Автор: Ширинкина Дарья Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №364"
Населённый пункт: г. Пермь, Пермский край
Наименование материала: Консультация для младших воспитателей
Тема: "Использование устного народного творчества в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для младших воспитателей по теме
«Использование устного народного творчества, помощником
воспитателя, во время проведения режимных моментов».
Режим пребывания детей в детском саду - это определённая последовательность
организованного взаимодействия с детьми.
Помощник воспитателя детского сада относится к младшему педагогическому
персоналу. Он является непосредственным участником педагогического процесса. От
ответственного отношения помощника воспитателя к своим обязанностям зависит
комфорт пребывания детей в группе.
Хотелось бы начать с сухой документации, итак...
Ссылки из типовой должностной инструкции младшего воспитателя.
Основным направлением деятельности младшего воспитателя является
обеспечение санитарно-гигиенических условий для жизнедеятельности детей в
закрепленном за ним групповом помещении.
Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском
и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм.
Следит за своим внешним видом, является образцом для детей, их родителей.
Младший воспитатель несет ответственность:
за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка своей группы; осуществляет
гигиенический уход за детьми.
Помощник воспитателя должен руководствоваться элементарными нормами по
взаимодействию с детьми, руководствуясь правилами культурного общения и
поведения, которые привиты человеку семьёй и обществом. Итак, младший
воспитатель, является правой рукой и опорой для воспитателя, непосредственно
помогает в организации всех режимных моментов в детском саду.
Связь и взаимодействие с детьми на практике, в разных возрастных группах.
1. В группе младшего дошкольного возраста, совместно с воспитателем младший
воспитатель учит детей элементарным правилам вежливости, сказать спасибо,
выразить свою просьбу: «дайте, пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».
Также принимает участие в одевании и раздевании детей, терпеливо учит
самостоятельности, объясняет последовательность одевания одежды, хвалит.
В группе с младшими дошкольниками младший воспитатель в основном учит детей
последовательности выполнения действий самообслуживания, короткими и чёткими
указаниями. Даже как сходить на горшок необходимо ребёнку рассказать, что он с
начала должен взять горшок, потом уже снять штанишки и сесть на горшок, так же и в
других режимных процессах, укладывание спать, приём пищи.
Так же зачастую младший воспитатель находиться с подгруппой детей в раздевалке,
пока воспитатель проводит занятие с другими детьми, поэтому ему необходимо уметь
общаться с детьми, удерживая их внимание и интерес.
В любых режимных моментах младший воспитатель принимает участие, и поэтому
специфика общения в младших группах - это краткость, вежливость, спокойный тон,
художественное слово.
2. В старших группах, где детям уже привит навык самообслуживания, функция
младшего воспитателя заключается в закреплении и контроле уже освоенных навыков
и привитию новых, например, сервировка стола, пользование столовыми приборами,
более сложных действиях в одевании (завязывание, застёгивание).
Дети старших и подготовительных групп выполняют посильную помощь младшему
воспитателю, например, вытирание пыли, полив цветов, мытьё стульчиков, разливание
компота по чашкам с помощью половника, и этому всему терпеливо учит детей
младший воспитатель, тем самым осуществляя процесс трудового воспитания
дошкольников.
На самом деле работа младшего воспитателя многообразна и сложна, и требует
особого уважения и благодарности от детей, родителей и сотрудников детского сада.
Во время проведения режимных моментов я думаю, будет уместно использовать
помощнику воспитателя элементы устного народного творчества - фольклора. Это и
считалки, стихи, поговорки, потешки, загадки.
Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой
он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание
жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и
стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств,
переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и
счастье.
Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе
формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в
фольклоре».
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко
устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
В.А.Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки независимым средством
пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности.
Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей,
активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает
звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с
окружающим вокруг.
Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни малыша в дошкольном
учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме,
еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.
Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает
установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к
пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у
малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического
творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия,
доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе из детей плачет, то
остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь куплю калач».
Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в
ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих
возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку
форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки,
гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать
потешки, колыбельные песни в режимных моментах.
Давайте вспомним, какие потешки, поговорки, загадки, стишки вы знаете и которые
можно использовать во время проведения режимных моментов:
Во время умывания и туалета можно использовать следующее художественное слово:
Моем руки чисто, чисто!
Моем руки быстро, быстро!
Мылом мылим, грязь смываем,
Сухо, сухо вытираем!
Надо, надо нам помыться!
Где тут чистая водица?
Кран откроем, руки моем!
Каждый пальчик потрём,
И водичкой обольём!
Мыло бывает разным-преразным:
Синим, зеленым, оранжевым, красным.…Но не
пойму, отчего же всегда
Черной-пречерной бывает вода?
Лапки? Мыли.
Ушки? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Водичка-водичка,
Умой (имя ребёнка) личико,
(Имя) кушал кашку,
Испачкал мордашку.
Чтобы (имя) был
Чистым всегда,
Помоги, водичка,
Умыть (имя) личико.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Накупайте малыша,
Чтоб сияло личико!
