Автор: Иван Константинович Конев
Должность: МБОУ Овгортская ШИСОО
Учебное заведение: МБОУ Овгортская ШИСОО
Населённый пункт: с. Овгорт
Наименование материала: доклад
Тема: Здоровьесбережение в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование
ДОКЛАД
"Формирование системы здоровьесбережения учащихся в
условиях ФГОС"
Подготовил:
учитель физической культуры
МБОУ «ОШИСОО»
Конев Иван Константинович
2019 год
Проблема здоровья учащихся сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить
вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?” Такая озабоченность
вполне понятна. Ни для кого не секрет, что здоровье до того перевешивает все остальные блага,
что лучше быть здоровым и бедным, чем богатым и больным.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период
взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе,
оказывается одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья
детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти
каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов.
По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных школьников в
последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей,
отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. И хотя
традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли
система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться
к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников?
Отвечая на этот вопрос, в последние годы были разработаны “здоровьесберегающие технологии”,
цель которых – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании и
развитии.
Под здоровьесберегающей технологией можно понимать систему, которая создает максимально
возможные условия для развития духовного, интеллектуального, физического, личностного
здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Охрану здоровья школьников можно назвать приоритетным направлением деятельности всего
общества, поскольку лишь здоровые сегодня дети в состоянии должным образом усваивать
полученные знания и в будущем способны заниматься производственно – полезным трудом.
Технология работы учителя на уроке, составляет основу здоровьесберегающих образовательных
технологий, которые реализуются на основе личностно – ориентированного подхода.
Осуществляемые на основе личностно – развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно
важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно
взаимодействовать , предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры
человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается
через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его
саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания
и самовоспитания , формирования ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других
людей.
Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели
образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной
цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении
любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не
навреди!”
Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в
школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием
всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися
образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи:
воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести
здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые
связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей,
которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику старт
счастливой жизни. Поэтому при построении уроков необходимо учитывать такие требования:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и
свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски).
2. Продолжительность урока в школе - 40 мин. Однообразность урока способствует утомлению
школьников. Отсюда вытекает необходимость смены одной деятельности другой.
3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10
минут. Работа на ИКТ не больше 5-7 минут.
4. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы
и творческого самовыражения самих учащихся.
5. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам
работы.
6. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации,
дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-
х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
7. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
8. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка,
соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость
от активности, интерес к изучаемому материалу.
9. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные
разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
В содержательную часть урока включаются вопросы, связанные со здоровьем и здоровым
образом жизни. Вносятся в задания тексты, смысловое содержание которых носит
здоровьесберегающий характер, например:
математика - решение задач с использованием материала по здоровьесбережению;
русский язык - диктант на тему о здоровье, роли спорта, тренировочные упражнения по русскому
языку, связанные с темой здоровья;
чтение – тексты здоровьесберегающего характера;
ну и уроки технологии. На мой взгляд, это те самые уроки, которые проходят в непринуждённой
обстановке. Но, несмотря на непринуждённость и увлекательность такого предмета, как
технология, всем нам известно, сколько всевозможных правил и норм работы надо знать и уметь
соблюдать, чтобы увлекательный творческий процесс не наносил вреда здоровью учащихся.
Отсюда неустанное и систематическое повторение всевозможных правил по безопасной работе в
кабинете технологии, а также дома, где учащиеся в полной мере сталкиваются и с
электроприборами, и с острыми и колющими предметами, и с горячими жидкостями и
поверхностями, и со скользкими поверхностями, и с компьютерной техникой, которая также
может нести с собой негативное влияние на здоровье детей, и не только.
Я, будучи по основному образованию, технологом общественного питания, и имея опыт
работы в детском и диетическом питании, регулярно провожу со своими учащимися «Разговор
о правильном питании». Помимо ознакомления с теорией по вопросу правильного питания, мы
совершаем заочные экскурсии в продовольственные магазины. Учащиеся узнают о полезных и
вредных продуктах (иногда с огорчением для себя, поскольку мы то с Вами знаем, что
большинство современных «вкусняшек», которые обожают наши дети, кроме вреда и ощущения
вкусового, гастрономического удовольствия, больше ничего с собой не приносят). Дети на уроках
технологии учатся считать калории, покупать нужные и важные продукты, непременно с
проверкой сроков годности, а также с обращением внимания на условия хранения и товарного
соседства покупаемой продукции. Учатся готовить для себя полезную, здоровую пищу,
необходимую для растущего организма.
Нельзя оставлять без внимания и проведение тематической работы с родителями, направленной
на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, интереса к здоровому образу
жизни, профилактику вредных привычек: это тематические родительские собрания, проведение
спортивных праздников с участием родителей, организация педагогического лектория по
вопросам здорового образа жизни, организация походов с выходом на природу с участием
родителей. Для родителей можно и нужно подготовить родительские собрания:
«О введении новых образовательных стандартов»
«О телевизоре в жизни семьи»
«Об эмоциях положительных и отрицательных».
Родители также должны принимать активное участие во внеклассной работе, проведении
праздников, классных часов.
Здоровьесбережение не должно носить характер акций, разовых мероприятий.
Здоровьесбережение – это постоянная системная работа
В определённой степени эту проблему решают общеобразовательные стандарты второго
поколения- ФГОС. В них включены регламенты внеучебной (внеурочной) деятельности
школьников (10 часов в неделю), которая, согласно нового Базисного образовательного плана
становится обязательным элементом школьного образования. Часы, отводимые на занятия
должны проводиться в форме экскурсий, походов, кружков, секций, круглых столов, проектной
деятельности и прочее. Проведение этих занятий может быть обеспечено не только учителем
школы, но и педагогом учреждения дополнительного образования. В нашей школе ученики
посещают кружки: «Шашки», «Футбол», «Ритмика», «Танцы», «Спортивное ориентирование»,
«Таэквон-до» и др.
Итак, можно сделать вывод: школа может и должна научить ребёнка необходимости
заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ
жизни и стать смыслом и целью для личности ? «ЭТО НУЖНО МНЕ потому, что моё здоровье -
главное условие для моей долгой и счастливой, полноценной и интересной, яркой жизни».