Автор: Тишечко Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №11 им.В.Д.Бубенина"
Населённый пункт: г.Петропавловск - Камчатский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вредные привычки"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Учитель: Тишечко Татьяна Владимировна
Класс: 4-б класс
Предмет: окружающий мир
УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой
Тема: Поговорим о вредных привычках.
Задачи и планируемые результаты
Образовательные задачи:
1.
Познакомить с разновидностями привычек.
2.
Дать представление о влиянии вредных привычек на здоровье человека.
3.
Научить применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности
Воспитательные задачи:
1.
Способствовать воспитанию ответственного отношения к здоровью.
2.
Вовлечь в активную практическую деятельность.
3.
Совершенствовать навыки общения.
Развивающие задачи:
1.
Продолжить развитие умения сравнивать, анализировать, выделять главное.
2.
Формировать умения работать с литературой и другими источниками, схемами.
3.
Формировать умения обобщать и делать выводы.
4.
Развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
1.
Понимать различие вредных и полезных привычек.
2.
Объяснять, как вредные привычки пагубно влияют на здоровье человека.
3.
Понимать необходимость бережного отношения к своему здоровью.
Личностные результаты:
1.
Будут более осознанно относиться к собственным поступкам, привычкам.
2.
Смогут
продемонстрировать
коммуникативные
компетентности
в
процессе
исследовательской,
творческой
деятельности.
Метапредметные результаты:
1.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения
действия
на
уровне
адекватной
ретроспективной
оценки;
планировать
своё
действие
в
соответствии
с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
2.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о
правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД).
3.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать
новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную
во внеурочной деятельности (Познавательные УУД).
Формы, связи и ресурсы:
Межпредметные связи:
Биология, обж, технология.
Формы: групповая, исследование, проектная деятельность.
Ресурсы: презентация по теме, мини-проект, опорные схемы, микроскопы, учебник, раб.тетрадь.
Тип урока: исследовательский урок, урок-практикум, изучения нового материала.
1.
Структура урока «открытия» новых знаний
Этапы
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование
УУД
1. Мотивация учебной
деятельности.
-Ребята, пожелайте друг другу
хорошего настроения и успеха на
нашем уроке.
- Сегодня наш урок я хочу начать с
девиза «Я умею думать, я умею
рассуждать, что полезно для
здоровья, то и буду выбирать!»
- как вы понимаете эти слова?
Дети мимикой и
жестами показывают
свои пожелания друг
другу.
Ребята высказывают
свои предположения.
Личностные
результаты
Самоопределение
Коммуникативные
Планирование
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками
2.
Актуализация знаний
обучающихся.
- Ч т о б ы
о п р е д е л и т ь
т е м у
сегодняшнего
урока,
вспомним
предыдущий
материал.
В
роли
«Экспертов»
сегодня
выступят…
(учитель с каждой группы выбирает
по
одному
человеку).
Им
даётся
работа со словарями.
Остальным детям даётся следующее
задание в группах.
-Сейчас вам надо будет определить
первое
слово
нашего
урока,
а
для
э т о го
в а м
н е о бход и м о
б уд е т
вспомнить
предыдущий
материал.
Расставьте картинки в том порядке, в
какой
последовательности
должны
происходить действия. Что для этого
Ребята вспоминают тему
«Режим дня», используя
свои знания расставляют
картинки в нужном
порядке, с обратной
стороны картинок –
буквы. Если правильно
соблюдается режим дня,
то у детей получается
слово «Привычка».
Познавательные:
Выделять
существенную
информацию.
Осуществлять
актуализацию
жизненного опыта.
Коммуникативные:
Умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли в
соответствии с
3. Постановка цели и задач
урока.
надо вспомнить?
- какое слово получилось?
Учитель
открывает
вторую
часть
темы.
- А что такое привычка?
-
А
где
мы
можем
найти
точное
значение этого слова?
-Ребята, сегодня мы на уроке будем
говорить о привычках.
-какие цели сегодня мы поставим на
уроке?
-
Чтобы
достичь
первой
цели,
выполним
задание.
Р а з д е л и т е
картинки
на
две
группы.
Работа
выполняется в группах, а затем в ходе
проверки на доске появляется схема.
- как можно назвать привычки первой
группы? Второй?
- почему эти привычки так назвали?
-
обратимся
к
целям
урока,
какую
цель урока мы с вами достигли?
Выслушиваются
предположения уч-ся.
«Эксперты» зачитывают
значение слова из
толкового словаря.
- П о з н а к о м и т ь с я
с
разновидностями
привычек;
- научиться распознавать
привычки;
применять
з н а н и я
в
в ы б о р е
полезных привычек (эту
цель
можно
вывести
через девиз урока).
На доске составляется
схема- вредные и
полезные привычки.
- вредные привычки-
доставляют
неприятности, вредят
нашему здоровью, а
полезные- приносят
пользу человеку.
