Автор: Гайфутдинова Зарина Равильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад №1 "БЭЛЭКЭЧ"
Населённый пункт: город Альметьевск
Наименование материала: Педагогический тренинг
Тема: "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад №1 «Бэлэкэч»
Педагогический тренинг
«Оценка уровня коммуникабельности педагога с
родителями»
Подготовили и провела:
Воспитатель
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного
учреждения «Центр развития ребенка –
детский сад №1 «Бэлэкэч» г. Альметьевска
Гайфутдинова Зарина Равильевна
Ведущий: Уважаемые коллеги как вы считаете кому принадлежит ведущая
роль в организации общения педагога с родителями воспитанников? Конечно
воспитателю.
Чтобы
выстроить
его
важно
обладать
коммуникативными
умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в
курсе
последних
достижений
науки.
Педагог
должен
дать
родителям
почувствовать
свою
компетентность
и
заинтересованность
в
успешном
развитии
ребенка,
показать
родителям,
что
он
видит
в
них
партнеров,
единомышленников.
Все
это
приводит
нас
к
понятию «профессиональная
компетентность
педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
. Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем
нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы
общение
было
интересным
и
содержательным,
и,
главное,
активно
действует.
Многие
педагоги
испытывают
затруднения
в
общении
с
родителями
воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет
дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос
хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени
для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно
педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в
общении с родителями нужно постоянно работать.
МИКС
ПЭА
ШЭА
.
Сейчас уважаемые коллеги давайте
подвигаемся под
музыку, как только музыка остановится , вы встаете в пару с тем , кто
находится рядом с вами.
Психотехническое упражнение "Давление"
Цель:
осознание
разных
моделей
в общении
и
взаимодействии
с
партнером, установка на равноправное общение (10 мин).
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и
слегка
прикоснитесь
друг
к
другу
ладонями.
Договоритесь,
кто
будет
ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера.
Затем,
поменяйтесь
ролями
и
повторите
движение
давления
на
ладони
партнёра по игре.
Скажите, в какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы
давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? Возможно Вы не
испытали
приятных
минут
ни
в
первом,
ни
во
втором
случае.?
Тогда,
попробуйте
не
давить
друг
на
друга,
выполняйте
совместные
движения
обращёнными
друг
к
другу
ладонями
рук
так,
что
бы
между
Вами
возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а
не
добиваться
превосходства?
Не
забывайте,
что
стремясь
к
психологическому давлению на партнёра по общению (родитель, ребёнок,
коллега) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И
вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
- Ведущий:
Игра-инсценировка
«Как
поступить?»
Каждая
команда
придумывает
конфликтную
ситуацию
«воспитатель
родитель»,
объявляет
ее
другой
команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти
выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель
находит выход).
Команды показывают инсценировки.
- Ведущий:
профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного
учреждения (по- другому - работа сердца и нервов,
требует ежедневного,
ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском
саду находится в постоянном контакте с администрацией ДОУ, коллегами,
детьми и их родителями.
Проблема взаимодействия воспитателя и родителей имеет место быть.
Все родители
разные,
это
взрослые
люди,
и
к
каждому
нужно
найти
определенный
подход.
Даже
при
очень
хорошем
воспитателе
и
замечательном
устройстве
детского
сада
множество
причин
порождают
сложные
отношения.
При
этом,
к
счастью,
большинство родителей и
воспитателей
понимают,
что
единственно
правильный
и
лучший
выход
состоит в сотрудничестве.
Ведущий: "Правила построения эффективного общения"
"
-
Сейчас
я
предлагая
Вам
познакомиться
с
правилами эффективного
общения.
О б щ а я с ь
с родителями,
н у ж н о
п о м н и т ь ,
ч т о
в общении существуют
свои
закономерности.
Основа
отношения
к
нам
человека закладывается в первые 15 секунд! Для того что бы расположить к
себе человека необходимо применить "Правило трёх плюсов":
1. Улыбка
2. Имя собеседника
3. Комплимент
Для
того,
что
бы
люди
хотели
с
нами
общаться,
мы
сами
должны
демонстрировать свою готовность общаться сними. Необходима искренняя,
доброжелательная
улыбка!
