Напоминание

НОД "Гармошка моя, говорушечка"


Автор: Прокофьева Лидия Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ №9
Населённый пункт: г. Пушкин, Санкт-Петербург
Наименование материала: учебная программа
Тема: НОД "Гармошка моя, говорушечка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№9 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

Непрерывная образовательная деятельность

«Гармошка моя, говорушечка

(для детей старшего дошкольного возраста)

Прокофьева Лидия Алексеевна

Музыкальный руководитель

г. Пушкин

ноябрь 2019 г

2

Цель:

Познакомить детей с русским народным инструментом - гармошкой, развивать

творческую фантазию, желание импровизировать; дать представление о связи

этого инструмента с русской природой, образом русского человека.

Задачи:

-

познакомить детей с техникой «коллаж», упражнять складывать полоску

бумаги в гармошку;

-

активизировать

словарь

детей,

обогатить

его

словами,

обозначающими

эмоциональные состояния (весело, звонко, задорно, печально);

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, уважение к

национальным традициям русского народа;

- развивать творческую фантазию, желание импровизировать.

Материал:

Шаблон с изображением гармониста, фломастеры, цветная бархатная бумага

4х16 см,

карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти, салфетки, музыкальный

инструмент – баян, музыкальный центр, CD диски с музыкальными записями

звуков природы, музыкальные записи исполнения на гармошке, иллюстрации

мужской русской одежды.

3

Звучит запись саратовской гармошки. Дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель (педагог):

Здравствуйте, ребята, приглашаю вас на необычное занятие. Сегодня к нам

пришли на занятие гости. И вы сегодня тоже необычные, в национальных

русских костюмах. У нас сегодня занятие по русскому фольклору.

Каждое занятие мы начинаем приветствием.

Дети исполняют приветствие «Доброе утро, утром говорим»

Музыкальный руководитель: Ребята, вы узнали какой музыкальный инструмент

звучал когда вы входили в зал?

Дети: Гармошка.

Педагог:

Правильно. Но гармошка это не простая, а знаменитая на всю

Россию. Это Саратовская гармоника, или как её ещё называют Саратовская

гармошка.

Сегодня мы будем слушать гармонь, говорить о ней, а в конце занятия вы

смастерите свою гармошку.

(приглашает детей сесть)

Педагог: Русских мастеров, которые делали гармошки, было много. Славились

мастера,

жившие

в

городе

Туле,

в

Саратове

и

в

других

городах,

а

их

инструменты

называли

по

тому

городу,

где

они

были

сделаны,

например,

тульская гармошка, которую сделали в городе Тула или саратовская гармошка.

Где её сделали?

Дети: В городе Саратов.

Педагог: Правильно. В городе Саратов.

Саратовская

гармоника

самобытный

народный

инструмент.

Главное

её

отличие

это

колокольчики,

они

придают

гармошке

необычный

тембр

звучания, который и прославил её на всю Россию.

В городе Саратове на проспекте имени Кирова есть памятник Саратовской

гармонике. В определённые часы этот памятник проигрывает мелодии, которые

исполняет местный саратовский народный коллектив.

В Саратове сочинили такую частушку:

По Саратову иду,

Миллион рублей ищу –

На скамеечке сидит

Заводила гармонист.

4

Педагог: Если гармошки делали в городах, то в деревнях они были самыми

любимыми музыкальными народными инструментами.

Наверное, многие из вас, ребята, были в деревне. И представляете, как хорошо в

деревне летом. Раннее, раннее утро. Ещё роса не высохла на листочках а птицы

уже

проснулись.

И

с

первыми

криками

петухов

в

деревнях

просыпается

солнышко. Голубое небо, яркое, лучистое солнце, зелёные деревья, трава и,

конечно, звонкое пение птиц.

Ну а когда наступает вечер, в деревне можно услышать другие звуки: сверчок

разговаривает с другом, собаки перекликаются. И вдруг мы слышим звуки

русского народного инструмента – гармони (гармошки).

Полилась задушевная протяжная песня. А играть на гармони ох как непросто –

нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки

– клавиши. Да ещё трудность состоит в том, что гармонист не видит этих

кнопок, он играет на ощупь. А видит он всё, что его окружает – природу, людей,

которые пришли его послушать. Исполняет он разные песни: протяжные и

печальные,

весёлые

и

плясовые.

А

то

вдруг

задорные

переливы

гармони

настроят на другой лад, и стоящая рядом девушка звонко запоёт частушку:

- Эй, Ванюша, на гармошке заиграй скорее.

Под неё нам петь частушки будет веселее.

А

вот

и

наша

гармошка,

это

разновидность

её

современный

баян

(показывает)

По бокам коробочки костяные кнопочки.

Растянул её меха – стал похож на жениха.

Это баян, он похож на гармошку. Такие же копочки-клавиши. Чтобы сыграть на

баяне, надо растягивать меха в разные стороны и нажимать на кнопочки, так же

как на гармошке.

Педагог играет на баяне.

Педагог предлагает детям исполнить песню

Песня «Гармошка»

Педагог: А как называется человек, который играет на баяне?

Дети: Баянист

Педагог: А который играет на гармошке?

Дети: Гармонист.

Педагог:

Гармонист – молодой парень, садится около дома, берёт в руки

гармонь

и

играет

(иллюстрация

картины)

Давайте

мы

рассмотрим,

в

чём

гармонист одет.

Дети рассматривают иллюстрацию гармониста и рассказывают.

5

(Тихо звучит мелодия) Нажимает гармонист на кнопки, и начинает гармошка

разговаривать- то грустно, то весело, то – задорно. А теперь давайте послушаем,

как звучит гармошка. Возьмём музыкальные инструменты и поможем нашему

гармонисту.

«Барыня»

Педагог: А сейчас под звуки саратовской гармошки потанцуем и узнаем, какое

настроение было у гармониста

Танец под звучание саратовской гармошки.

Педагог: Молодцы ребята! Приглашаю вас в мастерскую (выставляются

столы) Посмотрите! (опять обращает внимание на иллюстрацию

гармониста) вы хотите себе такого друга? Тогда нужно потрудиться и сделать

его. Постараемся?

Порядок работы: Раскрасить фигуру гармониста фломастерами. Из бархатной

бумаги вырезать полосу шириной 4 см, длиной – 16 см. согнуть ее гармошкой,

расстояние между сгибами 1 см, смазать клеем поле под гармошку на шаблоне

и приклеить гармошку из бумаги. На боковых планках фломастером нарисовать

кнопочки.

( музыкальный фон – игра на инструменте - гармошки)

Итог занятия:

Педагог: Ребята! Какие вы молодцы! Хорошо постарались и получились у вас

отличные гармонисты в ярких костюмах и с гармошками. А сейчас возьмите

свои работы и покажите нашим гостям. Какие вы гармошки подарили нашим

гармонистам?

Дети: Саратовские!

Педагог: А почему эта гармошка называется саратовская?

Дети: Саратовскую гармошку сделали в городе Саратов

Педагог: А чем Саратовская гармошка отличается от других гармошек?

Дети: Она имеет колокольчики

Педагог: Какой это инструмент?

Дети: Русский, народный музыкальный инструмент.

Педагог: Наше занятие закончено. Давайте попрощаемся.

Музыкальное прощание.

Каждый ребёнок забирает своего гармониста с гармошкой и под весёлые

наигрыши выходят из зала.

6



В раздел образования