задачами и
условиями
коммуникации.
Договариваться и
приходить к
общему решению,
в том числе в
ситуации
столкновения
интересов
Регулятивные:
Уметь слушать, в
соответствии с
целевой
установкой;
целеполагание,
планирование.
4.
Подготовка к преодолению
затруднений.
- недавно мы проводили небольшое
анкетирование, как среди ребят
нашего класса, так и их родителей.
- давайте посмотрим на результаты
нашего анкетирования.
-посмотрите внимательно на первую
диаграмму. Какой вывод вы можете
сделать?
-Посмотрите внимательно на вторую
диаграмму. Аналогично, какой
вывод?
- как вы думаете, о каких привычках
мы сегодня с вами будем говорить?
Учитель открывает первое слово
темы урока. а картинки вредных
привычек (жеват.резинка,
онихофагия, курение) выделяем в
схеме красным кружком.
- среди ребят нашего
класса самыми
вредными привычками
явл.ся жевательная
резинка и грызение
ногтей (онихофагия)
- среди наших родителей
самой вредной
привычкой – курение.
Познавательные:
Поиск
информации,
умение строить
высказывание.
Коммуникативные:
Умение выражать
свои мысли,
планирование
учебного
сотрудничества.
Регулятивные:
Прогнозирование,
планирование.
Личностные:
Самоопределение,
смыслообразование
5.Конструирование проекта
решения проблемы.
Открывается
полностью
тема
урока
«Вредные привычки».
-
привычек
много,
мы
сегодня
поговорим лишь о некоторых.
- какие цели мы уже с вами достигли?
- какая цель ещё не раскрыта?
-
у з н а л и
о
в и д а х
привычек;
- научились распознавать
привычки
-
применять
знания
в
в ы б о р е
п о л е з н ы х
привычек ( девиз урока).
Познавательные:
моделирование,
умение строить
высказывание.
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества.
Регулятивные:
целеполагание,
планирование.
Личностные:
Самоопределение,
смыслообразование
6.
Реализация проекта.
- Ребята, сегодня я вам предлагаю
стать исследователями наших
вредных привычек.
- мы с вами изучаем большой раздел
«Твоё здоровье». В рамках этого
раздела группа ребят выполнили
мини-проект.
Мини-проект- вредна или полезна
жевательная резинка.
- ребята провели самостоятельно
исследование (мини-проект) и
составили отчёт об исследовании в
своей презентации.
После отчёта, учитель задаёт вопрос
классу:
-Какой вывод мы можем сделать?
Вредна или полезна жевательная
резинка?
-Какой вред наносит жевательная
резинка?
Как
бороться
с
этой
в р ед н о й
привычкой?
Физминутка.
(гиподинамия
–
пониженная подвижность, ещё одна
С помощью презентации
ребята показывают своё
исследование
с во и м
одноклассникам.
Дети делают вывод.
Бу к л е т ы
с о з д а н н ы е
детьми.
Регулятивные
Развиваем умение
высказывать свое
предположение на
основе
полученного
материала, в
соответсвии с
поставленной
задачей. Умение
видеть свои
достоинства и
недостатки.
саморегуляция как
способность к
мобилизации сил и
энергии, к
волевому усилию и
преодолению
препятствий
Познавательные
Создание способов
решения проблем
вредная привычка)
Первое
исследование –
почему
вредно
грызть
ногти.(групповая
работа)
- Актуальность исследования состоит
в том, что многие дети грызут ногти,
не задумываясь, что это очень вредно.
Одни
считают,
что
это
временно
и
скоро
пройдет,
другие
–
вредная
привычка может привести к опасным
заболеваниям.
- А как считаете вы?
-
Давайте
проведём
исследование,
объектом нашего исследования будет
ноготь.
Работа
в
группах
идёт
по
плану
–
маршрутный
лист.
Каждая
группа,
и с п ол ь зуя
ма р ш ру т н ы й
л и с т,
описывает
своё
наблюдение,
делает
рисунок к наблюдениям.
- Какой вывод мы можем сделать?
-
Как
вы
думаете,
где
больше
бактерий
на
руке
или
под
ногтями
человека?
-Давайте,
обратимся
к
мнениям
учёных.
Выслушиваются
мнение
детей.
О т в е т ы
у ч - с я .
П о д
ногтями человека много
грязи, а значит находятся
множество бактерий.
Выслушиваются
предположения уч-ся
Презентация.
творческого и
поискового
характера.
Построение
логической
цепочки
рассуждений.
Анализ истинности
утверждений.
Доказательство,
выдвижение
гипотез и их
обоснование.
Обосновывать
собственную по-
зицию
Коммуникативные
Формулирование и
аргументация
своего мнения в
коммуникации.
Развивать умение
высказывать свое
мнение. Оценивать
поступки в
соответствии с
определенной
- У ч е н ы е
з а к л ю ч и л и ,
ч т о
пространство между кожей и ногтем -
это идеальная среда для размножения
и роста микроорганизмов.
