Напоминание

"Психолого-педагогический семинар для учителей общеобразовательных учреждений"


Автор: Еремина Татьяна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ЦО
Населённый пункт: г. Саров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Психолого-педагогический семинар для учителей общеобразовательных учреждений"
Раздел: среднее образование





Назад




Психолого

-

педагогический

семинар

на

тему

:

«

Психологический

климат

в

коллективе

»

Цель

:

организация

взаимодействия

педагогического

коллектива

по

формированию

благоприятного

морально

-

психологического

климата

в

учреждении

.

Задачи

:

1.

Изучение

морально

-

психологического

климата

в

коллективе

.

2.

Изучение

методов

и

приемов

по

гармонизации

взаимоотношений

в

коллективе

.

План

:

1.

Вступление

.

2.

Упражнение

«

Снежинка

».

3.

Тест

Изучение

морально

-

психологического

климата

в

коллективе

”.

4.

Изучение

методов

и

приемов

по

гармонизации

взаимоотношений

в

коллективе

.

5.

Упражнение

Автомобиль

”.

6.

Загадка

.

7.

Заключение

.

8.

Мультфильм

.

Эпиграф

Как

христиане

,

мы

должны

всю

жизнь

придерживаться

поста

,

который

я

бы

обозначил

так

:

не

есть

ближнего

своего

.

А

кто

у

нас

не

ест

ближнего

своего

?

Между

тем

спокойствие

души

как

раз

в

этом

вегетарианстве

”:

тогда

ведь

и

ближний

,

если

он

не

до

конца

испорчен

,

не

будет

есть

меня

.

Юрий

Арбатов

,

писатель

,

драматург

.

1.

Вступление

Психологический

климат

это

эмоциональная

окраска

психологических

связей

членов

коллектива

,

возникающая

на

основе

их

симпатии

,

совпадения

характеров

,

интересов

,

склонностей

.

Основными

факторами

формирования

психологического

климата

являются

следующие

:

характер

производственных

отношений

того

общества

,

составной

частью

которого

является

коллектив

;

содержание

,

организация

и

условия

трудовой

деятельности

;

особенности

работы

органов

управления

и

самоуправления

;

характер

руководства

;

степень

совпадения

официальной

и

неофициальной

структуры

группы

;

социально

-

демографические

,

психологические

,

половозрастные

особенности

группы

.

От

состояния

психологического

климата

зависит

эффективность

групповой

деятельности

.

Важнейшие

признаки

благоприятного

психологического

климата

:

доверие

и

высокая

требовательность

членов

группы

друг

к

другу

;

доброжелательная

и

деловая

критика

;

свободное

выражение

собственного

мнения

при

обсуждении

вопросов

,

касающихся

всего

коллектива

;

отсутствие

давления

руководителей

на

подчиненных

и

признание

за

ними

права

принимать

значимые

для

группы

решения

;

достаточная

информированность

членов

коллектива

о

его

задачах

и

состоянии

дел

при

их

выполнении

;

удовлетворенность

принадлежностью

к

коллективу

;

высокая

степень

эмоциональной

включенности

и

взаимопомощи

в

сложных

ситуациях

,

у

кого

-

либо

из

членов

коллектива

;

принятие

на

себя

ответственности

за

состояние

дел

в

группе

каждым

из

ее

членов

и

пр

.

На

сегодняшней

встрече

мы

попытаемся

выяснить

,

каков

уровень

психологического

климата

в

нашем

коллективе

,

что

мы

можем

сделать

для

его

улучшения

.

2.

Тест

Морально

-

психологический

климат

в

коллективе

Раздать

бланки

.

Объяснить

,

что

надо

делать

.

Зачитать

инструкцию

.

На

доске

записывать

итоги

подсчета

баллов

.

Сделать

вывод

о

том

,

каков

уровень

морально

-

психологического

климата

в

коллективе

.

