Автор: Раимбакиева Марианна Флоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Ханты - Мансийск
Наименование материала: программа
Тема: "картинки без запинки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Ханты-Мансийск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому направлению развития детей № 21 «Теремок»
(МБДОУ «Детский сад №21 «Теремок»)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАРТИНКИ БЕЗ ЗАПИНКИ»
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. МНЕМОТЕХНИКА
для детей дошкольного возраста 4 – 7лет
срок реализации - 3 года
Составитель: М. Ф. Раимбакиева,
воспитатель
город Ханты-Мансийск – 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
№п/
п
Наименование разделов
страниц
ы
1
2
3
1.
Нормативно-правовое обеспечение программы
3
2.
Пояснительная
записка.
Направленность
программы.
Актуальность программы
4
3.
Цели и задачи программы
8
Методологические аспекты. Методология
10
Взаимодействие с участниками образовательного процесса
11
6.
Условия и сроки реализации Программы
11
Формы реализации Программы
12
Интеграция с другими образовательными областями
12
9.
Ожидаемые
результаты
и
способы
определения
их
эффективности
15
10.
Диагностические
материалы
оценки
уровня
освоения
программы
15
11.
Учебно-тематический план
18
12.
Содержание Программы
20
13.
Материально-техническое обеспечение условий реализации
Программы
22
14.
Литература
24
2
1.
Нормативно-правовое обеспечение программы
№п/п
Наименование нормативного акта
1.
Федеральный
закон
от
29.12.2012
№
273-Ф3
«Об
образовании
в
Российской Федерации»
2.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки
России)
от
17.10.2013
№
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования»
3.
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях (Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 15.05.2013 №26)
4.
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
5.
Устав МБДОУ «Детский сад №21 «Теремок», утвержденный Приказом
Департамента муниципальной собственности Администрации города
Ханты-Мансийска от 30.12.2015 №1077
3
2.
Пояснительная записка
Современная система дошкольного образования имеет конкретную целевую
направленность
на
гармоничное
развитие
ребенка.
Исходя
из
этой
цели,
дошкольное
образование
должно
трансформироваться
в
гибкую,
научно
обоснованную,
вариативную
систему,
реализующую
государственный
образовательный заказ и отвечающую запросам потребителей образовательных
услуг (дошкольников и их законных представителей).
Вариативная
направленность
дошкольного
образования
на
конечный
педагогический результат – развитие ребенка и обеспечение его успешности на
последующих
ступенях
обучения
–
предполагает
высокий
уровень
профессиональной
компетентности
воспитателей
ДОУ
и
формирующих
ее
компетенций, что и определило создание дополнительной общеобразовательной
программы
«Картинки
без
запинки»
(далее
–
Программа по
мнемотехнике
«Картинки
без
запинки»,
Программа),
в
основе
которой
лежит
метод
мнемотехники.
Программа по
мнемотехнике «Картинки
без
запинки» обеспечивает
всестороннюю помощь воспитателям и специалистам дошкольного учреждения в
организации гармоничного осуществления образовательного процесса, отдавая
предпочтение
эмоциональному
развитию
ребенка
посредством
метода
мнемотехники.
Программа
по
мнемотехнике
«Картинки
без
запинки»,
разработана
в
соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Программа имеет
практическое
значение
и
предназначена
для
работы
с
детьми
дошкольного
возраста от 4 до 7 лет, срок реализации – 3 года.
Мнемо́
ника
(др.-греч.
Μ ν η μ ο ν ι κ ό ν
— искусство
запоминания),
мнемоте́
хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих
запоминание
нужной
информации
и
увеличивающих
объём памяти
путём
образования ассоциаций
(связей):
замена
абстрактных
объектов
и
фактов
на
понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое
представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти
различных типов модификации для упрощения запоминания.
Также
термин
«мнемоника»
(аналог пиктограммы)
употребляется,
как
обозначение
визуализации
(в
виде
изображения,
набора символов
либо
предметов)
некоего
объекта,
субъекта
либо
явления,
достаточно
полно
описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.
Техника мнемоника облегчает запоминание в отдельных случаях (там, где
придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и
быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может
оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания
механическим заучиванием.
4
Слова
с
неизвестным,
абстрактным
значением
запомнить
большинству
людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через
несколько
дней.
Для
прочного
и
одновременно
лёгкого
запоминания
следует
наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с
конкретными
яркими
зрительными,
звуковыми
образами,
с
сильными
ощущениями.
Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) —
система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг
связей
между
зрительными
образами,
обозначающими
значимые
элементы
запоминаемой
информации.
Мнемоническое
запоминание
состоит
из
четырёх
этапов:
кодирование
в
образы,
запоминание
(соединение
двух
образов),
запоминание последовательности, закрепление в памяти.
2 . 1 Новизна
Программы по
мнемотехнике «Картинки
без
запинки»
заключается в том, что предусматривает систему средств, методов технологии,
которые позволяют решать задачи по развитию речи проблемным методом. Суть
заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а втянут в
процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и
закономерностей.
