Напоминание

"Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями"


Автор: Гайфутдинова Зарина Равильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад №1 "БЭЛЭКЭЧ"
Населённый пункт: город Альметьевск
Наименование материала: Педагогический тренинг
Тема: "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждения

«Центр развития ребенка – детский сад №1 «Бэлэкэч»

Педагогический тренинг

«Оценка уровня коммуникабельности педагога с

родителями»

Подготовили и провела:

Воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения «Центр развития ребенка –

детский сад №1 «Бэлэкэч» г. Альметьевска

Гайфутдинова Зарина Равильевна

Ведущий: Уважаемые коллеги как вы считаете кому принадлежит ведущая

роль в организации общения педагога с родителями воспитанников? Конечно

воспитателю.

Чтобы

выстроить

его

важно

обладать

коммуникативными

умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в

курсе

последних

достижений

науки.

Педагог

должен

дать

родителям

почувствовать

свою

компетентность

и

заинтересованность

в

успешном

развитии

ребенка,

показать

родителям,

что

он

видит

в

них

партнеров,

единомышленников.

Все

это

приводит

нас

к

понятию «профессиональная

компетентность

педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

. Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем

нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы

общение

было

интересным

и

содержательным,

и,

главное,

активно

действует.

Многие

педагоги

испытывают

затруднения

в

общении

с

родителями

воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет

дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос

хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени

для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно

педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в

общении с родителями нужно постоянно работать.

МИКС

ПЭА

ШЭА

.

Сейчас уважаемые коллеги давайте

подвигаемся под

музыку, как только музыка остановится , вы встаете в пару с тем , кто

находится рядом с вами.

Психотехническое упражнение "Давление"

Цель:

осознание

разных

моделей

в общении

и

взаимодействии

с

партнером, установка на равноправное общение (10 мин).

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и

слегка

прикоснитесь

друг

к

другу

ладонями.

Договоритесь,

кто

будет

ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера.

Затем,

поменяйтесь

ролями

и

повторите

движение

давления

на

ладони

партнёра по игре.

Скажите, в какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы

давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? Возможно Вы не

испытали

приятных

минут

ни

в

первом,

ни

во

втором

случае.?

Тогда,

попробуйте

не

давить

друг

на

друга,

выполняйте

совместные

движения

обращёнными

друг

к

другу

ладонями

рук

так,

что

бы

между

Вами

возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а

не

добиваться

превосходства?

Не

забывайте,

что

стремясь

к

психологическому давлению на партнёра по общению (родитель, ребёнок,

коллега) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И

вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

- Ведущий:

Игра-инсценировка

«Как

поступить?»

Каждая

команда

придумывает

конфликтную

ситуацию

«воспитатель

родитель»,

объявляет

ее

другой

команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти

выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель

находит выход).

Команды показывают инсценировки.

- Ведущий:

профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного

учреждения (по- другому - работа сердца и нервов,

требует ежедневного,

ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском

саду находится в постоянном контакте с администрацией ДОУ, коллегами,

детьми и их родителями.

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей имеет место быть.

Все родители

разные,

это

взрослые

люди,

и

к

каждому

нужно

найти

определенный

подход.

Даже

при

очень

хорошем

воспитателе

и

замечательном

устройстве

детского

сада

множество

причин

порождают

сложные

отношения.

При

этом,

к

счастью,

большинство родителей и

воспитателей

понимают,

что

единственно

правильный

и

лучший

выход

состоит в сотрудничестве.

Ведущий: "Правила построения эффективного общения"

"

-

Сейчас

я

предлагая

Вам

познакомиться

с

правилами эффективного

общения.

О б щ а я с ь

с родителями,

н у ж н о

п о м н и т ь ,

ч т о

в общении существуют

свои

закономерности.

Основа

отношения

к

нам

человека закладывается в первые 15 секунд! Для того что бы расположить к

себе человека необходимо применить "Правило трёх плюсов":

1. Улыбка

2. Имя собеседника

3. Комплимент

Для

того,

что

бы

люди

хотели

с

нами

общаться,

мы

сами

должны

демонстрировать свою готовность общаться сними. Необходима искренняя,

доброжелательная

улыбка!

