Напоминание

"Ах, война, что ты сделала, подлая"


Автор: Тимофеева Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Верхняя Пышма, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Ах, война, что ты сделала, подлая"
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала

Вместо свадеб – разлуки и дым…»

Аудитория: обучающиеся 1 и 2 курса.

Автор: преподаватель русского языка и литературы Тимофеева Н.В.

Место работы: ВПМТТ «Юность»

Тема урока: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала…»

Цели:

- расширить знания, полученные на уроках истории и литературы о ВОВ;

- создать условия для более глубокого ознакомления подростков с

историческими этапами и событиями ВОВ;

- расширить понимание роли победы Советского союза в ВОВ, ее значение

и

влияние

на

формирование

национального

самосознания

российских

граждан;

- анализировать и интерпретировать поэтическое произведение;

- формировать навыки независимого мышления, критического осмысления

и

выработки

мировоззренческих

суждений,

основанных

на

моральных

ценностях гражданского общества;

- формировать неприятие к любым проявлениям фашизма, толерантность,

историческое мышление и сочувствие к жертвам геноцида.

Задачи:

- учить анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя

сведения по истории и теории литературы;

- учить проводить поисковую работу тематического поэтического текста;

- учить высказывать свое мнение;

- выразительно читать поэтический текст, соблюдая нормы литературного

произношения;

- соотносить художественную литературу с общественной и исторической

жизнью

и

культурой

страны,

раскрывать

конкретно-историческое

и

общечеловеческое содержание выбранного литературного произведения.

Форма урока: тематический урок.

Методические приемы: индивидуальные беседы с анализом поэтического и

прозаического текстов, музыкальное и видеосопровождение, использование

документального фильма, фотографий ВОВ.

Гипотеза:

- если активизировать читательский интерес учащихся, то они смогут

осознанно

воспринимать

поэтическое

произведение

в

единстве

формы

и

содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой

анализ;

-интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских

ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- осознавать опасность увлечения

молодежи идеями фашизма и

национализма, видеть прямую связь с мировым терроризмом.

Оборудование:

документальный

фильм

«Обыкновенный

фашизм»,

презентация фотографий о ВОВ, видеосюжеты военной хроники. Стихи,

музыка и песни о ВОВ советских и русских поэтов и композиторов.

Предварительная подготовка к уроку:

- индивидуальная подборка стихов, отработка навыков выразительного

чтения;

- презентация фотографий о ВОВ;

- подборка видеосюжетов.

Ход урока

Слова учителя: Все дальше от нас Великая Отечественная война,

уходят в прошлое события военных лет. Но для меня лично тема войны в

русской литературе самая болезненная и трепетная.

Почему? Может быть, перефразировав, я скажу словами Н. Дмитриева.

В шестидесятые рождены,

Войны не знали мы, и все же

В какой — то мере все мы тоже

Вернувшиеся с той войны

Чтец. «22июня 1941 года», Степан Щипачев.

Муз. « Синий платочек »

22 июня 1941 года

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрыли люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких – то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,

А славил бы всю жизнь свою дорогу,

Когда б армейским скромным трубачом

Я эти пять минут трубил тревогу.

Слова учителя: «Жестокость является благом для будущего... Войну

против России нельзя вести по рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной,

безжалостной и неукротимой жестокостью... Ты должен со знанием своего

достоинства

проводить

самые

жестокие

и

беспощадные

мероприятия

,

которые требует от тебя германия».

Чтец: « Над убитым ребенком». Михаил Голодный.

Муз. «Священная война»

Стих, Лебедева - Кумача

Муз. Александрова

Над убитым ребенком

В траве некошеной – замученный ребенок.

Смерть не дала ему больших ресниц смежить.

И светлые глаза глядят как бы спросонок

На этот мир в цвету, где я остался жить.

А солнце высоко; не зная преступленья,

Щебечут птицы, сердце полонив.

И, словно в пьяном сне, над жертвою глумленья

Рой синих мух жужжит среди цветущих нив!

