Автор: Щетинина Ирина Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Муравленко
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Готовимся к школе: говорение и слушание
Раздел: начальное образование
Готовимся к школе: говорение и слушание
Только человеку дана способность овладеть языком – языковая способность. Это то, что
отличает его от животного. Механизмы речи довольно сложны. С помощью мозга наша мысль
(наш замысел) «координируется», «шифруется» в форме звуковых комплексов (звуковых слов),
и затем эти звуковые сигналы отправляются адресату. Так осуществляется устная речь.
К моменту поступления в школу ребенок уже владеет устной речью. К устной речи
относятся два вида речевой деятельности: говорение и слушание. И этот, и другой вид устной
речи должен быть достаточно развит, чтобы школьник мог успешно обучаться. Как правило, у
многих детей говорение как вид деятельности имеет недостатки: например, не все звуки
ребенок произносит. Что касается слушания, то это недостаточно развитый фонематический
слух (умение слышать звуки речи) может стать препятствием в овладении письмом.
Особенность школьного периода заключается в том что, теперь ребенку необходимо
овладеть письменной речью, т. е. ее двумя видами – письмом и чтением. Механизмы этих видов
речи значительно более сложные, чем механизмы устной речи. Ведь теперь ребенку придется
зашифровать свои мысль не в звуковых сигналах, а в графических знаках, т. е. буквах. Причем
если устной речью дети овладевают путем подражания окружающим, то письмом ребенок не
может овладеть без специального обучения.
Буквам надо обучать, и не столько буквам, сколько слиянию букв в слоги, а затем в слова.
У ребенка к моменту поступления в школу должна быть достаточно подготовлена рука, чтобы
изображать буквы (а это довольно сложные графические знаки по сравнению с детскими
рисунками). Рисуйте с малышом, штрихуйте и обводите различные фигуры, т. е. готовьте руку к
письму.
Период овладения грамотой – очень важный период в жизни ребенка, который может
повлиять
на
всю
оставшуюся
жизнь,
на
результаты
обучения.
Для
успешного
овладения
письмом важно не только подготовить руку. Не менее важным условием обучения грамоте
является и так называемый фонематический слух. Это не музыкальный слух (когда человек
может слышать и различать мелодии, а затем и безошибочно повторять их). Это способность
различать звуки речи по их произношению: по их звонкости и глухости, по их твердости и
мягкости.
Для
того
чтобы
развить
этот
слух,
надо
обращать
внимание
ребенка
на
то,
как
произносятся те или иные звуки, и прежде всего учить различать гласные и согласные.
Гласные звуки – это звуки, которые состоят только из голоса. И доказать это ребенок
может, поставив ладонь себе на шею под подбородком в области голосовых связок. Они
вибрируют, когда мы произносим гласные звуки. При этом воздух через рот проходит свободно,
без препятствий.
При произношении согласных звонких тоже будет вибрация, но в этом случае согласные
во рту встречают препятствие, а гласные произносятся свободно, рот открыт, и звук проходит
свободно.
При произнесении согласных глухих вибрации не будет. Однако в ротовой полости
воздух обязательно встретится с препятствием.
Значит, главное отличие гласных звуков от согласных заключается в ответе на вопрос:
есть ли препятствие в ротовой полости? У согласных препятствие есть, у гласных воздух
проходит свободно.
А вот внутри согласные звонкие отличаются от глухих тем, что звонкие согласные звуки
произносятся с голосом, глухие же согласные – без голоса (в доказательство надо поставить
руку на голосовые связки под подбородком).
Различия в произнесении гласных и согласных касаются говорения. Но, кроме умения
говорить, важно еще и умение слушать и слышать речь других. Вот о том, как различать
речевой слух (его еще называют фонематическим), мы поговорим специально.
У вас может возникнуть вопрос: как можно выработать какой-то слух, если слух есть у
всех? Да, но надо развивать особый вид слуха – речевой, чтобы ребенок различал звуки речи.
Одни слышат и различают звуки хорошо, а другие это делают с трудом.
Выработке
речевого
слуха,
прежде
всего,
способствуют
задания
на
определение
начального звука в слове (с какого звука начинается слово: улица, аист, небо, природа?), на
определение
количества
звуков
в
слове
(сколько
звуков
в
слове:
дом,
дома,
домик?),
на
сравнение звуков в словах (замени звук в слове том, чтобы получилось слово, обозначающее
здание; какими звуками различаются эти слова?). Таких заданий предлагается очень много в
специальных пособиях для подготовки ребенка к школе. Наверняка ваш ребенок уже занимался
этим. Сейчас же, когда он пришел в школу, речевой слух совершенствуется уже на ином, более
высоком уровне. И большую роль здесь играют упражнения, основанные на языковом чутье
ребенка.
Звук и буква – это не одно и то же. Звук произносится, а буква пишется, причем каждая
из букв имеет свое название, которое может не совпадать со звуком. А такие буквы, как Ь и Ъ,
вообще звуков не обозначают.
Важно научить ребенка правильно называть звуки при виде буквы. «Вижу букву –
называю звук» – таким должен быть простейший алгоритм при овладении грамотой.
Хорошо развитая зрительная память на слова гарантирует ребенку грамотность, потому
что он будет опираться не столько на правила, сколько на свое языковое чутье и память.
Кстати, поколение учеников, которое училось в школах пятьдесят лет назад, не всегда
знало
правила,
но
при
этом
хорошо
и
грамотно
писало.
Сегодня
эта
способность
у
современных детей практически не развита, потому что не развиты чувство языка и память на
слова. Тем более что дети сейчас очень мало читают, и графический образ слов не закрепляется
в их памяти. Но родители могут помочь своему ребенку, показывая картинку с предметом и тут
же слово, которое обозначает этот предмет.
Обращая внимание ребенка на окружающие предметы, старайтесь сразу же показать ему
слово. Напишите его печатными буквами – пусть ребенок и не зная всех букв, но образ
печатного слова он со временем запомнит.
Начните с простой игры «Назови мебель в комнате».
Заранее заготовьте карточки со словами, которые называют предметы в вашей комнате,
называя предмет, ребенок должен попробовать угадать, на какой из карточек изображено
нужное слово. Просто угадать, даже не зная букв. Вот увидите, эта очень эффективная игра
поможет затем ребенку предугадывать в незнакомом тексте нужную букву.
Игра «назови предметы вокруг себя» не только обогатит речь детей новыми словами, не
только научит замечать вокруг себя многое, что на первый взгляд незаметно, она еще обогатит
картину мира ребенка, расширит кругозор. А ведь кругозор выражается в словах. Чем больше
ребенок знает об окружающем мире, тем больше слов в его словарном запасе.
Развивайте у своего ребенка речевой слух и словесную память!