Напоминание

Знакомство детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды


Автор: Сазонова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29»
Населённый пункт: Ленинградская обл., Кировский р-он, пгт Приладожский
Наименование материала: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие с капелькой» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Тема: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Путешествие с капелькой»

Знакомство со свойствами воды.

для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Автор: Сазонова О.В.

воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 29».

пос. Приладожский,

Кировский р-н,

Ленинградская обл.

2016 г.

Тема занятия. Знакомство со свойствами воды.

Цель занятия. Развитие познавательных способностей, посредством

осязательных, слуховых, тактильных ощущений.

Задачи.

Создать целостное представление о воде как о природном явлении.

Познакомить детей со свойствами воды (жидкая, без запаха, прозрачная).

Дать понятие о значимости воды в жизни человека и природы.

Познакомить с тем как вода приходит к нам в дом.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова,

противоположные по значению.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Оснащение.

1. Аудиозапись журчания воды.

2. Магнитная доска.

3. Картинки с изображением воды в природе.

4.Три прозрачных стакана с водой, молоком, соком, ложки.

5. На каждого ребёнка одноразовые стаканы с солёной, кислой сладкой, пресной

водой, где разведены соль, сахар, лимонный сок.

6. Модели «без запаха», «бесцветная», «капля - частица воды», «кран с водой».

7. Изображение растений (цветы, деревья, кустарники), животных (звери, птицы,

насекомые, рыбы).

8. Карта-схема поступления воды в дом.

Предварительная работа.

1. Провести опыт. Дать каждому ребёнку две фасолины. Одну из них положить в

намоченную ватку (или тряпочку) и постоянно поддерживать её во влажном

состоянии. Вторую поместить на другое блюдце и не смачивать вовсе. Блюдца

должны стоять в одинаковых условиях, например на подоконнике. В результате

таких наблюдений дети наглядно убедятся в роли воды в развитии, прорастании

растений.2. Чтение рассказов и стихов о воде.

3. Загадывание загадок о различных водоёмах.

4. Рассматривание иллюстраций с изображением лужи, пруда, озера, реки, моря.

5. Беседа с детьми «Уроки Мойдодыра» на темы «Дружи с водой», «Пожалей свою

кожу», «Чистота - залог здоровья», «Правила личной гигиены».

6. Дидактические игры «Скажи наоборот», «Назови ласково».

7. Рассматривание глобуса (карты).

8. Упражнение «Кап – кап – кап» на количественный счёт (Сосчитай, сколько раз

я простучала по столу и повтори).

9. Упражнение, направленное на силу голоса (Произнеси слова вода, река, озеро…

с постепенным усилением голоса)

10. Упражнение, направленное на интонацию (Скажи эти же слова весело,

грустно, с вопросительной интонацией…)

11. Упражнение (Сосчитай: 1 река, 2 реки, 3 реки, 4реки, 5 рек. Слова – капля,

лужа, озеро…)

12. Работа над предлогами: мы взяли ведра, и пошли …за водой, рыба плавает …в

воде, мы загораем …около воды.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, я вам принесла кассету. Хочу, чтобы и вы её послушали.

(Звучит аудиозапись журчания воды).

Послушали? А как вы думаете, Что же это за звуки?

Воспитатель выслушивает мнение детей.

Дети. Это звуки воды…

Воспитатель. Действительно, это журчит ручей, льётся вода… Ребята, вода это

такое вещество, которое имеет удивительные свойства, о которых мы сегодня с

вами и поговорим, а отправимся мы в путешествие в Царство Воды с моей

помощницей (показывает нарисованную каплю воды). Как вы думаете, на что моя

помощница похожа? (ответы детей). Правильно она похожа на каплю воды. Эта

Капелька путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает

о воде. Вот послушайте, что она хочет вам сказать:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

Так ли это? Как вы думаете? (ответы детей).

А откуда взялась Капелька, где она может быть?

Дети. В луже, в колодце, кране, озере, море, реке, океане.

Воспитатель. Значит Капелька – это маленькая частица чего?

Дети. Воды.

Воспитатель. Ребята, вспомните, какой мы с вами опыт проводили с бобами.

Расскажите, что мы с вами делали (дети составляют по цепочке рассказ из

собственного опыта).

Давайте же посмотрим, что произошло с бобами (ответы детей). Посмотрите, у

каких бобов появились расточки, а у каких нет? Что помогло прорасти бобам?

Дети. Вода.

Воспитатель. Ребята, наша Капелька хочет узнать, знаете ли вы, кому нужна вода.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором лежат картинки:

растения (травы, деревья, кустарники),

животные (звери, птицы, насекомые, рыбы),

человек и картинки с изображением отдыха человека (развлечения),

водные виды транспорта,

посуда,

одежда.

Дети выбирают картинки с изображением предметов, с которыми связана вода и

вместе с воспитателем прикрепляют на магнитную доску, а затем обобщают:

Вода нужна растениям и животным для того, чтобы питаться, развиваться, расти,

жить (для рыб вода является средой обитания).

