Автор: Родионова Анастасия Павловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с №79
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Повышение мотивации у детей с речевыми нарушениями к логопедическим занятиям,при помощи универсальных нетрадиционных материалов"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Повышение мотивации детей с речевыми нарушениями к логопедическим
занятиям, при помощи универсальных нетрадиционных материалов»
В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много
внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые
должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент
деятельности, как мотивация, нередко оказывается за рамками анализа специалистов.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые
побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают
этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Дети с речевыми нарушениями демонстрируют слабую мотивацию к исправлению
недостатков своей речи и нуждается в специальной психологической поддержке.
Ни для кого не секрет, что для обеспечения эффективности процесса коррекции
речевых недостатков необходимо многократное повторение речевого материала, а это не
вызывает у детей интереса.
Для того, чтобы разнообразить процесс логопедического воздействия, мы стали
использовать в своей работе универсальные нетрадиционные материалы. Эти материалы
универсальны
в
работе
с
детьми
разной
возрастной
категории,
создают
максимум
возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны
взрослого.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли,
тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и
полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его
психическое развитие.
С каждым годом мы видим тенденцию роста числа детей, имеющих нарушения
речи.
У детей с речевыми нарушениями имеются существенные отклонения не только в
речевом, но и в психомоторном развитии. Отмечается несформированность моторики.
Наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала.
Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение
способности к обобщению. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют
пониженную работоспособность.
В
ходе
коррекции
недостатков
речи
дошкольников
требуются
систематические
логопедические
занятия.
Положительная
динамика
достигается
за
счет
нарастания
сложности речевых упражнений. Но повторение речевого материала не вызывает у детей
интереса. А эффективность работы во многом зависит от положительного фона занятия,
интереса детей к заданиям.
Поэтому
перед
нами
возник
вопрос:
как
наиболее
эффективно
организовать
логопедическое
воздействие,
чтобы
каждое
занятие
было
оптимальным
по
времени,
регулярным, интересным, разнообразным, сочетало работу не только над развитием всех
речевых компонентов, но и над развитием мелкой моторики, психических функций и
способствовало укреплению здоровья детей.
Помог как обычно случай.
Разноцветные
камешки
были
у
меня
дома
как
элемент
декора.
Они
очень
заинтересовали
моего
сына,
он
с
большим
удовольствием
стал
их
рассматривать.
Я
решила
попробовать
применить
камешки
в
своей
работе
и,
вскоре,
поняла,
какую
бесценную службу они нам сослужили в качестве развивающего материала.
Марблс – это небольшая сферическая игрушка, обычно – камешек, изготовленный
из стекла.
Эти камешки различаются по размеру, цвету и форме.
«Марблс» – это универсальный материал, при помощи которого можно изготовить
разнообразные пособия.
Работу с камешками мы сравнили с праздником. А праздник всегда вызывает у
детей радость, улыбку, положительные эмоции, ожидание волшебства.
И
сейчас
я
бы
хотела
предоставить
вам
возможность
самим
придумать
развивающие пособия с данным материалом.
На
наш
взгляд,
камешки
«Марблс»
являются
настоящей
находкой
для
использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Кроме
того, что они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие,
этот
материал
универсален
в
работе
с
детьми
разной
возрастной
категории,
создает
максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со
стороны взрослого.
Игр с «Марблс» можно придумать множество: их можно сортировать по цвету,
форме, размеру, прозрачности.
Камешки «Марблс» очень удобно использовать непосредственно в логопедической
работе для: звукового анализа слов (мы заменили традиционные красные, синие и зеленые
фишки на камешки соответствующих цветов); формирования фонематического слуха и
восприятия (мы использовали их в упражнениях на определение места звука в слове).
Для
дифференциации
звуков
по
твердости
-
мягкости;
составления
схемы
предложения, освоения навыков чтения и письма (сначала дети выкладывали буквы по
образцу, а затем самостоятельно буквы, слоги и целые слова).
Для
развития
тактильных
ощущений
и
снятия
мышечного
напряжения
используется «сухой» бассейн.
Для
развития
мышления
можно
придумать
разнообразные
варианты
игр
«Четвертый лишний».
С «Марблс» очень легко фантазировать и составлять невероятные по красоте и
яркости
картины.
Дети
могут
выкладывали
рисунки
по
образцу
или
самостоятельно
придумывать сюжет.
Таким образом, применение камешков «Марблс» помогает решить большинство
логопедических
задач,
при
этом
привносит
в
занятие
элемент
игры
и
способствует
созданию благоприятного фона.
Еще одним нетрадиционным приемом, используемым нами, является Су-Джок.
Су-Джок терапия – это одно из последних достижений восточной медицины,
разработанное южнокорейским ученым Пак ЧжеВу.
Данная технология оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью
активации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного
мозга.
Для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия
головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже особое
внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в то же время воздействие
на точки соответствия других органов благотворно влияет на весь организм, поднимает
настроение
и
следовательно
достигается
дополнительный
благотворный
эффект
от
массажа.
Я вам предлагаю получить заряд энергии, улучшить наше самочувствие и повысить
настроение при помощи массажа (раздаем шарики)
Мы в своей работе использовали стимуляторы «Су-Джок» не только по их прямому
назначению,
а
также
как
и
камешки
«Марблс»
для
развития
цветовосприятия,
формирования
фонематических
процессов,
освоение
навыков
чтения
и
письма,
для
составления схемы предложений.
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что использование комплексной методики,
сочетающей
традиционные
по
структуре
и
содержанию
логопедические
занятия
с
привлечением
нетрадиционных
материалов,
расширяет
границы
положительного
воздействия на детей, позволяет получить более высокий результат и шире охватить
проблему коррекционной деятельности логопеда в детском саду.
Используемые
в
нашем
детском
саду
нетрадиционные
методы
просты
в
использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, не
имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в
работе с ребёнком даёт положительный эффект.
По результатам наблюдений можно утверждать, что применение нетрадиционных
материалов,
таких
как
камешки
«Марблс»
и
Су-Джок
в
логопедической
работе
способствует:
1.
Созданию благоприятных условий для работы с детьми, а именно:
•
у детей появился интерес к занятию;
•
дети стали более усидчивыми и внимательными;
•
на
занятиях
нет
места
монотонности
и
скуке,
повысилась
работоспособность,
устойчивость к утомлению;
•
эмоциональный подъем, характерный для детей в играх, и развитие положительной
мотивации к логопедическим занятиям также способствовали закреплению новых речевых
навыков, скорейшему усвоению образца правильного звукопроизношения и расширению
речевых возможностей каждого ребенка;
•
процесс коррекции происходит более быстро и эффективно, так как тренировка и
закрепление навыков правильной речи и поведения проводились в более интересных для
детей условиях.
2.
Развитию высших психических процессов. А так как познавательные процессы
развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные
образования,
то
каждое
упражнение,
адресованное
какому-либо
определенному
познавательному процессу, одновременно влияет и на другие;
3.
Развитию мелкой моторики рук.
4.
Творческому развитию детей. На начальном этапе работы по собственному замыслу
дети
выкладывали
элементарные
рисунки
из
камешков.
На
сегодняшний
день
по
самостоятельному замыслу дети выкладывают картины, в которых используются камешки
разнообразных цветов и разных размеров.
Таким
образом,
вариативность
использования
в
логопедической
практике
разнообразных нетрадиционных материалов в коррекции речи детей говорит о явных
преимуществах: повысилось качество работы и мотивация детей к занятиям,
родители
стали более заинтересованы логопедическим процессом, занятия стали интересными и
разнообразными.