Автор: Шарапова Нина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №23
Населённый пункт: город Серпухов, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Социализация детей с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Важнейшим условием успешной социализации ребенка с тяжелыми речевыми
нарушениями,
как
и
для
его,
успешно
развивающегося
сверстника,
является
человеческое общение. Эффективным условием нормализации и развития вербального
общения является включение ребенка с особыми образовательными потребностями в
коллектив здоровых сверстников. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у
ребенка
развить
умение
адекватно
взаимодействовать
с
другими
людьми,
сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить
основы социального здоровья.
Дошкольный
возраст
-
это
важнейший
период
усвоения
основ
социального
поведения,
формирования
коммуникативных
навыков,
сензитивный
период
для
социализации ребёнка.
Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи имеет свои особенности.
Так как именно посредством речевого общения происходит освоение социального
опыта и последующее осознание модели
поведения в разнообразных жизненных
ситуациях,
ребёнку
с
нарушениями
речи
тяжело
быть
полноценным
участником
коммуникации. Вместе с тем, на формирование личности и социализацию влияют и
особенности развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи.
К ним можно отнести:
нарушения
познавательной
сферы,
обусловленные
дефицитом
в
общении
с
окружающими людьми;
снижение активности, затрагивающее все виды деятельности ребёнка;
нарушение эмоционально – волевой сферы
(повышенная
тревожность,
неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность);
неустойчивость внимания;
низкая самооценка;
низкий уровень сформированности навыков самообслуживания;
Учитывая
все
эти
особенности
ребёнка
с
тяжелыми
нарушениями
речи,
педагогами должна проводится работа, направленная на социализацию ребёнка, в
которой
условно
можно
выделить
подготовительный
этап
(адаптационно-
диагностический) в ходе которого проводится
диагностика личностного развития
ребенка, разработка индивидуального образовательного маршрута, составление плана
мероприятий по социализации ребёнка с ТНР.
Следующий этап – реализация индивидуального образовательного маршрута и
плана мероприятий по социализации ребёнка.
Работа
педагогов
по
включению
ребёнка
с
ТНР
в
систему
социальных
отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
- Утро радостных встреч когда дети называют друг друга ласковым именем, желают
добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
-
Индивидуальные
беседы
на
интересующие
ребёнка
темы. Или
так
называемые
“Задушевные посиделки”, где ребёнок и взрослые рассказывают интересные истории
из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные).
- Индивидуальные фото выставки (“Я маленький”, “Я играю”, “Я помогаю маме” и
другое).
- Использование метода коллекционирования содействует возникновению общения,
совместных игр (в группах собранны коллекции камней, ракушек, лошадок, игрушек
из киндерсюрпризов, ключи, календари по темам и многое другое).
- Участие в персональные творческих выставках повышают статус ребенка в группе,
способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к
творчеству.
-
Этому
же
способствуют
традиции
празднования
Дня
именинника
( с
добрыми
пожеланиями, детскими подарками, с исполнением “Каравая”).
-
создание
предметно-развивающей
среды
в
группе,
которая направлена
на
обеспечение индивидуальной комфортности детей (уголок уединения, ширмы, подиум,
оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и
сюжетно-ролевых игр);
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим
- Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного
отношения к разным людям (“Народы мира”, “У кого какой дом”, подбери картинку).
- Чтение сказок разных народов.
-
Рассматривание
иллюстративного
материала
на
формирование
правильного
поведения в различных ситуациях.
- Участие в создании коллективных творческих работ
- Коллективные дела (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление
поделок из природного материала).
- участие в совместных творческих и исследовательских проектах.
- Оформление фотогазет о каком-либо совместном мероприятии. (Как мы отдыхали на
даче, Как мы лепили снежный городок).
- создание фотовыставок, фотоальбомов с фотографиями всех детей группы, поможет
почувствовать дух единства, важности всех и каждого.
Развитие
у
ребёнка
с
ТНР
коммуникативной
компетентности
и
социальных
навыков
- Цикл совместной организованной деятельности по социально-коммуникативному
развитию;
- Использование элементы психогимнастики;
-
Специальные
игры
и
упражнения
направленные
на
развитие
распознавания
и
выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т.п.;
- Сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, в последующем театрализованные
и
г
р
ы ( г д е
в о с с о з д а ю т с я
с о ц и а л ь н ы е
о т н о ш е н и я
м е ж д у
участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношений);
- Совместный просмотр спектаклей;
- Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев,
их настроения, поступков;
-
Использование
социоигровой
технологии:
Специальные
игры
на
общение:
“Связующая нить”, Скульпторы”,
Работа с родителями -
очень важное направление, т
ак как семья это первоначальное
пространство социализации ребенка дошкольного возраста,
его эмоциональный и
социальный
опыт
зависит,
прежде
всего,
от
семейных
связей,
качества
детско-
родительских отношений, педагогической компетентности родителей. Формированию
у
родителей
положительной
направленности
на
организацию
эмоционально-
насыщенного взаимодействия с ребенком помогают такие мероприятия, как:
беседы,
консультации
(например:
«Возрастные
особенности
и
проблемы
социального
развития
ребенка
с
ТНР»,
«Эффективные
приемы
воспитания
и
развития ребенка дошкольного возраста», «Значение игры в познавательном и
социальном развитии ребенка» и др.);
проведение
открытых
мероприятий
с
включением
родителей
в
совместную
деятельность с ребёнком, с педагогами;
Мастер-классы, творческие мастерские, семейные клубы;
Совместные
игровые
тренинги,
которые представляют
собой
совокупность
психотехнических упражнений и приемов. В ходе выполнения этих упражнений
родители
и
дети
получают
обратную
связь
друг
от
друга,
обогащают
представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою
любовь и нежность;
В
заключении
надо
отметить:
не
возможно
себе
представить
социально-
личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное. Данное развитие
происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности ребенка. Играя,
занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими,
учитывать
их
интересы,
правила,
нормы
поведения
в
обществе,
т.е.
становится
социально компетентным.