Использование
мнемотехники
позволяет
ребенку
в
игровом
процессе занимать активного творца, созидателя, помогает преодолеть различные
затруднения детей, дает возможность самостоятельно принимать свои решения,
выдвигать идее, доказывать при этом ребенок учится последовательно, логически,
связно строить предложения, составлять рассказы, сочинять сказки. В программе
«Картинка без запинки» основным принципом разработанной системы является
взаимосвязь
развития
умственных
способностей
детей
(использование
символических
средств,
для
обозначения
персонажа
сказки
и
истории,
составление пространственного – временной модели и ее использование при
пересказе) и разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе вступает
в разных сочетаниях.
Проблема
развития
речи
дошкольников
считается
одной
из
самых
актуальных,
т.к.
этот
вид
деятельности
является
непременной
предпосылкой
формирования
умственных
качеств
личности,
ее
самостоятельности
и
инициативности.
Программа представляет оригинальный вариант базисного содержания и
специфических задач для развития речевой деятельности детей дошкольного
возраста.
Программа
весьма
востребована
как
педагогами,
так
и
узкими
специалистами, родителями, столкнувшимися с проблемой вербального общения
ребёнка,
формированием
правильного,
логически
составленного
предложения,
каждый раздел Программы имеет практическое значение от постановки целевых
ориентиров программы по каждому возрасту дошкольника.
5
В программе в полном соответствии требований к содержанию программ,
дополнительного
образования,
с
учётом
возрастных
характеристик,
рекомендованы и:
раскрыты основы методологических аспектов и методологи;
описаны принципы работа с технологией мнемотехники;
отражено взаимодействие с участниками образовательного процесса;
составлены формы реализации программы;
приведены
примеры
интеграция
с
другими
образовательными
областями;
описаны
ожидаемые
результаты
и
способы
определения
их
эффективности;
разработаны по возрастам детей диагностические материалы;
разработаны оценки и схема уровней освоения программы;
составлен учебно-тематический план;
разработано содержание Программы;
отрекомендовано
примерное
материально-техническое
обеспечение
условий реализации Программы.
К программе
разработаны
комплексы
наглядно-методических
и
практических
пособий,
как
вспомогательный
материал
ориентированный
на
формирование
коммуникативной
функции
речи
и
общей
готовности
к
школе
ребёнка.
2.2 Направленность программы:
область развитие речи дошкольников
посредством использования мнемотехнических приемов.
2.3 Актуальность программы: опора на визуальный образ очень важна и
обязательна, так как, если при воспроизведении текста этот зрительный образ не
возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом,
приём символизации – это наиболее короткий путь к формированию процесса
запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения.
Для
этого
достаточно
схематичного
изображения
отдельных
частей,
что
облегчит
запоминание
и
последующее
воспроизведение
целостного
образа
в
рифмованной форме.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается
картинка (изображение);
таким
образом,
все
стихотворение
зарисовывается
схематически.
После
этого
ребенок
по
памяти,
используя
графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном
этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок
также активно включается в процесс создания своей схемы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время
обучения.
Использование
опорных
рисунков
для
обучения
заучиванию
6
стихотворений,
составление
рассказов,
пересказов
сказки
увлекает
детей,
превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после
прослушивания,
сопровождающегося
просмотром
рисунков,
позволяет
значительно быстрее запомнить текст.
Следует
отметить,
что
техника
запоминания
одного
вида
информации
является
опорой
и
ступенькой
для
освоения
другого.
За
счет
максимальной
рационализации мыслительной деятельности, которая достигается при освоении
программы, можно сэкономить затраты психической энергии.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие
существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того
времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению,
письму – четырём основным видам речевой деятельности.
Речь
является
с
одной
стороны
орудием
для
выражения
наших
представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и
расширению.
Владеть,
по
возможности,
в
совершенстве
всеми
видами
и
проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного
развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается
так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.
Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:
-
является
средством
познания,
необходимым
условием
познавательной
деятельности человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и
передаёт их);
- является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения,
норм поведения, формирования вкусов;
-
используется
в
процессе
совместной
трудовой
деятельности
для
согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;
-
является
средством
удовлетворения
личных
потребностей
человека:
в
общении, в приобщении в определённой группе лиц.
Дошкольный
возраст
—
это
период
активного
усвоения
ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,
лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей,
что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным
из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает
окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и
многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё
«Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его
культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей,
выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
7
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим
его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со
сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом
культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности,
её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его
природному, предметному и социальному миру.
Это
является
необходимым
условием
решения
задач
умственного,
эстетического и нравственного воспитания детей, что обуславливает актуальность
Программы по мнемотехнике «Картинки без запинки»
3.
Цели и задачи Программы
Цель
программы:
развитие
связной
речи
детей
дошкольного
возраста
посредством мнемотехники, развитие творческих способностей.
Задачи программы для детей 4 – 5 лет:
Образовательные:
знакомство
детей
с
характерными
особенностями
технологии,
с
помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице;
формировать
речевые
и
познавательные
способности
детей
посредством мнемотехники;
совершенствовать
умение
детей
с
помощью
графических
форм
составлять мнемотехнические таблицы.
