Напоминание

"Использование современных технологий в работе над сочинением-рассуждением в формате ЕГЭ."


Автор: Нина Васильевна Купавская
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование современных технологий в работе над сочинением-рассуждением в формате ЕГЭ."
Раздел: полное образование





Назад




Использование современных технологий в работе над сочинением

– рассуждением в форме ЕГЭ.

Последнее десять лет многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого

учителя, который не задумывался бы над вопросом: «Как сделать урок интересным и

ярким? Как создать ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель

не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали творчески, познавали предмет на

максимальном для каждого уровне успешности.

На уроках литературы ученик должен уметь работать с текстом, а для этого

необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать,

интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету

снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом,

возникает проблема: современное образование требует развития информационной

компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем

причина этого? Как повысить познавательный интерес учащихся?

На мой взгляд, эту проблему позволяет решить технология развития критического

мышления. В ходе применения данной технологии вырабатывается умение работать с

текстом, критической статьей, графически оформлять текстовый материал, творчески

интерпретировать информацию, распределять её по степени новизны и значимости.

К основным приёмам практической реализации технологии развития критического

мышления относятся:

1.Чтение и письмо

2.Чтение с остановками.

3.Таблицы «З-Х-У» («Знаю – Хочу – Узнал»).

4.Групповые дискуссии.

5.Перепутанные логические цепочки.

6.Кластеры.

7.Синквейн.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах,

которые я использую при подготовке к написанию сочинения – рассуждения в форме ЕГЭ,

так как сочинение – это важный элемент экзамена по русскому языку в 11 классе.

Эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти»

вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или

ином этапе. Как показывает мой опыт работы, наибольшую трудность у учащихся

вызывают вопросы формулирования проблемы и выявления позиции автора. А это

главные составляющие сочинения.

Поэтому, в начале 10 класса , после того как ребята познакомятся с планом сочинения

и критериями его оценивания, я провожу ряд уроков по отработке умения

формулировать проблему и позицию автора.

Я считаю, главная задача учителя – показать, что проблема текста не всегда лежит на

поверхности, часто она скрыта, ее надо почувствовать, понять и осмыслить, пропустив

текст « через себя», а так же убедить учащихся, что только глубокий анализ

прочитанного позволит не ошибиться в постановке проблемы.

На уроках по подготовке к написанию сочинения я использую данную технологию

через чтение и письмо, чтения с остановками, составление кластера. На мой взгляд, эти

приемы позволяют «погрузиться» в текст, осмыслить его, проанализировать и сделать

собственные выводы. Практическая значимость таких уроков велика, так как

впоследствии учащиеся успешно справятся с сочинением, и это позволит им стать

успешными на экзамене.

Так на уроке развития речи в 10 классе по миниатюре Ю.В.Бондарева «Радуга», идет

подготовка к написанию сочинения- рассуждения.

Целью данного урока является совершенствование умения формулировать проблему

и выявлять позицию автора, развивать речь и мышление.

Обращение к биографии писателя помогает сориентировать учащихся во времени,

когда происходят описываемые события.

Прием чтения и письма используется при работе с текстом (приложение №1), который

читается по абзацам. Например, читая первый абзац: «Посмотри, ты когда-нибудь видел

такую радугу? Как-то даже страшно…в августе…», ученики находят слово, которое их

насторожило, а затем письменно дают ответ на вопрос: «Почему страшно?»

Ответы учащихся: «Страшно, потому что в дальнейшем может быть что-то плохое».

- «Радуга пугает своим величием, показывает силу и красоту природы».

- «Человек, глядя на радугу, может испытывать страх, так как это необычное, неземное

явление».

Прочитав второй абзац, выписывают образные средства, с помощью которых автор

изображает пейзаж. Составляют кластер.

Утробный гром. Гнилое больное небо.

ПЕЙЗАЖ

Мутно блестело. Радуга неестественная,

набухла грязным гноем

Огромная сплошная рана

Отвечая на вопрос, почему дано такое описание, с чем оно может быть связано, были

даны ответы:

«Действие происходит во время войны, и автор описывает свои чувства от увиденного».

« Данное описание – это внутреннее состояние человека с угнетенной душой, поэтому он

видит все в отрицательном свете».

«В виде радуги автор представляет душу человека, который уже убит».

Читая следующий абзац , мы видим, как изменился пейзаж . Составляем кластер.

Грозно – весёлые молнии Гром лениво

переливается

ПЕЙЗАЖ

Гроза, словно Радуга нежная,

игривая пушечная пальба радостная

Это было когда-то давно …

В ходе работы с текстом, учащиеся делают вывод, что нельзя определить проблему,

основываясь на названии и опираясь на первое впечатление,- оно может быть

обманчивым.

