Напоминание

"Использование устного народного творчества в ДОУ"


Автор: Ширинкина Дарья Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №364"
Населённый пункт: г. Пермь, Пермский край
Наименование материала: Консультация для младших воспитателей
Тема: "Использование устного народного творчества в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для младших воспитателей по теме

«Использование устного народного творчества, помощником

воспитателя, во время проведения режимных моментов».

Режим пребывания детей в детском саду - это определённая последовательность

организованного взаимодействия с детьми.

Помощник воспитателя детского сада относится к младшему педагогическому

персоналу. Он является непосредственным участником педагогического процесса. От

ответственного отношения помощника воспитателя к своим обязанностям зависит

комфорт пребывания детей в группе.

Хотелось бы начать с сухой документации, итак...

Ссылки из типовой должностной инструкции младшего воспитателя.

Основным направлением деятельности младшего воспитателя является

обеспечение санитарно-гигиенических условий для жизнедеятельности детей в

закрепленном за ним групповом помещении.

Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском

и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм.

Следит за своим внешним видом, является образцом для детей, их родителей.

Младший воспитатель несет ответственность:

за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка своей группы; осуществляет

гигиенический уход за детьми.

Помощник воспитателя должен руководствоваться элементарными нормами по

взаимодействию с детьми, руководствуясь правилами культурного общения и

поведения, которые привиты человеку семьёй и обществом. Итак, младший

воспитатель, является правой рукой и опорой для воспитателя, непосредственно

помогает в организации всех режимных моментов в детском саду.

Связь и взаимодействие с детьми на практике, в разных возрастных группах.

1. В группе младшего дошкольного возраста, совместно с воспитателем младший

воспитатель учит детей элементарным правилам вежливости, сказать спасибо,

выразить свою просьбу: «дайте, пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Также принимает участие в одевании и раздевании детей, терпеливо учит

самостоятельности, объясняет последовательность одевания одежды, хвалит.

В группе с младшими дошкольниками младший воспитатель в основном учит детей

последовательности выполнения действий самообслуживания, короткими и чёткими

указаниями. Даже как сходить на горшок необходимо ребёнку рассказать, что он с

начала должен взять горшок, потом уже снять штанишки и сесть на горшок, так же и в

других режимных процессах, укладывание спать, приём пищи.

Так же зачастую младший воспитатель находиться с подгруппой детей в раздевалке,

пока воспитатель проводит занятие с другими детьми, поэтому ему необходимо уметь

общаться с детьми, удерживая их внимание и интерес.

В любых режимных моментах младший воспитатель принимает участие, и поэтому

специфика общения в младших группах - это краткость, вежливость, спокойный тон,

художественное слово.

2. В старших группах, где детям уже привит навык самообслуживания, функция

младшего воспитателя заключается в закреплении и контроле уже освоенных навыков

и привитию новых, например, сервировка стола, пользование столовыми приборами,

более сложных действиях в одевании (завязывание, застёгивание).

Дети старших и подготовительных групп выполняют посильную помощь младшему

воспитателю, например, вытирание пыли, полив цветов, мытьё стульчиков, разливание

компота по чашкам с помощью половника, и этому всему терпеливо учит детей

младший воспитатель, тем самым осуществляя процесс трудового воспитания

дошкольников.

На самом деле работа младшего воспитателя многообразна и сложна, и требует

особого уважения и благодарности от детей, родителей и сотрудников детского сада.

Во время проведения режимных моментов я думаю, будет уместно использовать

помощнику воспитателя элементы устного народного творчества - фольклора. Это и

считалки, стихи, поговорки, потешки, загадки.

Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.

Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой

он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание

жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и

стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств,

переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и

счастье.

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе

формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в

фольклоре».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко

устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В.А.Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки независимым средством

пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности.

Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей,

активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает

звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с

окружающим вокруг.

Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни малыша в дошкольном

учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме,

еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает

установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к

пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у

малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического

творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия,

доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе из детей плачет, то

остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь куплю калач».

Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в

ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих

возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку

форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки,

гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать

потешки, колыбельные песни в режимных моментах.

Давайте вспомним, какие потешки, поговорки, загадки, стишки вы знаете и которые

можно использовать во время проведения режимных моментов:

Во время умывания и туалета можно использовать следующее художественное слово:

Моем руки чисто, чисто!

Моем руки быстро, быстро!

Мылом мылим, грязь смываем,

Сухо, сухо вытираем!

Надо, надо нам помыться!

Где тут чистая водица?

Кран откроем, руки моем!

Каждый пальчик потрём,

И водичкой обольём!

Мыло бывает разным-преразным:

Синим, зеленым, оранжевым, красным.…Но не

пойму, отчего же всегда

Черной-пречерной бывает вода?

Лапки? Мыли.

Ушки? Мыли.

Хвостик? Мыли.

Все помыли.

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Водичка-водичка,

Умой (имя ребёнка) личико,

(Имя) кушал кашку,

Испачкал мордашку.

