Автор: Колодкина Татьяна Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Слова имеют собственную душу"
Раздел: полное образование
«Слова имеют свою собственную душу»
Я иду на урок
Ныне Пушкин, Ахматова, Бродский.
И еще Лев Толстой.
И у маленьких самых - Крылов.
Интересно, а как это, как это в них отзовется?
Я иду на урок…
Современный учитель всегда находится в творческом поиске, задает себе тысячи
вопросов,
когда
создает
свой
очередной,
как
ему
кажется,
его
лучший
урок.
Да,
действительно, постоянно думаешь, что каждый последующий урок будет интереснее, чем
предыдущий.
Хочется
видеть
широко
открытые
глаза
детей,
научить
их
видеть
и
чувствовать самое сокровенное. Но как тяжело порой осознавать, что наши потрясающие
«почемучки»
вдруг
превращаются
в
строгих
прагматиков.
Куда
пропадает
их
удивительный
блеск
глаз,
почему
они
без
желания
приходят
на
уроки,
почему
им
интереснее «пропадать» в социальных сетях, а не восторгаться поэтическим словом.
Я долго размышляла над этим, пока не поняла, что неважно урок литературы, или
урок математики, важно, чтобы дети понимали, что учитель воспринимает их разными и
лириками, и логиками, а порой и философами. А самое главное не нужно их «ломать», у
каждого из них есть свои принципы. Мы должны
научить их слушать друг друга и
слышать свой внутренний голос.
Учителю русского языка и литературы нужно обучать ребят бережному и умелому
обращению со словом.
«
Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил
Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни!
Современный урок – это не монолог учителя, а диалог ученика и учителя.
Развитие творческого начала у ребят, заложенного и выраженного в речи – это
начало пути формирования творческой языковой личности. Ведь не для кого ни секрет, что
в
каждом ребенке есть определенные способности. Задача учителя – постараться не
только раскрыть их, но и на протяжении всей школьной жизни умело сопровождать
ребенка в его пробах и
начинаниях.
Нужно стимулировать детей через коллективно
распределительную деятельность, учить целостно видеть мир, логически его осмысливать,
понимать и оценивать себя, свои возможности и проявлять их в своей собственной речи.
Цель всей моей педагогической работы – это формирование творческой личности,
способной проявлять себя в различных сферах жизни.
Как же выбрать правильные методы и приемы на уроке, чтобы все что задумал,
получилось,
чтобы
ребятам
было
интересно?
Современная
педагогика
предлагает
огромный выбор. Нужно только не заблудиться, выбрать то, что действительно твое.
Начиная
урок,
я
предлагаю
ребятам
самим
сформулировать
тему
и
проблему.
Стараюсь использовать эпиграф, это определенный эмоциональный настрой и проявление
духовной
атмосферы
урока.
Творческие
классные
и
домашние
задания,
которые
моделируются через разнообразные речевые жанры: презентация, поучение, послание,
текст публичного выступления, сочинение по заданной модели, составление кластера и
пятистишья. Групповая работа, работа в парах, ролевая игра, которая создает ситуацию
активного общения. На этапе рефлексии заполняем «Карту успешности».
Ребята должны научиться видеть в обыденном прекрасное и уметь восторгаться им,
как могут это делать писатели и поэты, а говорить и рассуждать об увиденном должны как
настоящие мыслители.
Учитель литературы на своих уроках включает в работу у детей оба полушария. Не
бывает детей только математиков или только лингвистов. Они должны уметь логически
мыслить, философски рассуждать, любить и понимать поэзию, видеть прекрасное и уметь
адаптироваться в современном мире.
«Любите слово, ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее».
Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Урок литературы по Е. Носову «Лоскутное одеяло». На уроке происходит работа с
текстом.
Ярким
моментом
является
момент
эвокации
(побуждения)
к
действию
на
начальном этапе урока. Звучит народная песня и ребята окунаются в те исторические
времена,
которые
представлены
в
этом
произведении.
Данная
форма
позволяет
представить
учебный
материал
как
систему
ярких
опорных
образов.
В
этом
случае
задействуются
различные
каналы
восприятия
материала,
что
позволяет
заложить
информацию
не
только
в
фактографическом,
но
и
в
ассоциативном
виде
в
памяти
учащихся. Ребята рассуждают о том, что же символизирует лоскутное одеяло.