Предложить

рекомендации

по

улучшению

морально

-

психологического

климата

в

коллективе

.

3.

Упражнение

«

Снежинка

»

Инструкция

:

Сейчас

мы

с

вами

выполним

интересное

упражнение

.

Главное

условие

:

не

смотреть

ни

на

кого

и

слушать

мою

инструкцию

.

Перед

вами

у

каждого

на

столе

лежит

лист

.

Все

листы

одинаковой

формы

,

размера

,

качества

,

цвета

.

Слушайте

внимательно

и

выполняйте

следующее

:

1.

Сложите

лист

пополам

.

2.

Оторвите

правый

верхний

уголок

.

3.

Опять

сложите

лист

пополам

.

4.

Снова

оторвите

правый

верхний

уголок

.

5.

Сложите

лист

пополам

.

6.

Оторвите

правый

верхний

уголок

Продолжите

эту

процедуру

,

пока

она

будет

возможна

.

Теперь

раскройте

свою

красивую

снежинку

.

Сейчас

я

прошу

вас

найти

среди

остальных

снежинок

точно

такую

же

,

как

и

у

вас

.

Снежинки

должны

быть

совершенно

одинаковые

.

Нашли

?

Участники

отвечают

,

что

не

нашли

.

Ведущий

:

А

почему

?

Как

вы

думаете

?

Варианты

поступают

самые

разные

и

постепенно

,

по

мере

их

поступления

,

аудитория

приходит

к

выводу

:

одинаковых

людей

нет

,

поэтому

и

снежинки

получились

разные

,

хотя

инструкция

для

всех

была

совершенно

одинаковая

.

4 .

Изучение

методов

и

приемов

по

гармонизации

взаимоотношений

в

коллективе

Что

можно

сделать

для

создания

благоприятного

психологического

климата

в

коллективе

? (

По

материалам

периодической

печати

).

Учитесь

планировать

Наличие

большого

количества

планов

одновременно

часто

приводит

к

путанице

,

забывчивости

и

чувству

,

что

незаконченные

проекты

висят

над

головой

.

Уделите

планам

некоторое

время

,

когда

это

будет

возможно

,

и

поработайте

над

ними

до

тех

пор

,

пока

не

закончите

.

Ставьте

достижимые

цели

Многие

из

нас

ставят

себе

совершеннейшие

и

недостижимые

цели

.

Но

человек

не

может

быть

совершенным

,

поэтому

часто

возникает

чувство

несостоятельности

или

несоответствия

вне

зависимости

от

того

,

насколько

хорошо

мы

выполнили

что

-

либо

.

Развлекайтесь

Иногда

необходимо

убежать

от

жизненных

проблем

и

развлечься

.

Найдите

занятие

,

которое

было

бы

увлекательным

и

приятным

для

вас

.

Будьте

положительной

личностью

Избегайте

критиковать

других

.

Учитесь

хвалить

других

за

те

вещи

,

которые

вам

в

них

нравятся

.

Сосредоточьтесь

на

положительных

качествах

окружающих

.

Учитесь

терпеть

и

прощать

Нетерпимость

к

другим

приводит

к

расстройствам

и

гневу

.

Попытайтесь

действительно

понять

,

что

чувствуют

другие

люди

,

это

поможет

вам

принять

их

.

Избегайте

ненужной

конкуренции

В

жизни

много

очень

ситуаций

,

когда

мы

не

можем

избежать

конкуренции

.

Но

слишком

большое

стремление

к

выигрышу

в

слишком

многих

областях

жизни

создает

напряжение

и

тревогу

,

делает

человека

излишне

агрессивным

.

Регулярно

делайте

физические

упражнения

Лучше

следовать

той

программе

,

которая

доставляет

вам

удовольствие

.

Учитесь

методам

расслабления

Желательно

под

наблюдением

специалистов

.

