Автор: Чернова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребенка "Золотая Рыбка"
Населённый пункт: г. Лянтор
Наименование материала: Статья
Тема: Рекомендации по развитию речи детей в первой младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации родителям по развитию речи детей.
Необходимо содержательное и многоплановое общение взрослого с
ребенком. Быть только рядом с ним – этого мало. Мы много объясняем,
поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с ребенком. Чаще
всего они посвящены тому, как ребенок чувствует себя, не замерз ли он, как
ел, как спал в детском саду, не обидел ли его кто-нибудь. Поэтому
целесообразно проводить совместные прогулки в парк, на стадион, в лес,
которые создают условия для развития речи и общения с ребенком.
Отвечать на детские «почему», а не отмахиваться, как чаще всего это
бывает. Отвечать на вопросы грамотно, четко, внятно. Не иронизировать, не
посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов. Иногда полезно
отвечать ребенку вопросом на вопрос: «А как ты думаешь почему?» Пусть
попытается сам добраться до истины. Пусть посмотрит, понаблюдает,
сравнит, порассуждает вслух.
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Собирать мозаику, перебирать
горох и фасоль, лепить из теста, пластилина. Все это способствует речевому
развитию детей.
Развивать речевое дыхание, от которого зависит громкость , чистота и
выразительность звучащей речи. В этом вам помогут специальные
упражнения по формированию правильной осанки и правильного речевого
дыхания. Предложите детям сдуть с рукава пушинку, задуть свечи (одну за
другой) на праздничном торте, дуть на кораблики в воде, в мыльные пузыри.
Проговаривать чистоговорки, потешки, стихотворения.
Учить говорить выразительно. Что значить говорить выразительно?
«Выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о
чем идет речь, подчеркивать самое главное, важное; «выразительно
говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание
слушателей.
Предложить детям повторить фразу «СНЕГ ПОШЕЛ» с помощью
интонационной выразительности речи: - спросить, удивляясь
- восхитится радуясь
- огорчится смене погоды
- грустить
- спросить, уточняя
- радостно сообщить об этом
Предлагать речевые словесные игры детям.
1) «Положи в кузовок, все что кончается на «ОК»
(грибок, клубок, колобок,…)
2) «Ты начни, а я продолжу»
- Я взял мяч,….
- Мама пошла в магазин,…
3) «Скажи ласково», «1-2-5», «Чего не стало?»
Развивать связную речь.
- «Сочиняем сказку»
- пересказывать небольшие рассказы, сказки
- игры «Я начну, а ты продолжи…»
- находить на картинках начало, середину, конец рассказа
Надеюсь, что все сказанное поможет вам развить полноценную речь, которая
создаст необходимые предпосылки для успешного обучения в школе.