ЛОСКУТКИ
- обрезки как отрезки жизни, страницы жизни, как семейный фотоальбом. Приходят к
выводу, что это книга поколений, книга времен,
хранилище национальных святынь.
Домашнее задание: сочинение «По страницам семейного альбома»
Знания по психологии, полученные в пединституте, в частности об особенностях
детской памяти, помогли позже, во время работы в школе утвердиться в следующих
важных для меня истинах:
Правило запоминается лучше, если при объяснении идти от конкретного факта к
обобщающему выводу, полученному в результате анализа.
Материал необходимо логически связать с тем, что знакомо, близко детям.
Например,
при
изучении
темы
«Буквы щ,
ч
в
суффиксах -щик,
(-чик-)
существительных» в 6-м классе обращаюсь к понятию «дружба».
- У каждого из вас есть друзья, - говорю ребятам. - Вы вместе ходите в кино, на
дискотеки, стремитесь первого сентября сесть за одну парту. Вот так и у суффиксов имен
существительных –чик-, - -щик- тоже есть друзья, выбранные ими раз и навсегда. Это
буквы русского алфавита. У суффиксов –чик- их пять: д , т , з, с, ж (он пишется только
после этих букв), а у суффикса –щик- — все остальные, и значит, он может стоять после
каждой из них.
Материал
запоминается
легко,
тем
более
что
он
отражен
в
таблице,
которая
вывешивается заранее.
Один из учеников формулирует правило. Дети заучивают его по таблице. Затем
таблица снимается, а материал, помещенный в ней, по памяти воспроизводится в тетрадях.
При
выполнении
тренировочных
упражнений
ребята,
как
правило,
не
испытывают
затруднений.
Таким образом, третий вывод, сделанный мною, таков: новый материал должен
быть представлен зримо, наглядно, хорошо закреплен на уроке. В 6-ом классе на уроке «В
мире новых слов» также веду учеников от знакомого к новому, дотоле им неизвестному.
При этом учитывается природная любознательность детей, их интересы.
-Если вспомнить историю нашей страны, - говорю я, - то в свое время новыми
были
слово: телекамера,
субботник
и
другие.
Сегодня
они
уже
вошли
в
активный
словарный запас русского языка, о чем свидетельствуют толковые словари.
После чтения двух-трех наиболее интересных словарных статей проводится беседа,
в ходе которой выясняется, что такое неологизм, происхождение (этимология) и написание
этого слова. Затем внимание ребят обращается на выставку — словарь, где лексическое
значение неологизмов объясняется с помощью рисунков. Скафандр, галактика, астероид -
перечисляет ученик, узнавая знакомые предметы.
Охотно
вступает
шестиклассники
в
игру,
заключающуюся
в
том,
что
педагог
называет разные слова. Ученик поднимает красные сигнальные карточки в тех случаях,
когда
неологизм
относится
к
космической
теме.
И
синие
—
когда
не
имеет
к
ней
отношения.
Затем,
используя
опорные
слова
и
словосочетания
космический
корабль,
иллюминаторы,
программа
полета,
стыковка,
центр
подготовки
и
др.,
ребята
пишут
сочинение-миниатюру «Волшебный полет».
Успех урока-словаря - так определила его я - зависит, прежде всего, от уместного
использования наглядности, элементов игры. Во всяком случае, можно не сомневаться, что
понятия, с которыми школьники познакомились на этом занятии, останутся в их памяти.
При
изучении
имени
прилагательного
в
6-ом
классе
использую
форму
урока-
исследования.
Детям
предлагаются,
например,
задания
аналитического,
поискового
характера.
Выписать
в
такой
последовательности
словосочетания,
в
которых
прилагательные обозначают разные признаки предметов по величине, форме, цвету, весу,
месту, времени, вкусу, назначению, а также по материалу, принадлежности, цене, возрасту,
внешнему
виду
и
внутренним
качествам: алая
заря,
круглый
стол,
городской
парк,
каменное здание, космический корабль, гигантский станок, сладкий чай, дорогой ковер,
легкая деталь, сегодняшняя газета, юный друг, дедушкин портфель, высокий юноша,
смелый пограничник.
Часом
занимательной
грамматики
называю
урок
закрепления
и
обобщения
материала по теме «Имя числительное» в 6-ом классе. Форма путешествия по Стране
Имен Числительных позволила сделать учебный труд интересным, приятным, а главное -
более эффективным.