Развивающие:
развивать
связную
речь
детей:
пересказ
произведений,
творческое
рассказывание (на тему, предложенную воспитателем, коллективное творчество,
на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по
картинкам, по серии сюжетных картинок, по игрушкам, по объектам;
развивать умственные способности детей (умение самостоятельно и
при помощи воспитателя строить и использовать пространственные модели при
пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей
предметов и наглядных моделей планов);
развивать воображение и творческое мышление.
Воспитательные:
воспитывать интерес к творческой деятельности;
создавать у детей положительный эмоциональный настрой.
Задачи программы для детей 5 – 6 лет:
Образовательные:
8
учить детей строить самостоятельные высказывания, излагать свои
мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой завершенностью,
грамматической оформленностью, выразительностью;
расширять и активизировать словарный запас;
расширять
с
помощью
мнемотехники
представления
детей
об
окружающем мире.
Развивающие:
развивать воображение и творческое мышление;
развивать
умственные
способности
детей
(умение
самостоятельно
строить
и
использовать
пространственные
модели
при
пересказе,
составлять
творческие
рассказы
на
основе
использования
заместителей
предметов
и
наглядных моделей планов).
Воспитательные: воспитывать у детей устойчивый интерес к заучиванию
стихов, сочинению сказок и рассказов.
Задачи программы для детей 6 – 7лет:
Образовательные:
продолжать
детей
учить
составлять
мнемотехнические
таблицы
и
использовать их при составлении, пересказа рассказа, сказки, и при заучивании
стихотворений;
продолжать
учить
детей
строить
самостоятельные
высказывания,
излагать свои мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой
завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью;
расширять и активизировать словарный запас;
расширять
с
помощью
мнемотехники
представления
детей
об
окружающем мире;
Развивающие:
развивать воображение и творческое мышление;
развивать
умственные
способности
детей
(умение
самостоятельно
строить
и
использовать
пространственные
модели
при
пере сказ е,
составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов
и наглядных моделей планов).
Воспитательные:
Воспитывать
у
детей
устойчивый
интерес
к
заучиванию
стихов,
сочинению сказок и рассказ.
Воспитывать интерес к творческой деятельности.
3.1.
Методологические аспекты. Методология
9
Методический аспект предполагает преемственность в методах и формах
обучения и воспитания.
Методологию можно рассматривать практическую, — ориентированную на
решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира, это
программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой
практической цели. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется
практикой,
решением
задач —
то
есть
поиском
принципов
достижения
цели,
реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.
Основывается
на
закономерностях
речевого
развития
дошкольников,
сформулированных в трудах А. Н Гвоздева, Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина,
А.А.Леонтьева, в общем виде их взгляды на природу языковых способностей и
развитие речевой деятельности.
Использование
мнемотехники опираются
на
работы:
Т.В.
Воробьевой,
(сенсорно-графические
схемы)
В.
П.
Глухова,
(блоки-квадраты)
Л.
Н.
Е ф и м е н ко в о й
( с хе м ы
с о с т а в л е н и я
р а с с к а з а ) ,
Т.
А .
Т к а ч е н ко
(предметно-схематические модели).
На основании анализа научной литературы определены следующие подходы
в работе с технологией мнемотехника:
системный
–
технология
мнемотехника
используется
в
системе
обучения и воспитания;
личностный
–
с
учетом
возможностей
и
потребностей
каждого
ребенка;
деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он
читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога;
культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает
связную речь, учится грамматически правильно говорить;
информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает,
перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
принцип
развивающего
образования,
в
соответствии
с
которым
главной целью является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости –
содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии
и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике
дошкольного образования;
принцип
наглядности.
Наглядность
обогащает
круг
представлений
обучающихся, организует их внимание, способствует развитию речи, мышления,
10
наблюдательности,
придает
учебному
материалу
большую
доступность,
эмоциональность,
обеспечивает
его
запоминание,
развивает
творческое
воображение;
принцип
систематичности
и
последовательности.
Каждая
тема,
каждый
раздел
программы
четко
определены
в
общей
системе
содержания
учебного материала. Каждая тема опирается на ранее изученный и усвоенный
материал и создает прочную базу для последующего обучения;
принцип
доступности.
Включенные
в
программу
знания,
умения,
навыки доступны обучающимся, т.е. учебный материал соответствует возрасту,
индивидуальным особенностям, уровню подготовленности, учебному времени;
принцип прочности. Этот принцип самым тесным образом связан с
остальными. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением,
закреплением
учебного
материала.
Наиболее
ярко
принцип
прочности
проявляется при анализе схем, пересказа. В этот момент педагог может повторить
любой
раздел
программы,
проверить
знания,
умения,
навыки
обучающихся,
напомнить содержание тех или иных понятий, подсказать способ их применения в
конкретной схеме.
3.2.
