Автор: Мингазова Гульнара Асгатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Старо Иштерякская ООШ"
Населённый пункт: РТ, Лениногорский район, село Старый Иштеряк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Детство Л. Н. Толстого. "Акула".
Раздел: начальное образование
Ф.И.О. учителя: Мингазова Гульнара Асгатовна учитель начальных классов Старо Иштерякской ООШ.
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 3 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение
(Учебник, 2013)
Тема урока: Детство Л. Н. Толстого. «Акула». Подготовка сообщения на основе статьи.
Тип урока: освоение нового материала
Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения.
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение
личностных
результатов:
-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;
-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.
2.Учебные задачи, направленные
на достижение
метапредметных
результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные,
познавательные УУД ):
-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
-формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника,
вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;
- формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании
поступка героя.
3.Учебные задачи,
направленные на достижение предметных результатов обучения:
-продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н Толстого;
-продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции;
-способствовать умению выделять главную мысль произведения;
- формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте;
- развивать навыки анализа художественного произведения,
-способствовать развитию творческих способностей учащихся
-совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Средства (оборудование):
1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);
2)проектор-компьютер;
3)презентация
4) карточки для работы в группах, парах
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Содержание
деятельности учащегося
(осуществляемые
действия)
Формируемые
способы
деятельности
I.
Организация
начала урока
– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Возьмитесь за руки,
улыбнитесь, пожелайте друг- другу удачи, садитесь.
Проговаривают
стихотворение,
психологически настра-
Владеют
навыками
психоло-
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю», –
гласит китайская пословица.
Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без
размышления – пустое развлечение.
Все ли в порядке у вас на столе?
иваясь на урок.
Показывают готовность к
уроку. Приветствуют учи-
теля
гической
подготовки к
уроку
II.
Актуализация
Знаний.
Проверка
домашнего
задания
– а давайте проверим домашнее задание работая в парах. Теперь посмотрите
друг на друга и шепотом расскажите стихотворение и оцените.
Послушаем несколько учеников (оцените своих товарищей с помощью
сигнальных карточек красный цвет -это 5, зеленый -это 4, желтый- это 3)
- а сейчас давайте вспомним, какой раздел мы изучаем (Великие русские
писатели)
На доске портреты А.С.Пушкина, И.А.Крылова, М.ЮЛермонтова,
Л.Н.Толстого. Скажите произведения каких авторов мы читали? А с кем еще
мы не знакомы? Хотите узнать? Может быть кто-то помнит его по 2 классу?
Рассказывают друг-другу
стихотворение «Осень»
М.Ю.Лермонтова.
оценивают друг-друга.
-отвечают
Формулируют
ответы на
поставленные
учителем
вопросы
III.
Постановка
цели урока
– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Льва Николаевича
Толстого.
Внимательно слушают.
Принимают
учебную задачу.
Осуществляют
логические
действия.
Владеют
навыками
осознанного и
выразительного
чтения.
Формулируют
ответы на
поставленные
учителем
вопросы
– А чем именно будем заниматься на уроке, определите с помощью опорных
фраз.
На доске записаны опорные фразы.
Читают начало,
заканчивают фразу
самостоятельно:
• Выставка книг поможет нам…
– … знакомство с
творчеством
Л. Н. Толстого.
• Продолжим работу над развитием…
Рассказывает о творчестве Л. Н. Толстого.
Презентация.
– …выразительности
речи, читательских
навыков.
_ анализировать
поступки литературных
героев
– Лев Николаевич родился в 1828 году, умер в 1910. Он прожил 82 года и
всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие
языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.
Внимательно слушают.
Л. Н. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое
главное – он очень любил детей. Тогда ещё мало было школ, дети бедных не
могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал
учебник для детей
и сам учил их.
– Как вы думаете, какой характер был у писателя?
– Почему вы так считаете?
Отвечают на вопросы
IV.
Работа над
материалом
урока
1. Работа с
выставкой
книг.
– Обратите внимание на выставку книг. Кто автор этих книг?
– Как назвать её? Почему?
– Л. Н. Толстой.
– Авторская, так как
автор этих книг – Толстой
Формулируют
ответы на
поставленные
учителем
вопросы.
Используют
простые
речевые
средства для
передачи
своего
мнения.
Полно и точно
выражают
свои мысли.
– Какие произведения читали самостоятельно?