Ой, лады, лады,
(показать ладошки, покрутить кистями рук
вверх-вниз)
Не боимся мы воды,
(притопнуть одной ногой)
Чисто умываемся,
(плавные круговые движения руками около лица,
не дотрагиваясь до него)
Маме улыбаемся.
(руки широко развести и улыбнуться)
Гладко, душисто,
Моет чисто. (Мыло) *
Мойдодыру я родня,
Отверника ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою. (Кран)
Мы любим все, когда она шумит,
журчит, плескается.
А кот её не любит
Он лапой умывается (Вода)
При уборке игрушек можно использовать следующее художественное слово:
Кубики в коробочку,
Машинки на полочку,
Красота! Построим дом!
Пусть живут игрушки в нем!
Мы с игрушками играли.
Их на место убирали.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять!
Книжки любим мы читать,
Но их нужно убирать!
Книжки мы не рвем, жалеем,
Убирать мы их умеем!
А теперь за дело дружно.
Убирать игрушки нужно.
Не бросать и не ломать.
А на место убирать.
Во время одевания:
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их … (рукавички)
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился. (Варежки)
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку одевай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
Посмотри, на улице.
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам одевать.
Чтобы ушки не болели,
Быстро шапочку одели.
А потом и куртку.
Для длительной прогулки.
Раз, два, три, четыре, пять.
Собираемся гулять.
Завязала Настеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
Хороши сапожки.
Не замерзнут ножки.
Любит шкафчик мой порядок!
Все лежит в шкафу как надо!
Вся одежда по местам.
Все в шкафу убрал я сам!
Во время приёма пищи:
Наварила, напекла.
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов
Идет коза рогатая,
Идет коза богатая:
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодаю, забодаю, забодаю.
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два, Паше – два,
Ване – два, Тане – два,
Хороши оладушки.
У нашей бабушки.
Глубоко – не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, Картошка,
И круп немножко.
Вот кораблик плывёт.
Заплывает прямо в рот.
Умницы, детки
Ешьте кашку сладеньку-
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую.
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Травка - муравка
Сосна поднялась,
Птица - синица
За зерно взялась,
Зайка – за капустку,
Мышка – за корку,
Детки - за молоко.
Живет мужик на краю
Он не беден, не богат-
У него много ребят
Все по лавочкам сидят,
Кашку маслену едят
Сердце бьется,
Душа радуется.
Во время подготовки ко сну:
Если целый день играть,
Можем даже мы устать.
И тогда, спасая нас.
К нам приходит……(тихий час)
По ночам во мне Ванятка.
До чего задремлет сладко,
Что не хочется вставать,
Что за штука я? (кровать)
Тихий час
"Тихий час" после обеда.
Ну а я – я непоседа.
Ненавижу "тихий час"!
Поиграть бы мне сейчас...
Я лежала и вертелась,
Спать мне вовсе не хотелось.
Вдруг увидела я сон,
Был похож на сказку он:
Куклы хоровод водили...
Меня еле разбудили!
(М. Сенина)
Два брюшка, Четыре ушка.
Ног нет, рук нет,
А в рубашке. (Подушка)
Баю - баюшки, баю,
Не ложися на краю.
Приди котик ночевать,
Будешь деточку качать.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят!
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Утки на муравушке.
Детки все по люлечкам.
Спят – поспят, всему миру спать велят.
Глазам спать давно пора,
Ждет меня кроватка.
Спи Ванюша сладко, сладко
Я на стульчике сижу!
И со стульчиком дружу!
Всю одежду аккуратно
Я на стульчик положу!
Спи, усни, дитя, Сереженька,
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Сереженьке спать велят.
И с кроваткой я дружу,
Как в ней сплю всем покажу.
Тихо! Другу не мешать!
Лягу я в свою кровать!
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди
Во время пробуждения:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Вот и проснулись! Где были? В сказке!
Выспались щечки, выспались глазки,
Выспались ручки, выспались ножки…
Будут играть, бежать по дорожке.
Выспался носик, выспалась шейка…
Ай, потягунюшка, ты не болей-ка!
Выспались бровки, выспались ушки…
Ай, потягунюшки, ай, порастушки!
Потягушки – потянись,
Поскорее, скорей проснись,
День настал давным-давно
Солнышко глядит в окно.
Во время причесывания:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд!
Расти, коса, не путайся,
Маму, Маша, слушайся!
Уж я косу заплету,
Уж ярусу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
Петушок, петушок
Подари мне гребешок,
Ну, пожалуйста, прошу!
Я кудряшки причешу!
Успокаивая малыша:
Веселее всех игрушка
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку,
Станет плакса хохотушкой!
У волка боли,
У медведя боли,
У зайца боли,
У Танюшки
заживи!
Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где
закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие
передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и
воспитании на начальном этапе их развития, богатейшим источником познавательного
и нравственного развития детей.
(После консультации младшим воспитателям раздается картотека устного народного
творчества, которую можно использовать при проведении режимных моментов).