Взаимодействие с участниками образовательного процесса
Участники
образовательного
процесса
Формы и методы организации деятельности
РЕБЕНОК
Игры, мастер – класс, открытый показ
ПЕДАГОГ
Консультации, мастер – класс, открытые мероприятия, «круглый стол»,
семинары
РОДИТЕЛЬ
Консультации
«Что
такое
мнемотехника»,
«Развитие
речи
детей
дошкольного возраста средствами мнемотехники»;
Родительски собрания (форма: мастер – класс) – «Пересказ сказки с
помощью
мнемотехники»,
«Заучивание
стихотворений
средствами
мнемотехники».
Открытые мероприятия с детьми для родителей, Анкетирование.
4.
Условия и сроки реализации Программы
Реализация
Программы
проводится
в
соответствии
в
основными
педагогическими
принципами:
от
простого
к
сложному,
от
известного
к
неизвестному.
Систематизации
и
последовательности,
сознательности
и
активности,
доступности,
прочности,
наглядности.
Организованные
формы
обучения проводит воспитатель во второй половине дня.
Программа рассчитана на 3 учебных года по 32 учебных часа в 1 год.
Занятия проходят 1 раз в неделю:
Средняя группа (возраст детей от 4 до 5 лет) – 20 минут.
11
Старшая группа (возраст детей 5 до 6) – 25 минут.
Подготовительная группа (возраст 6 до 7 лет) – 30 минут.
Возможны
и
другие
варианты
режима
работы,
в
соответствии
с
требованиями СанПиН.
Занятия проводятся в групповой (фронтальной) и индивидуальной форме.
4.1.
Формы реализации Программы
Организация
жизнедеятельности
детей
по
реализации
и
освоению
содержания программы осуществляется в двух основных моделях организации
образовательного процесса:
совместной деятельности взрослого и детей
самостоятельной
деятельности
детей
(формы
организации
детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная).
Решение
образовательных
задач
в
рамках
первой
модели
–
совместной
деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно
образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением
педагогами
функций
по
присмотру
и
уходу
за
детьми),
так
и
в
виде
образовательной
деятельности,
осуществляемой
в
ходе
режимных
моментов
(решение
образовательных
задач
сопряжено
с
одновременным
выполнением
функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой,
подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
4.2.
Интеграция с другими образовательными областями
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного
образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм
работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение
следующих основных задач:
сохранение здоровья ребенка;
развитие базовых качеств личности;
построение образовательного процесса на основе игры как основного вида
деятельности дошкольника.
Ранее
существовала
тенденция
увеличения
количества
непосредственно
образовательной деятельности (НОД) в режиме дня, включения в них не всегда
полезного
и
необходимого
обучающемуся
содержания,
представляющего,
как
правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не
становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и,
соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой
системе,
где
всё
взаимосвязано.
Всё
это
привело
к
активному
поиску
меж
предметных
связей,
использованию
их
в
дифференцированном
обучении
и
воспитании.
Встает вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании
детей
дошкольного
возраста.
Одна
из
форм
осуществления
данного
подхода,
12
позволяющего
сэкономить
обучающимся
время
для
общения,
прогулок,
самостоятельного
творчества
и
игровой
деятельности,
- интегрированная
совместная деятельность с детьми (НОД).
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется, как несущий в
себе
большие
нереализованные
возможности
в
познании
окружающего
мира.
Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и
самостоятельной
деятельности
успешно
развиваются
инициативность,
творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует
процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если
деятельность носит интегрированный характер.
Интеграция – означает восстановление, восполнение, объединение частей в
целое.
Интегрированное занятие – это специально организованное занятие, цель
которого
может
быть
достигнута
лишь
при
объединении
знаний
из
разных
образовательных
областей,
позволяющее
добиться
целостного
восприятия
воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных
областей, решаются такие задачи как:
формирование
у
детей
более
глубоких,
разносторонних
знаний;
целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем
многообразии и единстве;
интеграция
способствует
формированию
обобщенных
представлений,
знаний
и
умений,
повышает
эффективность
воспитания
и
развития
детей,
побуждает
их
к
активному
познанию
окружающей
действительности,
осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики,
мышления, коммуникативных способностей;
интеграция
в
воспитательно-образовательном
процессе
также
способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения
возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает
возможность
для
самореализации,
самовыражения,
творчества
педагога,
раскрытия его способностей.
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
Мир,
окружающий
детей,
познается
ими
в
своем
многообразии
и
единстве,
а
зачастую
разделы
дошкольной
образовательной
программы,
направленные
на
изучение
отдельных
явлений
этого
единства,
не
дают
представления
о
целом
явлении,
дробя
его
на
разрозненные
фрагменты.
Интегрированное
обучение
способствует
формированию
у
детей
целостной
картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Побуждаем их
к
активному
познанию
окружающей
действительности,
осмыслению
и
нахождению
причинно-следственных
связей,
развитию
логики,
мышления,
коммуникативных способностей.
Форма
проведения
занятий
нестандартна,
интересна.
Использование
различных
видов
деятельности
в
течение
занятия
поддерживает
внимание
13
воспитанников
на
высоком
уровне,
что
позволяет
говорить
о
достаточной
эффективности занятий.