Имя
человека
-
самый
сладостный
и
самый
важный для него звук! Важно использовать имя отчество при приветствии!
Зачастую,
имя
бывает
решающей
каплей,
что
бы
дело
в
конфликтной
ситуации обернулось в нашу пользу! Так же в общении наиболее применим
косвенный комплимент:
мы
хвалим
не
самого
человека,
а
то,
что
ему
дорого (родителю
его
ребёнка).
Загруженные,
уст а лые
п о с л е
работы родители особенно
уязвимы
в
отношении
хорошего
и
плохого
поведения ребёнка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом.
Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно
поведать о проблемных сторонах ребёнка.
Кроме этих приёмов существуют и другие приёмы установления хорошего
контакта с собеседником:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный
взгляд (контакт глаз). Но не следует "сверлить" собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м). Такая
дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому
собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь -
благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им "ближе". Но нельзя
переступать "границы" личного пространства собеседника!
3. Необходимо убрать барьеры, "увеличивающие" расстояние в нашем
восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед
собой руки и ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта
(отсутствие напряжённости в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд
исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать приём присоединения, т. е. найти общее "Я": "Я сам такой
же. ", "У меня тоже самое. "Как можно реже употреблять местоимение
"Вы"("Вы сделайте то - то!", "Вы должны это. ") Чаще говорить "Мы все
заинтересованны, что бы наши дети были здоровы, умели., знали.).
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта
и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Манеру одеваться - можно отнести к невербальным средствам общения
Так, строгий стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого
покроя) ассоциируются собеседником с высоким статусом партнера по
общению. С низким статусом обычно связывают одежду, которая
придаёт телу мягкие округлые формы (рукав реглан, свитер свободного
покроя, расклешенные юбки и т. д.).
Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя, быть
аккуратно одетым, т. к. его внешний вид одежда, прическа, походка и
даже обувь (туфли, а не домашние тапочки-шлепанцы) важны в
процессе общения.
Как правильно вести беседу.
Слушать внимательно и доверительно
Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом,
наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно
услышать максимальное количество информации.
Дать возможность собеседнику высказаться
Не
торопите
его.
Одобряйте
точность
высказанных
мыслей.
Задавайте
встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности
высказанных мыслей.
Не прерывать высказывания собеседника
Собеседник
всегда
говорит
о
значимых
для
него
вещах.
Помните!
При
прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть
утеряна.
Основные моменты:
Дайте собеседнику возможность выговориться
Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих
выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы
считаете, что…» и т. д.)
Резюмируйте наиболее важные высказывания
Не прерывайте собеседника
Не противоречьте
Задавайте вопросы
Упражнение :
Цель: развивать умение доброжелательно общаться с родителями. Задача
сделать комплимент сидящему рядом педагогу
, выступающему в роли
одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент похвала успехов их
ребенка.
Ведущий: Уважаемые педагоги вашему вниманию предлагаются вопросы.
Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
Полученные очки суммируются и определяете
какой
у вас уровень
коммуникабельности с родителями.
Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».
Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.
Игра проводится под релаксационную музыку.
- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая
звезда. Это ваша звезда, она принадлежит Вам и заботиться о том, что бы вы
были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой
звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою
руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой
свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и
Ваша звезда, испускает во все стороны лучи
ясного теплого света и что этот
свет идёт ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте
обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой зале : своим
домашним,
друзьям,
Вашим
воспитанникам,
их родителям.
Теперь
прислушайтесь
к
самим
себе.
Ощущаете
ли
Вы
какие-нибудь
сильные
чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? Сохраните в памяти
эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам
нужны свежие силы и уверенность в себе… А сейчас прощайтесь со звездой
и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трёх, Вы можете
открыть глаза и снова оказаться в этом зале.
- Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что – то интересное для
себя, и это что – то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями,
детьми и коллегами.