Автор: Нина Васильевна Купавская
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование современных технологий в работе над сочинением-рассуждением в формате ЕГЭ."
Раздел: полное образование
Использование современных технологий в работе над сочинением
– рассуждением в форме ЕГЭ.
Последнее десять лет многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого
учителя, который не задумывался бы над вопросом: «Как сделать урок интересным и
ярким? Как создать ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель
не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали творчески, познавали предмет на
максимальном для каждого уровне успешности.
На уроках литературы ученик должен уметь работать с текстом, а для этого
необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать,
интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету
снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом,
возникает проблема: современное образование требует развития информационной
компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем
причина этого? Как повысить познавательный интерес учащихся?
На мой взгляд, эту проблему позволяет решить технология развития критического
мышления. В ходе применения данной технологии вырабатывается умение работать с
текстом, критической статьей, графически оформлять текстовый материал, творчески
интерпретировать информацию, распределять её по степени новизны и значимости.
К основным приёмам практической реализации технологии развития критического
мышления относятся:
1.Чтение и письмо
2.Чтение с остановками.
3.Таблицы «З-Х-У» («Знаю – Хочу – Узнал»).
4.Групповые дискуссии.
5.Перепутанные логические цепочки.
6.Кластеры.
7.Синквейн.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах,
которые я использую при подготовке к написанию сочинения – рассуждения в форме ЕГЭ,
так как сочинение – это важный элемент экзамена по русскому языку в 11 классе.
Эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти»
вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или
ином этапе. Как показывает мой опыт работы, наибольшую трудность у учащихся
вызывают вопросы формулирования проблемы и выявления позиции автора. А это
главные составляющие сочинения.
Поэтому, в начале 10 класса , после того как ребята познакомятся с планом сочинения
и критериями его оценивания, я провожу ряд уроков по отработке умения
формулировать проблему и позицию автора.
Я считаю, главная задача учителя – показать, что проблема текста не всегда лежит на
поверхности, часто она скрыта, ее надо почувствовать, понять и осмыслить, пропустив
текст « через себя», а так же убедить учащихся, что только глубокий анализ
прочитанного позволит не ошибиться в постановке проблемы.
На уроках по подготовке к написанию сочинения я использую данную технологию
через чтение и письмо, чтения с остановками, составление кластера. На мой взгляд, эти
приемы позволяют «погрузиться» в текст, осмыслить его, проанализировать и сделать
собственные выводы. Практическая значимость таких уроков велика, так как
впоследствии учащиеся успешно справятся с сочинением, и это позволит им стать
успешными на экзамене.
Так на уроке развития речи в 10 классе по миниатюре Ю.В.Бондарева «Радуга», идет
подготовка к написанию сочинения- рассуждения.
Целью данного урока является совершенствование умения формулировать проблему
и выявлять позицию автора, развивать речь и мышление.
Обращение к биографии писателя помогает сориентировать учащихся во времени,
когда происходят описываемые события.
Прием чтения и письма используется при работе с текстом (приложение №1), который
читается по абзацам. Например, читая первый абзац: «Посмотри, ты когда-нибудь видел
такую радугу? Как-то даже страшно…в августе…», ученики находят слово, которое их
насторожило, а затем письменно дают ответ на вопрос: «Почему страшно?»
Ответы учащихся: «Страшно, потому что в дальнейшем может быть что-то плохое».
- «Радуга пугает своим величием, показывает силу и красоту природы».
- «Человек, глядя на радугу, может испытывать страх, так как это необычное, неземное
явление».
Прочитав второй абзац, выписывают образные средства, с помощью которых автор
изображает пейзаж. Составляют кластер.
Утробный гром. Гнилое больное небо.
ПЕЙЗАЖ
Мутно блестело. Радуга неестественная,
набухла грязным гноем
Огромная сплошная рана
Отвечая на вопрос, почему дано такое описание, с чем оно может быть связано, были
даны ответы:
«Действие происходит во время войны, и автор описывает свои чувства от увиденного».
« Данное описание – это внутреннее состояние человека с угнетенной душой, поэтому он
видит все в отрицательном свете».
«В виде радуги автор представляет душу человека, который уже убит».
Читая следующий абзац , мы видим, как изменился пейзаж . Составляем кластер.
Грозно – весёлые молнии Гром лениво
переливается
ПЕЙЗАЖ
Гроза, словно Радуга нежная,
игривая пушечная пальба радостная
Это было когда-то давно …
В ходе работы с текстом, учащиеся делают вывод, что нельзя определить проблему,
основываясь на названии и опираясь на первое впечатление,- оно может быть
обманчивым.