Интеграция
дает
возможность
для
самореализации,
самовыражения,
творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из
разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на НОД
педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей
развития,
а
дети
осваивают
содержание
различных
разделов
программы
параллельно,
что
позволяет
сэкономить
время
для
организации
игровой
и
самостоятельной деятельности.
Важно
заметить,
что
методика
проведения
НОД
с
использованием
интегрированного
подхода
существенно
отличается
от
методики
проведения
обычного
занятия.
В
процессе
обучения
на
таких
занятиях
используются
различные образовательные технологии.
Наиболее эффективны из них следующие:
сравнительный
анализ,
сопоставление,
поиск,
эвристическая
деятельность;
проблемные
вопросы,
стимулирующие
проявление
своего
рода
совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
разнообразные
речевые
дидактические
игры,
активизации
словаря,
расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания
чувства уверенности в своих силах.
При
реализации
Программы по
мнемотехнике «Картинки без запинки»,
важен и актуален процесс интеграции следующих образовательных областей:
Схема 1.
5.
Ожидаемые результаты и способы определения их эффективности
К концу первого года обучения:
при помощи воспитателя составлять простые предложения, опираясь
на готовые мнемотехнические таблицы;
14
МНЕМОТЕХНИКА
МНЕМОТЕХНИКА
художественно-
эстетическое
развитие
художественно-
эстетическое
развитие
развитие речи
развитие речи
физическая
культура
физическая
культура
Познание
Познание
самостоятельно, и с помощью воспитателя пересказывать небольшие
произведения и сказки используя мнемотехнические таблицы;
использовать
действия
детализации
(знаково-символическое
моделирование).
К концу второго года обучения:
самостоятельно,
частично
при
помощи
воспитателя
составлять
сложные предложения к предложенному тексту произведения;
составлять
самостоятельно,
частично
при
помощи
воспитателя
составлять коллаж (мнемотехнику), и уметь использовать ее;
самостоятельно,
частично
при
помощи
воспитателя,
составленные
мнемотаблицы применять при заучивании стихотворений.
К концу третьего года обучения:
самостоятельно
составлять
мнемотехнические
таблицы
к
предложенному заданию
самостоятельно
составлять
мнемотаблицы,
используя
разные
методики;
самостоятельно
изготовленные
мнемотаблицы
применять
при
заучивании стихотворений.
Способы
определение
результативности
реализации
данной
программы
является диагностика, которая проводится в конце года по методу В.П. Глухова.
6.
Диагностические материалы
оценки уровня освоения программы
Диагностика, обучающегося по Программе по мнемотехнике «Картинки без
запинки», как и по речевому развитию проводится два раза в год (октябрь и май) в
форме наблюдений и индивидуальной беседы.
Определение уровня развития речи проводится на основе методики В.П.
Глухова,
состоящей
из
нескольких
этапов:
составление
высказываний
по
наглядному
восприятию,
воспроизведение
прослушанного
текста,
составление
рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.
Результаты выполнения заданий фиксируются в таблицы на основании схем,
оценки уровня выполнения заданий.
Задание 1:
Составление
предложений
по
отдельным
ситуационным
картинкам
(картинки-действия).
Цель: определить способности детей составлять адекватное законченное
высказывание на уровне фразы.
Задачи:
развивать
у
детей
самостоятельное
установление
смысловых
отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре
фразы.
Исследование проводится в индивидуальной форме. При показе каждой
картинки ребенку задается вопрос – инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?
15
Кто (что) это? Что он (она) делает?»: оценки уровня выполнения задания на
составление предложений по отдельным ситуационным картинкам).
Задание 2:
Составление предложения по трем картинкам (например, бабушка, пирожки,
булочки).
Цель:
выявить
способности
детей
составить
предложение
по
трем
картинкам.
Задачи:
развивать
способности
детей
устанавливать,
логико-смысловые
отношения
между
предметами
и
передавать
их
в
виде
законченной
фразы-
высказывания.
Инструкция.
Ребенку
предлагается
назвать
картинки,
а
затем
составить
предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах (Приложение
2:
оценки
уровня
выполнения
задания на
составление
предложений
по
трем
картинкам).
Задание 3:
Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Цель: выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и
простой по структуре литературный текст.
Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно
без наличия смысловых пропусков, повторов.
Для
этого
мы
используется
знакомая
детям
сказка. Текст
произведения
прочитывался
дважды,
перед
повторным
чтением
давалась
установка
на
составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание
обращалось
на
полноту
передачи
содержания
текста,
наличие
смысловых
пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а
также
наличие
смысловой
и
синтаксической
связи
между
предложениями,
частями
рассказа
(Приложение
3:
оценки
уровня
выполнения
задания
по
пересказу текста).
Задание 4:
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ
на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Задачи:
закреплять
способности
детей
развивать
фразовую
речь,
при
составлении рассказа по картине.
Инструкция.
Это
задание
использовалось
для
выявления
возможностей
детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания
последовательных
фрагментов-эпизодов.