Рассказывайте

о

своих

неприятностях

Найдите

друга

,

консультанта

,

психотерапевта

,

психолога

,

с

которым

вы

можете

быть

откровенны

.

Это

снимет

ваше

напряжение

.

ОБ

УМЕНИИ

РАСПОЛАГАТЬ

К

СЕБЕ

ЛЮДЕЙ

Американский

психолог

,

Дейл

Карнеги

,

предлагает

несколько

советов

об

умении

располагать

к

себе

людей

:

1.

Проявляйте

искренний

интерес

и

внимание

к

другим

людям

.

2.

Будьте

приветливы

,

доброжелательны

,

создавайте

благоприятную

атмосферу

.

3.

Запоминайте

имя

человека

и

все

,

что

можно

о

нем

знать

(

его

семейное

положение

,

слабости

,

хобби

и

т

.

д

.).

4.

Умейте

терпеливо

слушать

других

.

Проявляйте

внимание

и

сочувствие

при

слушании

.

5.

Никогда

не

унижайте

человека

,

даже

если

он

не

прав

и

оказался

побежденным

в

споре

.

6.

Дайте

человеку

почувствовать

его

значимость

,

подчеркните

его

компетентность

,

поощряйте

,

применяйте

похвалу

.

7.

Начинайте

с

искреннего

признания

достоинства

человека

.

8.

Обращая

внимание

людей

на

их

ошибки

,

делайте

это

в

косвенной

форме

.

9.

Прежде

чем

критиковать

другого

,

скажите

о

своих

собственных

ошибках

.

10.

Задавайте

вопросы

вместо

того

,

чтобы

отдавать

приказания

.

11.

Дайте

возможность

человеку

спасти

свое

лицо

.

12.

Хвалите

человека

за

каждый

,

даже

скромный

,

успех

и

будьте

при

этом

искренни

.

13.

Делайте

так

,

чтобы

людям

было

приятно

исполнять

то

,

что

вы

хотите

.

5.

Упражнение

«

Автомобиль

»

На

доске

рисуется

машинка

(

детский

рисунок

) .

Участникам

предлагается

написать

5

слов

или

словосочетаний

,

которые

бы

охарактеризовали

машину

.

Затем

нужно

проанализировать

характер

высказываний

(

каков

характер

высказываний

,

таково

отношение

к

окружающему

миру

,

его

эмоциональное

восприятие

).

Как

по

-

философски

относиться

к

жизни

?

Фразы

о

жизни

:

1.

Я

люблю

тебя

не

за

то

,

кто

ты

,

а

за

то

,

кто

я

,

когда

я

с

тобой

.

2.

Ни

один

человек

не

заслуживает

твоих

слез

,

а

те

,

кто

заслуживают

,

не

заставят

тебя

плакать

.

3.

Возможно

,

в

этом

мире

ты

всего

лишь

человек

,

но

для

кого

-

то

ты

весь

мир

.

4.

Не

трать

время

на

человека

,

который

не

стремиться

провести

его

с

тобой

.

5.

Не

плачь

,

потому

что

это

закончилось

.

Улыбнись

,

потому

что

это

было

.

6.

Всегда

найдутся

люди

,

которые

причинят

боль

.

Нужно

продолжать

верить

людям

,

просто

быть

чуть

осторожнее

.

7.

Стань

лучше

и

сам

пойми

,

кто

ты

,

прежде

чем

встретишь

нового

человека

и

будешь

надеяться

,

что

он

тебя

поймет

.

8.

Не

прилагай

столько

усилий

,

все

самое

лучшее

случается

неожиданно

.

Габриель

Гарсиа

Маркес

,

писатель

,

журналист

,

политический

деятель

;

лауреат

Нобелевской

премии

по

литературе

1982

года

6.

Психологическая

сказочная

загадка

. (

М

.

Е

.

Литвак

, 2000.)

Руслан

уехал

на

войну

.

Людмила

сошлась

с

Кощеем

Бессмертным

.

