Напоминание

Детство Л. Н. Толстого. "Акула".


Автор: Мингазова Гульнара Асгатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Старо Иштерякская ООШ"
Населённый пункт: РТ, Лениногорский район, село Старый Иштеряк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Детство Л. Н. Толстого. "Акула".
Раздел: начальное образование





Назад




Ф.И.О. учителя: Мингазова Гульнара Асгатовна учитель начальных классов Старо Иштерякской ООШ.

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 3 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение

(Учебник, 2013)

Тема урока: Детство Л. Н. Толстого. «Акула». Подготовка сообщения на основе статьи.

Тип урока: освоение нового материала

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения.

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение

личностных

результатов:

-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;

-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.

2.Учебные задачи, направленные

на достижение

метапредметных

результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные,

познавательные УУД ):

-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями её реализации;

-формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника,

вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании

поступка героя.

3.Учебные задачи,

направленные на достижение предметных результатов обучения:

-продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н Толстого;

-продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции;

-способствовать умению выделять главную мысль произведения;

- формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте;

- развивать навыки анализа художественного произведения,

-способствовать развитию творческих способностей учащихся

-совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);

2)проектор-компьютер;

3)презентация

4) карточки для работы в группах, парах

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание

деятельности учащегося

(осуществляемые

действия)

Формируемые

способы

деятельности

I.

Организация

начала урока

– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Возьмитесь за руки,

улыбнитесь, пожелайте друг- другу удачи, садитесь.

Проговаривают

стихотворение,

психологически настра-

Владеют

навыками

психоло-

«Когда я слышу – я забываю,

Когда я вижу – я запоминаю,

Когда я делаю – я понимаю», –

гласит китайская пословица.

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без

размышления – пустое развлечение.

Все ли в порядке у вас на столе?

иваясь на урок.

Показывают готовность к

уроку. Приветствуют учи-

теля

гической

подготовки к

уроку

II.

Актуализация

Знаний.

Проверка

домашнего

задания

– а давайте проверим домашнее задание работая в парах. Теперь посмотрите

друг на друга и шепотом расскажите стихотворение и оцените.

Послушаем несколько учеников (оцените своих товарищей с помощью

сигнальных карточек красный цвет -это 5, зеленый -это 4, желтый- это 3)

- а сейчас давайте вспомним, какой раздел мы изучаем (Великие русские

писатели)

На доске портреты А.С.Пушкина, И.А.Крылова, М.ЮЛермонтова,

Л.Н.Толстого. Скажите произведения каких авторов мы читали? А с кем еще

мы не знакомы? Хотите узнать? Может быть кто-то помнит его по 2 классу?

Рассказывают друг-другу

стихотворение «Осень»

М.Ю.Лермонтова.

оценивают друг-друга.

-отвечают

Формулируют

ответы на

поставленные

учителем

вопросы

III.

Постановка

цели урока

– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Льва Николаевича

Толстого.

Внимательно слушают.

Принимают

учебную задачу.

Осуществляют

логические

действия.

Владеют

навыками

осознанного и

выразительного

чтения.

Формулируют

ответы на

поставленные

учителем

вопросы

– А чем именно будем заниматься на уроке, определите с помощью опорных

фраз.

На доске записаны опорные фразы.

Читают начало,

заканчивают фразу

самостоятельно:

• Выставка книг поможет нам…

– … знакомство с

творчеством

Л. Н. Толстого.

• Продолжим работу над развитием…

Рассказывает о творчестве Л. Н. Толстого.

Презентация.

– …выразительности

речи, читательских

навыков.

_ анализировать

поступки литературных

героев

– Лев Николаевич родился в 1828 году, умер в 1910. Он прожил 82 года и

всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие

языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.

Внимательно слушают.

Л. Н. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое

главное – он очень любил детей. Тогда ещё мало было школ, дети бедных не

могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал

учебник для детей

и сам учил их.

– Как вы думаете, какой характер был у писателя?

– Почему вы так считаете?

Отвечают на вопросы

IV.

Работа над

материалом

урока

1. Работа с

выставкой

книг.

– Обратите внимание на выставку книг. Кто автор этих книг?

– Как назвать её? Почему?

– Л. Н. Толстой.

– Авторская, так как

автор этих книг – Толстой

Формулируют

ответы на

поставленные

учителем

вопросы.

Используют

простые

речевые

средства для

передачи

своего

мнения.

Полно и точно

выражают

свои мысли.