Почувствовав, поняв и осмыслив текст, ученики определяют проблему и авторскую
позицию. Ответы учащихся.
«В тексте поднимается проблема единства и взаимосвязи мира и человека.
Неестественность явлений природы отражает неестественность поведения и
мыслей человека. Чтобы мир стал прежним, человеку нужно вернуться к природе,
научиться видеть в окружающем мире отражение своих чувст».
«В данном тексте автор обращается к проблеме изменения мира в худшую
сторону. И даже радуга, которая делает людей счастливее, радостнее теперь пугает,
напоминает о том, что было раньше и как стало теперь…Автор заставляет задуматься
о будущем, которое нас ожидает, и о светлом прошлом, которое никогда не вернуть»
В конце урока обращаемся к цитатам, которые станут выводом по проблеме
текста.
1.«Над прошлым, настоящим и будущим имеет власть человек» (А.Грин)
2.Жизнь сама по себе ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по
тому, во что её превращают» (Мишель де Монтень, франц. писатель ).
Работая с текстом Ю.Визбора «Зачем мы ходим в горы?», формируется умение
анализировать, вычленять главную информацию, развивать навык устного
выступления, активизировать творческие способности.
Уже на стадии «вызова» я «подталкиваю» учеников к анализу текста, используя
«тонкие и толстые» вопросы:
-Вам нравятся горы?
-Почему горы так манят человека? Какие качества нужны человеку в горах? Чем
опасны горы?
На стадии «осмысления» читаем текст, используя прием инсерта. На полях ставятся
значки: + - согласен, - не согласен, ! – это главное.
Основные положения записываем в таблицу, что мне известно по тексту и что нового я
узнал из текста.
В ходе беседы, выясняем, какие проблемы поднимает автор и какая из них, на ваш взгляд,
главная? ( Зачем человек ходят в горы? Что для него значит поход в горы? ) Выясняем,
как автор отвечает на вопрос, зачем мы ходим в горы? Какова его позиция? Обращаем
внимание на значки «!» ( это главное)
Затем формулируем собственный тезис по данной проблеме. Человек в горах
приобретает опыт, познаёт себя и других, получает возможность ценить свою силу
и слабость, судить о себе.
На стадии “рефлексии” формулируем аргументы для доказательства собственной
точки зрения по отношению к поднятой автором проблеме.
Таким образом, данная технология позволяет реализовать цели и задачи, поставленные
на уроке, вызывает живой отклик учеников: они активны и заинтересованы на всем
протяжении урока, а впоследствии успешно справляются с написанием сочинения в
формате ЕГЭ.
Урок – это работа души. И чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение
ученика к самому себе, а учителя к своей собственной личности.
Ю.В.Бондарев. Миниатюра «Радуга»
- Посмотри, ты когда-нибудь видел такую радугу? Как-то даже страшно …в августе…
Над садом в низком небе, как будто набухшем грязным зноем, крутым изгибом
стояла радуга, упираясь наискосок одним концом в верхушки близкого леса,
затемненного тучами, другим скрываясь за крышей гаража в дачном поселке. Дождь
прошел с утробным отдаленным громом, все блестело - в саду не ярко, не омыто, но
как-то мутно блестело – трава, листва, стволы берез, а вода в переполненной бочке не
отражала голубое небо, какое бывает после освежающей грозы, только под каким-то
скошенным боковым светом яркой жестяной краснотой выделялись яблоки в мокрой
листве.
Радуга была неестественно широкой, и на фоне гнилого неба я различал её
несколько цветов: фиолетово- лиловый, зеленый, желтоватый, розовато- бледный –
оттенки, которые постепенно рассасывались, тускнели, втягивались в себя больным
небом, - и вскоре поглотились словно бы огромной сплошной раной, покрытой
перепревшими от гноя и крови бинтами.
Я стоял, смотрел туда, где только что растаяла радуга в предгибельно черно- сером
пространстве, которое трудно было назвать небом.
И я вспомнил другие грозы с игривой пушечной пальбой в поднебесье, с блеском
грязно – веселых молний, с эховым громом над крышами, с клубящими палевыми тучами, с
буйным плеском июльского ливня в саду, с шумом выливающейся воды из переполненной
бочки под окном, с радостной, нежной в своей чистоте радугой над садом, легким
венцом плывущей в освеженном благостным озоном воздухе, когда еще вдали
погромыхивает, лениво переливается гром, когда ещё отдельные крупные капли
устало и тяжело падают с крыши в синие лужи. Во вздрагивающие лопухи возле
крыльца. Но это было когда-то давно.
Я знаю: мир болен неизлечимо, и явные признаки его болезни мучительны для нашего
поколения, которое видело этот мир еще здоровым, молодым в своей неиспорченности и
красоте.