Автор: Лизунова Наталья Кимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 27" г. Сыктывкара
Проект по звуковой культуре речи
«Воспитание звуковой культуры речи у детей
раннего возраста посредством дидактических игр и
упражнений»
Подготовили
Воспитатели I группы
раннего возраста
Лизунова Н. К.
Сыктывкар, 2016 г.
Введение…
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием
излагаемого,
с
учетом
условий
речевого
общения
и
цели
высказывания,
пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим
запасом, грамматическими фактами).
Понятие
«звуковая
культура
речи»
широко
и
своеобразно.
Оно
включает
собственно
произносительные
качества,
характеризующие
звучащую
речь
(звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи
(интонация,
темп
и
др.),
связанные
с
ними
двигательные
средства
выразительности
(мимика,
жесты),
а
так
же
элементы
культуры
речевого
общения
(общая
тональность
детской
речи,
поза
и
двигательные
навыки
в
процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и
речевое
дыхание
-
являются
предпосылкой
и
условием
для
возникновения
звучащей речи. Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи
в
процессе
общения
с
окружающими
их
людьми.
Большое
влияние
на
формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. О. И.
Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой
культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей
чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка,
воспитание выразительности детской речи». Воспитание звуковой культуры речи
не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков.
Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по
звуковой
культуре
речи.
Воспитатель
помогает
детям
овладеть
правильным
речевым
дыханием,
правильным
произношением
всех
звуков
родного
языка,
четким
произнесением
слов,
умением
пользоваться
голосом,
приучает
детей
говорить не торопясь, интонационно выразительно. В то же время в работе по
формированию
звуковой
стороны
речи
воспитатели
могут
использовать
некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления
речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение
недостатков речи.
Актуальность
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.
Своевременное
и
правильное
речевое
развитие
–
необходимое
условие
формирования личности ребенка. Звуковая культура речи является составной
частью речевой культуры. Дети младшего дошкольного возраста овладевают ею в
процессе общения с окружающими людьми. Воспитание звуковой культуры речи
осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной,
грамматически
правильной
речи.
Недостатки
звуковой
культуры
речи
неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым,
резким,
неусидчивым,
у
него
падает
любознательность,
может
возникнуть
умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно
важно
чистое
звукопроизношение,
так
как
правильно
слышимый
и
произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
В настоящее время дети имеют затруднения в правильном владении звуковой
культурой речи, в связи, с чем проект направлен на развитие звуковой культуры
речи.
Тип проекта: познавательный, групповой
Сроки выполнения: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети I группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Цель: воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста посредством
дидактических игр и упражнений.
Задачи:
Дети
Развивать речедвигательный аппарат
Способствовать формированию речевого дыхания
Формировать правильное звукопроизношение
Развивать слуховое внимание
Родители:
привлечь внимание родителей к проблеме в развитии звуковой культуры
речи у детей
создать совместно с родителями уголок по развитию звуковой культуры
речи у детей раннего возраста.
Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию
правильного
речевого
дыхания,
более
четкого
звукопроизношения,
развитию
слухового внимания и речедвигательного аппарата.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный.
На первом этапе педагогами была изучена методическая и научная литература по
теме «Звуковая культура речи», поставлены цель и задачи проекта.
В ходе
изучения
литературы
возникла
необходимость
подобрать
картотеку
дидактических игр и упражнений (Приложение 1), направленных на развитие
звуковой культуры речи у детей раннего возраста, а так же подобрать комплекс
дыхательной гимнастики (Приложение 2) и артикуляционной гимнастики. На
подготовительном этапе необходимо провести консультация с родителями по
теме
«Развитие
речи
детей
раннего
возраста»
(Приложение
3).
Беседа
с
педагогами о необходимости воспитания звуковой культуры речи, начиная с
раннего
возраста,
о
перспективе
внедрения
проекта
в
образовательную
деятельность.
II этап – основной.