«Отправляясь
в
путь»
с
маршрутными
листами,
содержащими
разнообразные
задания,
ученики
получили
возможность
комплексно
повторить
тему,
установит
логические связи между отдельными частями материала, изучаемыми в разное время. «По
дороге»
они
встречались
с
пословицами,
скороговорками,
крылатыми
выражениями,
стихотворениями,
в
которых
использованы
числительные,
знакомились
со
многими
удивительными
фактами.
При
этом
большое
внимание
уделялось
культуре
речи,
правильному
произношению
и
употреблению
наиболее
сложных
для
школьников
обозначение чисел.
Для учителя важна занимательность не сама по себе, а как средство сделать
обучение более доступным, помочь детям постичь суть явления. Стараюсь, чтобы в
течение всего урока у ребят не пропадал интерес к изучаемому, не ослабевала активность.
Очень нравятся ребятам уроки, проводимые в форме смотра знаний, уроки-зачеты, уроки-
встречи команд КВН.
Многие учителя считают, что с детьми не играть нужно, а учить их серьезно. А
разве игра - упражнение в занимательной форме, трудное и интересное одновременно, -
эго
не
серьезное
изучение
предмета,
где
есть
место
сотрудничеству,
сотрудничеству
ученика и учителя?! Игры проводятся не для развлечения учащихся, а для закрепления
умений
и
навыков,
обеспечивают
лучшее
запоминание
и
прочное
усвоение
знаний.
Игровые
моменты
вызывают
интерес
к
уроку,
делают
умственную
работу
более
продуктивной. У детей среднего возраста велика потребность в игре, она необходима им
для развития воображения, инициативы, творчества.
При разборе слов по составу предлагаю игры типа «Угадай слово», «Составь слово
из морфем». Например: «В слове, которое мы ищем, приставка, как в глаголе приходить,
корень
взят
у
существительного
моряк,
суффикс
и
окончание
-
у
прилагательных
геройский и синий. Какое слово получилось? (Приморский)». Все это помогает учащимся
глубже усваивать материал, овладевать необходимыми умениями и навыками. Кроме того,
игры, в составлении которых принимают участие и сами школьники, активизируют их
мыслительную деятельность, будят творческую энергию.
Научить ребенка мыслить, приобщить его к самостоятельной работе с книгой
другими источниками информации считаю важнейшей задачей учителя - словесника.
Необходимо последовательно прививать учащимся умение видеть суть языкового явления,
его внутренние закономерности, осознанно применять правила.
Кто из ребят не помнит первую строфу стихотворения Р. Бернса в замечательном
переводе С.Я. Маршака «Дом, который построил Джек»? А нельзя ли построить дом, в
котором будут жить части речи? Ребята вместе с учителем составляют таблицу. Таблица
состоит из окон — квадратов, каждое из которых закреплено за отдельной частью речи
(1 - существительное, 2 - прилагательное, и т.д.) шестиклассники, работая с материалом
урока, заселяют соответствующими словами «Дом Частей Речи». У каждого из учащихся
должна быть своя маленькая таблица, нарисованная на отдельном листке и повторяющая
большую. Расположив слова в своем «Доме», ребята со звонком сдают таблицы учителю.
«Дом
Частей
Речи»
выручит
вас
при
изучении
темы
«Слитное
и
раздельное
написание не, ни с существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями».
Ученикам
можно
предложить
следующее
задание:
в
этом
шуточном
стихотворении
некоторые слова потеряли ни, не, а вместе с ними и смысл. Найдите эти слова и верните
им утерянный смысл, разместив их в «Доме».
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица - не,
Посмотрел я вокруг с ..доуменьем
Что за ..лепое положение !
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была ..разбериха,
И на ..взрачной клумбе у будки
Голубые росли ..забудки
И погода стояла ..настная,
И гуляла собака ..счастная,
И, виляя хвостом, ..уклюже
Пробегала ..пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел грязный, ..мытый ..ряха.
А за ..ряхой по травке свежей
Шли..суразные ..дотепа и ..вежа.
А из школы, взявшись за руки,
Чинным шагом шли ..доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна …смеяна.
Вопросы к ученикам: Все ли этажи заселены? Какие пустуют? Заполним дом
полностью. Поэтому - еще одно стихотворение:
Не выучил - не делай.
Не знаешь - не пиши.
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!
Вопросы
к
учащимся:
Какой
этаж
остался
пуст?
