Напоминание

"Повышение мотивации у детей с речевыми нарушениями к логопедическим занятиям,при помощи универсальных нетрадиционных материалов"


Автор: Родионова Анастасия Павловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с №79
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Повышение мотивации у детей с речевыми нарушениями к логопедическим занятиям,при помощи универсальных нетрадиционных материалов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Повышение мотивации детей с речевыми нарушениями к логопедическим

занятиям, при помощи универсальных нетрадиционных материалов»

В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много

внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые

должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент

деятельности, как мотивация, нередко оказывается за рамками анализа специалистов.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые

побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают

этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Дети с речевыми нарушениями демонстрируют слабую мотивацию к исправлению

недостатков своей речи и нуждается в специальной психологической поддержке.

Ни для кого не секрет, что для обеспечения эффективности процесса коррекции

речевых недостатков необходимо многократное повторение речевого материала, а это не

вызывает у детей интереса.

Для того, чтобы разнообразить процесс логопедического воздействия, мы стали

использовать в своей работе универсальные нетрадиционные материалы. Эти материалы

универсальны

в

работе

с

детьми

разной

возрастной

категории,

создают

максимум

возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны

взрослого.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития

детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли,

тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и

полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его

психическое развитие.

С каждым годом мы видим тенденцию роста числа детей, имеющих нарушения

речи.

У детей с речевыми нарушениями имеются существенные отклонения не только в

речевом, но и в психомоторном развитии. Отмечается несформированность моторики.

Наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала.

Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение

способности к обобщению. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют

пониженную работоспособность.

В

ходе

коррекции

недостатков

речи

дошкольников

требуются

систематические

логопедические

занятия.

Положительная

динамика

достигается

за

счет

нарастания

сложности речевых упражнений. Но повторение речевого материала не вызывает у детей

интереса. А эффективность работы во многом зависит от положительного фона занятия,

интереса детей к заданиям.

Поэтому

перед

нами

возник

вопрос:

как

наиболее

эффективно

организовать

логопедическое

воздействие,

чтобы

каждое

занятие

было

оптимальным

по

времени,

регулярным, интересным, разнообразным, сочетало работу не только над развитием всех

речевых компонентов, но и над развитием мелкой моторики, психических функций и

способствовало укреплению здоровья детей.

Помог как обычно случай.

Разноцветные

камешки

были

у

меня

дома

как

элемент

декора.

Они

очень

заинтересовали

моего

сына,

он

с

большим

удовольствием

стал

их

рассматривать.

Я

решила

попробовать

применить

камешки

в

своей

работе

и,

вскоре,

поняла,

какую

бесценную службу они нам сослужили в качестве развивающего материала.

Марблс – это небольшая сферическая игрушка, обычно – камешек, изготовленный

из стекла.

Эти камешки различаются по размеру, цвету и форме.

«Марблс» – это универсальный материал, при помощи которого можно изготовить

разнообразные пособия.

Работу с камешками мы сравнили с праздником. А праздник всегда вызывает у

детей радость, улыбку, положительные эмоции, ожидание волшебства.

И

сейчас

я

бы

хотела

предоставить

вам

возможность

самим

придумать

развивающие пособия с данным материалом.

На

наш

взгляд,

камешки

«Марблс»

являются

настоящей

находкой

для

использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Кроме

того, что они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие,

этот

материал

универсален

в

работе

с

детьми

разной

возрастной

категории,

создает

максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со

стороны взрослого.

Игр с «Марблс» можно придумать множество: их можно сортировать по цвету,

форме, размеру, прозрачности.

Камешки «Марблс» очень удобно использовать непосредственно в логопедической

работе для: звукового анализа слов (мы заменили традиционные красные, синие и зеленые

фишки на камешки соответствующих цветов); формирования фонематического слуха и

восприятия (мы использовали их в упражнениях на определение места звука в слове).

