3
2
1
0
-1
-2
-3
12.
Коллектив
невозможно
поднять
на
совместное
дело
,
каждый
думает
о
своих
интересах
.
13.
В
коллективе
существует
3
2
1
0
-1
-2
-3
13.
Коллектив
заметно
справедливое
отношение
ко
всем
членам
,
поддерживают
слабых
,
выступают
в
их
защиту
.
разделяется
на
«
привилегированных
»;
пренебрежительное
отношение
к
слабым
.
Обработка полученных данных
Осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (–) оценок, данных
каждым
участником
опроса.
Затем
из
большей
величины
вычесть
меньшую.
Получается
цифра
с
положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо
сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики.
Ключ:
+22 и более — это высокая степень благоприятности социально-психологического климата;
от 8 до 21 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата;
от 0 до 7 — низкая степень (незначительная) благоприятности;
от 0 до (–8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
от (–9) до (–10) — средняя неблагоприятность;
от (–11) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАЕТРИАЛ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ:
Учитесь планировать
Ставьте достижимые цели
Развлекайтесь
Будьте положительной личностью
Учитесь терпеть и прощать
Избегайте ненужной конкуренции
Регулярно делайте физические упражнения
Учитесь методам расслабления
Рассказывайте о своих неприятностях
ОБ УМЕНИИ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ ЛЮДЕЙ
Американский
психолог,
Дейл
Карнеги,
предлагает
несколько
советов
об
умении
располагать к себе людей:
1.
Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям.
2.
Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
3.
Запоминайте
имя
человека
и
все,
что
можно
о
нем
знать
(его
семейное
положение, слабости, хобби и т.д.).
4.
Умейте
терпеливо
слушать
других.
Проявляйте
внимание
и
сочувствие
при
слушании.
5.
Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в
споре.
6.
Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность,
поощряйте, применяйте похвалу.
7.
Начинайте с искреннего признания достоинства человека.
8.
Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
9.
Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
10.
Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
11.
Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
12.
Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.
13.
Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.
Фразы о жизни:
1.
Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
2.
Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят
тебя плакать.
3.
Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
4.
Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.
5.
Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
6.
Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям,
просто быть чуть осторожнее.
7.
Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и
будешь надеяться, что он тебя поймет.
8.
Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.
Габриель Гарсиа Маркес, писатель, журналист, политический деятель;
лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года