И, вспомни в друг о том, что за поселком где – то

Мать жаркую слезу смахнет с лица тайком,

Не жду я от друзей ни вздоха, ни ответа,-

Хочу я одного – врага найти штыком!...

Слова учителя: Первого сентября 1939 года фашистская Германия напала

на Польшу, Началась Вторая Мировая война. Путь к победе был труден и

долог. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь, смерть, боль и горечь

утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых

побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести.

Живая память о бессмертном народном подвиге – стихи советских поэтов,

участников грозовых событий ВОВ. Набатным колоколом зазывали их голоса

с первых же дней фашистского нашествия, мобилизуя свой народ на борьбу,

на победу.

Чтец: «Две строчки». Александр Твардовский.

Две строчки

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце – парнишке,

Что был в сороковом году

Лежало как – кто неумело

По детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далёко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал,

Да лед за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,

С чего – ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

Слова учителя: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны.

Уничтожь

в

себе

жалость

и

сострадание

убивай

всякого

русского,

советского,

не

останавливайся,

если

перед

тобой

старик

или

женщина,

девочка или мальчик, - убивай...» Это была памятка каждому фашистскому

солдату.

Чтец: «Майор привез мальчишку на лафете». Константин Симонов.

Майор привез мальчишку на лафете. Песня «Эх, дороги»,

Майор привез мальчишку на лафете. Авт. Лев Ошанин

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой…

Ты говоришь что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой придти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

За тридевять земель, в горах Урала,

Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,

Я верю: мы, во что бы то не стало

В конце концов, увидимся с тобой.

Но если нет, когда наступит дата

Ему, как мне, идти в такие дни

Вслед за отцом, по праву как солдата.

Прощаясь с ним меня ты помяни.

Слова учителя: Гитлер заявил: « Дайте мне десять лет, и вы не узнаете

Германию. И точно, немцы не узнали свою страну в гитлеровском рейхе, она

вся

была

опутана

колючей

проволокой.

Тысяча

сто

концентрационных

лагерей было на территории фашистского государства.

Чтец: «Они с детьми погнали матерей»

Муз. «Бухенвальдский

набат»

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, куча дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят...

Нет. Этого я не забуду дня,

Я незабудку никогда, в веки!

Я видел: плакали, как дети, реки.

И в ярости рыдала мать — земля...

Я слышал мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался звук...

Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -

И хочет вырваться из рук ребенок.

И страшен, плачь , и голос тонок.

И в сердце он вонзается, как нож.

Слова учителя: В концлагерях, созданных гитлеровцами, совершались

различные

насилия

и

истязания

над

людьми.

Например,

комендант

Янковского лагеря ради развлечения стрелял в заключенных с балкона своей

канцелярии. Патом передавал автомат жене, и она тоже также стреляла.

Иногда

для

того

чтобы

доставить

удовольствие

дочери,

он

заставлял

подбрасывать в воздух четырех и двух летних детей и давал по ним очередь

из автоматов. Дочь в ответ аплодировала и кричала: «Пап, еще» . В 1943 году

в день рождения Гитлера ( ему исполнилось 54 года) он лично выбрал из

числа заключенных 54 человека и расстрелял их. А однажды сотрудник

гестапо с руководителями лагеря поспорил, что он одним ударом секиры

разрубит мальчика. В доказательство он поймал в лагере 10 — летнего

мальчишку , поставил его на колени, заставил сложить руки ладонями вместе

т пригнуть к ним голову, примерился и ударом секиры разрубил мальчика

вдоль туловища.

Известны такие случаи когда фашисты, работавшие в лагере смерти,

сами душили женщин и детей. А мужчин зимой замораживали в бочках с

водой; подвешивали заключенных за ноги к столбам и так оставляли их до

наступления

смерти;

протыкали

тело

заключенных

куском

железа,

плоскогубцами

вырывали

у

женщин

ногти,

а

затем

подвешивали

их

за

волосы, раскачивали и стреляли по движущейся мишени».

Чтец: « Родился мальчик в дни войны», Александр Твардовский

Родился мальчик в дни войны

Родился мальчик в дни войны,

Да не в отцовском доме,

Под шум чужой порскай волны,

В бараке на соломе.