Ноготь
защищает
их
от
внешних
воздействий,
а
влажность
помогает
им расти. Под одним только ногтем
может
быть
столько
бактерий,
сколько
бактерий
на
всей
ладони
человека.
- Какой вывод можем сделать?
- К чему может привести человека его
вредная привычка грызть ногти?
-
Как
же
справиться
нам
с
этой
привычкой- онихофагия? (слайд)
Видео-опыт –
ещё
одна
вредная
привычка –курение.
-
как
вы
думаете,
ребята,
что
произойдёт
с
«лёгкими»
курящего
человека?
-
Д а в а й т е
п о с м о т р и м
о п ы т
(презентация)
и
сравним
«лёгкие»
здорового
человека
с
«лёгкими»
курящего человека.
- Что произошло с ватой?
- что происходит с лёгкими курящего
человека?
Откройте
учебники,
Грызть ногти - это очень
вредно и опасно.
Презентация
С о в е т ы
ш к о л ь н о г о
медработника.
- о н а
п о т е м н е л а ,
неприятный
запах
от
неё.
ситуацией.
Обосновывать
собственную по-
зицию
договариваться и
приходить к
общему решению,
в том числе в
ситуации
столкновения
интересов
Личностные
Нравственно-
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
Формирование
ценностного
отношения к
общению,
взаимодействию.
давайте посмотрим на иллюстрацию.
-что
попадает
в
лёгкие
человека,
когда
он
курит?
Информация
из
учебника.
- можно ли назвать курение вредной
привычкой?
Почему?
Н а й д и т е
информацию в учебнике.
Учитель обращается к презентации-
слайд
-
Когда
человек
курит,
часть
дыма
попадает
в
его
легкие,
часть
в
окружающее
помещение,
таким
о б р а з о м ,
з а г р я з н я е т
в о з д у х .
Остальные
люди,
находящиеся
в
помещении,
вынуждены
вдыхать
ядовитые
вещества.
Это
называют
пассивным
курением. Пассивное
курение
может
вызвать
головную
боль, кашель, чихание, слезотечение.
- какой вывод можно сделать?
У ч - с я
р а б о т а ю т
с
учеб.с.72-73
Когда
человек
курит
в
л ё г к и е
п о п а д а ю т
н и к о т и н
и
д р у г и е
вредные вещества.
У
к у р и л ь щ и к а
ухуд шает ся
п а м я т ь ,
внимание,
повышается
кровен.давление……
Курение
опасно
для
нашего
здоровья,
если
даже
ты
не
куришь,
а
находишься
рядом
с
курящим человеком
7.
Закрепление учебного опыта
- давайте вспомним девиз нашего
урока, какая 3-я цель была у нас?
- попробуем применить наши знания
о вредных привычках в игре «Диалог
с товарищем».
Каждой
группе
ребят
выдаётся
карточка с определённой жизненной
Выслушиваются
ответы
ребят.
Познавательные:
Структурирование
знаний, умение
строить
высказывание.
Коммуникативные:
Умение выражать
ситуацией.
- ка к
в ы
п о с ту п и т е
в
д а н н о й
ситуации? Научиться отвечать «нет»
на
предложение
« п о п р о б о ват ь
покурить»,
«это
круто,
ты
будешь
выглядеть
взрослым»,
«девчонки
будут
обращать
на
тебя
внимание»
и.т.д.
-Как мы можем бороться с этой
вредной привычкой?
.
свои мысли,
управление
поведением
партнёра.
Регулятивные:
коррекция, оценка
: Личностные
Самоопределение,
нравственно-
эстетическое
оценивание.
8.
Рефлексия (подведение
итогов занятия)
-какая тема урока? Какие цели мы
сегодня ставили на уроке?
-что полезного и интересного вы
узнали сегодня на уроке?
-Ребята, перед нами два человека
(образ здорового и больного
подростка). Какой подросток имеет
полезные привычки? Почему?
Учитель показывает рисунок
больного подростка.
-что надо сделать, чтобы не стать
таким человеком? Предлагаю
выкинуть- избавиться раз и навсегда
от этих вредных привычек.
Ответы уч-ся.
Ребята подходят к доске.
Выбирают вредную
привычку и выкидывают
в «мусорное ведро».
Коммуникативные
Умение выражать
свои мысли.
Оценивание
качества своей и
общей учебной
деятельности.
9. Домашнее задание.
Уч.с.72-73,
раб.тетрадь
с.25
№73
Тв о р ч е с к а я
р а б о т а .
Р и с у н о к
«Осторожно!
Вредные
привычки!»,
Познавательные:
умение
структурировать
памятки
«Как
мы
избавляемся
от
вредных привычек?»
знания; оценка
процессов и
результатов
деятельности.
Регулятивные:
волевая
саморегуляция,
осознание того, что
уже усвоено и что
ещё подлежит
усвоению.