Напоминание

"Социализация детей с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду"


Автор: Шарапова Нина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №23
Населённый пункт: город Серпухов, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Социализация детей с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Важнейшим условием успешной социализации ребенка с тяжелыми речевыми

нарушениями,

как

и

для

его,

успешно

развивающегося

сверстника,

является

человеческое общение. Эффективным условием нормализации и развития вербального

общения является включение ребенка с особыми образовательными потребностями в

коллектив здоровых сверстников. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у

ребенка

развить

умение

адекватно

взаимодействовать

с

другими

людьми,

сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить

основы социального здоровья.

Дошкольный

возраст

-

это

важнейший

период

усвоения

основ

социального

поведения,

формирования

коммуникативных

навыков,

сензитивный

период

для

социализации ребёнка.

Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи имеет свои особенности.

Так как именно посредством речевого общения происходит освоение социального

опыта и последующее осознание модели

поведения в разнообразных жизненных

ситуациях,

ребёнку

с

нарушениями

речи

тяжело

быть

полноценным

участником

коммуникации. Вместе с тем, на формирование личности и социализацию влияют и

особенности развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи.

К ним можно отнести:

нарушения

познавательной

сферы,

обусловленные

дефицитом

в

общении

с

окружающими людьми;

снижение активности, затрагивающее все виды деятельности ребёнка;

нарушение эмоционально – волевой сферы

(повышенная

тревожность,

неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность);

неустойчивость внимания;

низкая самооценка;

низкий уровень сформированности навыков самообслуживания;

Учитывая

все

эти

особенности

ребёнка

с

тяжелыми

нарушениями

речи,

педагогами должна проводится работа, направленная на социализацию ребёнка, в

которой

условно

можно

выделить

подготовительный

этап

(адаптационно-

диагностический) в ходе которого проводится

диагностика личностного развития

ребенка, разработка индивидуального образовательного маршрута, составление плана

мероприятий по социализации ребёнка с ТНР.

Следующий этап – реализация индивидуального образовательного маршрута и

плана мероприятий по социализации ребёнка.

Работа

педагогов

по

включению

ребёнка

с

ТНР

в

систему

социальных

отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка

- Утро радостных встреч когда дети называют друг друга ласковым именем, желают

добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

-

Индивидуальные

беседы

на

интересующие

ребёнка

темы. Или

так

называемые

“Задушевные посиделки”, где ребёнок и взрослые рассказывают интересные истории

из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные).

- Индивидуальные фото выставки (“Я маленький”, “Я играю”, “Я помогаю маме” и

другое).

- Использование метода коллекционирования содействует возникновению общения,

совместных игр (в группах собранны коллекции камней, ракушек, лошадок, игрушек

из киндерсюрпризов, ключи, календари по темам и многое другое).

- Участие в персональные творческих выставках повышают статус ребенка в группе,

способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к

творчеству.

-

Этому

же

способствуют

традиции

празднования

Дня

именинника

( с

добрыми

пожеланиями, детскими подарками, с исполнением “Каравая”).

-

создание

предметно-развивающей

среды

в

группе,

которая направлена

на

обеспечение индивидуальной комфортности детей (уголок уединения, ширмы, подиум,

оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и

сюжетно-ролевых игр);

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим

- Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного

отношения к разным людям (“Народы мира”, “У кого какой дом”, подбери картинку).

- Чтение сказок разных народов.

-

Рассматривание

иллюстративного

материала

на

формирование

правильного

поведения в различных ситуациях.

- Участие в создании коллективных творческих работ

- Коллективные дела (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление

поделок из природного материала).

- участие в совместных творческих и исследовательских проектах.

- Оформление фотогазет о каком-либо совместном мероприятии. (Как мы отдыхали на

даче, Как мы лепили снежный городок).

- создание фотовыставок, фотоальбомов с фотографиями всех детей группы, поможет

почувствовать дух единства, важности всех и каждого.

Развитие

у

ребёнка

с

ТНР

коммуникативной

компетентности

и

социальных

навыков

- Цикл совместной организованной деятельности по социально-коммуникативному

развитию;

- Использование элементы психогимнастики;

-

Специальные

игры

и

упражнения

направленные

на

развитие

распознавания

и

выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т.п.;

- Сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, в последующем театрализованные

и

г

р

ы ( г д е

в о с с о з д а ю т с я

с о ц и а л ь н ы е

о т н о ш е н и я

м е ж д у

участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым

нормам и правилам взаимоотношений);

- Совместный просмотр спектаклей;

- Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев,

их настроения, поступков;

-

Использование

социоигровой

технологии:

Специальные

игры

на

общение:

“Связующая нить”, Скульпторы”,

Работа с родителями -

очень важное направление, т

ак как семья это первоначальное

пространство социализации ребенка дошкольного возраста,

его эмоциональный и

социальный

опыт

зависит,

прежде

всего,

от

семейных

связей,

качества

детско-

родительских отношений, педагогической компетентности родителей. Формированию

у

родителей

положительной

направленности

на

организацию

эмоционально-

насыщенного взаимодействия с ребенком помогают такие мероприятия, как:

беседы,

консультации

(например:

«Возрастные

особенности

и

проблемы

социального

развития

ребенка

с

ТНР»,

«Эффективные

приемы

воспитания

и

развития ребенка дошкольного возраста», «Значение игры в познавательном и

социальном развитии ребенка» и др.);

проведение

открытых

мероприятий

с

включением

родителей

в

совместную

деятельность с ребёнком, с педагогами;

Мастер-классы, творческие мастерские, семейные клубы;

Совместные

игровые

тренинги,

которые представляют

собой

совокупность

психотехнических упражнений и приемов. В ходе выполнения этих упражнений

родители

и

дети

получают

обратную

связь

друг

от

друга,

обогащают

представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою

любовь и нежность;

В

заключении

надо

отметить:

не

возможно

себе

представить

социально-

личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное. Данное развитие

происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности ребенка. Играя,

занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими,

учитывать

их

интересы,

правила,

нормы

поведения

в

обществе,

т.е.

становится

социально компетентным.



В раздел образования