По
трем
сюжетным
картинкам
дети
составляли
рассказ
«Кормушка».
Картинки
в
нужной
последовательности
раскладываются
перед
ребенком,
который
их
внимательно
рассматривает
и
16
составляет рассказ по картинкам (приложение 2): оценки уровня выполнения
задания на составление рассказа по картине.
Задание 5:
Сочинение рассказа на основе личного опыта.
Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной
фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Задачи:
развивать
фразовую
речь,
при
составлении
сообщения
без
наглядной и текстовой опоры. Инструкция. Детям предлагалось рассказать, что
находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют;
назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях
(Приложение 3: оценки уровня выполнения задания на сочинение рассказа на
основе личного опыта
Задание 6:
Составление рассказа-описания.
Цель:
выявление
полноты
и
точности
отражения
в
рассказе
основных
свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.
Задачи:
развивать
у
детей
способность
отражать
основные
свойства
предметов, используя языковые средства словесной характеристики.
Инструкция.
Воспитатель
знакомит
детей
с
каждым
условным
обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать составлять рассказ об
овощах.
План рассказа:
1.Что это за предмет?
2.Где растет?
3. Какой овощ на вкус?
4.Какой на ощупь?
5. Какой формы овощ?
6. Какого цвета овощ?
7. Что можно приготовить из овоща?
(приложение 3: оценки уровня выполнения рассказа описания).
Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню составляется на
основании суммирования балов за все шесть заданий.
К высокому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 30
до 25 баллов по всем заданиям методики.
К среднему уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 24
до 19 баллов по всем заданиям из методики.
К низкому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие до 18
баллов по всем заданиям методикам
17
Таким образом, диагностическая работа была проводиться в очень простом
виде анализе соответствующих рассказов.
Таблица 1
Схема уровня освоения материала
Показатель
Критерии
Низкий
Ребёнок
затрудняется
в
установлении
связей,
поэтому
допускает
содержательные и смысловые ошибки в рассказах.
При
выполнении
задания
всегда
требует
помощи
взрослого;
повторяет
рассказы других детей.
Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по картине, пользуется планом,
предложенным воспитателем.
Содержание рассказов не последовательно и не логично, так как нарушена
структура повествования
Средний
Ребенок в рассказах допускает логические ошибки, но в состоянии исправить
их при помощи взрослого или сверстников, чаще всего при выполнении
задания пользуется планом, предложенным воспитателем.
Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить
после уточняющих вопросов педагога
Высокий
Ребёнок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии
сюжета; самостоятелен в придумывании рассказов.
Испытывает интерес к подобному виду заданий.
Ребёнок строит рассказ в соответствии с пунктами плана.
Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию
Таблица: оценка уровня выполнения заданий
№п/п
ФИО
Оценка 6 заданий в баллах (3, 4,5)
Общее кол-во в баллах
1
2
3
4
5
6
1
2
7.
Учебно-тематический план
№
Этапы реализации / Темы
Количество
занятий
1-й год реализации Программы по мнемотехнике «Картинки без запинки»
1
Знакомство с мнемоквадратами
2
Знакомство
с
мнемодорожкой.
Составлять
короткие
предложения
по мнемодорожке.
2
3
Заучивание
стихотворения «Наша
Таня
громко
плачет….» с
использованием приемов мнемотехники.
1
4
Пересказ сказки «Мужик и медведь»
2
5
Составление рассказа на тему «Осень»
2
6
Пересказ рассказа «Еж»
2
7
Пересказ сказки «Гуси лебеди»
2
18
8
Составление рассказа по теме «Медведь»
2
9
Пересказ сказки « По щучьему велению
2
10
Отгадывание загадок
2
11
Заучивание стихотворения «Я сосульку не сосу…»
2
12
Пересказ «Кто сказал мяу?».
2
13
Рассказывание сказки «Рукавичка».
2
14
Заучивание стихотворения «Падает снежок»
2
15
Пересказ сказки « По щучьему велению
2
16
Пересказ сказки «Лисичка сестричка и серый волк»
2
17
Пересказ сказки «Смоляной бычок»
2
18
Составление рассказа «Моя любимая игрушка»
2
19
Составление рассказа «Весна»
2
Итого
32
2-й год реализации Программы по мнемотехнике «Картинки без запинки»
1
Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года
2
2
Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство»
4
3
Творческое рассказывание на заданную тему
4
4
Отгадывание загадок
4
5
Зима
3
6
Творческое рассказывание на заданную тему
4
7
Весна
4
8
По дорогам сказок
4
9
Заучивание пословиц и поговорок
3
Итого:
32
3-й год реализации Программа по мнемотехнике «Картинки без запинки»
1
Осень – золотое время года . Заучивание стихов об осени.
2
2
«Пословицы и поговорки русского языка»
4
3
Творческое рассказывание на тему скороговорок
4
4
«Спряталась загадка»
4
5
«Ребусы , ребусы»
3
6
«Пословицы и поговорки русского языка».
4
7
«Скоро в школу – заучивание стихов о школе»
4
8
По секретным дорожкам»
4
9
Скоро лето
3
Итого:
32
8.
