Автор: Тимошина Евгения Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОБУ Гимназия № 3
Населённый пункт: Г. Мелеуз Башкортостан
Наименование материала: разработка занятия по музыке для будущих первоклассников
Тема: "Первая встреча с музыкой"
Раздел: начальное образование
Занятие для будущих первоклассников по теме:
"Волшебный мир музыки"
Тимошина Евгения Александровна, учитель музыки
Тема занятия: “Волшебный мир музыки”
Цель: Дать первичные представления о музыкальном искусстве.
Задачи:
увлечь музыкой, развивать интерес и любовь к музыке,
вызвать музыкально-эстетический отклик на произведения,
способность размышлять о музыке,
развивать вокальные навыки, музыкально- эстетический вкус,
способствовать становлению позитивного отношения к искусству.
Учитель:
Вслушайся: весь мир поет –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет
Мир ее волшебен!
Звучит “шутка” Баха
Учитель: Ребята, а вы знаете, какой урок у нас с вами сейчас будет ? Правильно- музыка.
А кто из вас знает, что такое музыка? Наверно многим мой вопрос покажется странным.
Действительно, кто этого не знает? Музыка – один из видов искусства. Она входит в дом с
первых минут жизни человека. С колыбельной песни его матери. Когда вы пришли в
детский сад, музыка сопровождала вас во время праздников, на занятиях физкультуры и
музыки. Звучит она в кино, театре, на телевидении и т. д. /можно предложить детям
ответить на этот вопрос самостоятельно, но помочь при затруднении ответов/.
Без музыки не проживу и дня,
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов.
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечный спутник мой!
Учитель: Мы будем путешествовать по миру музыки, звуков, нот. Но для того, чтобы
совершить это путешествие нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память,
любознательность, организованность, воображение.
Давайте посмотрим, насколько вы внимательны, дисциплинированны, любознательны.
Проводится игра “Тишина”:
- Тишина из звуков сплетена. /Слушают тишину/. Хлопок в ладоши:
- Что ты слышал в тишине, расскажи скорее мне.
Игра проводится 2-3 раза.
Учитель: Вы умеете соблюдать тишину, молодцы. А на того, кто не умеет слушать и
слышать, музыка обижается и покидает его. Но у нас я думаю, таких нет!
/Из тишины начинает звучать “марш”
Слушание.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем рассказала эта музыка?
/Беседа о характере музыки/
движения под музыку.
Учитель: А вы знаете, из чего состоит музыка?
Дети: Из звуков.
Учитель: Но звуки бывают разные:
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот
Самолета громкий рокот.
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки
Музыкальные есть звуки.
Проводится игра: “Назови звуки”:
/На слайде рисунки, где изображены различные предметы, которые издают различные
звуки: шумовые и музыкальные. Дети определяют, на каких звучат музыкальные звуки, на
каких шумовые./Во время игры также используется аудиозапись со звучанием /вьюги, грома
с дождем, пение птиц, барабанная дробь, звучание ручья, шум поезда, звучание
колокольчиков, шум гоночных машин, шуршание, игра на скрипке и т.п. /Дети определяют,
какие это звуки.
Учитель: Молодцы, вы справились хорошо с заданием.
Ребята , а вы знаете чем записывают музыкальные звуки?
Познакомьтесь - ключ Скрипичный,
Развеселый, симпатичный,
На второй всегда линейке
Он сидит как на скамейке.
Чтобы пьесы исполнять
Ноты надо твердо знать
Выучи названье нот
И где каждая живет.
Ноты выстроились в ряд,
Получился Звукоряд!
Ребята, как вы думаете, кто нам нужен, что бы получилась настоящая музыка? (композитор,
исполнитель, слушатель) (беседа)
А нужно ли учиться, чтобы стать композитором, (да), а исполнителем (да), а слушателем???
(беседа)
Учитель: А сейчас мы с вами разучим песню ,и станем исполнителями. Но для начала мы
познакомимся с некоторыми правилами. Как вы думаете, как мы должны сидеть когда
звучит музыка? ( В удобной позе, можно положить голову на парту, закрыть глаза ) А петь
так можно? Конечно нет. (Певческая установка) .Это песня первоклассников. Давайте
послушаем ее. А в сентябре, может быть мы споем её на линейке. А помогут нам сегодня
девочки из вокального ансамбля. Они будут петь куплет, а вы вместе с ними припев:
Вот и осень пришла,
Собираться пора
В дом огромный, что школой зовётся.
Завершилась вчера
В детском саде игра.
Всё прошло и уже не вернётся.
Завершилась вчера
В детском саде игра.
Всё прошло и уже не вернётся.
Припев:
Серёжки и Наташки,
Теперь мы первоклашки,
И смотрим на приятелей вчерашних свысока.
Они остались в садике:
Марины, Саши, Вадики.
Они ещё не слышали школьного звонка.
Они ещё не слышали школьного звонка.
На уроках не спят,
Только ручки скрипят
Над тетрадкой по чистописанью.
Только пишем мы так:
Всё наперекосяк.
Ну, за что нам такие страданья!?
Только пишем мы так:
Всё наперекосяк.
Ну, за что нам такие страданья!?
Припев.
Скоро будем мы знать,
Как читать и считать,
Как по химии опыты ставить.
Ведь учиться у вас
Мы пришли в первый класс.
С этим можно друг друга поздравить.
Ведь учиться у вас
Мы пришли в первый класс.
С этим можно друг друга поздравить.
Учитель Молодцы ребята! Сегодня на занятии вы были очень внимательны,
любознательны, дисциплинированны
Девочки из вокальной группы исполняют песню
Учитель: а сейчас посмотрите, перед вами лежит нотка. Если вам понравилось наше
занятие раскрасьте ее красным или желтым цветом. А если нет- синим или зеленым.
Поднимите свои нотки и покажите , пожалуйста мне. Наше занятие закончилось, но мы с
вами не прощаемся, а ждем вас в сентябре месяце! До свидания!
Звучат мелодии школьных песен.