Имя

человека

-

самый

сладостный

и

самый

важный для него звук! Важно использовать имя отчество при приветствии!

Зачастую,

имя

бывает

решающей

каплей,

что

бы

дело

в

конфликтной

ситуации обернулось в нашу пользу! Так же в общении наиболее применим

косвенный комплимент:

мы

хвалим

не

самого

человека,

а

то,

что

ему

дорого (родителю

его

ребёнка).

Загруженные,

уст а лые

п о с л е

работы родители особенно

уязвимы

в

отношении

хорошего

и

плохого

поведения ребёнка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом.

Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно

поведать о проблемных сторонах ребёнка.

Кроме этих приёмов существуют и другие приёмы установления хорошего

контакта с собеседником:

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный

взгляд (контакт глаз). Но не следует "сверлить" собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м). Такая

дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому

собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь -

благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им "ближе". Но нельзя

переступать "границы" личного пространства собеседника!

3. Необходимо убрать барьеры, "увеличивающие" расстояние в нашем

восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед

собой руки и ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта

(отсутствие напряжённости в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд

исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать приём присоединения, т. е. найти общее "Я": "Я сам такой

же. ", "У меня тоже самое. "Как можно реже употреблять местоимение

"Вы"("Вы сделайте то - то!", "Вы должны это. ") Чаще говорить "Мы все

заинтересованны, что бы наши дети были здоровы, умели., знали.).

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта

и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Манеру одеваться - можно отнести к невербальным средствам общения

Так, строгий стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого

покроя) ассоциируются собеседником с высоким статусом партнера по

общению. С низким статусом обычно связывают одежду, которая

придаёт телу мягкие округлые формы (рукав реглан, свитер свободного

покроя, расклешенные юбки и т. д.).

Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя, быть

аккуратно одетым, т. к. его внешний вид одежда, прическа, походка и

даже обувь (туфли, а не домашние тапочки-шлепанцы) важны в

процессе общения.

Как правильно вести беседу.

Слушать внимательно и доверительно

Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом,

наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно

услышать максимальное количество информации.

Дать возможность собеседнику высказаться

Не

торопите

его.

Одобряйте

точность

высказанных

мыслей.

Задавайте

встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности

высказанных мыслей.

Не прерывать высказывания собеседника

Собеседник

всегда

говорит

о

значимых

для

него

вещах.

Помните!

При

прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть

утеряна.

Основные моменты:

Дайте собеседнику возможность выговориться

Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих

выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы

считаете, что…» и т. д.)

Резюмируйте наиболее важные высказывания

Не прерывайте собеседника

Не противоречьте

Задавайте вопросы

Упражнение :

Цель: развивать умение доброжелательно общаться с родителями. Задача

сделать комплимент сидящему рядом педагогу

, выступающему в роли

одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент похвала успехов их

ребенка.

Ведущий: Уважаемые педагоги вашему вниманию предлагаются вопросы.

Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

Полученные очки суммируются и определяете

какой

у вас уровень

коммуникабельности с родителями.

Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.

Игра проводится под релаксационную музыку.

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая

звезда. Это ваша звезда, она принадлежит Вам и заботиться о том, что бы вы

были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой

звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою

руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой

свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и

Ваша звезда, испускает во все стороны лучи

ясного теплого света и что этот

свет идёт ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте

обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой зале : своим

домашним,

друзьям,

Вашим

воспитанникам,

их родителям.

Теперь

прислушайтесь

к

самим

себе.

Ощущаете

ли

Вы

какие-нибудь

сильные

чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? Сохраните в памяти

эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам

нужны свежие силы и уверенность в себе… А сейчас прощайтесь со звездой

и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трёх, Вы можете

открыть глаза и снова оказаться в этом зале.

- Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что – то интересное для

себя, и это что – то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями,

детьми и коллегами.



В раздел образования