Автор: Бочкова Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 29
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Методическое пособие по экологии
Тема: Методическое пособие по экологии
Раздел: дошкольное образование
Методическое пособие по экологии
Д о ш к о л ь н ы й
в о з р а с т -
с а м о ц е н н ы й
э т а п
в
формировании экологической
Когда будет срублено последнее дерево,
Когда будет отравлена последняя река,
Когда будет поймана последняя птица,
Только тогда человек поймёт,
Что деньги нельзя есть...
М. Булгаков
культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять
себя
из
окружающей
среды,
развивается
эмоционально
-
ценностное
отношение
к окружающему
миру,
формируются
основы
нравственно-экологических
позиций
личности,
которые
проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании
неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у
детей
экологиче ских
представлений,
норм и
п р а в и л
взаимодействия
с
природой,
воспитание
сопереживания
к
ней,
активность
в
решении
некоторых
экологических
проблем,
выработка эмоционально
-
нравственного
и
действенного
отношения
к
природе.
Экологическая
культура
есть
результат
воспитания,
который
выражается
в
умении
индивида
достигать
гармоничных отношений с окружающей его природой.
Экологическое
воспитание
в
дошкольном
возрасте
только
начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве,
п о м о г у т
р е б е н к у
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
о к р у ж а ю щ е й
действительности, правильно понимать ее бережно относиться к
ней.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для
эстетического,
патриотического,
нравственного
воспитания.
Общение
с
природой
обогащает
духовную
сферу
ребенка,
способствует формированию положительных моральных качеств.
Наглядная
картина
границ
Кемеровской
области,
которая
позволяет
детям визуально
ориентироваться и понимать где
находится река, лес, земля, небо, соотнести живые организмы с
природой.
зарождения
экологической
культуры
и
культуры
экологоцелесообразности.
Цель методического пособия
Формирование
у
детей
дошкольного
возраста
системных
знаний о живой природе, чувства любви к природе, родному
краю
на
основе
разнообразия
животных,
птиц,
рыб,
насекомых.
Соотношение живых существ с местами их обитания
Задачи:
образовательные: ф о р м и р о в а н и е
э л е м е н т а р н ы х
экологических представлений у детей о природе, о связях живых
организмов;
развивающие: развивать
у
детей
умственную
активность,
позитивное
отношение
к
объектам
природы,
формировать
экологическую культуру;
воспитательные: в о с п и т ы в ат ь
у м е н и е
л ю б о в а т ь с я ,
радоваться
и
восхищаться
красотой
природы.
Бережному
отношению к объектам природы.
Ожидаемый результат:
формирование познавательных, практических и творческих умений
экологического характера, навыков природоохранной деятельности
II. Основная.
Теоретическая часть.
Экологическое
воспитание
можно
пропустить
через
все
виды
деятельности дошкольника. Знакомясь с природой, дети открывают
для себя новый мир. Учитывая наглядно - действующее мышление
ведущую роль занимают наглядные познавательные игры.
Наглядные познавательные
игры уточняют, систематизируют и
классифицируют
знания
дошкольников
о
живой
природе.
Развивают речь, память, внимание, наблюдательность. Для детей
наглядное пособие является свободной творческой деятельностью,
полной реальных и жизненно важных переживаний.
Применение наглядных познавательных пособий
дает хороший
результат
лишь
в
том
случаи,
если
учитываются
следующие
особенности:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
-психологический комфорт при занятии;
-учет социального опыта ребенка, его способностей, интересов;
- создание творческой развивающей среды;
- сочетание научности и доступности и красочности материала
Такие пособия
можно проводить как со всей группой, так и
индивидуально,
усложняя
содержание
с
учетом
возраста.
Усложнение включат расширение знаний и развитие мыслительных
операций
Современный мир достаточно богат всевозможными пособиями,
настольными играми
– это отдельный целый огромный мир для
детей. Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем
этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент
вашему ребенку.
Желаю
любознательным
детям,
заботливым
воспитателям
и
родителям
тщательный
и
подход
к
выбору
наглядных
познавательных пособий.
Описание пособия:
Пособие представляет собой яркую, красочную картину - контуры
Кемеровской области, разделенную по границам природных зон.
К пособию прилагаются картинки с изображениями различных
представителей фауны.
Наглядное
познавательное
пособие
предназначено
для
детей
младшего дошкольного возраста. Оно
универсально, так как его
можно использовать в следующей возрастной категории, добавляя
картинки более сложных животных, птиц, рыб и т.д.: Помогает
детям
не
только
познакомиться
с
животными
нашего
замечательного края,
увидеть красоту и разнообразие природы
Сибири,
расширить кругозор воспитанников, развить их память,
внимание,
мышление,
речь.
Способствует
повышению
познавательной активности ребёнка.
Пособие может быть использовано как в совместной деятельности
ребенка и взрослого, так и для самостоятельных и коллективных
игр.
Дети сравнивают животных, находят сходство и различие между
ними,
учатся
устанавливать
соответствие:
природная
зона
–
её
климат, растения, животные, птицы, учатся замечать интересные
особенности внешнего вида, поведения животных.
Детям предлагается определить природную зону по описанию.
Опираясь на пособие можно рассказать о животном или растении,
составлять и отгадывать загадки.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знакомя детей с природой с помощью наглядных
познавательных пособий, влияем на формирование у них бережного
и
внимательного
отношения
к
объектам
живой
природы. В
процессе занятия
дети усваивают правила поведения в природе,
нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная
помощь и сострадание.
В
процессе
общения
с
природой
через
пособие
у
детей
воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение
и
желание
активно
беречь
и
защищать
природу,
видеть
живые
объекты во всём многообразии их свойств и качеств, участвовать в
с о з д а н и и
н е о б х о д и м ы х
у с л о в и й
д л я
н о р м а л ь н о й
жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской
досягаемости,
понимать
важность
охраны
природы,
осознанно
выполнять нормы поведения в природе.