Содержание Программы
месяц
темы
программное содержание
8.1.
Календарно-тематическое планирование. СРЕДНЯЯ ГРУППА
сентябрь
Знакомство с мнемоквадратами
Познакомить
детей
с мнемоквадратами.
Развивать
память,
внимание,
логическое
мышление
19
сентябрь
Знакомство с мнемодорожкой.
Составлять короткие предложения
по мнемодорожке
Обучать
составлять
короткие
предложения
по мнемодорожке.
Р а з в и в а т ь
п а м я т ь ,
внимательность
октябрь
Заучивание стихотворения «Наша
Таня громко плачет….» с
использованием
приемов мнемотехники.
Закреплять
умение
соотносить
символы
с
образами.
Формировать
умение
детей
работать
по
готовым
мнемодорожкам.
Ф о р м и р о в а т ь
с п о с о б н о с т ь
д е т е й
эмоционально
воспринимать
поэтические
произведения,
осознавать
содержание.
Вызвать желание запомнить и выразительно
воспроизвести четверостишие.
октябрь
Составление рассказа на
тему «Осень»
Продолжать
учить
составлять
предложения
по
картинкам
и мнемодорожкам.
У чи ть
составлять небольшой рассказ.
Пересказ рассказа «Еж»
Закреплять
умение
соотносить
символы
с
образами.
Учить
пересказывать
рассказ
близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.
ноябрь
Пересказ сказки «Гуси лебеди»
Закреплять
умение
соотносить
символы
с
образами. Учить пересказывать сказку близко
к тексту с опорой на мнемотаблицу.
ноябрь
Составление рассказа по теме
«Медведь»
Учить составлять описательные рассказы про
медведя,
опираясь
на
полученные
раннее
знания и мнемодорожку.
декабрь
Пересказ сказки « По щучьему
велению
Закреплять
умение
соотносить
символы
с
образами.
Учить
пересказывать
сказку
близко к тексту с опорой на мнемотаблицу
декабрь.
январь
Отгадывание загадок
У ч и т ь
о т г а д ы в а т ь
з а г а д к и
по мнемоквадратам.
Закреплять
у м е н и е
соотносить символы с образами
январь
Заучивание стихотворения «Я
сосульку не сосу…»
Закреплять
умение
соотносить
символы
с
образами.
Выразительно
рассказывать
опираясь на мнемотаблицу
январь
Пересказ «Кто сказал мяу?».
Формировать
способность
вслушиваться
в
содержание прозаического текста, понимать
его.
Формировать
умение
кодировать
текст
символами,
перекодировать
его
обратно
во
время пересказа. Закреплять умение
С о о т н о с и т ь
с у щ е с т в и т е л ь н ы е ,
прилагательные,
глаголы
в
роде,
числе,
падеже
февраль
Рассказывание
сказки «Рукавичка».
Закреплять
умение
соотносить
символы
с
образами. Учить пересказывать сказку близко
к тексту с опорой на мнемотаблицу
20
февраль
Заучивание
стихотворения «Падает снежок»
Закреплять
умение
соотносить
символы
с
образами.
Выразительно
рассказывать
опираясь на мнемотаблицу
март
Пересказ сказки « По щучьему
велению
Закреплять
умение
соотносить
символы
с
образами. Учить пересказывать сказку близко
к тексту с опорой на мнемотаблицу
март
Пересказ сказки «Лисичка
сестричка и серый волк»
Закреплять
умение
соотносить
символы
с
образами. Учить пересказывать сказку близко
к тексту с опорой на мнемотаблицу
апрель
Пересказ сказки «Смоляной
бычок»
Закреплять
умение
соотносить
символы
с
образами. Учить пересказывать сказку близко
к тексту с опорой на мнемотаблицу
апрель
Составление рассказа «Моя
любимая игрушка»
Учить
составлять
описательные
рассказы,
опираясь
на
полученные
раннее
знания
и мнемодорожку
май
Составление рассказа «Весна»
Учить
составлять
описательные
рассказы,
опираясь
на
полученные
раннее
знания
и мнемодорожку
8.2.
Календарно-тематическое планирование. СТАРШАЯ ГРУППА
сентябрь
Осень
–
золотое
время
года.
Составление рассказов о времени
года
П родолж ат ь
уч и т ь
де т е й
с о з д а в а т ь
мнемотехнические таблицы, опираясь на них
составлять описательные рассказы.
Октябрь
Заучивание
стихов.
Те м а :
«Детский сад. Детство»
Продолжать
учить
детей
разрабатывать
мнемотаблицы для заучивание стихотворений
Ноябрь
Творческое
рассказывание
на
заданную тему
П родолж ат ь
уч и т ь
де т е й
с о з д а в а т ь
самостоятельно мнемотехнические таблицы,
опираясь
на
них
составлять
рассказы
на
заданную тему.
Декабрь
Отгадывание загадок
П родолж ат ь
уч и т ь отгадывать
загадки
по мнемоквадратам.
Закреплять
ум е н и е
соотносить символы с образами.