Вода нужна человеку, для того, чтобы мыться, пить, готовить, стирать, отдыхать (в

воде можно купаться, плавать, пускать по воде кораблики…

Вода нужна предметам, которые окружают человека (посуда, одежда…), для того,

чтобы поддерживать их в чистоте.

Вода нужна кораблям, для того, чтобы ходить по воде (перевозить людей и

различные грузы).

Конечно же, вода необходима всему, что нас окружает. Без воды небыло бы жизни

на Земле. Вода – основа жизни.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором стоят тазы с водой.

Воспитатель. Ребята, Капелька вам что-то принесла. Что же это такое в тазах?

Дети. Вода.

Воспитатель предлагает детям опустить руки в воду.

Воспитатель. Что вы чувствуете? Какая вода? (Вода холодная).

Вода бывает холодная, а какая ещё бывает вода? (Горячая, тёплая, ледяная).

Сделайте руки лодочкой и попробуйте набрать воды, попробуйте её удержать.

Получается? (Дети отвечают).

Воспитатель. Почему? (Дети отвечают). Да действительно вода жидкая, она

течёт.

Воспитатель. Интересно, а вода пахнет? А как же нам узнать есть ли запах у

воды? (Дети отвечают). Хорошо, давайте понюхаем воду. Вода пахнет?

Дети. Нет. Вода без запаха.

Воспитатель. Какого цвета вода? (Дети отвечают).

Воспитатель вместе с детьми переходят к столу, на котором лежат ложки и стоят

стеклянные стаканы, наполненные водой, молоком, соком.

Воспитатель. Ребята, Капелька вам приготовила ещё один сюрприз, для того,

чтобы мы с вами ещё раз убедились какого цвета вода. А как вы думаете, что в

этих стаканах? (Дети перечисляют).

Как мы можем проверить прозрачность воды? (Дети отвечают).

Опыт. Воспитатель показывает сначала стакан с водой и опускает в него ложку

(ложка видна), затем стакан с молоком, в который тоже опускает ложку (ложка не

видна), и ещё один стакан с соком (ложка тоже не видна).

Дети вместе с воспитателем делают вывод о том, что вода бесцветная, прозрачная.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что может делать вода?

Дети. Бежит, течёт, капает, льётся…

Воспитатель. Как вы думаете, если в воду положить сахар, то какая она будет на

вкус? А если соль? Лимонный сок? А если ничего не положить?

Каждому ребёнку раздаются стаканчики с разной на вкус водой (сладкой, кислой,

солёной, безвкусной). Воспитатель предлагает детям попробовать кончиком языка

воду на вкус.

Воспитатель. Скажите у кого какая вода и почему?

Дети. Сладкая вода. В ней развели сахар.

Кислая вода. В ней развели лимонный сок.

Солёная вода. В ней развели соль.

Вода без вкуса. В ней ничего не развели, значит, она безвкусная.

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, в сладкой воде виден сахар? Почему? А

в солёной? Что же произошло? Все эти вещества растворились. Вода имеет ещё

такое удивительное свойство, как растворять некоторые вещества. Значит, что ещё

может делать вода?

Дети. Вода может растворять.

Воспитатель. Ребята, капелька вас спрашивает, есть ли у вас в группе вода? Где

она находится? А как она туда попала? ( Ответы детей).

Давайте рассмотрим карту-схему поступления воды к нам в дом. Вода может

поступать к нам в дом из-под земли. Как можно её назвать? (Подземная вода).

Давайте повторим. Вода может поступать к нам из реки. Тогда как можно назвать

эту воду? (Речная вода).

Воспитатель. Издревле, люди бережно, с любовью относились к воде, называя её

матушкой, царицей. Говорили о ней добрые и красивые слова. Как мы ласково

можем назвать воду? (Водица, водичка).

Воспитатель. А когда вы сегодня умывались, хорошо закрыли кран? (Ответы

детей). Почему нужно закрывать кран, чтобы вода не капала? ( Ответы детей).

Действительно воду нужно беречь. Вот послушайте, что об этом говорит

Капелька.

Капелька. Роднику иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря –

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдёт немного лет –

И нет водицы – нет, нет, нет…

Берегите воду!

Воспитатель. Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? ( Ответы детей).

Пойдёмте,расскажем Капельке, что мы знаем о воде.

Воспитатель вместе с детьми подходит к магнитной доске. На магнитную доску

выкладываются модели «без запаха», «бесцветная», «капля - частица воды», «кран

с водой»…

Дети. Вода нужна человеку, растениям и животным для того, чтобы питаться,

развиваться, расти, жить.

Вода жидкая, без запаха, безвкусная, бесцветная, прозрачная.

Вода может растворять вещества. Нужно беречь каждую каплю воду, т.к. капля -

частица воды.

Вода – основа жизни.



В раздел образования