– Произведения каких жанров писал Л. Н. Толстой?
Называют варианты
и показывают книги.
– Рассказы о животных,
людях, детях, природе.
Еще он писал басни
и были.
– Его волнуют
человеческие чувства,
отношения.
2. Словарная
работа
– В этом произведении вам встретятся новые слова. Обратите внимание на
доску, прочитайте их, как же мы можем узнать их значение. Объясните
Определяют совместно
с учителем толкование
Палуба – часть судна.
Якорь – предмет для остановки судна.
– Где можно найти объяснение этим словам?
– Спросить у учителя,
родителей, посмотреть
в словаре (в классе
Физкультминутка
имеется словарь),
Интернете.
Выполняют движения
физкультминутки
Выполняют
физкультминутку
согласно
инструкции
учителя
V.
Первичное
чтение текста
учителем
– Внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и
прочувствовать все, что услышите.
Читает.
– Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула». Такой
корабль раньше служил основным средством для дальних морских
плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород
дерева; мачты возвышались над палубой на 15–25 метров, то есть имели
высоту 5–8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых
держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось
множество канатов, верёвочных лесенок.
Внимательно слушают.
Рассматривают
иллюстрацию в
учебнике.
Умеют слушать в
соответствии
с целевой
установкой.
VI.
Беседа по
содержанию
прочитанного
рассказа
– Понравился ли вам рассказ?
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого рассказа?
– Было ли вам страшно? За кого?
– Как вы думаете, кто главный герой рассказа?
– Как вели себя люди на палубе?
– Что происходило с мальчиками в воде?
– Видели ли мальчики акулу? Почему?
Отвечают на вопросы
Используют
простые речевые
средства для
передачи своего
мнения. Полно и
точно выражают
свои мысли
– Как описаны переживания отца?
– Как он действовал?
– Почему он так переживал?
– Почему после выстрела он закрыл лицо руками?
– Какие чувства испытали мальчики?
– Кто же главный герой в рассказе? Артиллерист, мальчики, акула?
VII
Закрепление
изученного
материала
Работа в группах
1группа – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана
- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)
Название части
Настроение
1.Купальня в парусе.
Спокойное
2.Мальчики в открытом море.
Волнение
3.Акула.
Тревога, страх
4.Выстрел.
Ужас
5.Дети спасены.
Радость и облегчение
2группа – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые
подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла
Лёгок на помине
.
Гордился сыном,
болел за него, как на
соревновании
Испуг, страх за
жизнь сына и его
друга, он застыл в
ожидании,
чувствовал себя
беспомощным.
Пронзительный
визг мальчиков.Он,
как будто
проснулся,
почувствовал, что
может и должен
помочь ребятам)
Он сделал все, что
было в его силах, и
им снова овладело
чувство
беспомощности,
страха за жизнь
мальчиков
Мальчики купались
в открытом море, и
кто – то крикнул:
Сам не свой
Риск – благородное дело
Держать ухо востро
Ум и смекалка – что брат с сестрой.
3группа.- заполнить схему
Мальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные,
безответственные
Моряки: добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за других,
быстрые в решениях и действиях.
«Акула!»
Матросы на лодке
поплыли спасать
мальчиков, но акула
была близко около
мальчиков, они ее
заметили,
завизжали и
поплыли в разные
стороны;
артиллерист
побежал к пушке
Выстрел из пушки
Акула была убита, а
мальчиков
доставили на
корабль
Работают с
деформиро-
ванным планом
Работают в группах
VIII.
Итог урока.
Рефлексия
-Как вы относитесь к поведению мальчиков? Осуждаете ли вы их?
– С творчеством какого писателя мы познакомились?
– С какой целью написал Толстой свой рассказ? Чему он нас научил?
А теперь оцените свои действия
– Кому на уроке было интересно и все понятно, посигнальте карточкой
зеленого цвета.
– Кому было не все понятно и не все интересно – карточкой жёлтого цвета.
– Этот рассказ дал нам
возможность
поразмышлять, помог
нам понять, что даже из
самой трудной ситуации
можно найти выход.
Формулируют
ответы на
вопросы,
поставленные
учителем.
Владеют
навыками
самоанализа
– Кому было сложно – карточкой красного цвета.
А достигли мы целей которые поставили перед собой?
Осуществляют
самоанализ учебной
деятельности