Почувствовав, поняв и осмыслив текст, ученики определяют проблему и авторскую

позицию. Ответы учащихся.

«В тексте поднимается проблема единства и взаимосвязи мира и человека.

Неестественность явлений природы отражает неестественность поведения и

мыслей человека. Чтобы мир стал прежним, человеку нужно вернуться к природе,

научиться видеть в окружающем мире отражение своих чувст».

«В данном тексте автор обращается к проблеме изменения мира в худшую

сторону. И даже радуга, которая делает людей счастливее, радостнее теперь пугает,

напоминает о том, что было раньше и как стало теперь…Автор заставляет задуматься

о будущем, которое нас ожидает, и о светлом прошлом, которое никогда не вернуть»

В конце урока обращаемся к цитатам, которые станут выводом по проблеме

текста.

1.«Над прошлым, настоящим и будущим имеет власть человек» (А.Грин)

2.Жизнь сама по себе ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по

тому, во что её превращают» (Мишель де Монтень, франц. писатель ).

Работая с текстом Ю.Визбора «Зачем мы ходим в горы?», формируется умение

анализировать, вычленять главную информацию, развивать навык устного

выступления, активизировать творческие способности.

Уже на стадии «вызова» я «подталкиваю» учеников к анализу текста, используя

«тонкие и толстые» вопросы:

-Вам нравятся горы?

-Почему горы так манят человека? Какие качества нужны человеку в горах? Чем

опасны горы?

На стадии «осмысления» читаем текст, используя прием инсерта. На полях ставятся

значки: + - согласен, - не согласен, ! – это главное.

Основные положения записываем в таблицу, что мне известно по тексту и что нового я

узнал из текста.

В ходе беседы, выясняем, какие проблемы поднимает автор и какая из них, на ваш взгляд,

главная? ( Зачем человек ходят в горы? Что для него значит поход в горы? ) Выясняем,

как автор отвечает на вопрос, зачем мы ходим в горы? Какова его позиция? Обращаем

внимание на значки «!» ( это главное)

Затем формулируем собственный тезис по данной проблеме. Человек в горах

приобретает опыт, познаёт себя и других, получает возможность ценить свою силу

и слабость, судить о себе.

На стадии “рефлексии” формулируем аргументы для доказательства собственной

точки зрения по отношению к поднятой автором проблеме.

Таким образом, данная технология позволяет реализовать цели и задачи, поставленные

на уроке, вызывает живой отклик учеников: они активны и заинтересованы на всем

протяжении урока, а впоследствии успешно справляются с написанием сочинения в

формате ЕГЭ.

Урок – это работа души. И чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение

ученика к самому себе, а учителя к своей собственной личности.

Ю.В.Бондарев. Миниатюра «Радуга»

- Посмотри, ты когда-нибудь видел такую радугу? Как-то даже страшно …в августе…

Над садом в низком небе, как будто набухшем грязным зноем, крутым изгибом

стояла радуга, упираясь наискосок одним концом в верхушки близкого леса,

затемненного тучами, другим скрываясь за крышей гаража в дачном поселке. Дождь

прошел с утробным отдаленным громом, все блестело - в саду не ярко, не омыто, но

как-то мутно блестело – трава, листва, стволы берез, а вода в переполненной бочке не

отражала голубое небо, какое бывает после освежающей грозы, только под каким-то

скошенным боковым светом яркой жестяной краснотой выделялись яблоки в мокрой

листве.

Радуга была неестественно широкой, и на фоне гнилого неба я различал её

несколько цветов: фиолетово- лиловый, зеленый, желтоватый, розовато- бледный –

оттенки, которые постепенно рассасывались, тускнели, втягивались в себя больным

небом, - и вскоре поглотились словно бы огромной сплошной раной, покрытой

перепревшими от гноя и крови бинтами.

Я стоял, смотрел туда, где только что растаяла радуга в предгибельно черно- сером

пространстве, которое трудно было назвать небом.

И я вспомнил другие грозы с игривой пушечной пальбой в поднебесье, с блеском

грязно – веселых молний, с эховым громом над крышами, с клубящими палевыми тучами, с

буйным плеском июльского ливня в саду, с шумом выливающейся воды из переполненной

бочки под окном, с радостной, нежной в своей чистоте радугой над садом, легким

венцом плывущей в освеженном благостным озоном воздухе, когда еще вдали

погромыхивает, лениво переливается гром, когда ещё отдельные крупные капли

устало и тяжело падают с крыши в синие лужи. Во вздрагивающие лопухи возле

крыльца. Но это было когда-то давно.

Я знаю: мир болен неизлечимо, и явные признаки его болезни мучительны для нашего

поколения, которое видело этот мир еще здоровым, молодым в своей неиспорченности и

красоте.



В раздел образования