Чтобы (имя) был

Чистым всегда,

Помоги, водичка,

Умыть (имя) личико.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Накупайте малыша,

Чтоб сияло личико!

Ой, лады, лады,

(показать ладошки, покрутить кистями рук

вверх-вниз)

Не боимся мы воды,

(притопнуть одной ногой)

Чисто умываемся,

(плавные круговые движения руками около лица,

не дотрагиваясь до него)

Маме улыбаемся.

(руки широко развести и улыбнуться)

Гладко, душисто,

Моет чисто. (Мыло) *

Мойдодыру я родня,

Отверника ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Кран)

Мы любим все, когда она шумит,

журчит, плескается.

А кот её не любит

Он лапой умывается (Вода)

При уборке игрушек можно использовать следующее художественное слово:

Кубики в коробочку,

Машинки на полочку,

Красота! Построим дом!

Пусть живут игрушки в нем!

Мы с игрушками играли.

Их на место убирали.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять!

Книжки любим мы читать,

Но их нужно убирать!

Книжки мы не рвем, жалеем,

Убирать мы их умеем!

А теперь за дело дружно.

Убирать игрушки нужно.

Не бросать и не ломать.

А на место убирать.

Во время одевания:

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички,

Зовут их … (рукавички)

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился,

И отдельно поселился. (Варежки)

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

По порядку одевай.

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

Посмотри, на улице.

Стало холодать.

Пришло время кофточку

Деткам одевать.

Чтобы ушки не болели,

Быстро шапочку одели.

А потом и куртку.

Для длительной прогулки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Собираемся гулять.

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

Хороши сапожки.

Не замерзнут ножки.

Любит шкафчик мой порядок!

Все лежит в шкафу как надо!

Вся одежда по местам.

Все в шкафу убрал я сам!

Во время приёма пищи:

Наварила, напекла.

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов

Идет коза рогатая,

Идет коза богатая:

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забодаю, забодаю, забодаю.

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше - два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два,

Хороши оладушки.

У нашей бабушки.

Глубоко – не мелко,

Корабли в тарелках:

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка, Картошка,

И круп немножко.

Вот кораблик плывёт.

Заплывает прямо в рот.

Умницы, детки

Ешьте кашку сладеньку-

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Травка - муравка

Сосна поднялась,

Птица - синица

За зерно взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки - за молоко.

Живет мужик на краю

Он не беден, не богат-

У него много ребят

Все по лавочкам сидят,

Кашку маслену едят

Сердце бьется,

Душа радуется.

Во время подготовки ко сну:

Если целый день играть,

Можем даже мы устать.

И тогда, спасая нас.

К нам приходит……(тихий час)

По ночам во мне Ванятка.

До чего задремлет сладко,

Что не хочется вставать,

Что за штука я? (кровать)

Тихий час

"Тихий час" после обеда.

Ну а я – я непоседа.

Ненавижу "тихий час"!

Поиграть бы мне сейчас...

Я лежала и вертелась,

Спать мне вовсе не хотелось.

Вдруг увидела я сон,

Был похож на сказку он:

Куклы хоровод водили...

Меня еле разбудили!

(М. Сенина)

Два брюшка, Четыре ушка.

Ног нет, рук нет,

А в рубашке. (Подушка)

Баю - баюшки, баю,

Не ложися на краю.

Приди котик ночевать,

Будешь деточку качать.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят!

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят – поспят, всему миру спать велят.

Глазам спать давно пора,

Ждет меня кроватка.

Спи Ванюша сладко, сладко

Я на стульчике сижу!

И со стульчиком дружу!

Всю одежду аккуратно

Я на стульчик положу!

Спи, усни, дитя, Сереженька,

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Сереженьке спать велят.

И с кроваткой я дружу,

Как в ней сплю всем покажу.

Тихо! Другу не мешать!

Лягу я в свою кровать!

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди

Во время пробуждения:

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Вот и проснулись! Где были? В сказке!

Выспались щечки, выспались глазки,

Выспались ручки, выспались ножки…

Будут играть, бежать по дорожке.

Выспался носик, выспалась шейка…

Ай, потягунюшка, ты не болей-ка!

Выспались бровки, выспались ушки…

Ай, потягунюшки, ай, порастушки!

Потягушки – потянись,

Поскорее, скорей проснись,

День настал давным-давно

Солнышко глядит в окно.

Во время причесывания:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд!

Расти, коса, не путайся,

Маму, Маша, слушайся!

Уж я косу заплету,

Уж ярусу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Петушок, петушок

Подари мне гребешок,

Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки причешу!

Успокаивая малыша:

Веселее всех игрушка

Расписная погремушка.

Дайте плаксе погремушку,

Станет плакса хохотушкой!

У волка боли,

У медведя боли,

У зайца боли,

У Танюшки

заживи!

Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где

закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие

передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и

воспитании на начальном этапе их развития, богатейшим источником познавательного

и нравственного развития детей.

(После консультации младшим воспитателям раздается картотека устного народного

творчества, которую можно использовать при проведении режимных моментов).



В раздел образования