Для

дифференциации

звуков

по

твердости

-

мягкости;

составления

схемы

предложения, освоения навыков чтения и письма (сначала дети выкладывали буквы по

образцу, а затем самостоятельно буквы, слоги и целые слова).

Для

развития

тактильных

ощущений

и

снятия

мышечного

напряжения

используется «сухой» бассейн.

Для

развития

мышления

можно

придумать

разнообразные

варианты

игр

«Четвертый лишний».

С «Марблс» очень легко фантазировать и составлять невероятные по красоте и

яркости

картины.

Дети

могут

выкладывали

рисунки

по

образцу

или

самостоятельно

придумывать сюжет.

Таким образом, применение камешков «Марблс» помогает решить большинство

логопедических

задач,

при

этом

привносит

в

занятие

элемент

игры

и

способствует

созданию благоприятного фона.

Еще одним нетрадиционным приемом, используемым нами, является Су-Джок.

Су-Джок терапия – это одно из последних достижений восточной медицины,

разработанное южнокорейским ученым Пак ЧжеВу.

Данная технология оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью

активации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного

мозга.

Для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия

головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже особое

внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в то же время воздействие

на точки соответствия других органов благотворно влияет на весь организм, поднимает

настроение

и

следовательно

достигается

дополнительный

благотворный

эффект

от

массажа.

Я вам предлагаю получить заряд энергии, улучшить наше самочувствие и повысить

настроение при помощи массажа (раздаем шарики)

Мы в своей работе использовали стимуляторы «Су-Джок» не только по их прямому

назначению,

а

также

как

и

камешки

«Марблс»

для

развития

цветовосприятия,

формирования

фонематических

процессов,

освоение

навыков

чтения

и

письма,

для

составления схемы предложений.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что использование комплексной методики,

сочетающей

традиционные

по

структуре

и

содержанию

логопедические

занятия

с

привлечением

нетрадиционных

материалов,

расширяет

границы

положительного

воздействия на детей, позволяет получить более высокий результат и шире охватить

проблему коррекционной деятельности логопеда в детском саду.

Используемые

в

нашем

детском

саду

нетрадиционные

методы

просты

в

использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, не

имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в

работе с ребёнком даёт положительный эффект.

По результатам наблюдений можно утверждать, что применение нетрадиционных

материалов,

таких

как

камешки

«Марблс»

и

Су-Джок

в

логопедической

работе

способствует:

1.

Созданию благоприятных условий для работы с детьми, а именно:

у детей появился интерес к занятию;

дети стали более усидчивыми и внимательными;

на

занятиях

нет

места

монотонности

и

скуке,

повысилась

работоспособность,

устойчивость к утомлению;

эмоциональный подъем, характерный для детей в играх, и развитие положительной

мотивации к логопедическим занятиям также способствовали закреплению новых речевых

навыков, скорейшему усвоению образца правильного звукопроизношения и расширению

речевых возможностей каждого ребенка;

процесс коррекции происходит более быстро и эффективно, так как тренировка и

закрепление навыков правильной речи и поведения проводились в более интересных для

детей условиях.

2.

Развитию высших психических процессов. А так как познавательные процессы

развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные

образования,

то

каждое

упражнение,

адресованное

какому-либо

определенному

познавательному процессу, одновременно влияет и на другие;

3.

Развитию мелкой моторики рук.

4.

Творческому развитию детей. На начальном этапе работы по собственному замыслу

дети

выкладывали

элементарные

рисунки

из

камешков.

На

сегодняшний

день

по

самостоятельному замыслу дети выкладывают картины, в которых используются камешки

разнообразных цветов и разных размеров.

Таким

образом,

вариативность

использования

в

логопедической

практике

разнообразных нетрадиционных материалов в коррекции речи детей говорит о явных

преимуществах: повысилось качество работы и мотивация детей к занятиям,

родители

стали более заинтересованы логопедическим процессом, занятия стали интересными и

разнообразными.



В раздел образования