Зачем ты, горестный такой,

Слеза моя росиночка

На свет явился в час лихой,

Краса моя кровиночка?

Зачем в такой недобрый срок

Зазеленела веточка?

Зачем случился ты сынок,

Моя родная деточка?

Зачем ты тянешься к груди

Озябшими ручонками

Не чуя горя впереди,

В тряпье сучишь ножонками?

Живым родился ты на свет,

А в мире зло несытое.

Живым - беда, а мертвым — нет,

У смерти по защитою.

Целуя зябкий кулачок,

На сына мать глядела:

А я причем, - скажи, сынок,-

А мне какое дело?

Скажи: какое дело мне,

Что ты в беде , родная?

Ни о беде, ни о войне,

Ни о родимой стороне,

Ни о немецкой чужбине

Я, мама, знать не знаю.

Слова

учителя:

В

с о о т в е т с т в и и

с

п л а н о м

Б а р б а р о с с а

предусматривалось

захватить

город

Ленинград

и

уничтожить

балтийский

флот. И с 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась

900дней и ночей. Люди падали от голода прямо

на улице — замерзали,

умирали.

Покойники

были

страшными

:

кости,

обтянутые

кожей,

не

закрывающиеся рты... Самыми первыми умирали грудные детишки, затем

дошколята, школьники, подростки и мужчины. В кольце блокады Ленинграда

оказалось 2млн. 887 тыс. человек.

Чтец «Отец и сын», А.Твардовский

«Отец и сын»

Быть может, все несчастье

От почты полевой:

Его считали мертвым,

А он пришел живой.

Живой, покрытый славой,

Порадуйся, семья!

Глядит - кругом чужие.

- А где жена моя?

- Она ждала так долго,

Так велика война.

С твоим бывалым другом

Сошлась твоя жена.

- Так где он? С ним по-свойски

Поговорить бы мне.

Но люди отвечают:

- Погибнул на войне.

Жена второго горя

Не вынесла. Она

Лежит в больнице. Память

Ее темным-темна.

И словно у солдата

Уже не стало сил.

Он шепотом чуть слышно:

- А дочь моя?- спросил.

И люди не посмели,

Солгав, беде помочь:

- Зимой за партой в школе

Убита бомбой дочь.

О, лучше б ты не ездил,

Солдат, с войны домой!

Но он еще собрался

Спросить:- А мальчик мой?

- Твой сын живой, здоровый,

Он ждал тебя один.

И обнялись, как братья,

Отец и мальчик-сын.

Как братья боевые,

Как горькие друзья.

- Не плачь,- кричит мальчишка,

Не смей,- тебе нельзя!

А сам припал головкой

К отцовскому плечу.

- Возьми меня с собою,

Я жить с тобой хочу.

Слова

учителя:

С

каждым

годом

становятся

все

дальше

от

нас

героические и трагические годы Великой Отечественной войны, но никогда

мы не должны забывать о том, какой ценой досталась нам победа.

Чтец: « Реквием», Роберт Рождественский

« Реквием»,

Помните!

Через века,

Через года,-

Помните!

О тех,

Кто уже не придет

Никогда,-

помните!

Не плачьте

В горле

Сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!

Люди!

Покуда сердца

стучатся,-

помните!

Какою

Ценой

Завоевано счастье,-

пожалуйста,

помните!

Песню свою

Отправляя в полет,-

помните!

О тех,

кто уже никогда

не споет,-

помните!

Детям своим

Расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

Детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

земли

помните!

К мерцающим звездам

ведя корабли,-

о погибших

помните!

Встречайте

трепетную весну,

люди земли.

Убейте

Войну,

Прокляните

Войну,

Люди земли!

Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!...

Но о тех,

Кто уже не придет

никогда,-

заклинаю,-

помните!

Чтец: « Моё поколение», Семен Гудзенко

МОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -

только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,

все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Слова учителя: Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и

каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня

становилась все ближе, все нужнее. Катюша провожала милого на войну, а

потом и сама отправлялась в партизанский отряд, чтобы с оружием в руках

отстоять свою землю.



В раздел образования