Какие
слова
из
этого
стихотворения помогут нам заселить его?
Пусть никто не забудет,
Что З приставкой никогда не будет!
Тема «Гласные орфограммы в корне слова». При изучении этой темы я использую
игровую форм. Дети «путешествуют» по королевству Орфографии, знакомясь со всеми
случаями правописания гласных в корне слова, и, таким образом, получают целостное
представление
о
теме.
Одновременно
на
доске
графически
оформляется
опорный
конспект, помогающий школьникам свободно ориентироваться в только что изученном
материале, основательно его усвоить.
Научить
детей
бережно,
умело
обращаться
со
словом,
гордиться
красотой
и
уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником,
особенно
сейчас,
когда
так
бурно
развивается
наука
и
техника,
а
компьютерные
технологии прочно входят в нашу жизнь.
Сегодня
компьютер
–
первый
помощник
и
советчик
учителя.
Действительно,
использование
ИКТ
на
уроках
разных учебных
дисциплин
дает
возможность
в о з д е й с т в о в а т ь
н а
т р и
к а н а л а
в о с п р и я т и я
ч е л о в е к а :
в и з у а л ь н ы й ,
аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного
материала. Увеличивается объём материала за счет экономии времени. Но, по моему
мнению, самое главное преимущество создание положительного настроя, активизация
самостоятельной деятельности учащихся.
Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point.
Она
приводит к целому ряду положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор учащихся;
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Самой распространенной формой работы на уроке русского языка и литературы
можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе
Power Point.
Основная функция презентации
- служить наглядным материалом. При помощи
проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к
произведениям,
фотографии
и
многие
другие
изображения,
оживляющие
ход
урока,
пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие
образно представить жизнь и личность писателя.
Возможность
искать,
экспериментировать
показала,
сколь
велик
творческий
потенциал
учителя.
При
всем
многообразии
имеющихся
в
арсенале
учителя
форм,
методов, средств обучения выбор и применение их в конкретной ситуации должен быть
обоснованным. И многообразие педагогических решений одной и той же проблемы в
различных педагогических условиях - эго и есть проявление той самой стандартности в
хорошем смысле - строго научного подхода к выбору этих решений.
Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы можно
вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с
ними. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока
(когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной
(тогда она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Примером такой
презентации
является
мультимедийный
продукт
«Повторяем
вместе
с
любимыми
героями».
Мною
разработана
целая
серий
таких
уроков,
которые
обобщают
и
систематизируют изученный материал по основным разделам языка. В игровой форме
учащиеся вместе с героями мультфильмов это и «Кот Леопольд», и «Простоквашино»,
«Ну,погоди»,
«Смешарики»,
«Лунтик
и
его
друзья»
проверят
свои
знания
по
теме.
Презентация озвучивается фразой или музыкальной заставкой из любимого мультфильма.
Ребята вместе с героями, которые задают им вопросы, путешествуют по теме.
М.М предназначен для проверки ЗУН. Учащиеся выполняют задания, проверяют
свои
действия
в
интерактивном
режиме.
Можно
использовать
для
групповой
или
индивидуальной
работы.
Возможны
варианты
работы:
компьютер
и
проектор;
компьютер,
проектор
и
интерактивная
доска;
компьютеры
в
компьютерном
классе.
Правила: нужно ответить на вопрос
и выбрать
верный вариант ответа. Если ответ
выбран неверно, объект окрашивается в синий цвет, если верно – в красный цвет. Для
продолжения игры – щелчок мыши.
Активно использую в своей работе и Интернет-ресурсы. С их помощью можно
создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими
авторами или
мастерами
художественного
слова,
подобрать
видеофрагменты.
Также
использую
показ
экранизации
классики.
Считаю,
что
хороший
фильм,
вызывающий
неподдельный, настоящий интерес, - это первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу
ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет
прогресса». Слова эти сказаны давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не
помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нас, о современных учителях, об учителях,
которые
стремятся
вперёд,
которые
готовы
осваивать
всё
новое,
инновационное
и
с
успехом применять в практике своей работы.
Возможность
искать,
экспериментировать
показала,
сколь
велик
творческий
потенциал
учителя.
При
всем
многообразии
имеющихся
в
арсенале
учителя
форм,
методов, средств обучения выбор и применение их в конкретной ситуации должен быть
обоснованным.