План мероприятий с детьми
День недели
Образовательные
области
Вид деятельности
Понедельник
Речевое развитие
Познавательное развитие
Д/и
«Кто
как
кричит»
-
учить
звукоподражанию,
отчетливому
п р о и з н о ш е н и ю
з в у к о в .
(использовать
в
игре
игрушки
домашних животных)
Д/и «Похожие звуки» (см. прил. 1)
Вторник
Физическое развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
НОД
по
физ.
воспитанию
«На
лесной
опушке»
(использовать
маски
диких
ж и в о т н ы х ) .
Дыхательная гимнастика.
Среда
Х у д о ж е с т в е н н о
–
эстетическое развитие
Рисование
на
цветном
песке
« З е р н ы ш к и
д л я
к у р о ч к и » ,
Речевое развитие
Познавательное развитие
и с п о л ь з о в а т ь
в
р а б о т е
у п р а ж н е н и я
с
э л е м е н т а м и
звукоподражания.
(как
кричит
курочка?... как кричит петушок?
…цыпленок?)
Четверг
Речевое развитие
Артикуляционная
гимнастика
по
подгруппам
(3
–
4
ребенка
в
п од г р у п п е )
« П у т е ш е с т в и е
язычка»
Д/и
«Звуковые
дорожки»
(см.
прил. 1)
Пятница
Познавательное развитие
Речевое развитие
Кукольный
театр
«В
гостях
у
бабушки Арины». Использовать в
работе
пальчиковую
гимнастику
« М ы
к а п у с т у
р у б и м … » ,
артикуляционную
гимнастику
« П у т е ш е с т в и е
я з ы ч к а » ,
у п р а ж н е н и е
с
э л е м е н т а м и
звукоподражания.
(мяу,
г а в ,
цокание, му, и др.)
Понедельник
Физическое развитие
Речевое развитие
П/и
«Поймай
кошечку»,
«У
медведя
во
бору»
с
элементами
звукоподражания,
использовать
дыхательную гимнастику.
Д/у «Бабочка лети» (см. прил. 1)
Вторник
Речевое развитие
Д/у
«Отгадай
кто
позвал»
-
развивать
слуховое
внимание,
упражн6ять
в
произношении
звуков.
Д/и «Отзовись» (см. прил.1)
Среда
Речевое развитие
Познавательное развитие
Х у д о ж е с т в е н н о
-
Работа с кенетическим песком по
подгруппам
« И з го т о в л е н и е
угощения для лесных жителей»
эстетическое
Д/у «Дует ветер (см. прил. 1)
Четверг
Речевое развитие
Познавательное развитие
Артикуляционная
гимнастика
«Кошечка», «Покормим собачку»
Д/и
«Подбери
по
цвету»
(см.
прил. 1)
Пятница:
Итоговое
мероприятие
С
детьми:
открытое
НОД
по
развитию
речи
«Дикие
и
домашние животные» (Приложение 7)
С родителями: оформление уголка по звуковой культуре речи.
План
мероприятий
с
педагогами: консультация
«Пение
и
подпевание
как
средство
развития
речи
детей
раннего
возраста»
(приложение
5).
Памятка
«Стимуляция
речевой
активности
детей
раннего
возраста
как
средство
преодоления задержки речевого развития» (приложение 6)
План мероприятий с родителями: консультация «Развитие речи детей раннего
возраста» (приложение 3), Памятка «Ранний возраст – это серьезно. Речевое
развитие» (приложение 4). Акция «Подари книгу»
III этап – заключительный
Оформление уголка по звуковой культуре речи детей раннего возраста.
Вывод: Формирование звуковой культуры речи это сложный процесс, в ходе
которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и
управлять
своими речевыми органами для ее воспроизведения. Речь ребенка
формируется постепенно, вместе
с его ростом и развитием. Ранний возраст
является начальным этапом развития ребенка, ведущей деятельностью которого
является игра. В связи с этим развитие звуковой культуры речи ребенка должно
проходить
посредством
дидактических
игр
и
упражнения,
используя
дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастика, пальчиковые игры.