Баба

-

Яга

доложила

об

этом

Руслану

.

Руслан

неожиданно

вернулся

домой

и

расправился

с

Людмилой

.

Определите

степень

виновности

каждого

из

них

в

процентах

.

Решение

может

выглядеть

следующим

образом

:

Р

– 20%,

К

– 30%,

Л

– 10%,

Б

– 40%.

Р

означает

ревность

,

К

коварство

,

Л

любовь

.

Б

Баба

-

Яга

.

7.

Заключение

Мы

попытались

на

сегодняшней

встрече

не

только

изучить

морально

-

психологический

климат

нашего

коллектива

,

предложить

рекомендации

по

его

улучшению

,

но

и

создать

позитивный

настрой

для

успешного

завершения

этого

учебного

года

.

8.

Мультфильм

Список

литературы

1.

Практическая

психология

для

преподавателей

.

М

.

:

Информационно

-

издательский

дом

Филинъ

”, 1997.

2.

Практикум

по

экспериментальной

и

прикладной

психологии

:

Учебное

пособие

/

Под

ред

.

А

.

А

.

Крылова

.

Л

.

:

Издательство

Ленинградского

университета

, 1990.

3.

Рогов

Е

.

И

.

Настольная

книга

практического

психолога

в

образовании

:

Учебное

пособие

. –

М

.:

ВЛАДОС

, 1995.

С

. 319-321.

4.

Литвак

М

.

Е

.

Если

хочешь

быть

счастливым

.

Ростов

-

на

-

Дону

:

Феникс

, 2000.

5.

Бурмистрова

Е

.

Метод

быстрого

снятия

сильного

эмоционального

или

физического

напряжения

//

Школьный

психолог

.

2004.

6.

Карнеги

Д

.

Как

расположить

к

себе

людей

.

7.

Маркес

Г

. 13

фраз

о

жизни

.

Тест

Морально

-

психологический

климат

в

коллективе

Инструкция

Оцените

,

пожалуйста

,

как

проявляются

перечисленные

свойства

психологического

климата

в

вашем

коллективе

.

Для

этого

прочтите

сначала

предложения

слева

,

затем

справа

и

после

этого

обведите

в

средней

части

листа

ту

оценку

,

которая

,

по

вашему

мнению

,

соответствует

истине

.

Оценки

:

3 —

свойство

проявляется

в

коллективе

всегда

;

2 —

свойство

проявляется

в

большинстве

случаев

;

1 —

свойство

проявляется

нередко

;

0 —

проявляется

в

одинаковой

степени

и

то

и

другое

свойство

.

п

/

п

Шкала

А

Баллы

п

/

п

Шкала

Б

3

2

1

0

-1

-2

-3

1.

Преобладает

бодрый

,

жизнерадостный

тон

настроения

.

3

2

1

0

-1

-2

-3

1.

Преобладает

подавленное

настроение

.

2.

Доброжелательность

в

отношениях

,

взаимные

симпатии

.

3

2

1

0

-1

-2

-3

2.

Конфликтность

в

отношениях

и

антипатии

.

3.

В

отношениях

между

группировками

внутри

коллектива

существует

взаимное

расположение

,

понимание

.

3

2

1

0

-1

-2

-3

3.

Группировки

конфликтуют

между

собой

.

4.

Членам

коллектива

нравится

вместе

проводить

время

,

участвовать

в

совместной

деятельности

.

3

2

1

0

-1

-2

-3

4.

Проявляют

безразличие

к

более

тесному

общению

,

выражают

отрицательное

отношение

к

совместной

деятельности

.

5.

Успехи

или

неудачи

товарищей

вызывают

сопереживание

,

искреннее

участие

всех

членов

коллектива

.

3

2

1

0

-1

-2

-3

5.

Успехи

или

неудачи

товарищей

оставляют

равнодушными

или

вызывают

зависть

,

злорадство

.

6.