– Какие произведения читали самостоятельно?

– Произведения каких жанров писал Л. Н. Толстой?

Называют варианты

и показывают книги.

– Рассказы о животных,

людях, детях, природе.

Еще он писал басни

и были.

– Его волнуют

человеческие чувства,

отношения.

2. Словарная

работа

– В этом произведении вам встретятся новые слова. Обратите внимание на

доску, прочитайте их, как же мы можем узнать их значение. Объясните

Определяют совместно

с учителем толкование

Палуба – часть судна.

Якорь – предмет для остановки судна.

– Где можно найти объяснение этим словам?

– Спросить у учителя,

родителей, посмотреть

в словаре (в классе

Физкультминутка

имеется словарь),

Интернете.

Выполняют движения

физкультминутки

Выполняют

физкультминутку

согласно

инструкции

учителя

V.

Первичное

чтение текста

учителем

– Внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и

прочувствовать все, что услышите.

Читает.

– Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула». Такой

корабль раньше служил основным средством для дальних морских

плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород

дерева; мачты возвышались над палубой на 15–25 метров, то есть имели

высоту 5–8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых

держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось

множество канатов, верёвочных лесенок.

Внимательно слушают.

Рассматривают

иллюстрацию в

учебнике.

Умеют слушать в

соответствии

с целевой

установкой.

VI.

Беседа по

содержанию

прочитанного

рассказа

– Понравился ли вам рассказ?

– Какие чувства вы испытывали при чтении этого рассказа?

– Было ли вам страшно? За кого?

– Как вы думаете, кто главный герой рассказа?

– Как вели себя люди на палубе?

– Что происходило с мальчиками в воде?

– Видели ли мальчики акулу? Почему?

Отвечают на вопросы

Используют

простые речевые

средства для

передачи своего

мнения. Полно и

точно выражают

свои мысли

– Как описаны переживания отца?

– Как он действовал?

– Почему он так переживал?

– Почему после выстрела он закрыл лицо руками?

– Какие чувства испытали мальчики?

– Кто же главный герой в рассказе? Артиллерист, мальчики, акула?

VII

Закрепление

изученного

материала

Работа в группах

1группа – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана

- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?

(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)

Название части

Настроение

1.Купальня в парусе.

Спокойное

2.Мальчики в открытом море.

Волнение

3.Акула.

Тревога, страх

4.Выстрел.

Ужас

5.Дети спасены.

Радость и облегчение

2группа – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые

подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.

Душа в пятки ушла

Лёгок на помине

.

Гордился сыном,

болел за него, как на

соревновании

Испуг, страх за

жизнь сына и его

друга, он застыл в

ожидании,

чувствовал себя

беспомощным.

Пронзительный

визг мальчиков.Он,

как будто

проснулся,

почувствовал, что

может и должен

помочь ребятам)

Он сделал все, что

было в его силах, и

им снова овладело

чувство

беспомощности,

страха за жизнь

мальчиков

Мальчики купались

в открытом море, и

кто – то крикнул:

Сам не свой

Риск – благородное дело

Держать ухо востро

Ум и смекалка – что брат с сестрой.

3группа.- заполнить схему

Мальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные,

безответственные

Моряки: добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за других,

быстрые в решениях и действиях.

«Акула!»

Матросы на лодке

поплыли спасать

мальчиков, но акула

была близко около

мальчиков, они ее

заметили,

завизжали и

поплыли в разные

стороны;

артиллерист

побежал к пушке

Выстрел из пушки

Акула была убита, а

мальчиков

доставили на

корабль

Работают с

деформиро-

ванным планом

Работают в группах

VIII.

Итог урока.

Рефлексия

-Как вы относитесь к поведению мальчиков? Осуждаете ли вы их?

– С творчеством какого писателя мы познакомились?

– С какой целью написал Толстой свой рассказ? Чему он нас научил?

А теперь оцените свои действия

– Кому на уроке было интересно и все понятно, посигнальте карточкой

зеленого цвета.

– Кому было не все понятно и не все интересно – карточкой жёлтого цвета.

– Этот рассказ дал нам

возможность

поразмышлять, помог

нам понять, что даже из

самой трудной ситуации

можно найти выход.

Формулируют

ответы на

вопросы,

поставленные

учителем.

Владеют

навыками

самоанализа

– Кому было сложно – карточкой красного цвета.

А достигли мы целей которые поставили перед собой?

Осуществляют

самоанализ учебной

деятельности



В раздел образования