Автор: Прокофьева Лидия Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ №9
Населённый пункт: г. Пушкин, Санкт-Петербург
Наименование материала: учебная программа
Тема: НОД "Гармошка моя, говорушечка"
Раздел: дошкольное образование
1
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№9 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
Непрерывная образовательная деятельность
«Гармошка моя, говорушечка
(для детей старшего дошкольного возраста)
Прокофьева Лидия Алексеевна
Музыкальный руководитель
г. Пушкин
ноябрь 2019 г
2
Цель:
Познакомить детей с русским народным инструментом - гармошкой, развивать
творческую фантазию, желание импровизировать; дать представление о связи
этого инструмента с русской природой, образом русского человека.
Задачи:
-
познакомить детей с техникой «коллаж», упражнять складывать полоску
бумаги в гармошку;
-
активизировать
словарь
детей,
обогатить
его
словами,
обозначающими
эмоциональные состояния (весело, звонко, задорно, печально);
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, уважение к
национальным традициям русского народа;
- развивать творческую фантазию, желание импровизировать.
Материал:
Шаблон с изображением гармониста, фломастеры, цветная бархатная бумага
4х16 см,
карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти, салфетки, музыкальный
инструмент – баян, музыкальный центр, CD диски с музыкальными записями
звуков природы, музыкальные записи исполнения на гармошке, иллюстрации
мужской русской одежды.
3
Звучит запись саратовской гармошки. Дети заходят в зал.
Музыкальный руководитель (педагог):
Здравствуйте, ребята, приглашаю вас на необычное занятие. Сегодня к нам
пришли на занятие гости. И вы сегодня тоже необычные, в национальных
русских костюмах. У нас сегодня занятие по русскому фольклору.
Каждое занятие мы начинаем приветствием.
Дети исполняют приветствие «Доброе утро, утром говорим»
Музыкальный руководитель: Ребята, вы узнали какой музыкальный инструмент
звучал когда вы входили в зал?
Дети: Гармошка.
Педагог:
Правильно. Но гармошка это не простая, а знаменитая на всю
Россию. Это Саратовская гармоника, или как её ещё называют Саратовская
гармошка.
Сегодня мы будем слушать гармонь, говорить о ней, а в конце занятия вы
смастерите свою гармошку.
(приглашает детей сесть)
Педагог: Русских мастеров, которые делали гармошки, было много. Славились
мастера,
жившие
в
городе
Туле,
в
Саратове
и
в
других
городах,
а
их
инструменты
называли
по
тому
городу,
где
они
были
сделаны,
например,
тульская гармошка, которую сделали в городе Тула или саратовская гармошка.
Где её сделали?
Дети: В городе Саратов.
Педагог: Правильно. В городе Саратов.
Саратовская
гармоника
–
самобытный
народный
инструмент.
Главное
её
отличие
–
это
колокольчики,
они
придают
гармошке
необычный
тембр
звучания, который и прославил её на всю Россию.
В городе Саратове на проспекте имени Кирова есть памятник Саратовской
гармонике. В определённые часы этот памятник проигрывает мелодии, которые
исполняет местный саратовский народный коллектив.
В Саратове сочинили такую частушку:
По Саратову иду,
Миллион рублей ищу –
На скамеечке сидит
Заводила гармонист.
4
Педагог: Если гармошки делали в городах, то в деревнях они были самыми
любимыми музыкальными народными инструментами.
Наверное, многие из вас, ребята, были в деревне. И представляете, как хорошо в
деревне летом. Раннее, раннее утро. Ещё роса не высохла на листочках а птицы
уже
проснулись.
И
с
первыми
криками
петухов
в
деревнях
просыпается
солнышко. Голубое небо, яркое, лучистое солнце, зелёные деревья, трава и,
конечно, звонкое пение птиц.
Ну а когда наступает вечер, в деревне можно услышать другие звуки: сверчок
разговаривает с другом, собаки перекликаются. И вдруг мы слышим звуки
русского народного инструмента – гармони (гармошки).
Полилась задушевная протяжная песня. А играть на гармони ох как непросто –
нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки
– клавиши. Да ещё трудность состоит в том, что гармонист не видит этих
кнопок, он играет на ощупь. А видит он всё, что его окружает – природу, людей,
которые пришли его послушать. Исполняет он разные песни: протяжные и
печальные,
весёлые
и
плясовые.
А
то
вдруг
задорные
переливы
гармони
настроят на другой лад, и стоящая рядом девушка звонко запоёт частушку:
- Эй, Ванюша, на гармошке заиграй скорее.
Под неё нам петь частушки будет веселее.
А
вот
и
наша
гармошка,
это
разновидность
её
–
современный
баян
(показывает)
По бокам коробочки костяные кнопочки.
Растянул её меха – стал похож на жениха.
Это баян, он похож на гармошку. Такие же копочки-клавиши. Чтобы сыграть на
баяне, надо растягивать меха в разные стороны и нажимать на кнопочки, так же
как на гармошке.
Педагог играет на баяне.
Педагог предлагает детям исполнить песню
Песня «Гармошка»
Педагог: А как называется человек, который играет на баяне?
Дети: Баянист
Педагог: А который играет на гармошке?
Дети: Гармонист.
Педагог:
Гармонист – молодой парень, садится около дома, берёт в руки
гармонь
и
играет
(иллюстрация
картины)
Давайте
мы
рассмотрим,
в
чём
гармонист одет.
Дети рассматривают иллюстрацию гармониста и рассказывают.
5
(Тихо звучит мелодия) Нажимает гармонист на кнопки, и начинает гармошка
разговаривать- то грустно, то весело, то – задорно. А теперь давайте послушаем,
как звучит гармошка. Возьмём музыкальные инструменты и поможем нашему
гармонисту.
«Барыня»
Педагог: А сейчас под звуки саратовской гармошки потанцуем и узнаем, какое
настроение было у гармониста
Танец под звучание саратовской гармошки.
Педагог: Молодцы ребята! Приглашаю вас в мастерскую (выставляются
столы) Посмотрите! (опять обращает внимание на иллюстрацию
гармониста) вы хотите себе такого друга? Тогда нужно потрудиться и сделать
его. Постараемся?
Порядок работы: Раскрасить фигуру гармониста фломастерами. Из бархатной
бумаги вырезать полосу шириной 4 см, длиной – 16 см. согнуть ее гармошкой,
расстояние между сгибами 1 см, смазать клеем поле под гармошку на шаблоне
и приклеить гармошку из бумаги. На боковых планках фломастером нарисовать
кнопочки.
( музыкальный фон – игра на инструменте - гармошки)
Итог занятия:
Педагог: Ребята! Какие вы молодцы! Хорошо постарались и получились у вас
отличные гармонисты в ярких костюмах и с гармошками. А сейчас возьмите
свои работы и покажите нашим гостям. Какие вы гармошки подарили нашим
гармонистам?
Дети: Саратовские!
Педагог: А почему эта гармошка называется саратовская?
Дети: Саратовскую гармошку сделали в городе Саратов
Педагог: А чем Саратовская гармошка отличается от других гармошек?
Дети: Она имеет колокольчики
Педагог: Какой это инструмент?
Дети: Русский, народный музыкальный инструмент.
Педагог: Наше занятие закончено. Давайте попрощаемся.
Музыкальное прощание.
Каждый ребёнок забирает своего гармониста с гармошкой и под весёлые
наигрыши выходят из зала.
6