С

уважением

относятся

к

мнению

друг

друга

.

3

2

1

0

-1

-2

-3

6.

Каждый

считает

свое

мнение

главным

,

нетерпим

к

мнению

товарищей

.

7.

Достижения

и

неудачи

коллектива

переживаются

как

свои

собственные

.

3

2

1

0

-1

-2

-3

7.

Достижения

и

неудачи

коллектива

не

находят

отклика

у

членов

коллектива

.

8.

В

трудные

минуты

для

коллектива

происходит

эмоциональное

единение

«

один

за

всех

,

и

все

за

одного

».

3

2

1

0

-1

-2

-3

8.

В

трудные

минуты

коллектив

«

раскисает

»,

возникают

ссоры

,

растерянность

,

взаимные

обвинения

.

9.

Чувство

гордости

за

коллектив

,

если

его

отмечают

руководители

.

3

2

1

0

-1

-2

-3

9.

К

похвалам

и

поощрениям

коллектива

здесь

относятся

равнодушно

.

10.

Коллектив

активен

,

полон

энергии

.

3

2

1

0

-1

-2

-3

10.

Коллектив

инертен

и

пассивен

.

11.

Участливо

и

доброжелательно

относятся

к

новым

членам

коллектива

,

помогают

им

освоиться

в

коллективе

.

3

2

1

0

-1

-2

-3

11.

Новички

чувствуют

себя

чужими

,

к

ним

часто

проявляют

враждебность

.

12.

Совместные

дела

увлекают

всех

,

велико

желание

работать

коллективно

.

3

2

1

0

-1

-2

-3

12.

Коллектив

невозможно

поднять

на

совместное

дело

,

каждый

думает

о

своих

интересах

.

13.

В

коллективе

существует

3

2

1

0

-1

-2

-3

13.

Коллектив

заметно

справедливое

отношение

ко

всем

членам

,

поддерживают

слабых

,

выступают

в

их

защиту

.

разделяется

на

«

привилегированных

»;

пренебрежительное

отношение

к

слабым

.

Обработка полученных данных

Осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (–) оценок, данных

каждым

участником

опроса.

Затем

из

большей

величины

вычесть

меньшую.

Получается

цифра

с

положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо

сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики.

Ключ:

+22 и более — это высокая степень благоприятности социально-психологического климата;

от 8 до 21 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата;

от 0 до 7 — низкая степень (незначительная) благоприятности;

от 0 до (–8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата;

от (–9) до (–10) — средняя неблагоприятность;

от (–11) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАЕТРИАЛ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ:

Учитесь планировать

Ставьте достижимые цели

Развлекайтесь

Будьте положительной личностью

Учитесь терпеть и прощать

Избегайте ненужной конкуренции

Регулярно делайте физические упражнения

Учитесь методам расслабления

Рассказывайте о своих неприятностях

ОБ УМЕНИИ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ ЛЮДЕЙ

Американский

психолог,

Дейл

Карнеги,

предлагает

несколько

советов

об

умении

располагать к себе людей:

1.

Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям.

2.

Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.

3.

Запоминайте

имя

человека

и

все,

что

можно

о

нем

знать

(его

семейное

положение, слабости, хобби и т.д.).

4.

Умейте

терпеливо

слушать

других.

Проявляйте

внимание

и

сочувствие

при

слушании.

5.

Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в

споре.

6.

Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность,

поощряйте, применяйте похвалу.

7.

Начинайте с искреннего признания достоинства человека.

8.

Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

9.

Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

10.

Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

11.

Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

12.

Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.

13.

Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

Фразы о жизни:

1.

Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.

2.

Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят

тебя плакать.

3.

Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.

4.

Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.

5.

Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.

6.

Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям,

просто быть чуть осторожнее.

7.

Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и

будешь надеяться, что он тебя поймет.

8.

Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.

Габриель Гарсиа Маркес, писатель, журналист, политический деятель;

лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года



В раздел образования