Январь
Зима
П родолж ат ь
уч и т ь
де т е й
с о з д а в а т ь
мнемотехнические таблицы, опираясь на них
составлять рассказы, сказки, стихи о зиме
Февраль
Творческое
рассказывание
на
заданную тему
П родолж ат ь
уч и т ь
де т е й
с о з д а в а т ь
самостоятельно мнемотехнические таблицы,
опираясь
на
них
составлять
рассказы
на
заданную тему.
Март
Весна
П родолж ат ь
уч и т ь
де т е й
с о з д а в а т ь
мнемотехнические таблицы, опираясь на них
составлять рассказы, сказки, стихи о весне.
Апрель
По дорогам сказок
П родолж ат ь
уч и т ь
де т е й
с о з д а в а т ь
самостоятельно мнемотехнические таблицы,
опираясь
на
них
составлять
таблицы
на
21
знакомые сказки, придумывать свои сказки,
рассказы.
Май
Заучивание пословиц и поговорок
П родолж ат ь
уч и т ь
де т е й
с о з д а в а т ь
мнемотехнические таблицы, опираясь на них,
заучивать пословицы и поговорки.
8.3.
Календарно-тематическое планирование. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
сентябрь
Осень
–
золотое
время
года.
Заучивание стихов об осени.
С о в е р ш е н с т в о в ат ь
з н а н и я
д е т е й
о
мнемотехники.
Продолжать
учить
детей
создавать
мнемотехнические
таблицы,
опираясь на них, заучивать стихи о осени..
октябрь
« П о с л о в и ц ы
и
п о г о в о р к и
русского языка»
Продолжать
работать
над
созданием
мнемотехнических таблиц, опираясь на них,
заучивать пословицы и поговорки
ноябрь
Творческое
рассказывание
на
тему скороговорок
Совершенствовать
умение
и
навыки
в
создание, и использование мнемотехники по
разным методикам.
декабрь
«Спряталась загадка»
П родолж ат ь
уч и т ь отгадывать
загадки
по мнемоквадратам.
Закреплять
ум е н и е
соотносить символы с образами.
январь
«Ребусы , ребусы»
Создание коллективных мнемотехнических
таблиц
февраль
« П о с л о в и ц ы
и
п о г о в о р к и
русского языка».
Продолжать
работать
над
созданием
мнемотехнических таблиц, опираясь на них,
заучивать пословицы и поговорки
март
«Скоро
в
школу
–
заучивание
стихов о школе»
С о в е р ш е н с т в о в ат ь
з н а н и я
д е т е й
о
мнемотехники.
Продолжать
учить
детей
создавать
мнемотехнические
таблицы,
опираясь на них, заучивать стихи о школе.
апрель
По секретным дорожкам»
Совершенствовать
умение
и
навыки
в
создание, и использование мнемотехники по
разным методикам.
май
Скоро лето
Совершенствовать
умение
и
навыки
в
создание, и использование мнемотехники по
разным методикам.
9.
Материально-техническое обеспечение условий реализации
Программы
1)
т ребования,
определяемые
в
соответ ствии
с
с а н и т а р н о -
эпидемиологическими правилами и нормативами
2)
требования,
определяемые
в
соответствии
с
правилами
пожарной
безопасности
3)
требования
к
средствам
обучения
и
воспитания
в
соответствии
с
возрастом и индивидуальными особенностями развития детей
4)
оснащенность
помещений
развивающей
предметно-пространственной
средой;
5)
требования
к
материально-техническому
обеспечению
программы
(учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы):
22
аудиовидеозаписи
со
сказками,
стихами;
презентации
с
готовыми
мнемотаблицами;
творческие
карточки
для
развития
логики,
внимания,
памяти,
подготовки руки к письму;
дидактический материал;
наглядный материал;
наборы геометрических фигур;
материалы и инструменты для выполнения конкретных практических
работ.
23
10. Литература
1.
СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций».
-
М.:
ООО
«Издательство
«Национальное
образование», 2017.
2.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования».
3.
Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к
ФГОС дошкольного образования».
4.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей
детского сада. М.: Мозайка-Синтез, 2013.
5.
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2013 — 71с.
6.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2015 — 114с.
7.
Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному
моделированию //Дошкольное воспитание. – 2012. – № 3.
8.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста
с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2016г. №
6, с.
9.
Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с
детьми
//
Давьщова
Т.Г.
Ввозная
В.М.
Справочник
старшего
воспитателя
дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16.
10.
Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с
недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
11.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии
связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
12.
Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
13.
Ткаченко
Т.А.
Использование
схем
в
составлении
описательных
рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание, 2009. №10 — с. 16-21.
14.
Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду
М.: Просвещение, 1993.
15.
Ушакова
О.С.
Развитие
речи
дошкольников
-
М.:
Институт
психотерапии, 2001. - 240 с., стр.57.
16.
Ушакова
О.
С.,
Струнина
Е.М.
Методика
развития
речи
детей
дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.
учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 288.
17.
Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
18.
.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском
саду. 2012. №2. С.59.
24